№ 2-56/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
13 января 2021 года Центральный районный суд г. Воронежа в составе:
председательствующего судьи Клочковой Е.В.,
при секретаре Селивановой Е.В.,
с участием:представителя ответчика ГУ МВД России по Воронежской области по доверенности Сорокиной Д.А.,
в отсутствие истца, 3-его лица,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Горелова Владимира Александровича к ГУ МВД России по Воронежской области о признании права на получение пенсии с 26.07.2012 по должностному окладу 10 тарифного разряда, взыскании недоплаты пенсии за период с 26.07.2012 по 31.07.2020, обязании производить расчет пенсии с 01.08.2020 из денежного довольствия по 10 тарифному разряду должностного оклада,
установил:
Горелов В.А. обратился в суд с указанным иском, ссылаясь на то, что
в период с 1990 по 2012 годы проходил службу в войсковой части № 3677 ВВ МВД России откуда и был уволен с должности командира взвода в звании старшего прапорщика.
С 26.07.2012 истцу ответчиком была назначена пенсия за выслугу лет согласно Закона РФ от 12.02.1993 г. № 4468-1 «О пенсионном обеспечении военнослужащих и лиц проходивших службу в органах внутренних дел, и их семей» в размере 62% за 24 года службы вВВ МВД России включая службу по призыву.
Во исполнение вышеуказанного Указа Президента РФ было издано постановление Правительства РФ от 26.06. 2002 г. № 462 которым с 1 июля 2002 г. была установлена единая схема окладов по воинским должностям военнослужащих, проходящих военную службу по контракту. Ранее действовавшая тарифная сетка должностных окладов прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы, утвержденная постановлением Правительства РФ от 27 января 1993 г. № 682 была отменена постановлением Правительства РФ от 01 июля 2002 г. № 486.
Приказом МВД России от 19.11.2002 № 1117 «Об утверждении перечней воинских должностей, замещаемых офицерами, и соответствующих им воинских званий, тарифных разрядов офицеров и высших офицеров внутренних войск МВД России» в разделе 10 Управление взвода, воинская должность командира взвода(кроме особо поименованных)соответствует 10 тарифному разряду по воинскому званию старшего лейтенанта.
В дальнейшем издавались приказы МВД России: № 722 от 21.09.2009 г.; № 868дсп от 20.12.2010 г.; № 385 от 17.05.2011 г.; № 996дсп от 20.12.2013 г. с перечнем воинских должностей замещаемых офицерами соответствующих им воинским званиям и тарифным разрядам, где должность командира взводакоторую истец занимал перед увольнением со службы определена по 10 тарифному разряду.
Считает, что ответчиком не было принято во внимание Постановление Правительства РФ от 26.06.2002 г. № 462, что привело к нарушению его пенсионных прав. Размер назначаемой пенсии подлежал приведению к установленному нормативными актами порядку.
Начиная с 1 июля 2002 военнослужащим, исполняющим на день увольнения воинские должности, подлежащие замещению офицерами и не имевших воинских званий офицеров, в денежное довольствие для исчисления пенсий стали включать оклады в соответствии с занимаемыми воинскими должностями.
Проводимое с 01.07.2002 Правительством РФ реформирование денежного довольствия военнослужащих вопреки принятым правовым актам в период службы не отразилось на размере его тарифного разряда, размер которого остался прежним 9 вместо 10. Поскольку на момент его увольнения истец занимал должность подлежащую замещению офицерским составом, то начиная с 26.07.2012 истцом должностной оклад по фактически занимаемой должности, при расчете пенсии подлежал применению по 10 тарифному разряду, вместо 9 который был отражен в его денежном аттестате.
В результате образовалась недоплата пенсии по вине органа назначающего и выплачивающего пенсию. Статьей 58 Закона РФ № 4468-1 от 12.02.1993 г. «О пенсионном обеспечении лиц,...» установлено, что сумма пенсии, не полученная своевременно по вине органа, назначающего или выплачивающего пенсию, выплачивается за прошлое время без ограничения каким-либо сроком.
С наступлением 2012 года в РФ была проведена очередная реформа денежного довольствия военнослужащих и сотрудников силовых структур, размеры которых по типовым должностям устанавливались Правительством РФ, а не по типовым приказами ведомственных Министров и руководителей, где была предусмотрена военная служба.
