Дело № 12-58/19
Р Е Ш Е Н И Е
г. Рязань 18 марта 2019 года
Судья Железнодорожного районного суда <данные изъяты> Кураев О.В.,
с участием: защитника юридического лица, в отношении которого вынесено постановление о назначении административного наказания ООО «Бытремсервис», Мухаевой О.Е.,
при секретаре Борисовой К.И.,
рассмотрел в открытом судебном заседании в здании суда дело по жалобе Общества с ограниченной ответственностью «Бытремсервис» (ОГРН 1026200959718) на постановление по делу об административном правонарушении № 03/12/4-01-68, вынесенное 14 февраля 2019 года административной комиссией <данные изъяты> при администрации <данные изъяты>, которым ООО «Бытремсервис» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.3 Закона Рязанской области «Об административных правонарушениях» от 04.12.2008 года № 182-ОЗ, п. 105 п. 138 «Правил благоустройства территории муниципального образования - город Рязань» от 24.05.2012 года № 174-I.
Проверив представленные материалы,
у с т а н о в и л:
Постановлением административной комиссии <данные изъяты> при администрации <данные изъяты> № от ДД.ММ.ГГГГ Общество с ограниченной ответственностью «Бытремсервис» (далее - ООО «Бытремсервис») признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.<адрес> «Об административных правонарушениях», и ему, как юридическому лицу, которое не обеспечило производство работ по своевременному освобождению кровли крыши от нависшего снега и наледи, чем нарушило правила благоустройства территорий поселений и городских округов, установленных нормативными правовыми актами органов местного самоуправления <адрес> (п. 105, п. 138 «Правил благоустройства территории муниципального образования - <адрес>»), было назначено административное наказание в виде предупреждения.
В установленный для обжалования срок ООО «Бытремсервис» обратилось в Железнодорожный районный суд г. Рязани с жалобой, в которой просит признать незаконным и отменить данное постановление.
В обоснование жалобы заявитель, сославшись на примечания к ст. 6.<адрес> «Об административных правонарушениях» от ДД.ММ.ГГГГ №, полагает, что лицо не может быть привлечено к административной ответственности по ст. 6.3 названного Закона за нарушение положений правил благоустройства территорий поселений и городских округов, содержащих нормы и правила, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Между тем федеральным законом (ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ) предусмотрена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований в то время, как ООО «Бытремсервис» осуществляет предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами на основании лицензии.
Заявитель, анализируя нормы Жилищного кодекса РФ, Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденные Постановлением Госстроя РФ № от ДД.ММ.ГГГГ, указывает, что удаление наледей и сосулек должно производиться по мере необходимости, но вместе с тем, нормами действующего законодательства не определен момент наступления необходимости очищения крыш домов от скопившегося снега, наледи и сосулек. Данное обстоятельство носит оценочный характер и подлежит исследованию применительно к конкретной ситуации.
Также заявитель ссылается на то, что в соответствии с п. 42 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, управляющие организации и лица, оказывающие услуги и выполняющие работы при непосредственном управлении многоквартирным домом, отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством РФ и договором
В силу пункта 39 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, государственный контроль за содержанием общего имущества осуществляется федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ в пределах своей компетенции в соответствии с законодательством РФ.
В <адрес> органом исполнительной власти, осуществляющим государственный контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда независимо от его формы собственности, соблюдением правил содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, а также за соответствием жилых помещений, качества, объема и порядка предоставления коммунальных услуг установленным требованиям законодательства является государственная жилищная инспекция <адрес>.
Кроме того заявитель указывает, что акт обследования № от 15.01.2019 года с фототаблицей и уведомление о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении ООО «Бытремсервис» не направлялись.
Также заявитель полагает, что были нарушены сроки составления протокола об административном правонарушении предусмотренные ст. 28.5 КоАП РФ.
В судебном заседании защитник Мухаева О.Е. доводы жалобы поддержала в полном объеме, суду пояснила, что фактически обнаружив признаки административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ, представители префектуры <данные изъяты> <данные изъяты> должны были зафиксировать их и направить эти данные в государственную жилищную инспекцию <адрес>, в полномочия которой входит возможность проведения соответствующей проверки. Однако этого сделано не было, в связи с чем административная комиссия <данные изъяты> при администрации <данные изъяты>, рассмотрев дело по существу, вышла за пределы своих полномочий.
Исследовав в полном объеме материалы дела об административном правонарушении и дополнительно представленные документы, прихожу к следующему выводу.
В соответствии со ст. 6.<адрес> «Об административных правонарушениях» от ДД.ММ.ГГГГ №З (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) (принятого <адрес> Думы от ДД.ММ.ГГГГ №-IV РОД), нарушение правил благоустройства территорий поселений и городских округов, установленных нормативными правовыми актами органов местного самоуправления <адрес>, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до пяти тысяч рублей.
Согласно п. 105 «Правил благоустройства территории муниципального образования - <адрес>», утвержденных Решением Рязанской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ № (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ), очистка кровель и козырьков жилых домов, зданий, сооружений, строений от снега и наледи должна производиться по мере необходимости, но не реже одного раза в месяц путем сбрасывания на землю. Удаление снежных и ледяных наростов на карнизах, крышах, козырьках, балконах, водосточных трубах и иных выступающих конструкциях жилых домов, зданий, сооружений, строений производится своевременно, по мере возникновения угрозы пешеходам, жилым домам, зданиям, сооружениям, строениям с вывозом сброшенных снега и ледяных наростов с пешеходных дорожек, проездов, тротуаров в течение суток в специально отведенные для этих целей места.
Мягкие кровли от снега не очищаются, за исключением желобов и свесов, разжелобках, карнизов и в местах нависания снега.
При наступлении оттепели сбрасывание снега следует производить в кратчайшие сроки.
Очистка крыш от снега и наледи, удаление снежных и ледяных наростов осуществляются в светлое время суток или при искусственном освещении жилищными и жилищно-строительными кооперативами, товариществами собственника жилья, управляющими организациями или хозяйствующими субъектами и физическими лицами, в собственности, аренде либо на ином вещном праве которых находятся дома, здания, строения, сооружения. Перед проведением этих работ необходимо провести охранные мероприятия (ограждение, дежурные), обеспечивающие безопасность граждан, лиц, осуществляющих данные работы, и транспортных средств, а также сохранность деревьев, кустарников, воздушных линий уличного электроосвещения, средств размещения информации, светофорных объектов, дорожных знаков, линий связи и других объектов, в том случае, если эти объекты установлены в соответствии с действующим законодательством.
Согласно п. 138 «Правил благоустройства территории муниципального образования - <адрес>», утвержденных Решением Рязанской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ № (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ), крыши, карнизы, водосточные трубы зданий в зимний период должны своевременно освобождаться от нависшего снега и наледи. При выполнении работ по очистке крыш, карнизов, водосточных труб от нависшего снега и наледи прилегающие к зданиям участки тротуаров и пешеходных дорожек должны иметь ограждения и (или) быть обозначены предупреждающими знаками.
Административной комиссией <данные изъяты> при администрации <данные изъяты> установлено, что ДД.ММ.ГГГГ в 10 часов 00 минут, по адресу: <адрес>, ООО «Бытремсервис» не обеспечило производство работ по своевременному освобождению кровли крыши от нависшего снега и наледи.
В основу выводов административной комиссии <данные изъяты> при администрации <данные изъяты> о виновности ООО «Бытремсервис» положены: протокол об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ; акт обследования территории <данные изъяты> № от ДД.ММ.ГГГГ с фототаблицей; выписка из Единого государственного реестра юридических лиц № ЮЭ№ от ДД.ММ.ГГГГ, а также копия лицензии № от ДД.ММ.ГГГГ, предоставленной ООО «Бытремсервис» на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами № от ДД.ММ.ГГГГ.
Между тем в силу примечания к ст. 6.<адрес> «Об административных правонарушениях» от ДД.ММ.ГГГГ №З (ред. от ДД.ММ.ГГГГ), лицо не может быть привлечено к административной ответственности по ст. 6.3 настоящего закона за нарушение положений правил благоустройства территорий поселений и городских округов, содержащих нормы и правила, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ.
Полномочие субъекта РФ по установлению административной ответственности за нарушение нормативных правовых актов органов местного самоуправления предусмотрено в ст. 1.3.1 КоАП РФ. Ответственность за нарушение норм и правил, предусмотренных нормативными правовыми актами Федерации, может быть установлена лишь федеральным законом.
