Судебный акт #1 (Решение) по делу № 12-925/2018 от 27.11.2018

Петрозаводский городской суд Дело № 12-925/2018-8

г. Петрозаводск, ул. Красная, д. 33

Р Е Ш Е Н И Е

26 декабря 2018 года город Петрозаводск

Судья Петрозаводского городского суда Республики Карелия Сааринен Ирина Александровна при секретаре Кожухаревой Ю.А., рассмотрев жалобу Администрации Петрозаводского городского округа на постановление старшего государственного инспектора отдела государственного контроля, надзора и рыбоохраны по Республике Карелия Громовой М.Д. № 10-01/2018/115 от 14 ноября 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении

Администрации Петрозаводского городского округа, юридический адрес: <данные изъяты>

у с т а н о в и л:

Постановлением старшего государственного инспектора отдела государственного контроля, надзора и рыбоохраны по Республике Карелия Громовой М.Д. № 10-01/2018/115 от 14 ноября 2018 года Администрация Петрозаводского городского округа (далее – Администрация, привлекаемое лицо) признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.33 КоАП РФ, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 10000 рублей.

Администрация Петрозаводского городского округа с вынесенным постановлением не согласна, обратилась в суд с жалобой, просит признать постановление незаконным и отменить в связи с отсутствием состава административного правонарушения, указывая, что ливневая канализация не является источником загрязнения, Администрация не является лицом, осуществляющим хозяйственную деятельность в результате которой происходит негативное воздействие на окружающую среду, не осуществляет сброс сточных вод через данные сети в водный объект. Сети ливневой канализации переданы по договору ссуды муниципального имущества от 12.07.2016 №11 с дополнительным соглашением к нему от 25.01.2017 №01 МКУ ПГО «Служба заказчика», выпуск №5 на наб.Варкауса оборудован локальными очистными сооружениями, обслуживание которых осуществляет указанное Учреждение, последнее ведет постоянный визуальный контроль за состоянием очистных сооружений и акваторией Онежского озера вблизи выпусков, вина Администрации в том, что в стоках ливневой канализации имеются превышения ПДК вредных веществ не доказана.

В судебном заседании защитник Администрации Петрозаводского городского округа Карпова Ж.В., действующая на основании доверенности, доводы жалобы поддержала по основаниям, в ней изложенным.

Должностное лицо – старший государственный инспектор отдела государственного контроля, надзора и рыбоохраны по Республике Карелия Громова М.Д. в судебном заседании полагала доводы жалобы необоснованными и неподлежащими удовлетворению, пояснила, что во исполнение обязанности предоставления ежеквартальной отчетности о выполнении условий использования водного объекта, установленной п.п.21 п.2.3 Решения Невско-ладожского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов от 23.10.2017, Администрацией Петрозаводского городского округа был представлен отчет по форме 3.3 раздела 3 Приложения к Порядку ведения собственниками водных объектов и водопользователями учета объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных вод и (или) дренажных вод, их качества, с приложением протоколов результатов количественного химического анализа воды №1677.18.01(В) от 28.09.2018, №1678.18.01(В) от 28.09.2018, при рассмотрении которых было выявлено административное правонарушение, соответствующих расчетов административный орган при выявлении административного правонарушения не производил, выводы об административном правонарушении основаны непосредственно на представленных протоколах результатов количественного химического анализа воды, место отбора проб сточных вод установлено в программе ведения регулярных наблюдений за водным объектом и его водоохранной зоной - выпуск №5 наб.Варкауса (ул.Московкая).

Заслушав участвующих в деле лиц, исследовав доводы жалобы, проверив дело, обозрев гражданское дело №2-4283/2016, судья приходит к следующим выводам.

В силу ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме, учитывая то, что жалоба подана в установленный ст.30.3 КоАП РФ срок.

Статья 8.33 КоАП РФ предусматривает ответственность за нарушение правил охраны среды обитания или путей миграции объектов животного мира и водных биологических ресурсов в виде предупреждения или наложения административного штрафа на юридических лиц - от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей.

Согласно ст.50 Федерального закона «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, внедрении новых технологических процессов и осуществлении иной деятельности должны применяться меры по сохранению водных биоресурсов и среды их обитания. Данная деятельность осуществляется только по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства в порядке, установленном Правительством РФ.

Любая деятельность, влекущая за собой изменение среды обитания объектов животного мира и ухудшение условий их размножения, нагула, отдыха и путей миграции, должна осуществляться с соблюдением требований, обеспечивающих охрану животного мира. Хозяйственная деятельность, связанная с использованием объектов животного мира, должна осуществляться таким образом, чтобы разрешенные к использованию объекты животного мира не ухудшали собственную среду обитания и не причиняли вреда сельскому, водному и лесному хозяйству (ст. 22 Федерального закона «О животном мире»).

Частью 2 ст. 39 Водного кодекса РФ установлена обязанность собственников водных объектов и водопользователей при использовании водных объектов, среди прочих, вести в установленном порядке учет объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных, в том числе дренажных, вод, их качества, регулярные наблюдения за водными объектами и их водоохранными зонами, а также бесплатно и в установленные сроки представлять результаты такого учета и таких регулярных наблюдений в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти.