Приказом МВД России от 19.12.2011 г. № 1267 «О размерах месячных окладов в соответствии с занимаемыми воинскими должностями военнослужащих внутренних войск МВД России, проходящих военную службу по контракту» с 01.01.2012 были установлены должностные оклады по 10 тарифному разряду - 20000 руб., по 9 тарифному разряду - 18000 руб.
В судебное заседание истец - Горелов В.А. и его представитель не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом, от истца имеется телефонограмма.
В судебном заседании представитель ответчика ГУ МВД России по Воронежской области по доверенности Сорокина Д.А. исковые требования не признала, просила суд отказать в их удовлетворении по основаниям, изложенным в письменных возражениях, приобщенных к материалам дела.
Третьелицо в/ч 3677 о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом извещено, о чем имеется уведомление,в судебное заседание представитель не явился.
Суд, выслушав представителя ответчика, оценив представленные доказательства, приходит к следующим выводам.
Как установлено судом и следует из материалов дела,в период с 1990 по 2012 годы истец проходил службу в войсковой части № 3677 ВВ МВД России откуда и был уволен с должности командира взвода в звании старшего прапорщика.
С 26.07.2012 истцу ответчиком была назначена пенсия за выслугу лет согласно Закона РФ от 12.02.1993 г. № 4468-1 «О пенсионном обеспечении военнослужащих и лиц проходивших службу в органах внутренних дел, и их семей» в размере 62% за 24 года службы в ВВ МВД России включая службу по призыву.
Пенсия за выслугу лет была назначена истцу по нормам Закона РФ от 12.02.1993 № 4468-1 «О пенсионном обеспечении военнослужащих и лиц, проходивших службу в органах внутренних дел, и их семей», согласно которого она исчисляется из денежного довольствия по последнему месту службы в состав которого включаются, в порядке определяемом Правительством РФ, должностной оклад, оклад по воинскому званию или оклад по специальному званию и процентная надбавка за выслугу лет.
С принятием в 1993 г. Закона РФ «О статусе военнослужащих» на истца, как на военнослужащего внутренних войск МВД России стали распространяться его положения, как и на граждан, уволенных со службы, и членов их семей с некоторыми ограничениями, установленными рядом федеральных законов.
Согласно п.2 ст.12 Закона «О статусе военнослужащих» (в ред. от 07.05.2002 г. № 49-ФЗ), порядок определения окладов по типовым и не типовым воинским должностям стал значительно различаться. Оклады по типовым воинским должностям, оклады по воинским званиям военнослужащих проходящих службу по контракту, и дополнительных выплат определяются Правительством РФ. Оклады по нетиповым воинским должностям устанавливаются ведомственными министрами и руководителями в которых законом предусмотрена военная служба.
Во исполнение Указа Президента РФ от 04.03.2002 № 249 в целях совершенствования денежного довольствия военнослужащих и унификации основных подходов к формированию денежного довольствия военнослужащих и денежного содержания федеральных государственных служащих Правительством РФ с 01.07.2002 было проведено реформирование денежного довольствия военнослужащих.
Правительством РФ было принято постановление от 26.06.2002 № 462, которым с 1 июля 2002 г. была установлена единая схема окладов по воинским должностям военнослужащих, проходящих военную службу по контракту. Ранее действовавшая тарифная сетка должностных окладов прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы, утвержденная постановлением Правительства РФ от 27 января 1993 г. №682, была отменена Постановлением Правительства РФ от 01 июля 2002 г. № 486.
Поскольку должность командира взвода приведена в указанном постановлении Правительства РФ, она, по мнению суда, вопреки доводам ответчика является типовой, что также подтверждается текстом приказа МВД РФ от 08.08.2002 № 754.
Должность командира взвода имеет примечание, из которого следует, что она является типовой.
Приказом МВД России от 19.11.2002 № 1117 «Об утверждении перечней воинских должностей, замещаемых офицерами, и соответствующих им воинских званий, тарифных разрядов офицеров и высших офицеров внутренних войск МВД России» в разделе 10 Управление взвода, воинская должность командира взвода (кроме особо поименованных) соответствует 10 тарифному разряду по воинскому званию старшего лейтенанта.
Судом установлено, что вопреки данным правовым актам должностной оклад истца при назначении на должность командира взвода необоснованно исчислялся по 9 тарифному разряду, что было отражено в денежном аттестате при назначении пенсии.
В дальнейшем издавались приказы МВД России: № 722 от 21.09.2009, № 868дсп от 20.12.2010, № 385 от 17.05.2011, № 996дсп от 20.12.2013 с перечнем воинских должностей замещаемых офицерами соответствующих им воинским званиям и тарифным разрядам, где должность командира взвода, которую занимал истец перед увольнением со службы, определена также по 10 тарифному разряду.
