Дело № 2-21/2016
Решение
Именем Российской Федерации
22 декабря 2016 года г. Канск
Канский районный суд Красноярского края в составе председательствующего - судьи Гришаниной Н.В.,
при секретаре - Рыковой Е.В.,
с участием:
- истца - помощника Канского межрайонного прокурора Еланковой О.Н.,
- представителя ответчика - Гантимуровой Е.А.,
-представителей третьих лиц -Журавлевой М.И., Анциферова М.А., Ушаковой С.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Канского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации Канского района Красноярского края о возложении обязанности разработать проекты санитарно-защитных зон источников водоснабжения,
установил:
Канский межрайонной прокурор обратился в суд с иском к администрации Канского района Красноярского края, в котором просит обязать ответчика разработать проекты зон санитарной охраны следующих источников водоснабжения: инфильтрационного водозабора из 4-х скважин в <адрес>, артезианской скважины в <адрес>, артезианской скважины в <адрес>, водозаборной скважины №, водозаборной скважины № в <адрес>, 5-ти буровых скважин в <адрес>, скважины в <адрес>, скважины в <адрес>, 2-х артезианских скважин в <адрес> и <адрес>, группового водозабора, состоящего из 3-х водозаборных скважин в <адрес>, скважины в <адрес> в течение 1 года с момента вступления решения суда в законную силу.
В ходе рассмотрения дела истец изменил исковые требования увеличив их, просит обязать администрацию Канского района Красноярского края в течение одного года с момента вступления решения суда в законную силу разработать проекты зон санитарной охраны следующих источников водоснабжения, принадлежащих МО «Канский район»:
эксплуатирующихся ООО«ФИО10»: водонапорная башня со скважиной, расположенная по адресу: <адрес>; водонапорная башня со скважиной, расположенная по адресу: <адрес>; скважина, расположенная по адресу: <адрес>; водонапорная башня, расположенная по адресу: <адрес>; скважина №, расположенная по адресу: <адрес>, в 80 м севернее <адрес>; скважина №, расположенная по адресу: <адрес>, в 5 м восточнее <адрес>, <адрес>; скважина №, расположенная по адресу: <адрес>, в 60 м севернее <адрес>, <адрес>; скважина №, расположенная по адресу: <адрес>, в 25 м северо-восточнее <адрес>; скважина №, расположенная по адресу: <адрес>, в 200 м западнее <адрес>, <адрес>; водонапорная: башня со скважиной, расположенная по адресу: <адрес> в 450 м северо-восточнее здания клуба по <адрес>; скважина, расположенная по адресу: <адрес>; водонапорная башня, расположенная: по адресу: <адрес>: водонапорная башня со скважиной, расположенная по адресу: <адрес>;
эксплуатирующихсяООО «ФИО11»: насосная станция, расположенная по адресу: <адрес>, примерно <адрес>; насосная станция 2-го подъема на <адрес> расположенная по адресу: <адрес>, <адрес>; насосная на <адрес>, расположенная по адресу: <адрес>, <адрес>; насосная станция 3-го подъема, расположенная по адресу: <адрес>; насосная станция, расположенная по адресу: <адрес>, <адрес> насосная станция, расположенная по адресу: <адрес>; насосная станция, расположенная по адресу: <адрес>; насосная станция, расположенная по адресу: <адрес>; насосная станция, расположенная по адресу: <адрес>; насосная станция, расположенная по адресу: <адрес> 1; скважины №№ 1-12, № 1а, № 2а, № 8а, расположенные по адресу: <адрес> <адрес>;
эксплуатирующихся ООО «ФИО12»: буровая скважина, расположенная по адресу: <адрес>, <адрес>; буровая скважина, расположенная по адресу: <адрес>, <адрес>; буровая скважина, расположенная по адресу: <адрес>; буровая скважина, расположенная по адресу: <адрес>; водонапорная башня, расположенная по адресу: <адрес>; водонапорная башня, расположенная по адресу: <адрес>; водонапорная башня, расположенная по адресу: <адрес>;
эксплуатирующихся ООО «ФИО13»: водонапорная башня, расположенная по адресу: <адрес>; скважина, расположенная по адресу: <адрес>; водонапорная башня, расположенная по адресу: <адрес>; водопроводная башня со скважиной, расположенная по адресу: <адрес>; водопроводная башня со скважиной, расположенная по адресу: <адрес> водопроводная башня со скважиной, расположенная по адресу: <адрес>
эксплуатирующихся ООО «ФИО14»: здание станции 1-го подъема, расположенное по адресу: <адрес> находится в 1 км севернее <адрес>.;
эксплуатирующихся МУП «ФИО15»:
водонапорная башня со скважиной, расположена по адресу: <адрес>,
<адрес>; насосная станция, расположенная по
адресу: <адрес>сооружение водозаборное - каптаж ключей в водоем, расположенное по
адресу: <адрес>;
водонапорная башня, расположенная по адресу: <адрес>
эксплуатирующихся ООО «ФИО16» группового
водозабора, состоящего из 3-х водозаборных скважин, расположенных по
адресу: <адрес>; водонапорная башня со
скважиной, расположенная по адресу: <адрес>; скважины, расположенные по адресу: <адрес>.
