Дело №2-3141/2013
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
30 мая 2013 года г.Махачкала.
Федеральный суд Советского района г. Махачкала в составе:
председательствующего Алимирзоева З.А.,
при секретаре ФИО6,
с участием представителя истца ФИО8, представителя Министерства финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства по РД ФИО9,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску АТН к Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по РД о взыскании компенсации за поврежденный дом в результате стихийного бедствия,
У С Т А Н О В И Л:АТН обратилась в суд с иском к Министерству финансов по РД, Правительству РД, Министерству финансов РФ в лице УФК по РД о взыскании компенсации за поврежденный дом в результате стихийного бедствия в размере 1320 300 рублей.
В обоснование иска указала, что в результате сильных дождей, прошедших в Дербентском районе РД с 02 по 05 мая 2010 года, ее дому, расположенному по адресу: РД, <адрес>, причинен ущерб, объем разрушений составляет 70%. После обращений истца и других жителей с. Геджух, имуществу которых также был причинен ущерб, было принято решение о создании комиссии при Администрации МО «Дербентский район» по чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности. Комиссией были исследованы поврежденные дома и составлены соответствующие Акты. Однако истец и другие пострадавшие семьи не получили единовременную материальную помощь, в связи с чем житель с. Геджух ФИО7 обратился к Президенту РФ, после чего он получил письмо от ДД.ММ.ГГГГ за подписью первого заместителя главы администрации района о том, что материальная помощь ему будет оказана по мере поступления средств из федерального бюджета. Однако материальная помощь истцу по настоящее время не оказана. Истец продолжает проживать в аварийном доме, собственных средств на приобретение или строительство нового дома у нее не имеется. Таким образом, ущерб возмещен только жителям пос. Мамедкала Дербентского района, по обращениями жителей населенных пунктов Геджух, Кала, Митаги-Казмаляр Правительством РД решения принято не было. Это при том, что Распоряжением Правительства РФ от 27.07.2010г. №1044 Правительству РД из федерального бюджета выделены финансовые средства на ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций, чтобы те в свою очередь довели данные денежные средства до пострадавших в полном объеме. Полагает, что указанными действиями нарушено ее конституционное право на жилище, поскольку, при отсутствии достаточных средств, данный вопрос должен был быть разрешен на уровне Правительства РД, чего сделано не было.
В судебном заседании представитель истца по доверенности ФИО8, уточнил исковые требования, просил исключить из числа ответчиком Правительство РД и Министерство финансов РД и взыскать указанную сумму ущерба с Министерства финансов Российской Федерации за счет средств казны РФ.
Представитель Управления федерального казначейства по РД по доверенности ФИО9 иск не признал и пояснил, что в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 13.10.2008 N 750 (ред. от 17.08.2010) "О порядке выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий" (вместе с "Правилами выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций последствий стихийных бедствий"), федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации при недостаточности бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете и бюджетах субъектов Российской Федерации для ликвидации чрезвычайных ситуаций, не позднее одного месяца с даты возникновения чрезвычайной ситуации могут обращаться в Правительство Российской Федерации с просьбой о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда на финансовое обеспечение мер по ликвидации чрезвычайной ситуации.
При обращении должны быть указаны данные о количестве людей, погибших или получивших ущерб (вред), причиненный их здоровью, размере материального ущерба и об объемах направленных на ликвидацию чрезвычайной ситуации, расходов соответствующих бюджетов, а также расходов страховых фондов и других источников, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
По поручению Председателя Правительства Российской Федерации или одного из заместителей Председателя Правительства Российской Федерации Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и организациями рассматривает в 3-месячный срок с даты подписания этого поручения вопрос о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда на финансовое обеспечение мер по ликвидации чрезвычайной ситуации.
Федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации для рассмотрения вопроса о выделении им бюджетных ассигнований из резервного фонда на финансовое обеспечение мер по ликвидации чрезвычайной ситуации представляют в Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий не позднее одного месяца с даты подписания поручения, документы, обосновывающие размер запрашиваемых бюджетных ассигнований, в том числе при необходимости заключение Министерства регионального развития РФ (или его территориального органа) по объектам (зданиям и сооружениям), имеющим повреждения основных несущих конструкций.
Перечень и правила оформления обосновывающих документов устанавливаются совместным актом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и Министерства финансов РФ.
По результатам совместного с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и организациями рассмотрения обосновывающих документов Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий вносит в Правительство Российской Федерации соответствующие предложения.
В случае непредставления обосновывающих документов в установленный срок вопрос о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда на финансовое обеспечение мер по ликвидации чрезвычайной ситуации не рассматривается и по представлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий контроль за исполнением поручения прекращается в порядке, установленном Регламентом Правительства РФ, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 1 июня 2004 г. N 260.
Основанием для выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда на финансовое обеспечение мер по ликвидации чрезвычайной ситуации является решение Правительства Российской Федерации, в котором указываются общая сумма выделяемых бюджетных ассигнований и их распределение по проводимым мероприятиям. При выделении бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение неотложных аварийно-восстановительных работ на объектах, в решении Правительства Российской Федерации указывается распределение бюджетных ассигнований по объектам.
Распоряжением Правительства РФ уже были выделены необходимые средства Правительству РД с целью ликвидации последствий указанного стихийного бедствия, что лишний раз подтверждает отсутствие вины федеральных органов исполнительной власти.
В Постановлении Правительства РФ N 750 от 13.10.2008 четко указано, что Министерство финансов РФ осуществляет перечисление средств из резервного фонда для пострадавших не позднее месяца со дня принятия Правительством РФ соответствующего решения.
Министерство Финансов РФ все денежные средства, выделенные согласно указанным распоряжениям Правительства РФ перечислило на счета администраций городов и районов для дальнейшего распределения их на блокированные счета пострадавших по спискам, утвержденным ранее. Следовательно, вины Министерства финансов РФ в не получении истцом денежных средств нет, в связи с чем просит отказать в удовлетворении иска.
Выслушав мнение сторон, исследовав материалы дела, суд признает иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище, а органы государственной власти и органы местного самоуправления должны создать условия для осуществления права на жилище, которое малоимущим, нуждающимся в жилище, предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными нормами.
В соответствии со статьей 1064 ГК РФ, вред, причиненный личности или имуществу гражданина подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. При этом законом обязанность возмещения вреда может быть возложена на лицо, не являющегося причинителем вреда.
Федеральный закон № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" является специальным законом, устанавливающим порядок возмещения вреда, не связанного с виновными действиями конкретных лиц, а причиненного обстоятельствами, не зависящими от воли людей. При этом обязанность возмещения такого вреда государство берет на себя. Предметом судебного разбирательства в этом случае является не вред, причиненный действиями (бездействием) государственных органов, а возможность реализации гражданином его законного права.
В соответствии со ст. 18 Федерального закона № 68-ФЗ «О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (далее - Закон) граждане Российской Федерации имеют право на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций.
В силу ст. 7 указанного Закона ликвидация чрезвычайных ситуаций, к которой в соответствии со ст. 1 того же закона относится также стихийное или иное бедствие, осуществляется силами и средствами организаций, органов местного самоуправления, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территориях которых сложилась чрезвычайная ситуация. При недостаточности сил и средств, привлекаются силы и средства федеральных органов исполнительной власти.
Согласно ст. 1071 ГК РФ в случаях, когда в соответствии с ГК РФ или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с п. 3 ст. 125 ГК России эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.
Кроме того, в соответствии с постановлением Правительства РФ от 13.10.2008г. №750 «О порядке выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства РФ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий» органы исполнительной власти субъектов РФ не позднее одного месяца с даты возникновения чрезвычайной ситуации обращаются в Правительство РФ с просьбой о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда для осуществления компенсационных выплат физическим и юридическим лицам, которым был причинен ущерб в результате возникновения чрезвычайной ситуации. В обращении должны быть указаны данные о количестве пострадавших людей, размере материального ущерба и др.
Судом установлено, что АТН истец является собственником жилого <адрес>, расположенного по адресу: РД, <адрес>, общей площадью 95 кв.м., что подтверждается выпиской из хозяйственной книги и техническим паспортом.
Согласно ответу на запрос ГУ «Дагестанский Республиканский центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды» от 13.05.2010г. в период с 02 по 05 мая 2010 года в Дербентском районе РД наблюдались ливневые осадки, за указанный период выпало 270% месячной нормы осадков. В результате чего дому истца был причине ущерб.
После обращений собственников поврежденных домов была создана комиссия при администрации МО «Дербентский район» по чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности, корой был обследован жилой дом, принадлежащий истцу и 14.05.2010г. составлен Акт обследования жилого дома истца, утвержденный Начальником ГО ЧС Дербентского района и Главой Администрации Дербентского района 17.05.2013г. Согласно указанному Акту здание затоплено на высоту 1 м., обрушены наружные и внутренние стены, объем разрушений составляет 70%; в оставшееся части дома наружные и внутренние стены выпучены, из стен выпали оконные блоки; стены комнат внизу разрушены (раскисли); сквозные трещины до 1,5 см по внутренним стенами и в углах стен, углах проемов окон и дверей; повреждены перекрытия; имеются повреждения, влияющие на несущую способность всего здания. Восстановление не возможно. Комиссией сделан вывод, что дом не пригоден для дальнейшего проживания.
Аналогичные выводы содержатся в Акте № визуального обследования жилого дома истца от ДД.ММ.ГГГГ, составленного инженером филиала ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» по РД.
Однако согласно сообщению ГКУ РД «Центр ГО и ЧС» от 14.03.2013г. в период функционирования оперативного штаба от администрации МО «Дербентский район» информация о затоплении территории пос. Геджух не поступала, режим функционирования «чрезвычайная ситуация» не вводился, в связи с чем администрацией МО «Дербентский район» в Правительство РД представлены документы по ущербу, причиненному только жителям пос. Мамедкала.
Правительством РД Распоряжением от 01.12.2011г. №314-р выделено администрации Дербентского района из резервного фонда Правительства РД 49045,22 тыс. рублей для оказания материальной помощи только жителям п. Мамедкала.
Таким образом, суд приходит к выводу, что домовладению истца в результате стихийного бедствия был причинен ущерб, в результате которого дом стал не пригодным для проживания, однако документы в Правительство РД органами местного самоуправления для возмещения причиненного ущерба представлены не были, что привело к нарушению прав истца, в связи с чем суд приходит к выводу, что исковые требования АТН обоснованны и подлежат удовлетворению.
Согласно Постановлению Правительства Республики Дагестан от 2 октября 2008г. №336 «Об установлении нормы предоставления площади служебного жилого помещения из специализированного жилищного фонда РД» норма предоставления площади служебного жилого помещения из специализированного жилищного фонда РД в размере: на семью из трех и более человек - по 18 квадратных метров общей жилой площади на каждого члена семьи.
Согласно справке Администрации сельского поселения «село Геджух» от 31.01.2013г. у истца АТН имеется следующий состав семьи: она и двое ее сыновей: ААЯ, ДД.ММ.ГГГГ г.р., и ААЯ, ДД.ММ.ГГГГ г.р., что также подтверждается копиями свидетельств о рождении. Следовательно семье истца из З человек полагается 54 квадратных метров общей жилой площади.
В силу Приказа №554 от 28 декабря 2012г. Министерства регионального развития «О стоимости одного квадратного метра общей жилой площади, предназначенной для определения в 2013 году размера предельной стоимости одного квадратного метра общей площади жилых помещений…» средняя рыночная стоимость 1 кв.м. жилья в Республике Дагестан установлена в размере 24450 рублей, следовательно, размер, причитающихся компенсационных средств к моменту предъявления иска должен составлять 1320300 рублей (3 х 18 х 24 500 руб.)
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление АТН к Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по РД о взыскании компенсации за поврежденный дом в результате стихийного бедствия - удовлетворить.
Взыскать с Министерства финансов РФ – за счет средств казны РФ в пользу АТН ущерб, причиненный повреждением жилого дома, в размере 1320300 (один миллион триста двадцать тысяч триста) рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд РД через Советский районный суд г. Махачкалы в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья: Алимирзоев З.А.