Поскольку, как установлено судом, на момент увольнения истец занимал должность, подлежащую замещению офицерским составом, то начиная с 26.07.2012,его должностной оклад для расчета пенсии подлежал применению по 10 тарифному разряду.
Ответчиком при назначении истцу пенсии необоснованно не были приняты во внимание положения Постановления Правительства РФ от 26.06.2002 № 462.
Учитывая изложенное, следует признать, что у истца образовалась недоплата пенсии по вине органа назначающего и выплачивающего пенсию, в связи с чем, требование истца о признании права на получение назначенной пенсии с 26.07.2012 года по должностному окладу 10 тарифного разряда является законным и обоснованным, подлежащим удовлетворению.
Статьей 58 Закона РФ № 4468-1 от 12.02.1993 установлено, что сумма пенсии, не полученная своевременно по вине органа, назначающего или выплачивающего пенсию, выплачивается за прошлое время без ограничения каким-либо сроком.
В 2012 году в Российской Федерации была проведена очередная реформа денежного довольствия военнослужащих и сотрудников силовых структур, размеры которых по типовым должностям устанавливались Правительством РФ, а по не типовым приказами ведомственных Министров.
Приказом МВД от 19.12.2011 № 1267 «О размерах месячных окладов в соответствии с занимаемыми воинскими должностями военнослужащих внутренних войск МВД России, проходящих военную службу по контракту» с 01.01.2012 были установлены должностные оклады по: 10 тарифному разряду – 20000 руб., а по 9 тарифному разряду – 18000 руб.
Согласно представленного истцом расчета (л.д.5-6)недоплата пенсииза период с 26.07.2012 по 31.07.2020 составила 105028 руб.которая и подлежит взысканию в пользу истца. Представленный истцом расчет суд принимает во внимание, поскольку он соответствует размерам должностного оклада соответствующего тарифного разряда, рассчитан с соответствующей процентной надбавкой, коэффициентов, спорный периодов, проверен как правильный.Ответчиком расчет не оспорен,контррасчет не представлен.
Ответчик в своих возражениях, относительно заявленных исковых требований ссылается на то, что в силу пунктов 12, 13 Инструкции об организации работы по пенсионному обеспечению в системе МВД России, утверждённому приказом МВД России от 09.01.2018 № 7 (ранее действовал приказ МВД России от 27.05.2005 №418), документы о назначении пенсии представляются кадровыми подразделениями в пенсионные органы не позднее 10 дней со дня подачи сотрудником заявления о назначении пенсии. В перечень документов, предоставляемых кадровыми подразделениями в пенсионные органы, входит, в том числе, и денежный аттестат. Из пенсионного дела истцаследует, что денежный аттестат содержит указание на 9 тарифный разряд должностного оклада по занимаемой должности истца на момент увольнения. Полагает, что в данном случае, у пенсионного органа не имелось правовых оснований для пересмотра размера должностного оклада для исчисления пенсии, увеличивая тарифный разряд по должности с 9 на 10.
Кроме того, ответчик указывал, что в соответствии с п. 2 Постановления Правительства РФ от 05.12.2011 года №992 с 01.01.2012 размеры окладов по нетиповым воинским должностям установлены руководителями соответствующих федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба. Приказом МВД России от 19.12.2011 №1267 утверждены с 01.01.2012 размеры месячных окладов в соответствии с занимаемыми воинскими должностями военнослужащих, проходящих службу по контакту. Согласно п. 3 Постановления Правительства РФ от 05.12.2011 № 992 при пересмотре размеров пенсий, назначенных гражданам до 1 января 2012 в соответствии с Законом РФ от 12.02.1993 № 4468 - 1, применяются оклады по воинским должностям и оклады по воинским званиям, установленные в соответствии с пунктами 1 и 2 указанного Постановления.
По мнению ответчика, в связи с принятием Постановления Правительства РФ от 05.12.2011 №992 и приказа МВД России от 19.12.2011 №1267 у пенсионного органаотсутствовали правовые основания для изменения тарифного разряда.
Также ответчик считал, что истцом не представлено доказательств, подтверждающих то, что его должность, которую он замещал на момент увольнения, подлежала замещению офицерами. Должность истца «командир взвода материального и технического обеспечения» являлась нетиповой воинской должностью. Истец на момент увольнения с военной службы находился в воинском звании «старший прапорщик» и к офицерскому составу не относился.
Суд находит данные доводы ответчика не обоснованными, посколькуна момент увольнения истца и назначения пенсии действовало Положение о денежном довольствии военнослужащих, утвержденное приказом МВД СССР от 20.09.1977 в соответствии со ст. 49 которого, военнослужащие не имевшие воинского звания офицера исполняющие воинские должности офицерского состава, оклады по воинской должности устанавливались по 9 тарифному разряду схемы должностных окладов, т.е. с понижением на 1 тарифный разряд.
С принятием Постановления Правительства РФ от 26.06.2002 № 462 было проведено реформирование денежного довольствия согласно которого с 1 июля 2002 г. была установлена единая схема окладов по воинским должностям военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, согласно которых данные ограничение в отношение военнослужащих, не имевших воинских званий офицеров, но занимавших воинские должности были устранены.
Таким образом, с принятием новой схемы окладов по воинским должностям для действующих военнослужащих, устранялись для истца действовавшие ограничения расчета его пенсии по признакам относимости к офицерскому составу.
Изменение любой составляющей денежного довольствия у действующих военнослужащих, по мнению суда, должно влечь перерасчет пенсий их получателям, одновременно с увеличением этой составляющей.
Согласно представленным документам последней занимаемой должностью истца на день увольнения являлась должность командира взвода, которая является офицерской должностью в силу прямого указания в тексте Приказа МВД России от 08.08.2002 № 754, где в разделе «Воинские должности, подлежащие комплектованию офицерами» в Приложении №1 с оговоркой (кроме особо поименованных).
Особо поименованные должности были приведены в Приказе № 1117 от 19.11.2002, где в разделе 10 «Управление взводом» приводится исчерпывающий перечень воинских должностей командиров взводов, т.е. в нем перечислены особо поименованные должности, а все остальные должности тарифицируются по 10 тарифному разряду.
Соответственно начиная с 01.07.2002 военнослужащим, исполняющим на день увольнения воинские должности, подлежащие замещению офицерами и не имевших воинских званий офицеров, в денежное довольствие для исчисления пенсий следовало включать оклады в соответствии с занимаемыми воинскими должностями.
Неисполнение ответчиком требований приведенных нормативных актов повлекло, по мнению суда, существенное снижение размера должностного оклада истца принимаемого при назначении его пенсии.
Должность командира взвода с 01.07.2002 по новой единой схеме должностных окладов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 26.06.2002 № 462 в дальнейшем была отражена в следующих приказах МВД России:от 22.07.2008 № 640 в прил. № 1; от 21.09.2009 № 722 в прил. № 1; от 17.05.2011 № 385 в прил. № 1; от 19.12.2011 № 1267 в прил. № 1.
Все перечисленные приказы имеют примечание в виде знака «*» из которых следует, что ряд приведенных должностей в приказе являются типовыми, поскольку были приведены в Постановлении Правительства от 26.06.2002 № 462 и в числе них должность командир взвода (кроме особо поименованных) и соответствуют 10 тарифному разряду, следовательно, не требовалось ее тарификации Комиссией МВД РФ по разрешению спорных вопросов пенсионного обеспечения.
Согласно ст. 58 базового Закона установлено, что сумма пенсии, неполученная своевременно по вине органа, назначающего или выплачивающего пенсию, выплачивается за прошлое время без ограничения каким-либо сроком.
Учитывая изложенное, требования истца являются законными и обоснованными, а возражения ответчика безосновательными и противоречащими вышеуказанным положениям, при этом пенсия истцу с 01 августа 2020 года подлежит начислению из денежного довольствия по 10 тарифному разряду должностного оклада.
Руководствуясь ст. ст. 56, 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Признать заГореловым Владимиром Александровичем право на получение назначенной за выслугу лет пенсии с 26.07.2012 года по должностному окладу 10 тарифного разряда.
Взыскать с ГУ МВД России по Воронежской области в пользу Горелова Владимира Александровича недоплаченную пенсию за период с 26.07.2012 по 31.07.2020 годов в размере 105028 руб.
Обязать ГУ МВД России по Воронежской области производить Горелову Владимиру Александровичу расчет пенсии с 01 августа 2020 года из денежного довольствия по 10 тарифному разряду должностного оклада.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Воронежский областной суд через Центральный районный суд г. Воронежа в течение одного месяца со дня его принятия судом в окончательной форме.
Судья Е.В.Клочкова
Решение суда изготовлено в окончательной форме20.01.2021.
№ 2-56/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
13 января 2021 года Центральный районный суд г. Воронежа в составе:
председательствующего судьи Клочковой Е.В.,
при секретаре Селивановой Е.В.,
с участием:представителя ответчика ГУ МВД России по Воронежской области по доверенности Сорокиной Д.А.,
в отсутствие истца, 3-его лица,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Горелова Владимира Александровича к ГУ МВД России по Воронежской области о признании права на получение пенсии с 26.07.2012 по должностному окладу 10 тарифного разряда, взыскании недоплаты пенсии за период с 26.07.2012 по 31.07.2020, обязании производить расчет пенсии с 01.08.2020 из денежного довольствия по 10 тарифному разряду должностного оклада,
установил:
Горелов В.А. обратился в суд с указанным иском, ссылаясь на то, что
в период с 1990 по 2012 годы проходил службу в войсковой части № 3677 ВВ МВД России откуда и был уволен с должности командира взвода в звании старшего прапорщика.
С 26.07.2012 истцу ответчиком была назначена пенсия за выслугу лет согласно Закона РФ от 12.02.1993 г. № 4468-1 «О пенсионном обеспечении военнослужащих и лиц проходивших службу в органах внутренних дел, и их семей» в размере 62% за 24 года службы вВВ МВД России включая службу по призыву.
Во исполнение вышеуказанного Указа Президента РФ было издано постановление Правительства РФ от 26.06. 2002 г. № 462 которым с 1 июля 2002 г. была установлена единая схема окладов по воинским должностям военнослужащих, проходящих военную службу по контракту. Ранее действовавшая тарифная сетка должностных окладов прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы, утвержденная постановлением Правительства РФ от 27 января 1993 г. № 682 была отменена постановлением Правительства РФ от 01 июля 2002 г. № 486.
Приказом МВД России от 19.11.2002 № 1117 «Об утверждении перечней воинских должностей, замещаемых офицерами, и соответствующих им воинских званий, тарифных разрядов офицеров и высших офицеров внутренних войск МВД России» в разделе 10 Управление взвода, воинская должность командира взвода(кроме особо поименованных)соответствует 10 тарифному разряду по воинскому званию старшего лейтенанта.
В дальнейшем издавались приказы МВД России: № 722 от 21.09.2009 г.; № 868дсп от 20.12.2010 г.; № 385 от 17.05.2011 г.; № 996дсп от 20.12.2013 г. с перечнем воинских должностей замещаемых офицерами соответствующих им воинским званиям и тарифным разрядам, где должность командира взводакоторую истец занимал перед увольнением со службы определена по 10 тарифному разряду.
Считает, что ответчиком не было принято во внимание Постановление Правительства РФ от 26.06.2002 г. № 462, что привело к нарушению его пенсионных прав. Размер назначаемой пенсии подлежал приведению к установленному нормативными актами порядку.
Начиная с 1 июля 2002 военнослужащим, исполняющим на день увольнения воинские должности, подлежащие замещению офицерами и не имевших воинских званий офицеров, в денежное довольствие для исчисления пенсий стали включать оклады в соответствии с занимаемыми воинскими должностями.
Проводимое с 01.07.2002 Правительством РФ реформирование денежного довольствия военнослужащих вопреки принятым правовым актам в период службы не отразилось на размере его тарифного разряда, размер которого остался прежним 9 вместо 10. Поскольку на момент его увольнения истец занимал должность подлежащую замещению офицерским составом, то начиная с 26.07.2012 истцом должностной оклад по фактически занимаемой должности, при расчете пенсии подлежал применению по 10 тарифному разряду, вместо 9 который был отражен в его денежном аттестате.
В результате образовалась недоплата пенсии по вине органа назначающего и выплачивающего пенсию. Статьей 58 Закона РФ № 4468-1 от 12.02.1993 г. «О пенсионном обеспечении лиц,...» установлено, что сумма пенсии, не полученная своевременно по вине органа, назначающего или выплачивающего пенсию, выплачивается за прошлое время без ограничения каким-либо сроком.
С наступлением 2012 года в РФ была проведена очередная реформа денежного довольствия военнослужащих и сотрудников силовых структур, размеры которых по типовым должностям устанавливались Правительством РФ, а не по типовым приказами ведомственных Министров и руководителей, где была предусмотрена военная служба.
Приказом МВД России от 19.12.2011 г. № 1267 «О размерах месячных окладов в соответствии с занимаемыми воинскими должностями военнослужащих внутренних войск МВД России, проходящих военную службу по контракту» с 01.01.2012 были установлены должностные оклады по 10 тарифному разряду - 20000 руб., по 9 тарифному разряду - 18000 руб.
В судебное заседание истец - Горелов В.А. и его представитель не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом, от истца имеется телефонограмма.
В судебном заседании представитель ответчика ГУ МВД России по Воронежской области по доверенности Сорокина Д.А. исковые требования не признала, просила суд отказать в их удовлетворении по основаниям, изложенным в письменных возражениях, приобщенных к материалам дела.
Третьелицо в/ч 3677 о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом извещено, о чем имеется уведомление,в судебное заседание представитель не явился.
Суд, выслушав представителя ответчика, оценив представленные доказательства, приходит к следующим выводам.
Как установлено судом и следует из материалов дела,в период с 1990 по 2012 годы истец проходил службу в войсковой части № 3677 ВВ МВД России откуда и был уволен с должности командира взвода в звании старшего прапорщика.
С 26.07.2012 истцу ответчиком была назначена пенсия за выслугу лет согласно Закона РФ от 12.02.1993 г. № 4468-1 «О пенсионном обеспечении военнослужащих и лиц проходивших службу в органах внутренних дел, и их семей» в размере 62% за 24 года службы в ВВ МВД России включая службу по призыву.
Пенсия за выслугу лет была назначена истцу по нормам Закона РФ от 12.02.1993 № 4468-1 «О пенсионном обеспечении военнослужащих и лиц, проходивших службу в органах внутренних дел, и их семей», согласно которого она исчисляется из денежного довольствия по последнему месту службы в состав которого включаются, в порядке определяемом Правительством РФ, должностной оклад, оклад по воинскому званию или оклад по специальному званию и процентная надбавка за выслугу лет.
С принятием в 1993 г. Закона РФ «О статусе военнослужащих» на истца, как на военнослужащего внутренних войск МВД России стали распространяться его положения, как и на граждан, уволенных со службы, и членов их семей с некоторыми ограничениями, установленными рядом федеральных законов.
Согласно п.2 ст.12 Закона «О статусе военнослужащих» (в ред. от 07.05.2002 г. № 49-ФЗ), порядок определения окладов по типовым и не типовым воинским должностям стал значительно различаться. Оклады по типовым воинским должностям, оклады по воинским званиям военнослужащих проходящих службу по контракту, и дополнительных выплат определяются Правительством РФ. Оклады по нетиповым воинским должностям устанавливаются ведомственными министрами и руководителями в которых законом предусмотрена военная служба.
Во исполнение Указа Президента РФ от 04.03.2002 № 249 в целях совершенствования денежного довольствия военнослужащих и унификации основных подходов к формированию денежного довольствия военнослужащих и денежного содержания федеральных государственных служащих Правительством РФ с 01.07.2002 было проведено реформирование денежного довольствия военнослужащих.
Правительством РФ было принято постановление от 26.06.2002 № 462, которым с 1 июля 2002 г. была установлена единая схема окладов по воинским должностям военнослужащих, проходящих военную службу по контракту. Ранее действовавшая тарифная сетка должностных окладов прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы, утвержденная постановлением Правительства РФ от 27 января 1993 г. №682, была отменена Постановлением Правительства РФ от 01 июля 2002 г. № 486.
Поскольку должность командира взвода приведена в указанном постановлении Правительства РФ, она, по мнению суда, вопреки доводам ответчика является типовой, что также подтверждается текстом приказа МВД РФ от 08.08.2002 № 754.
Должность командира взвода имеет примечание, из которого следует, что она является типовой.
Приказом МВД России от 19.11.2002 № 1117 «Об утверждении перечней воинских должностей, замещаемых офицерами, и соответствующих им воинских званий, тарифных разрядов офицеров и высших офицеров внутренних войск МВД России» в разделе 10 Управление взвода, воинская должность командира взвода (кроме особо поименованных) соответствует 10 тарифному разряду по воинскому званию старшего лейтенанта.
Судом установлено, что вопреки данным правовым актам должностной оклад истца при назначении на должность командира взвода необоснованно исчислялся по 9 тарифному разряду, что было отражено в денежном аттестате при назначении пенсии.
В дальнейшем издавались приказы МВД России: № 722 от 21.09.2009, № 868дсп от 20.12.2010, № 385 от 17.05.2011, № 996дсп от 20.12.2013 с перечнем воинских должностей замещаемых офицерами соответствующих им воинским званиям и тарифным разрядам, где должность командира взвода, которую занимал истец перед увольнением со службы, определена также по 10 тарифному разряду.
Поскольку, как установлено судом, на момент увольнения истец занимал должность, подлежащую замещению офицерским составом, то начиная с 26.07.2012,его должностной оклад для расчета пенсии подлежал применению по 10 тарифному разряду.
Ответчиком при назначении истцу пенсии необоснованно не были приняты во внимание положения Постановления Правительства РФ от 26.06.2002 № 462.
Учитывая изложенное, следует признать, что у истца образовалась недоплата пенсии по вине органа назначающего и выплачивающего пенсию, в связи с чем, требование истца о признании права на получение назначенной пенсии с 26.07.2012 года по должностному окладу 10 тарифного разряда является законным и обоснованным, подлежащим удовлетворению.
Статьей 58 Закона РФ № 4468-1 от 12.02.1993 установлено, что сумма пенсии, не полученная своевременно по вине органа, назначающего или выплачивающего пенсию, выплачивается за прошлое время без ограничения каким-либо сроком.
В 2012 году в Российской Федерации была проведена очередная реформа денежного довольствия военнослужащих и сотрудников силовых структур, размеры которых по типовым должностям устанавливались Правительством РФ, а по не типовым приказами ведомственных Министров.
Приказом МВД от 19.12.2011 № 1267 «О размерах месячных окладов в соответствии с занимаемыми воинскими должностями военнослужащих внутренних войск МВД России, проходящих военную службу по контракту» с 01.01.2012 были установлены должностные оклады по: 10 тарифному разряду – 20000 руб., а по 9 тарифному разряду – 18000 руб.
Согласно представленного истцом расчета (л.д.5-6)недоплата пенсииза период с 26.07.2012 по 31.07.2020 составила 105028 руб.которая и подлежит взысканию в пользу истца. Представленный истцом расчет суд принимает во внимание, поскольку он соответствует размерам должностного оклада соответствующего тарифного разряда, рассчитан с соответствующей процентной надбавкой, коэффициентов, спорный периодов, проверен как правильный.Ответчиком расчет не оспорен,контррасчет не представлен.
Ответчик в своих возражениях, относительно заявленных исковых требований ссылается на то, что в силу пунктов 12, 13 Инструкции об организации работы по пенсионному обеспечению в системе МВД России, утверждённому приказом МВД России от 09.01.2018 № 7 (ранее действовал приказ МВД России от 27.05.2005 №418), документы о назначении пенсии представляются кадровыми подразделениями в пенсионные органы не позднее 10 дней со дня подачи сотрудником заявления о назначении пенсии. В перечень документов, предоставляемых кадровыми подразделениями в пенсионные органы, входит, в том числе, и денежный аттестат. Из пенсионного дела истцаследует, что денежный аттестат содержит указание на 9 тарифный разряд должностного оклада по занимаемой должности истца на момент увольнения. Полагает, что в данном случае, у пенсионного органа не имелось правовых оснований для пересмотра размера должностного оклада для исчисления пенсии, увеличивая тарифный разряд по должности с 9 на 10.
Кроме того, ответчик указывал, что в соответствии с п. 2 Постановления Правительства РФ от 05.12.2011 года №992 с 01.01.2012 размеры окладов по нетиповым воинским должностям установлены руководителями соответствующих федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба. Приказом МВД России от 19.12.2011 №1267 утверждены с 01.01.2012 размеры месячных окладов в соответствии с занимаемыми воинскими должностями военнослужащих, проходящих службу по контакту. Согласно п. 3 Постановления Правительства РФ от 05.12.2011 № 992 при пересмотре размеров пенсий, назначенных гражданам до 1 января 2012 в соответствии с Законом РФ от 12.02.1993 № 4468 - 1, применяются оклады по воинским должностям и оклады по воинским званиям, установленные в соответствии с пунктами 1 и 2 указанного Постановления.
По мнению ответчика, в связи с принятием Постановления Правительства РФ от 05.12.2011 №992 и приказа МВД России от 19.12.2011 №1267 у пенсионного органаотсутствовали правовые основания для изменения тарифного разряда.
Также ответчик считал, что истцом не представлено доказательств, подтверждающих то, что его должность, которую он замещал на момент увольнения, подлежала замещению офицерами. Должность истца «командир взвода материального и технического обеспечения» являлась нетиповой воинской должностью. Истец на момент увольнения с военной службы находился в воинском звании «старший прапорщик» и к офицерскому составу не относился.
Суд находит данные доводы ответчика не обоснованными, посколькуна момент увольнения истца и назначения пенсии действовало Положение о денежном довольствии военнослужащих, утвержденное приказом МВД СССР от 20.09.1977 в соответствии со ст. 49 которого, военнослужащие не имевшие воинского звания офицера исполняющие воинские должности офицерского состава, оклады по воинской должности устанавливались по 9 тарифному разряду схемы должностных окладов, т.е. с понижением на 1 тарифный разряд.
С принятием Постановления Правительства РФ от 26.06.2002 № 462 было проведено реформирование денежного довольствия согласно которого с 1 июля 2002 г. была установлена единая схема окладов по воинским должностям военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, согласно которых данные ограничение в отношение военнослужащих, не имевших воинских званий офицеров, но занимавших воинские должности были устранены.
Таким образом, с принятием новой схемы окладов по воинским должностям для действующих военнослужащих, устранялись для истца действовавшие ограничения расчета его пенсии по признакам относимости к офицерскому составу.
Изменение любой составляющей денежного довольствия у действующих военнослужащих, по мнению суда, должно влечь перерасчет пенсий их получателям, одновременно с увеличением этой составляющей.
Согласно представленным документам последней занимаемой должностью истца на день увольнения являлась должность командира взвода, которая является офицерской должностью в силу прямого указания в тексте Приказа МВД России от 08.08.2002 № 754, где в разделе «Воинские должности, подлежащие комплектованию офицерами» в Приложении №1 с оговоркой (кроме особо поименованных).
Особо поименованные должности были приведены в Приказе № 1117 от 19.11.2002, где в разделе 10 «Управление взводом» приводится исчерпывающий перечень воинских должностей командиров взводов, т.е. в нем перечислены особо поименованные должности, а все остальные должности тарифицируются по 10 тарифному разряду.
Соответственно начиная с 01.07.2002 военнослужащим, исполняющим на день увольнения воинские должности, подлежащие замещению офицерами и не имевших воинских званий офицеров, в денежное довольствие для исчисления пенсий следовало включать оклады в соответствии с занимаемыми воинскими должностями.
Неисполнение ответчиком требований приведенных нормативных актов повлекло, по мнению суда, существенное снижение размера должностного оклада истца принимаемого при назначении его пенсии.
Должность командира взвода с 01.07.2002 по новой единой схеме должностных окладов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 26.06.2002 № 462 в дальнейшем была отражена в следующих приказах МВД России:от 22.07.2008 № 640 в прил. № 1; от 21.09.2009 № 722 в прил. № 1; от 17.05.2011 № 385 в прил. № 1; от 19.12.2011 № 1267 в прил. № 1.
Все перечисленные приказы имеют примечание в виде знака «*» из которых следует, что ряд приведенных должностей в приказе являются типовыми, поскольку были приведены в Постановлении Правительства от 26.06.2002 № 462 и в числе них должность командир взвода (кроме особо поименованных) и соответствуют 10 тарифному разряду, следовательно, не требовалось ее тарификации Комиссией МВД РФ по разрешению спорных вопросов пенсионного обеспечения.
Согласно ст. 58 базового Закона установлено, что сумма пенсии, неполученная своевременно по вине органа, назначающего или выплачивающего пенсию, выплачивается за прошлое время без ограничения каким-либо сроком.
Учитывая изложенное, требования истца являются законными и обоснованными, а возражения ответчика безосновательными и противоречащими вышеуказанным положениям, при этом пенсия истцу с 01 августа 2020 года подлежит начислению из денежного довольствия по 10 тарифному разряду должностного оклада.
Руководствуясь ст. ст. 56, 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Признать заГореловым Владимиром Александровичем право на получение назначенной за выслугу лет пенсии с 26.07.2012 года по должностному окладу 10 тарифного разряда.
Взыскать с ГУ МВД России по Воронежской области в пользу Горелова Владимира Александровича недоплаченную пенсию за период с 26.07.2012 по 31.07.2020 годов в размере 105028 руб.
Обязать ГУ МВД России по Воронежской области производить Горелову Владимиру Александровичу расчет пенсии с 01 августа 2020 года из денежного довольствия по 10 тарифному разряду должностного оклада.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Воронежский областной суд через Центральный районный суд г. Воронежа в течение одного месяца со дня его принятия судом в окончательной форме.
Судья Е.В.Клочкова
Решение суда изготовлено в окончательной форме20.01.2021.