Дело №2-599/2017
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
г.Новокузнецк 14 июля 2017 года
Орджоникидзевский районный суд г.Новокузнецка Кемеровской области в составе судьи Беловой Т.В.,
при секретаре Кучиной Ю.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора Орджоникидзевского района г.Новокузнецка в защиту неопределенного круга лиц к муниципальному образованию «Новокузнецкий городской округ» в лице администрации г.Новокузнецка, Комитету по управлению муниципальным имуществом города Новокузнецка об обязании принятия комплекса мер, необходимых для постановки на учет в орган, осуществляющий государственную регистрацию тепловых сетей, осуществления постановки на учет бесхозяйных тепловых сетей, принятия в муниципальную собственность тепловых сетей, регистрации права муниципальной собственности на тепловые сети,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Орджоникидзевского района г.Новокузнецка в защиту неопределенного круга лиц обратился к ответчикам с иском об обязании ответчика принять в муниципальную собственность тепловые сети, зарегистрировать право муниципальной собственности на тепловые сети домов.
Свои требования мотивировал тем, что прокуратурой района проведена проверка по обращению управляющей компании ООО «УК Веста» с жалобами на бездействие органов местного самоуправления в сфере теплоснабжения. В результате проверки установлено, что у тепловых сетей водоснабжения, расположенных в кварталах «Е» и «Ж» Орджоникидзевского района г.Новокузнецка проходящих от ТК-25 к домам по адресам: ул.Братьев Сизых №№ 11,18,16,9,14,14Б,12,10,7,8,6,10А,5,4,4Б,1,2,3 ул.40 лет Победы №№ 4,6,8, 10,12 отсутствует собственник. В соответствии с информацией, предоставленной прокурору района Комитетом жилищно-коммунального хозяйства администрации г.Новокузнецка, многоквартирные жилые дома в кварталах «Е» и «Ж» Орджоникидзевского района возводились организацией –застройщиком на основании разрешения на строительство и в соответствии с проектно-сметной документацией, организация-застройщик должна была передать городу наружные сети на баланс. После завершения строительства и введения домов по указанным выше адресам в эксплуатацию, тепловые сети от ТК-25 до указанных домов в установленном порядке на баланс не приняты, право собственности не зарегистрировано, в реестре объектов муниципальной собственности названные сети отсутствуют. Учитывая вышеизложенное, можно сделать вывод, что указанные сети являются бесхозяйными. Полагает, что ответчика следует обязать принять в муниципальную собственность объекты инженерной инфраструктуры: тепловые сети водоснабжения, расположенные в кварталах «Е» и «Ж» Орджоникидзевского района г.Новокузнецка проходящих от ТК-25 к домам по адресам: ул.Братьев Сизых №№ 11,18,16,9,14,14Б,12,10,7,8,6,10А,5,4,4Б,1,2,3 ул.40 лет Победы №№ 4,6,8, 10,12, а также зарегистрировать право муниципальной собственности в установленном порядке. Поскольку до настоящего времени обязанность по принятию в муниципальную собственность тепловых сетей ответчиком не исполнена, право муниципальной собственности не зарегистрировано, бездействие ответчика является условием нарушения прав и законных интересов неопределенного круга лиц, бесхозяйные тепловые сети необходимы для целей обеспечения теплоснабжения жителей указанных домов, бездействие ответчика является потенциальным условием ненадлежащей эксплуатации тепловых сетей, их повреждения, возникновения чрезвычайной ситуации, которая может повлечь ущерб.