Требования мотивированы тем, что Канской межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения юридическими лицами, эксплуатирующими источники водоснабжения и водопроводы питьевого назначения, санитарно-эпидемиологического законодательства в части санитарной охраны таких источников, в ходе которой выявлены следующие нарушения закона. Проверкой установлено, что на территории Канского района расположены объекты водоснабжения и водопровод питьевого назначения. Указанные объекты находятся в муниципальной собственности Канского района и переданы ООО «ФИО17», ООО «ФИО18», ООО «ФИО19», МУП «ФИО20», ООО «ФИО21», ООО «ФИО22» во временное владение на основании сначала договоров аренды, а затем на основании договоров концессии.
При этом в нарушение ст. 18 Федерального закона «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения», п. 1.4, 1.6, 1.13 4 СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения», указанные объекты эксплуатируются юридическими лицами в отсутствие проектов зон санитарной охраны таких источников, включающих: определение границ зон и составляющих их поясов; план мероприятий по улучшению санитарного состояния территории зон санитарной охраны и предупреждения загрязнения источника; правила и режим хозяйственного использования территорий трех поясов зон санитарной охраны. Также отсутствуют санитарно-эпидемиологические заключения согласования проектов зон санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения о соответствии данных проектов санитарным правилам. Выявленные нарушения законов создают реальную угрозу ухудшения состояния окружающей среды и санитарно-эпидемиологической обстановки, а также заболевания населения, что является недопустимым. Указанная обязанность возлагается на администрацию Канского района как на собственника такого имущества.
Исковое заявление подано в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного крута лиц, поскольку, в соответствии с Федеральным законом «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» несоблюдение государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов, устанавливающих санитарно-эпидемиологические требования к источникам водоснабжения, создают угрозу жизни и здоровью неопределенному кругу лиц, потребляющих воду из таких источников, а также угрозу возникновения и распространения заболеваний.
В судебном заседании помощник Канского межрайонного прокурора Еланкова О.Н. исковые требования с учетом уточнений поддержала по обстоятельствам, указанным в иске. Требования в отношении объектов водоснабжения эксплуатирующихся ООО «ФИО23 ФИО24» и ООО «Коммунальщик» просит удовлетворить в части тех объектов, по которым при принятии судебных решений от ДД.ММ.ГГГГ (объекты эксплуатирующиеся ООО «ФИО25» и от ДД.ММ.ГГГГ (объекты эксплуатирующиеся ООО «ФИО26») данный вопрос не разрешен.
В судебном заседании представитель ответчика Гантимурова Е.А. исковые требования не признала, представила отзыв на исковое заявление, в котором указала, что администрация Канского района полагает, что требования предъявлены к ненадлежащему ответчику, поскольку все объекты, перечисленные истцом хотя и находятся в собственности МО «Канский район», но переданы ООО «ФИО27», ООО «ФИО28», ООО «ФИО29», ООО «ФИО30»,ООО «ФИО31», МУП «ФИО32», ООО «ФИО33» на основании сначала договоров аренды, а затем концессионных соглашений, заключенных на срок 10 лет в ДД.ММ.ГГГГ годах. Считает, что все вышеперечисленные жилищно-коммунальные организации и обязаны выполнить требование санитарного законодательства по разработке проектов ЗСО. Администрация Канского района утвердила Техническое задание на разработку инвестиционной программы по приведению в соответствие установленным требованиям качества питьевой воды в организациях жилищно-коммунального хозяйства, осуществляющих деятельность в сфере водоснабжения и водоотведения поселений на территории Канского района на период действия концессионных соглашений. В соответствии с данным Техническим заданием организации ЖКХ обязаны в срок с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ годы выполнить мероприятия согласно СанПиН 2.1.4.1110-02. Также необходимо учесть, что практически все водозаборные скважины располагаются на территории населенных пунктов, вблизи от частных жилых домов, что делает невозможным организовать зоны санитарной охраны.
Представитель третьего лица - ООО «ФИО34» Журавлева М.И. в судебном заседании пояснила, что полагает, что администрация Канского района является надлежащим ответчиком по иску, поскольку МО «Канский район» является собственником объектов водоснабжения, которые переданы в пользование по концессионному соглашению. Договор концессии не содержит обязанности ООО «ЖКХ ФИО35» разработать проект ЗСО, данная обязанность лежит на собственнике объектов водоснабжения.
Представитель третьих лиц - ООО «ФИО37», ООО «ФИО36» Анциферов М.А. в судебном заседании не возражал против удовлетворения исковых требований, полагая администрацию Канского района надлежащим ответчиком как собственника объектов водоснабжения, переданных ООО «ФИО38» и ООО «ФИО39» по договору концессии.
Представитель третьего лица - МУП «ФИО40» Алексейчик Е.Е. в судебное заседание не явился, направил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.
Представитель третьего лица - ООО «ФИО41» Ушакова С.П. пояснила в судебном заседании о том, что по решению суда от ДД.ММ.ГГГГ на ООО «ФИО42» возложена обязанность по разработке проектов ЗСО, используемых предприятием в качестве источников водоснабжения в <адрес>.
Представитель третьего лица ООО «ФИО43» и ООО «ФИО44» в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела уведомлены, о причинах неявки суд не известили.
Представитель третьего лица Министерства природных ресурсов и экологии Красноярского края ФИО45. в судебное заседание не явился, направил отзыв на исковое заявление, в котором просил рассмотреть дело в отсутствие представителя министерства.
Заслушав участников судебного заседания, исследовав материалы дела: копию договора субаренды имущества, находящегося в муниципальной собственности Канского района от ДД.ММ.ГГГГ №, копию распоряжения МКУ «Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации Канского района Красноярского края» № от ДД.ММ.ГГГГ, копию договора аренды имущества, находящегося в муниципальной собственности Канского района № от ДД.ММ.ГГГГ, копию договора аренды имущества, находящегося в муниципальной собственности Канского района № от ДД.ММ.ГГГГ, копию договора аренды имущества, находящегося в муниципальной собственности Канского района № от ДД.ММ.ГГГГ, копию договора аренды имущества, находящегося в муниципальной собственности Канского района № от ДД.ММ.ГГГГ,копию договора аренды имущества, находящегося в муниципальной собственности Канского района № от ДД.ММ.ГГГГ, копию договора аренды имущества, находящегося в муниципальной собственности Канского района № от ДД.ММ.ГГГГ, справку о водохозяйственной деятельности ООО «ФИО46», копию характеристики водопользования, расчета водопотребления и водоотведения ООО «ФИО47» на срок ДД.ММ.ГГГГ, копию рабочей программы производственного контроля качества питьевой воды Канского группового водопровода ООО «ФИО48», копию рабочей программы производственного контроля качества воды в ООО «ЖКС Чечеульский», копию договора субаренды имущества, находящегося в муниципальной собственности Канского района № от ДД.ММ.ГГГГ, копию распоряжения МКУ «Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации Канского района Красноярского края» № от ДД.ММ.ГГГГ, копию акта приема-передачи имущества, являющегося муниципальной собственностью от ДД.ММ.ГГГГ, копию акта приема-передачи имущества, являющегося муниципальной собственностью от ДД.ММ.ГГГГ, копию договора аренды имущества, находящегося в муниципальной собственности Канского района № от ДД.ММ.ГГГГ, копию договора аренды имущества, находящегося в муниципальной собственности Канского района №/1 от ДД.ММ.ГГГГ,копию договора аренды имущества, находящегося в муниципальной собственности Канского района № от ДД.ММ.ГГГГ, копию распоряжения МКУ «КУМИ администрации Канского района Красноярского края» № от ДД.ММ.ГГГГ, копию акта приема-передачи муниципального имущества в хозяйственное ведение МУП «ФИО50» от ДД.ММ.ГГГГ, копию распоряжения МКУ «КУМИ администрации Канского района Красноярского края» № от ДД.ММ.ГГГГ, копию договора о закреплении муниципального имущества на праве хозяйственного ведения за МУП «ФИО51» от ДД.ММ.ГГГГ, копию акта приема-передачи муниципального имущества в хозяйственное ведение МУП «ФИО52» от ДД.ММ.ГГГГ, копию договора аренды имущества, находящегося в муниципальной собственности <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ, копию договора аренды имущества, находящегося в муниципальной собственности Канского района №9К-2014 от 16.05.2014 года, копию обращения ООО «ФИО54» от ДД.ММ.ГГГГ, копию письма МКУ «КУМИ администрации Канского района Красноярского края» от ДД.ММ.ГГГГ №, копию обращения ООО «ФИО55» от ДД.ММ.ГГГГ, копию обращения МКУ «УСФИО56» от ДД.ММ.ГГГГ, копию обращения ООО «ФИО57» от ДД.ММ.ГГГГ, копию письма МКУ «ФИО59 и ООПС администрации Канского района» от ДД.ММ.ГГГГ, копию постановления администрации Канского района Красноярского края №-п от ДД.ММ.ГГГГ, копию санитарно-эпидемиологического заключения от ДД.ММ.ГГГГ, копию справки администрации Мокрушинского сельсовета Канского района от ДД.ММ.ГГГГ, копию проекта согласования расположения земельного участка для двух поисковых и одной разведочной скважины около <адрес>, копию концессионного соглашения № от ДД.ММ.ГГГГ, копию концессионного соглашения № от ДД.ММ.ГГГГ, копию концессионного соглашения № от ДД.ММ.ГГГГ, копию концессионного соглашения № от ДД.ММ.ГГГГ, копию концессионного соглашения № от ДД.ММ.ГГГГ, копию концессионного соглашения № от ДД.ММ.ГГГГ, копию постановления администрации Канского района №-пг от ДД.ММ.ГГГГ, копию концессионного соглашения № от ДД.ММ.ГГГГ, копию концессионного соглашения №, копию концессионного соглашения №, копию концессионного соглашения №, копию договора аренды имущества, находящегося в муниципальной собственности Канского района № от ДД.ММ.ГГГГ, копию распоряжения МКУ «КУМИ администрации Канского района Красноярского края» № от ДД.ММ.ГГГГ, копию свидетельства о государственной регистрации права Муниципального образования Каннский район Красноярского края от ДД.ММ.ГГГГ, копию акта приема-передачи муниципального имущества в хозяйственное ведение МУП «ФИО60» от ДД.ММ.ГГГГ, копию свидетельства о государственной регистрации права Муниципального образования Канский район Красноярского края от ДД.ММ.ГГГГ, копию выписки № из реестра муниципального недвижимого имущества муниципального образования Канский район Красноярского края, копию свидетельства о государственной регистрации права Муниципального образования Канский район Красноярского края от ДД.ММ.ГГГГ, копию выписки № из реестра муниципального недвижимого имущества муниципального образования Канский район Красноярского края, копию концессионного соглашения № от ДД.ММ.ГГГГ, копию концессионного соглашения № от ДД.ММ.ГГГГ, копию концессионного соглашения № от ДД.ММ.ГГГГ, копию концессионного соглашения № от ДД.ММ.ГГГГ, копию концессионного соглашения № от ДД.ММ.ГГГГ, копию свидетельства о государственной регистрации права Муниципального образования Канский район Красноярского края от ДД.ММ.ГГГГ, копию свидетельства о государственной регистрации права Муниципального образования Канский район Красноярского края от ДД.ММ.ГГГГ, копию кадастрового паспорта сооружения по адресу: <адрес>, копию свидетельства о государственной регистрации права Муниципального образования Канский район Красноярского края от ДД.ММ.ГГГГ, копию кадастрового паспорта сооружения по адресу: <адрес>, копию свидетельства о государственной регистрации права Муниципального образования Канский район Красноярского края от ДД.ММ.ГГГГ, копию кадастрового паспорта сооружения по адресу: <адрес>, копию свидетельства о государственной регистрации права Муниципального образования Канский район Красноярского края от ДД.ММ.ГГГГ, копию кадастрового паспорта сооружения по адресу: <адрес>, копию свидетельства о государственной регистрации права Муниципального образования Канский район Красноярского края от ДД.ММ.ГГГГ, копию кадастрового паспорта сооружения по адресу: <адрес>, копию свидетельства о государственной регистрации права Муниципального образования Канский район Красноярского края от ДД.ММ.ГГГГ, копию кадастрового паспорта сооружения по адресу: <адрес>, копию свидетельства о государственной регистрации права Муниципального образования Канский район Красноярского края от ДД.ММ.ГГГГ, копию кадастрового паспорта сооружения по адресу: <адрес>2, копию свидетельства о государственной регистрации права Муниципального образования Канский район Красноярского края от ДД.ММ.ГГГГ, копию кадастрового паспорта сооружения по адресу: <адрес>, копию разрешения № на ввод объекта в эксплуатацию, копию свидетельства о государственной регистрации права Муниципального образования Канский район Красноярского края от ДД.ММ.ГГГГ, копию кадастрового паспорта водозаборного сооружения и водопроводных сетей в <адрес>, копию концессионного соглашения № от ДД.ММ.ГГГГ, суд считает, что исковые требования подлежат частичному удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ст. 4 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ (ред. от 28.11.2015) «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации предусмотренных Конституцией Российской Федерации прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.
Отношения относительно выполнения санитарно-эпидемиологических требований обеспечения безопасности среды обитания для здоровья человека и отношения по организации и проведению санитарно-противоэпидемических мероприятий являются основными в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
В соответствие со ст.42 Конституции РФ, каждый имеет право на благоприятную окружающую среду. При этом, в соответствии со ст. 1 Федерального закона № 52-ФЗ от 30.03.1999 г. среда обитания характеризуется как совокупность объектов, явлений и факторов окружающей (природной и искусственной) среды, определяющая условия жизнедеятельности человека.
Согласно ст. 8 данного Закона, граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
Согласно ст. 43 Водного кодекса РФ для водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливаются зоны санитарной охраны в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения. В зонах санитарной охраны источников питьевого водоснабжения осуществление деятельности и отведение территории для жилищного строительства, строительства промышленных объектов и объектов сельскохозяйственного назначения запрещаются или ограничиваются в случаях и в порядке, которые установлены санитарными правилами и нормами в соответствии с законодательством о санитарно- эпидемиологическом благополучии населения.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» несоблюдение, государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов устанавливающих санитарно-эпидемиологические требования, создают угрозу жизни и здоровью человека, а также угрозу возникновения и распространения заболеваний.
Частью 2 ст. 19 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» предусмотрено, что организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение с использованием централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, обязаны обеспечить соответствие качества горячей и питьевой воды указанных систем санитарно- эпидемиологическим требованиям.
В силу ст. 18 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, в том числе, водные объекты, расположенные в границах городских и сельских населенных пунктов, не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека.
Проекты округов и зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения и в лечебных целях, утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам.
Согласно п.п. 1,3 ст. 39 Федерального закона «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения» на территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющие федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации; соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
Санитарные правила и нормы (СанПиН 2.1.4.1110-02) «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения», утвержденные постановлением главного государственного санитарного врача РФ 14.02.2002 № 10 определяют санитарно - эпидемиологические требования к организации и эксплуатации зон санитарной охраны (ЗСО) источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения (далее Правила).
Так, согласно п.п. 1.4, 1.6, 1.13 4 СанПиН 2.1.4.1110-02 ЗСО организуются на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду как из поверхностных, так и из подземных источников.
Основной целью создания и обеспечения режима в ЗСО является санитарная охрана от загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территорий, на которых они расположены.
Организации ЗСО должна предшествовать разработка ее проекта, в который включаются определение границ зоны и составляющих ее поясов; план мероприятий по улучшению санитарного состояния территории ЗСО и предупреждению загрязнения источника; правила и режим хозяйственного использования территорий трех поясов ЗСО. Проект ЗСО с планом мероприятий должен иметь заключение центра государственного санитарно - эпидемиологического надзора и иных заинтересованных организаций, после чего утверждается в установленном порядке.
Согласно п. 1.5 Правил зоны санитарной охраны организуются в составе трех поясов: первый пояс (строгого режима) включает территорию расположения водозаборов, площадок всех водопроводных сооружений и водопроводящего канала. Его назначение - защита места водозабора и водозаборных сооружений от случайного или умышленного загрязнения и повреждения. Второй и третий пояса (пояса ограничений) включают территорию, предназначенную для предупреждения загрязнения воды источников водоснабжения. Санитарная охрана водоводов обеспечивается санитарно-защитной полосой.