На основании п. 1 ч. 6 ст. 60 Водного Кодекса РФ при эксплуатации водохозяйственной системы запрещается осуществлять сброс в водные объекты сточных вод, не подвергшихся санитарной очистке, обезвреживанию (исходя из недопустимости превышения нормативов допустимого воздействия на водные объекты и нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водных объектах).

В соответствии с ч. 1 ст. 34, ч. 2 ст. 39 Федерального закона «Об охране окружающей среды» размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.

Юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также наилучших доступных технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель в соответствии с законодательством.

Согласно подп. «а» п. 11 Положения об охране рыбных запасов и о регулировании рыболовства в водоемах СССР, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 15 сентября 1958 г. № 1045, запрещается сбрасывать в рыбохозяйственные водоемы, на берега и на лед этих водоемов неочищенные и необезвреженные сточные воды промышленных, коммунальных, сельскохозяйственных и иных предприятий и всех видов транспорта, а также производственные, бытовые и другие виды отходов и отбросов.

В соответствии с подп. «г» п.2 Положения о мерах по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 29.04.2013г. № 380, мерами по сохранению биоресурсов и среды их обитания, в том числе, являются предупреждение и устранение загрязнений водных объектов рыбохозяйственного значения, соблюдение нормативов качества воды и требований к водному режиму таких водных объектов.

Приказом Минсельхоза России от 13.12.2016 №552 утверждены нормативы ПДК вредных веществ в водах водных объектов рыбохозяйственного значения.

Решением Невско-ладожского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов от 23.10.2017 № 10-01.04.01.006-О-PCБX-Т-2017-00917/00 (далее – Решение) Администрации Петрозаводского городского округа предоставлен в пользовании объект – Онежское озеро, в целях осуществления сброса сточных вод в районе набережной Варкауса, ул.Московская (выпуск №5). Решением на Администрацию возложена обязанность по соблюдению нормативов ПДК вредных веществ в месте сброса сточных вод.

Из постановления от 14.11.2018 и протокола об административном правонарушении от 30.10.2018 следует, что 17.10.2018 года в 09.00 час. Администрация Петрозаводского городского округа в нарушение условий Решения о предоставлении водного объекта в пользование, зарегистрированного в государственном водном реестре 23.10.2017 года за № 10-01.04.01.006-О-PCБX-Т-2017-00917/00, требований установленных Приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 13 декабря 2016 года № 552 «Об утверждении нормативов качества воды водных объектов рыбохозяйственного значения, в том числе нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водах водных объектов рыбохозяйственного значения» допустила превышение нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ при сбросе сточных вод в озеро Онежское на выпуске ливневых и производственных сточных вод г.Петрозаводска (географические координаты выпуска сточных вод: 61°48"22,7" С.Ш. 34°20"57,35" В.Д) согласно протоколу результатов количественного химического анализа воды от 28.09.2018 №1677.18.01 (В) по следующим показателям загрязняющих веществ: БПК5 в 1,95 раз, по фосфат-иону - в 3,32 раза, по нефтепродуктам - в 90 раз, а также согласно протоколу результатов количественного химического анализа воды от 28.09.2018 №1678.18.01 (В) превышение нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в природной воде (ручей после выпуска №5 до впадения в онежское озеро) по следующим показателям загрязняющих веществ: БПК5 в 2,1 раз, по фосфат-иону - в 5,2 раза, по нефтепродуктам - в 40 раз.

Вместе с тем, в постановлении по делу не указаны конкретные условия Решения и нормативного акта Минсельхоза России, которые нарушены Администрацией. В то же время, содержание данных актов не позволяет сделать вывод о нарушении Администрацией их положений.

Так, приказом Минсельхоза России от 13.12.2016 № 552 утверждены исключительно нормативы качества воды водных объектов рыбохозяйственного значения.

Подпунктом 7 п. 2.3 Решения определено место сброса сточных вод – г.Петрозаводск, в районе набережной Варкауса, ул.Московская (выпуск №5), географические координаты выпуска сточных вод: 61°48"22,7" С.Ш. 34°20"57,35" В.Д.

Подпунктом 10 п. 2.3 Решения предусмотрено, что максимальное содержание загрязняющих веществ в сточных водах не должно превышать следующих значений показателей: нефтепродукты – 0,05мг/куб.дм., фосфаты - 0,05 мг/л.

Согласно протоколу анализа сточных вод от 28.09.2018 №1677.18.01 (В) на который имеется ссылка в постановлении, 21.09.2018 в целях производственного контроля отобраны пробы сточных вод в колодце ливневой канализации. По результатам анализа установлено, что содержание БПК5 в колодце составляет 3,9+/-0,5 мгО2/куб.дм.; фосфат-иона – 0,166 +/- 0,027 мг/куб.дм., нефтепродуктов - 4,5 +/- 1,1 мг/куб.дм.