Прокурор Орджоникидзевского района г.Новокузнецка, с учетом уточнений, действуя в интересах неопределенного круга лиц, просит:
1. принять комплекс мер, необходимых для постановки на учёт и обратиться с заявлением в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области о постановке на учет в качестве бесхозяйных недвижимых вещей участков тепловых сетей: наружные тепловые сети домов от УТ -19 до наружной стены здания жилого дома №14б по улице Братьев Сизых г.Новокузнецка, от УТ - 20 через УТ-22 до наружной стены здания жилого дома № 14б по улице Братьев Сизых г.Новокузнецка, от УТ-22 до наружной стены здания жилого дома № 10а по улице Братьев Сизых г.Новокузнецка, от УТ-21 через УТ-23 до наружной стены здания жилого дома № 10а по улице Братьев Сизых г.Новокузнецка, от УТ-23 через УТ-24 до наружной стены здания жилого дома № 4б по улице Братьев Сизых г.Новокузнецка, от УТ-24 через УТ-25 до наружной стены здания жилого дома по № 4б по улице Братьев Сизых г.Новокузнецка, от УТ-25 через УТ-26, УТ-27, УТ-28, УТ-28а, УТ-29 до наружной стены здания жилого дома № 12 по улице 40 Лет Победы г.Новокузнецка, от УТ-29 через УТ-30, УТ-32 до наружной стены зданий жилых домов №№ 8 и 10 по улице 40 Лет Победы г.Новокузнецка, от УТ-30 через УТ-31 до наружной стены зданий жилых домом №№ 4 и 6 по улице 40 Лет Победы г.Новокузнецка;
2. осуществить постановку на учет как бесхозяйных недвижимых вещей наружных тепловых сетей, поименованных в п.1 просительной части;
3. принять в муниципальную собственность поименованные в п.1 просительной части наружные тепловые сети, включить в реестр объектов муниципальной собственности;
4. зарегистрировать право муниципальной собственности на наружные тепловые сети, поименованные в п.1 просительной части.
В судебном заседании помощник прокурора Орджоникидзевского района г.Новокузнецка Токарев К.Н. на удовлетворении заявленных требований настаивал, пояснил, что признакам бесхозяйных тепловых сетей отвечают тепловые сети домов по адресам: г.Новокузнецк, ул.Братьев Сизых, №№ 14Б, 10А, 4Б; по ул.40 лет Победы, №№ 4,6,8,10, 12 тепловые сети жилых домов, заявленных изначально при подаче искового заявления: по ул.Братьев Сизых №№ 11,18,16,9,14,12,10,7,8,6,5,4,1,2,3 имеют собственника и не являются бесхозяйными.
Представитель ответчика муниципального образования Новокузнецкий городской округ в лице Администрации г.Новокузнецка Вычужанина Л.А., действующая на основании доверенности (л.д.33), исковые требования не признала, пояснила, что муниципальное образование Новокузнецкий городской округ в лице Администрации г.Новокузнецка не является надлежащим ответчиком по делу, поскольку согласно положению о Комитете по управлению муниципальным имуществом г.Новокузнецка (далее по тексту КУМИ), именно КУМИ является функциональным органом администрации г.Новокузнецка, который осуществляет отдельные исполнительные, распорядительные и контрольные функции по управлению и распоряжению муниципальным имуществом Новокузнецкого городского округа, в случае удовлетворения исковых требований осуществлять постановку на учет в регистрирующем органе бесхозяйного недвижимого имущества в рамках предоставленных полномочий будет КУМИ.
Представитель ответчика Комитет по управлению муниципальным имуществом г.Новокузнецка Шакирова Н.Б., действующая на основании доверенности (л.д.152), исковые требования не признала, пояснила, что тепловые сети не обладают признаками бесхозяйных, действующее законодательство предусматривает судебный порядок признания права собственности на бесхозяйную недвижимую вещь, заявленные прокурором требования о признании права муниципальной собственности заведомо неисполнимы до момента признания тепловых сетей бесхозяйными, истечения годового срока с момента постановки на учет в органе, осуществляющем государственную регистрацию права на недвижимое имущество.
Представитель третьего лица ООО «УК Веста», действующий на основании доверенности (л.д.35) в суд не явился, был надлежащим образом извещен о времени и месте судебного заседания, просил суд рассмотреть дело в его отсутствие, ранее, в ходе судебного заседания заявленные прокурором Орджоникидзевского района г.Новокузнецка поддержал в полном объеме.
Представитель третьего лица Муниципального предприятия Новокузнецкого городского округа «Сибирская сбытовая компания» был надлежащим образом извещен о времени и месте судебного заседания, в суд не явился, просил суд рассматривать дело в его отсутствие.
Представитель третьего лица Комитета жилищно-коммунального хозяйства администрации г.Новокузнецка в суд не явился, был надлежащим образом извещен о времени и месте судебного заседания (л.д.220). В материалы дела представителем третьего лица, действующим на основании доверенности (л.д.93) предоставлен отзыв, в котором указано, что тепловые сети не являются бесхозяйными, так как их собственниками являются жители домов, кроме этого, собственником муниципального имущества является муниципальное образование «Новокузнецкий городской округ» в лице Комитета по управлению муниципальным имуществом г.Новокузнецка на основании решения Новокузнецкого городского Совета народных депутатов от 31.03.2011 года №3/36 «Об утверждении Положения о Комитете по управлению муниципальным имуществом города Новокузнецка».
Представитель третьего лица Управление федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области был надлежащим образом извещен о времени и месте судебного заседания (л.д.220), в суд не явился, в отзыве указал, что просит рассматривать дело в его отсутствие, по существу требований указал, что право собственности и другие вещные права на тепловые сети по адресам: г.Новокузнецк, ул.Братьев Сизых №№ 11, 18, 16, 9, 14, 14Б, 12, 10, 7, 8, 6, 10А, 5, 4, 4Б, 1, 2, 3 ул.40 лет Победы №№ 4,6,8, 10,12 и другие вещные права не зарегистрированы.
Представитель третьего лица ООО «Строительная компания» был извещен надлежащим образом о времени и месте судебного заседания (л.д.222), в суд не явился.
Представитель третьего лица ООО «Новокузнецкие тепловые сети», Осипов Д.А., действующий на основании доверенности (л.д.196-199) был извещен надлежащим образом о времени и месте судебного заседания (л.д.206), в суд не явился, не просил суд рассмотреть дело в его отсутствие.
Представитель третьего лица ООО «СтройТехПроект», Осипов Д.А., действующий на основании доверенности (л.д.208) был извещен надлежащим образом о времени и месте судебного заседания (л.д.206), в суд не явился, не просил суд рассмотреть дело в его отсутствие.
Выслушав помощника прокурора Орджоникидзевского района г.Новокузнецка, представителей ответчиков, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Как следует из ч. 5 ст. 8 ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" от 07.12.2011 года за № 416-ФЗ в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе водопроводных и канализационных сетей, путем эксплуатации которых обеспечиваются водоснабжение и (или) водоотведение, эксплуатация таких объектов осуществляется гарантирующей организацией либо организацией, которая осуществляет горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение и водопроводные и (или) канализационные сети которой непосредственно присоединены к указанным бесхозяйным объектам (в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения или в случае, если гарантирующая организация не определена в соответствии со статьей 12 настоящего Федерального закона), со дня подписания с органом местного самоуправления поселения, городского округа передаточного акта указанных объектов до признания на такие объекты права собственности или до принятия их во владение, пользование и распоряжение оставившим такие объекты собственником в соответствии с гражданским законодательством.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 6 ФЗ от 27.07.2010 № 190-ФЗ "О теплоснабжении" к полномочиям органов местного самоуправления городских округов относятся организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей и принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.
В силу ч. 6 ст. 15 ФЗ "О теплоснабжении" в случае выявления бесхозяйных тепловых сетей (тепловых сетей, не имеющих эксплуатирующей организации) орган местного самоуправления поселения или городского округа до признания права собственности на указанные бесхозяйные тепловые сети в течение тридцати дней с даты их выявления обязан определить теплосетевую организацию, тепловые сети которой непосредственно соединены с указанными бесхозяйными тепловыми сетями, или единую теплоснабжающую организацию в системе теплоснабжения, в которую входят указанные бесхозяйные тепловые сети и которая осуществляет содержание и обслуживание указанных бесхозяйных тепловых сетей. Орган регулирования обязан включить затраты на содержание и обслуживание бесхозяйных тепловых сетей в тарифы соответствующей организации на следующий период регулирования.
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 16 ФЗ от 06.10.2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации, относится к вопросам местного значения городского округа.
Действующим законодательством предусмотрены гарантии надежности теплоснабжения, что соотносится с полномочиями органов местного самоуправления по организации обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территории муниципальных образований, в том числе учет объектов теплоснабжения, принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств, либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.
В соответствии с ч.1 ст.225 ГК РФ, бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
Ч.3 ст.225 ГК РФ предусмотрено, что бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
В судебном заседании установлено, что на основании распоряжения администрации г.Новокузнецка от 29.10.2015 года №2288 «Об организации содержания и обслуживания бесхозяйных тепловых сетей в квартале «Е» Новобайдаевского микрорайона г.Новокузнецка, КЖКХ администрации г.Новокузнецка в срок до .. .. ....г. поручено организовать содержание и обслуживание бесхозяйных тепловых сетей в квартате «Е» Новобайдаевского микрорайона города Новокузнецка до признания права муниципальной собственности на указанные тепловые сети и определить в качестве теплосетевой организации, осуществляющей содержание и обслуживание бесхозяйных тепловых сетей МП Новокузнецкого городского округа «Сибирская сбытовая компания», Комитету по управлению муниципальным имуществом осуществить мероприятия по признанию права муниципальной собственности Новокузнецкого городского округа на бесхозяйные тепловые сети (л.д.12).
Согласно сведений, указанных в письме .. .. ....г. КУМИ города Новокузнецка тепловые сети, проходящие от ТК-25 к жилым домам по адресам: г.Новокузнецк, ул.Братьев Сизых, 4Б, 10А, 14Б, 40 лет Победы,4,6,8,10,12 имеют признаки бесхозяйного имущества, но таковыми не признаны.
Из письма от .. .. ....г. ООО «........ (л.д.122, 123) направленному в КУМИ г.Новокузнецка следует что, у ООО «........ отсутствуют юридические основания для оформления прав собственности на тепловые сети другого юридического лица, находящегося в процедуре банкротства, в перечне бесхозяйновых тепловых сетей указаны и тепловые сети жилых домов по ул. Братьев Сизых 4Б, 10А, 14Б, по ул.40 лет Победы 4,6,8,10,12 (л.д.123-124).
Согласно договору купли-продажи №... от .. .. ....г., ООО «.......» имени ........ передало в собственность ООО «Новокузнецкие тепловые сети» имущество, указанное в приложении к договору (квартал «Е» ул.Братьев Сизых, 5 (стр. 20 А,Б,В), ул.Братьев Сизых 11 (стр.1), ул.Братьев Сизых 18 (стр.2), ул.Братьев Сизых 9 (стр.3), ул.Братьев Сизых 10 (стр.4), ул.Братьев Сизых 7 (стр.5), ул.Братьев Сизых 8 (стр.6), ул.Братьев Сизых 1 (стр.8), ул.Братьев Сизых 3 (стр.10), ул.Братьев Сизых 4 (стр.11), ул.Братьев Сизых 6 (стр.12), ул.Братьев Сизых 14 (стр.13), ул.Братьев Сизых 16 (стр.14) (л.д.155-165).
Согласно договору купли-продажи №... от .. .. ....г., заключенному между ООО «Новокузнецкие тепловые сети» и ООО «.......», продавец обязуется передать покупателю в собственность имущество, а покупатель обязуется принять и оплатить имущество указанное в приложении к договору (квартал «Е» ул.Братьев Сизых, 5 (стр. 20 А,Б,В), ул.Братьев Сизых 11 (стр.1), ул.Братьев Сизых 18 (стр.2), ул.Братьев Сизых 9 (стр.3), ул.Братьев Сизых 10 (стр.4), ул.Братьев Сизых 7 (стр.5), ул.Братьев Сизых 8 (стр.6), ул.Братьев Сизых 1 (стр.8), ул.Братьев Сизых 3 (стр.10), ул.Братьев Сизых 4 (стр.11), ул.Братьев Сизых 6 (стр.12), ул.Братьев Сизых 14 (стр.13), ул.Братьев Сизых 16 (стр.14) (л.д.166-187).
По договору купли-продажи №... от .. .. ....г., заключенному между ООО «.......» и ООО «.......», продавец обязуется передать покупателю в собственность имущество, а покупатель обязуется принять и оплатить имущество указанное в приложении к договору (квартал «Е» ул.Братьев Сизых, 5 (стр. 20 А,Б,В), ул.Братьев Сизых 11 (стр.1), ул.Братьев Сизых 18 (стр.2), ул.Братьев Сизых 9 (стр.3), ул.Братьев Сизых 10 (стр.4), ул.Братьев Сизых 7 (стр.5), ул.Братьев Сизых 8 (стр.6), ул.Братьев Сизых 1 (стр.8), ул.Братьев Сизых 3 (стр.10), ул.Братьев Сизых 4 (стр.11), ул.Братьев Сизых 6 (стр.12), ул.Братьев Сизых 14 (стр.13), ул.Братьев Сизых 16 (стр.14) (л.д.177-187).
Тепловые сети жилых домов по ул. Братьев Сизых, 4Б, 10А, 14Б, а также жилых домов по ул.40 лет Победы, 4,6,8,10,12 застройщиком не были проданы.
Из имеющейся схемы тепловых сетей (л.д.132,133) следует, что спорные тепловые сети обслуживают несколько многоквартирных жилых домов, а потому не могут относиться к общему имуществу собственником указанных жилых домов.
Ч.1 ст.45 ГПК РФ установлено, что прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Избранный способ и порядок защиты права должны соответствовать содержанию нарушенного права и спорного правоотношения, характеру нарушения, а в результате применения соответствующего способа судебной защиты нарушенное право должно быть восстановлено.
Из материалов дела следует, что направление в суд искового заявления обусловлено необходимостью судебной защиты прав неопределенного круга лиц, постоянно или временно проживающих в помещениях многоквартирных домов по адресам: г.Новокузнецк, ул.Братьев Сизых 4Б, 10А, 14Б, ул.40 лет Победы, 4,6,8,10,12, бесхозяйные тепловые сети необходимы для целей обеспечения теплоснабжения жителями указанных домов.
Исследовав представленные сторонами доказательства в их совокупности, оценив установленные по делу обстоятельства, суд приходит к выводу, о том, что участки тепловых сетей жилых домов по ул. Братьев Сизых, 4Б, 10А, 14Б, а также жилых домов по ул.40 лет Победы, 4,6,8,10,12 в г.Новокузнецке обслуживают несколько многоквартирных жилых домом и не может относится к общему имуществу собственников жилых домов, состоять на их обслуживании, в связи с чем, спорные участки тепловой сети является бесхозяйным, что влечет несвоевременное и некачественное решение вопросов по теплоснабжению населения, обеспечению надлежащего качества коммунальных услуг, устранению аварий в процессе их эксплуатации, поскольку орган местного самоуправления является единственным органом, обладающим правом подачи заявления о постановке имущества на учет в качестве бесхозяйного, он обязан выполнить необходимые в рамках этого мероприятия в силу возложенных на него законом полномочий.
Согласно ст.44 Устава Новокузнецкого городского округа администрация города является исполнительно-распорядительным органом городского округа. В структуре администрации города могут создаваться отраслевые, функциональные, территориальные органы. Органы администрации города (районные администрации, комитеты, управления, отделы и т.д.) призваны осуществлять исполнительные, распорядительные и контрольные функции местного самоуправления в определенной сфере деятельности либо на определенной территории. Органы администрации города могут обладать правами юридического лица, являясь муниципальными казенными учреждениями, иметь бюджетную смету и печать. Основаниями для государственной регистрации органов администрации города в качестве юридических лиц являются решение городского Совета народных депутатов об учреждении соответствующего органа в форме муниципального казенного учреждения и утверждение положения о нем городским Советом народных депутатов по представлению Главы города.
Таким образом, органы администрации, являющиеся самостоятельными юридическими лицами, обладают всеми полномочиями по осуществлению исполнительно-распорядительных функций на территории городского округа, отнесенных законодательством к компетенции органов местного самоуправления, в определенной сфере деятельности либо на определенной территории.
Согласно Положению о Комитете по управлению муниципальным имуществом города Новокузнецка, утвержденным решением Новокузнецкого городского Совета народных депутатов от 31.03.2011 №3/36 (далее - Положение о КУМИ), КУМИ является функциональным органом администрации города Новокузнецка, входит в систему исполнительных органов местного самоуправления и осуществляет отдельные исполнительные, распорядительные и контрольные функции по управлению и распоряжению муниципальным имуществом Новокузнецкого городского округа (п. 1.1 раздела 1 Положения о КУМИ). КУМИ наделен правами юридического лица, является муниципальным казенным учреждением, может от своего имени приобретать и осуществлять гражданские права и нести гражданские обязанности, быть истцом и ответчиком в суде (п. 1.4 раздела 1 Положения о КУМИ).
В число задач КУМИ входит обеспечение в интересах городского округа эффективного владения, пользования и распоряжения муниципальным имуществом (п.2.1 раздела 2 Положения о КУМИ). В целях исполнения возложенных на него задач КУМИ осуществляет, в том числе, следующие функции:
- в области ведения учета муниципального имущества и контроля за его использованием - организует учет муниципального имущества, ведет реестр объектов муниципальной собственности городского округа п.п.3.1.1 п.3.1 Положения о КУМИ);
в области приобретения и принятия имущества в муниципальную собственность городского округа - осуществляет постановку на учет в регистрирующем органе бесхозяйного недвижимого имущества, признает в суде в установленном порядке право муниципальной собственности на бесхозяйное движимое и недвижимое имущество, находящееся на территории городского округа(п.п.3.2.1, п.п.3.2.4 п.3.2 Положения о КУМИ);
в области исполнения полномочий по обеспечению реализации прав учредителя и отдельных полномочий городского округа в отношении муниципального имущества, переданного в хозяйственное ведение и оперативное управление муниципальным унитарным предприятиям и муниципальным учреждениям - передает имущество, находящееся в муниципальной собственности городского округа, в хозяйственное ведение и оперативное управление, представляет интересы городского округа в органах, осуществляющих государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним (п.п.3.4.8, п.п.3.4.20 п.3.4 Положения о КУМИ).
Таким образом, муниципальное образование «Новокузнецкий городской округ» в лице Комитета по управлению муниципальным имуществом города Новокузнецка является единственным органом, обладающим правом подачи заявления о постановке на учет имущества в качестве бесхозяйного, следовательно, обязан совершить действия по подаче такого заявления в силу возложенных на него законом полномочий.
Ст.12 ГК РФ предусмотрено, что защита гражданских прав осуществляется, среди прочего, путем присуждения к исполнению обязанности в натуре.
Следовательно, прокурор вправе требовать от органа местного самоуправления поселения или городского округа обратиться в соответствующий орган с заявлением о принятии на учет бесхозяйной недвижимой вещи.
Ст.56 ГПК РФ предусмотрено, что каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Материалами дела подтверждено, что ответчику было известно о наличии на территории города Новокузнецка бесхозяйных тепловых сетей. Доказательств, свидетельствующих о том, что заявленные тепловые сети принадлежат на каком-либо вещном праве или ином законном основании конкретным лицам, ответчик, иные лица, участвующие в деле не представили.
При указанных обстоятельствах, суд приходит к выводу об обоснованности требований прокурора Орджоникидзевского района г.Новокузнецка о возложении обязанности на муниципальное образование «Новокузнецкий городской округ» в лице Комитета по управлению муниципальным имуществом города Новокузнецка принять комплекс мер, необходимых для постановки на учёт и обратиться с заявлением в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области о постановке на учет в качестве бесхозяйных недвижимых вещей участков тепловых сетей: наружные тепловые сети домов от УТ -19 до наружной стены здания жилого дома №14б по улице Братьев Сизых г.Новокузнецка, от УТ - 20 через УТ-22 до наружной стены здания жилого дома № 14б по улице Братьев Сизых г.Новокузнецка, от УТ-22 до наружной стены здания жилого дома № 10а по улице Братьев Сизых г.Новокузнецка, от УТ-21 через УТ-23 до наружной стены здания жилого дома № 10а по улице Братьев Сизых г.Новокузнецка, от УТ-23 через УТ-24 до наружной стены здания жилого дома № 4б по улице Братьев Сизых г.Новокузнецка, от УТ-24 через УТ-25 до наружной стены здания жилого дома по № 4б по улице Братьев Сизых г.Новокузнецка, от УТ-25 через УТ-26, УТ-27, УТ-28, УТ-28а, УТ-29 до наружной стены здания жилого дома № 12 по улице 40 Лет Победы г.Новокузнецка, от УТ-29 через УТ-30, УТ-32 до наружной стены зданий жилых домов №№ 8 и 10 по улице 40 Лет Победы г.Новокузнецка, от УТ-30 через УТ-31 до наружной стены зданий жилых домом №№ 4 и 6 по улице 40 Лет Победы г.Новокузнецка.
Прокурор Орджоникидзевского района г.Новокузнецка просит также обязать ответчиков осуществить постановку на учет как бесхозяйных недвижимых вещей: наружных тепловых сетей жилых домов по ул.Братьев Сизых, 4Б, 10А, 14Б и по ул.40 лет Победы, 4,6,8,10,12 в г.Новокузнецке.
Приказом Минэкономразвития РФ от 10.12.2015 года №931 утвержден Порядок принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей (далее по тексту Порядок).
П.2 Порядка предусмотрено, что принятие на учет бесхозяйных недвижимых вещей осуществляют уполномоченные федеральные и территориальные органы регистрации прав. Согласно п.3 Порядка, на учет принимаются здания, сооружения, помещения (далее - объекты недвижимого имущества), которые не имеют собственников, или собственники которых неизвестны, или от права собственности на которые собственники отказались.
В соответствии с п.5 Порядка, принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов.
При таких обстоятельствах, основания для возложения обязанности на ответчиков муниципальное образование «Новокузнецкий городской округ» в лице администрации г.Новокузнецка и Комитет по управлению муниципальным имуществом города Новокузнецка осуществить постановку на учет как бесхозяйных недвижимых вещей тепловых сетей отсутствуют, поскольку обязанность по осуществлению постановки на учет бесхозяйных недвижимых вещей возложена на уполномоченные федеральные и территориальные органы регистрации прав.
Из системного анализа ст.225 ГК РФ, Приказа Минэкономразвития России от 10.12.2015 года №931 следует, что для принятия в муниципальную собственность спорных тепловых сетей, включения их в реестр объектов муниципальной собственности, государственной регистрации права муниципальной собственности необходимо: установить в судебном порядке, что спорные объекты не имеют собственника или их собственник неизвестен, лиьб, если иное не предусмотрено законом, от права собственности на них собственник отказался; поставить в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество на учет тепловые сети в качестве бесхозяйных с одновременной постновкой на государственный кадастровый учет; в судебном порядке признать право муниципальной собственности на бесхозяйные тепловые сети; зарегистрировать право муниципальной собственности.
Таким образом, обращению в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на бесхозяйную недвижимую вещь предшествует обращение заинтересованного лица в регистрирующий орган с заявлением о принятии на учет бесхозяйного недвижимого имущества, принятие такого имущества на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, и кроме того, ч.3 ст.225 ГК РФ предусмотрено такое условие, как истечение года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет соответствующим органом и отсутствие правопритязаний ее собственников в этот период.
Учитывая вышеизложенное, а также то, что решение суда не может быть постановлено под каким-либо условием, а носит обязательный характер, требование прокурора о принятии в муниципальную собственность наружных тепловых сетей жилых домов по ул.Братьев Сизых, 4Б, 10А, 14Б и по ул.40 лет Победы, 4,6,8,10,12 в г.Новокузнецке, включении указанных сетей в реестр объектов муниципальной собственности об обязании обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на бесхозяйные тепловые сети жилых домов по ул.Братьев Сизых, 4Б, 10А, 14Б и по ул.40 лет Победы, 4,6,8,10,12 в г.Новокузнецке, заявлено преждевременно и для его удовлетворения отсутствуют должные правовые основания и совокупность требуемых законом фактических обстоятельств, поэтому в удовлетворении требований в этой части следует отказать.
В соответствии с ч.2 ст.206 ГПК РФ, суд, с учетом мнения помощника прокурора Орджоникидзевского района г.Новокузнецка, а также мнения представителя ответчика о возможности исполнить решение суда, устанавливает срок для выполнения действий, которые обязан исполнить ответчик - 5 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ суд
РЕШИЛ:
Возложить обязанность на муниципальное образование «Новокузнецкий городской округ» в лице Комитета по управлению муниципальным имуществом города Новокузнецка в течение пяти месяцев со дня вступления решения суда в законную силу принять комплекс мер, необходимых для постановки на учёт и обратиться с заявлением в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области о постановке на учет в качестве бесхозяйных недвижимых вещей участков тепловых сетей: наружные тепловые сети домов от УТ -19 до наружной стены здания жилого дома №14б по улице Братьев Сизых г.Новокузнецка, от УТ - 20 через УТ-22 до наружной стены здания жилого дома № 14б по улице Братьев Сизых г.Новокузнецка, от УТ-22 до наружной стены здания жилого дома № 10а по улице Братьев Сизых г.Новокузнецка, от УТ-21 через УТ-23 до наружной стены здания жилого дома № 10а по улице Братьев Сизых г.Новокузнецка, от УТ-23 через УТ-24 до наружной стены здания жилого дома № 4б по улице Братьев Сизых г.Новокузнецка, от УТ-24 через УТ-25 до наружной стены здания жилого дома по № 4б по улице Братьев Сизых г.Новокузнецка, от УТ-25 через УТ-26, УТ-27, УТ-28, УТ-28а, УТ-29 до наружной стены здания жилого дома № 12 по улице 40 Лет Победы г.Новокузнецка, от УТ-29 через УТ-30, УТ-32 до наружной стены зданий жилых домов №№ 8 и 10 по улице 40 Лет Победы г.Новокузнецка, от УТ-30 через УТ-31 до наружной стены зданий жилых домом №№ 4 и 6 по улице 40 Лет Победы г.Новокузнецка.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Кемеровский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
В окончательной форме решение изготовлено 19 июля 2017 года.
Судья Т.В.Белова