Как установлено в судебном заседании, ООО «Бытремсервис» осуществляет предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами на основании лицензии.
Частью 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ установлена ответственность за осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований.
В силу п. 51 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", предпринимательская деятельность по управлению многоквартирными домами подлежит лицензированию. Согласно ч. 1 ст. 8 названного Федерального закона, лицензионные требования устанавливаются положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.
Положение о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № (далее - Положение о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами).
В соответствии с пунктом 3 названного Положения лицензионными требованиями к лицензиату, устанавливаемыми в соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", являются: а) соблюдение требований, предусмотренных частью 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации; б) исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации; в) соблюдение требований, предусмотренных частью 1 статьи 193 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с п. 3 ст. 39 ЖК РФ правила содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с п. 1.1 ч. 1 ст. 161 ЖК РФ надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать: соблюдение требований к надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность жизни и здоровья граждан, имущества физических лиц, имущества юридических лиц, государственного и муниципального имущества.
Согласно ч. 2.3 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
Согласно п. 42 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 491, управляющие организации и лица, оказывающие услуги и выполняющие работы при непосредственном управлении многоквартирным домом, отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором.
В силу пункта 39, Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 491, государственный контроль, за содержанием общего имущества многоквартирных домов осуществляется федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов.
Постановлением Госстроя РФ от ДД.ММ.ГГГГ № утверждены Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда.
В соответствии с п. 4.ДД.ММ.ГГГГ Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденного Постановлением Госстроя Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 170, очистка кровли от мусора и грязи производится два раза в год: весной и осенью. Удаление наледей и сосулек производится по мере необходимости. Мягкие кровли от снега не очищают, за исключением желобов и свесов на скатных рулонных кровлях с наружным водостоком; снежных навесов на всех видах кровель, снежных навесов и наледи с балконов и козырьков. Крышу с наружным водоотводом необходимо периодически очищать от снега (не допускается накопление снега слоем более 30 см; при оттепелях снег следует сбрасывать при меньшей толщине). Очистку снега с пологоскатных железобетонных крыш с внутренним водостоком необходимо производить только в случае протечек на отдельных участках.
Согласно Правилам и нормам технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденного Постановлением Госстроя Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, зимняя уборка территории включает очистку покрытий при отсутствии снегопада от снега наносного происхождения должна производиться в ранние, утренние часы машинами с плужно-щеточным оборудованием, периодичность выполнения - один раз в 3, 2 и 1 сутки соответственно для тротуаров I, II и III классов (п. ДД.ММ.ГГГГ); убираемый снег должен сдвигаться с тротуаров на проезжую часть в прилотковую полосу, а во дворах - к местам складирования (п. ДД.ММ.ГГГГ)
В соответствии с подпунктом «а» п. 16 названных Правил, надлежащее содержание общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом обеспечивается собственниками помещений путем заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией - в соответствии с ч. 5 ст. 161 и ст. 162 Жилищного кодекса Российской Федерации. Управляющие организации и лица, оказывающие услуги и выполняющие работы при непосредственном управлении многоквартирным домом, отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором.
Анализ приведенных норм позволяет сделать вывод о том, что ООО «Бытремсервис» в случае нарушения норм технической эксплуатации жилищного фонда в виде несвоевременного освобождения кровли крыш от нависшего снега подлежало ответственности на основании федерального закона – КоАП РФ, предусматривающим ответственность за осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований. Следовательно, при указанных обстоятельствах привлечение ООО «Бытремсервис» к административной ответственности на основании ст. 6.<адрес> «Об административных правонарушениях» от ДД.ММ.ГГГГ №З (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) исключено.
В силу п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных ст. ст. 2.9, 24.5 КоАП РФ, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
р е ш и л:
Жалобу Общества с ограниченной ответственностью «Бытремсервис» (ОГРН <данные изъяты>), - удовлетворить.
Постановление административной комиссии <данные изъяты> при администрации <данные изъяты> № от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенное в отношении ООО «Бытремсервис» по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 6.<адрес> «Об административных правонарушениях» от ДД.ММ.ГГГГ №-ОЗ, - отменить, производство по делу прекратить на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, то есть за отсутствием состава административного правонарушения.
Решение может быть обжаловано в Рязанский областной суд в течение десяти суток.
Судья О.В. Кураев