Из протокола анализа природной воды от 28.09.2018 №1678.18.01 (В) на который также имеется ссылка в постановлении, следует, что 21.09.2018 в целях производственного контроля отобраны пробы природной воды в ручье после выпуска №5 до впадения в Онежское озеро. По результатам анализа установлено, что содержание БПК5 в ручье составляет 4,2+/-0,6 мгО2/куб.дм.; фосфат-иона – 0,26 +/- 0,04 мг/куб.дм., нефтепродуктов - 2,0 +/- 0,4 мг/куб.дм.

Согласно подп. 5, 19 п. 2.3 Решения на Администрацию возложена обязанность по ведению учета показателей сточных вод в соответствии с приказом Минприроды России от 08.07.2009 №205, ежеквартальному представлению в Отдел водных ресурсов по Республике Карелия Невско-Ладожского бассейнового водного управления отчета о выполнении условий использования водного объекта с приложением подтверждающих документов, включая результаты учета объема сброса сточных вод.

Приказом Минприроды России от 08.07.2009 № 205, на который имеется ссылка в Решении, утвержден Порядок ведения собственниками водных объектов и водопользователями учета объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных вод и (или) дренажных вод, их качества (далее - Порядок).

Пунктом 13 Порядка предусмотрено, что периодичность, место отбора проб сточных вод определяется Программой проведения измерений качества сточных вод и (или) дренажных вод, которая согласовывается территориальным органом Росрыболовства.

Программой регулярных наблюдений за водным объектом и его водоохранной зоной, согласованной Невско-Ладожским бассейновым водным управлением (графиком контроля качества вод Онежского озера в районе размещения выпуска №5 канализационно-ливневой сети г.Петрозаводска) определена точка отбора проб воды - выпуск №5 наб.Варкауса (ул.Московская).

Однако, согласно протоколу анализа сточных вод от 28.09.2018 №1677.18.01 (В) пробы сточных вод были отобраны в колодце ливневой канализации, из протокола анализа природной воды от 28.09.2018 №1678.18.01 (В) следует, что пробы природной воды отобраны в ручье после выпуска №5 до впадения в Онежское озеро.

Таким образом, фактические места отбора проб не соответствуют месту отбора проб, установленному Программой регулярных наблюдений за водным объектом и его водоохранной зоной.

Согласно п.п. 1-4 Порядка, формы 3.3 раздела 3 Приложения к Порядку при учете загрязняющих веществ указывается только то их количество, которое поступило в водный объект в результате использования воды (общее количество содержащихся в сбрасываемой воде загрязняющих веществ уменьшается на количество этих веществ, содержащихся в воде, забранной из того же водного объекта). Вместе с тем, соответствующих расчетов административный орган при выявлении административного правонарушения не производил, его выводы основаны непосредственно на протоколах результатов количественного химического анализа воды.

Законодательство об административных правонарушениях не предполагает произвольного порядка выявления административных правонарушений. Между тем, в постановлении по делу и протоколе об административном правонарушении не указан вид контрольного мероприятия, посредством которого выявлено событие вменяемого Обществу правонарушения. Согласно пояснениям должностного лица правонарушение выявлено вне рамок какой-либо административной процедуры. Это не соответствует требованиям п. 32 административного регламента, утвержденного приказом Минсельхоза России от 18.02.2015 № 58, предусматривающего исчерпывающий перечень видов контрольных мероприятий, в рамках которых может осуществляться государственный контроль в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов.

Учитывая изложенное, обстоятельства, на основании которых вынесено постановление о назначении Администрации Петрозаводского городского округа административного наказания, нельзя признать доказанными. В связи с этим обжалуемое постановление о назначении административного наказания подлежит отмене, производство по делу - прекращению на основании п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ.

На основании ст.ст. 30.1-30.8 КоАП РФ, судья

р е ш и л :

Постановление старшего государственного инспектора отдела государственного контроля, надзора и рыбоохраны по Республике Карелия Громовой М.Д. № 10-01/2018/115 от 14 ноября 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении Администрации Петрозаводского городского округа, отменить, производство по делу об административном правонарушении прекратить в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых вынесено постановление.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия (г.Петрозаводск, ул.Кирова, д.27) через Петрозаводский городской суд РК в течение 10 суток со дня получения копии решения.

Судья И.А. Сааринен

12-925/2018

Категория:
Административные
Статус:
Отменено с прекращением производства
Ответчики
Администрация ПГО
Другие
Ульянова Юлия Викторовна
Суд
Петрозаводский городской суд Республики Карелия
Судья
Сааринен И.А.
Статьи

КоАП: ст. 8.33

Дело на сайте суда
petrozavodsky--kar.sudrf.ru
26.11.2018Материалы переданы в производство судье
27.11.2018Истребованы материалы
06.12.2018Поступили истребованные материалы
20.12.2018Судебное заседание
26.12.2018Судебное заседание
27.12.2018Направление копии решения (определения) в соотв. с чч. 2, 2.1, 2.2 ст. 30.8 КоАП РФ
29.12.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
29.12.2018Направленная копия решения (определения) ВРУЧЕНА
05.02.2019Вступило в законную силу
11.02.2019Дело оформлено
11.02.2019Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее