дело № 2-585/2016
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
«19» апреля 2016 года г.Боровичи
Боровичский районный суд Новгородской области в составе: председательствующего судьи Киселёвой Т.В.,
при секретаре Яковлевой Н.С.,
с участием старшего помощника Боровичского межрайонного прокурора Ловкачевой О.М.,
представителя ответчика – муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа д.Железково Гусевой О.А.,
представителя ответчика Администрации Боровичского муниципального района Корнеевой О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Боровичского межрайонного прокурора в защиту неопределённого круга лиц к муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа <данные изъяты>, Администрации Боровичского муниципального района Новгородской области и Департаменту образования, науки и молодёжной политики Новгородской области об обязании совершить определённые действия,
установил:
Боровичский межрайонный прокурор обратился в суд с заявлением в порядке ст.45 ГПК РФ в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, указав, что Боровичской межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства об охране жизни и здоровья несовершеннолетних, в ходе которой выявлены нарушения законодательства о пожарной безопасности в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении средней общеобразовательной школе <данные изъяты>.
Согласно п. 1.3 Устава МБОУ СОШ <данные изъяты>, утвержденного постановлением Администрации Боровичского муниципального района № 3280 от 26 ноября 2014 года, указанное учреждение является бюджетныс учреждением по типу общеобразовательной организации в соответствии с общеобразовательными программами, реализация которых является основной целью деятельности, МБОУ СОШ <данные изъяты> является общеобразовательным учреждением. Учредителем МБОУ СОШ <данные изъяты> и собственником его имущества в силу пункта 1.5 Устава является муниципальное образование Боровичский
муниципальный район. Функции и полномочия учредителя и собственника
имущества учреждения исполняет Администрация Боровичского
муниципального района.
В МБОУ СОШ <данные изъяты> не в полном объеме соблюдаются требования пожарной безопасности, а именно здание школы не обеспечено дублированием сигнала систем пожарной сигнализации о возникновении пожара на пульт подразделения пожарной охраны без участия работников объекта и (или) транслирующей этот сигнал организации. Отсутствие системы дублирования сигнала систем пожарной сигнализации о возникновении пожара на пульт подразделения пожарной охраны без участия работников объекта и (или) транслирующей этот сигнал организации нарушает права и законные интересы детей, педагогического и технического персонала общеобразовательного учреждения, а также иных лиц, посещающих учреждение, в части их безопасного пребывания в нем. Обеспечение требований пожарной безопасности является обязанностью не только образовательных учреждений, но и органов местного самоуправления. Действующее законодательство не ставит выполнение органами местного самоуправления выполнение указанных мероприятий в зависимости от их финансовых возможностей.
Прокурор просит не позднее 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу обязать МБОУ СОШ <данные изъяты> принять меры по обеспечению дублирования сигнала системы пожарной сигнализации о возникновении пожара на пульт подразделения пожарной охраны без участия работников объекта и (или) транслирующей этот сигнал организации; обязать администрацию Боровичского муниципального района осуществить финансирование выполнения МБОУ СОШ <данные изъяты> указанных мероприятий.
В судебном заседании старший помощник Боровичского межрайонного прокурора Ловкачева О.М. заявленные исковые требования поддержала полностью по доводам, изложенным в иске, и просила их удовлетворить.
Представитель ответчика МБОУ СОШ <данные изъяты> Гусева О.А. заявленные исковые требования признала. Указала, что при наличии денежных средств, выявленные прокурорской проверкой нарушения требований пожарной безопасности в образовательном учреждении будут устранены.
Представитель ответчика - Администрации Боровичского муниципального района Корнеева О.А. иск признала частично, пояснила суду, что Правительством Новгородской области разработана и утверждена постановлением от 28 октября 2013 года №317 Государственная программа Новгородской области «Развитие образования и молодёжной политики в Новгородской области на 2014-2020 годы». В рамках реализации программы в 2014, 2015 годах выделялись и предусмотрены в 2016 году субсидии бюджетам муниципальных районов, в том числе на обеспечение пожарной безопасности. В приложении №3 к подпрограмме установлен Порядок предоставления субсидий бюджетам муниципальных районов на обеспечение пожарной безопасности. Согласно пункта 5 Порядка, субсидии выдаются при условии заключения между Департаментом образования и молодёжной политики и муниципальным районом соглашения о предоставлении субсидий, размер которой не может быть больше 80 и менее 50 процентов. Такие соглашения заключались на 2014 и 2015 годы. Размер субсидий определён 80%. Муниципальный район осуществляет софинансирование в размере 20%. В 2014, 2015 годах обязательства, определённые соглашением, исполнялись. Поступившие из областного бюджета финансовые средства и средства из местного бюджета полностью распределены и перечислены общеобразовательным организациям. Однако этих средств недостаточно. На 2016 год субсидии также запланированы. В связи с этим считает, что исковое заявление подлежит удовлетворению в рамках софинансирования из средств бюджета Боровичского муниципального района и субсидий из областного бюджета.
Представитель соответчика - Департамент образования и молодежной политики Новгородской области в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте судебного разбирательства извещен.
Суд, исследовав материалы дела, выслушав участников процесса, находит требования прокурора обоснованным и подлежащим удовлетворению.
В силу статей 1, 3 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее - Закон о пожарной безопасности) под пожарной безопасностью понимается состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров; требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом; нарушение требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности; меры пожарной безопасности - действия по обеспечению пожарной безопасности, в том числе по выполнению требований пожарной безопасности. Система обеспечения пожарной безопасности - совокупность сил и средств, а также мер правового, организационного, экономического, социального и научно-технического характера, направленных на борьбу с пожарами. Основными элементами системы обеспечения пожарной безопасности являются органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации, граждане, принимающие участие в обеспечении пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут собственники имущества (статья 38 Закона о пожарной безопасности).
Статьей 6 Федерального закона от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее -Технический регламент) определено, что пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при условии выполнения в полном объеме требований пожарной безопасности, установленных техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании», и нормативными документами по пожарной безопасности.
Согласно частям 6, 7 статьи 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Закон об образовании) образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе: создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации. Образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом, качество образования своих выпускников, а также за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 4 части 1 статьи 32 Технического регламента здания общеобразовательных организаций, организаций дополнительного образования детей, профессиональных образовательных организаций относятся к зданиям класса функциональной пожарной опасности Ф4.1.
Системы пожарной сигнализации должны обеспечивать подачу светового и звукового сигналов о возникновении пожара на приемно-контрольное устройство в помещении дежурного персонала или на специальные выносные устройства оповещения, а в зданиях классов функциональной пожарной опасности Ф1.1, Ф1.2, Ф4.1, Ф4.2 - с дублированием этих сигналов на пульт подразделения пожарной охраны без участия работников объекта и (или) транслирующей этот сигнал организации (пункт 7 статьи 83 Технического регламента).
Собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом и договором (статья 210 Гражданского кодекса РФ).
Учредителем МБОУ СОШ д.<данные изъяты> и собственником его имущества в силу пункта 1.5 Устава является муниципальное образование Боровичский
муниципальный район. Функции и полномочия учредителя и собственника
имущества учреждения исполняет администрация Боровичского муниципального района.
Отсутствие системы дублирования сигнала систем пожарной сигнализации о возникновении пожара на пульт подразделения пожарной охраны без участия работников объекта и (или) транслирующей этот сигнал организации нарушает права и законные интересы детей, педагогического и технического персонала общеобразовательного учреждения, а также иных лиц, посещающих учреждение, в части их безопасного пребывания в нем.
На основании Решения совета Депутатов г. Боровичи от 26.03.2013г. № «О передаче полномочий по решению вопросов местного значения», осуществление части полномочий Администрации города Боровичи по решению вопросов местного значения, предусмотренных частью 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» согласно приложению к решению, переданы Администрации Боровичского муниципального района, в том числе по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.
В соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 17 названного Федерального закона, в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают полномочиями по осуществлению финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также осуществлению закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд.
В силу части 4 статьи 6 Технического регламента пожарная безопасность городских и сельских поселений, городских округов обеспечивается в рамках реализации мер пожарной безопасности соответствующими органами местного самоуправления в соответствии со статьей 63 данного Регламента.
Пунктом 7 статьи 63 Технического регламента определено, что первичные меры пожарной безопасности включают в себя обеспечение связи и оповещения населения о пожаре.
Организация и принятие мер по оповещению населения и подразделений Государственной противопожарной службы о пожаре отнесены статьей 19 Закона о пожарной безопасности к полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов.
Согласно пункту 16 Правил противопожарного режима, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25 апреля 2012 г. N 390, на территории поселений и городских округов должно обеспечиваться наличие звуковой сигнализации для оповещения людей при пожаре в соответствии со статьями 6, 63 Технического регламента.
В силу пункта 5 части 1 статьи 9 Закона об образовании к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
С учетом приведенных выше нормативно-правовых актов, суд приходит к выводу, что обеспечение требований пожарной безопасности является обязанностью не только образовательных учреждений, но и органов местного самоуправления.
Департамент образования и молодежной политики Новгородской области осуществляет функции уполномоченного органа исполнительной власти области в соответствии с областными законами, в том числе в соответствии с областным законом Новгородской области от 23.12.2008 N 455-ОЗ (ред. от 24.09.2015) "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов, городского округа Новгородской области отдельными государственными полномочиями в области образования, опеки и попечительства и по оказанию мер социальной поддержки".
Законодательством Новгородской области установлен и определен объем субвенций бюджетам муниципальных районов, а также цели, на которые данные субвенции должны быть направлены.
Так, Правительством Новгородской области разработана и утверждена Государственная программа Новгородской области «Развитие образования и молодёжной политики в Новгородской области на 2014-2020 годы». В рамках реализации указанной Программы в 2014, 2015 годах выделялись и предусмотрены в 2016 году субсидии бюджетам муниципальных районов, в том числе на обеспечение пожарной безопасности.
Программой установлен Порядок предоставления субсидий. Согласно пункту 5 Порядка, субсидии выдаются при условии заключения между Департаментом образования и молодёжной политики и муниципальным районом соглашения о предоставлении субсидий, размер которой не может быть больше 80 и менее 50 процентов. Такие соглашения заключались на 2014 и 2015 годы. Размер субсидий определён 80%. Муниципальный район осуществляет софинансирование в размере 20%.
Школа относится к числу важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения населения (объект с массовым пребыванием людей, в том числе несовершеннолетних граждан).
Отсутствие в образовательном учреждении системы дублирования сигнала о возникновении пожара на пульт подразделения пожарной охраны без участия работников объекта и (или) транслирующей этот сигнал организации отрицательно сказывается на комплексной безопасности лиц, пребывающих в учреждении.
Выполнение противопожарных мероприятий направлено на предотвращение воздействия на людей опасных факторов пожара, своевременную эвакуацию и спасение людей на случай пожара и других чрезвычайных ситуаций.
В соответствии со ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Принимая во внимание позицию прокурора, изложенную в заявлении и в судебном заседании, финансовые возможности МАОУ СОШ <данные изъяты>, Администрации Боровичского муниципального района, суд считает возможным установить срок 6 месяцев, в течение которого ответчики обязаны устранить нарушения законодательства в сфере противопожарной безопасности.
Руководствуясь ст.ст.194-199, 206 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Заявление Боровичского межрайонного прокурора в защиту неопределённого круга лиц – удовлетворить.
Обязать муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение среднюю общеобразовательную школу <данные изъяты>, Администрацию Боровичского муниципального района обеспечить дублирование сигнала системы пожарной сигнализации о возникновении пожара на пульт подразделения пожарной охраны без участия работников объекта и (или) транслирующей этот сигнал организации за счет субсидий бюджету Боровичского муниципального района из областного бюджета в срок не позднее шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Новгородский областной суд через Боровичский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение составлено 25 апреля 2016 года.
Судья Т.В. Киселёва