В каждом из трех поясов, а также в пределах санитарно-защитной полосы, соответственно их назначению, устанавливается специальный режим и определяется комплекс мероприятий, направленных на предупреждение ухудшения качества воды.
Для действующих водопроводов, не имеющих установленных зон санитарной охраны, проект зоны санитарной охраны разрабатывается специально (п. 1.11 Правил).
В соответствии с п. 1.12 Правил в состав проекта зон санитарной охраны должны входить текстовая часть, картографический материал, перечень предусмотренных мероприятий, согласованный с землепользователями, сроками их исполнения и исполнителями.
Согласно п. 1.17 Правил отсутствие утвержденного проекта зоны санитарной охраны не является основанием для освобождения владельцев водопровода, владельцев объектов, расположенных на границах зоны санитарной охраны, организаций, индивидуальных предпринимателей, а также граждан от выполнения требований, предъявляемых настоящими Правилами.
Согласно ст. 201 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В судебном заседании установлено, что указанные истцом в исковом заявлении объекты холодного водоснабжения, используемые в целях питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения, находятся в собственности МО «Канский район» и переданы ООО «ФИО61», ООО «ФИО62», ООО «ФИО63», ООО «ФИО64», ООО «ФИО65», МУП «ФИО66», ООО «ФИО67» во временное владение и пользование на основании договоров аренды и концессионных соглашений для осуществления деятельности по бесперебойному холодному водоснабжению населения Канского района. Концессионные соглашения заключены в ДД.ММ.ГГГГ годах на срок 10 лет.
ДД.ММ.ГГГГ между администрацией Канского района Красноярского края (концедентом) и ООО «ФИО68» (концессионером) заключены концессионные соглашения №1, №,, №, №, №, № согласно которым концессионер обязуется за свой счет выполнить мероприятия по реконструкции муниципального имущества, право собственности на которое принадлежит и (или) будет принадлежать Концеденту и осуществлять эксплуатацию источников водоснабжения в <адрес> для бесперебойной подачи холодного водоснабжения, а Концедент обязуется предоставить Концессионеру, на срок установленный настоящим соглашением, права владения и пользования объектом соглашения для осуществления указанной деятельности (Т. № л.д.188-249).
ДД.ММ.ГГГГ между администрацией Канского района Красноярского края (концедентом) и ООО «ФИО69» (концессионером) заключено концессионное соглашение №, согласно которому концессионер обязуется за свой счет выполнить мероприятия по реконструкции муниципального имущества, право собственности на которое принадлежит и (или) будет принадлежать Концеденту и осуществлять эксплуатацию объектов для бесперебойной подачи холодного водоснабжения в <адрес>, а Концедент обязуется предоставить Концессионеру, на срок установленный настоящим соглашением, права владения и пользования объектом соглашения для осуществления указанной деятельности (Т. № л.д. 99-112).
ДД.ММ.ГГГГ между администрацией Канского района Красноярского края (концедентом) и ООО «Браженский ФИО70» (концессионером) заключено концессионное соглашение № согласно которому концессионер обязуется за свой счет выполнить мероприятия по реконструкции муниципального имущества, право собственности на которое принадлежит и (или) будет принадлежать Концеденту и осуществлять эксплуатацию объектов для бесперебойной подачи холодного водоснабжения в <адрес>, а Концедент обязуется предоставить Концессионеру, на срок установленный настоящим соглашением, права владения и пользования объектом соглашения для осуществления указанной деятельности (Т. № л.д.113-123).
ДД.ММ.ГГГГ между администрацией Канского района Красноярского края (концедентом) и ООО «ФИО71» (концессионером) заключены концессионные соглашения №, №, №, №, № согласно которому концессионер обязуется за свой счет выполнить мероприятия по реконструкции муниципального имущества, право собственности на которое принадлежит и (или) будет принадлежать Концеденту и осуществлять эксплуатацию объектов для бесперебойной подачи холодного водоснабжения в <адрес>, а Концедент обязуется предоставить Концессионеру, на срок установленный настоящим соглашением, права владения и пользования объектом соглашения для осуществления указанной деятельности (Т. № л.д.177-227).
ДД.ММ.ГГГГ между администрацией Канского района Красноярского края (концедентом) и ООО «ФИО72» (концессионером) заключено концессионное соглашение № согласно которому концессионер обязуется за свой счет выполнить мероприятия по реконструкции муниципального имущества, право собственности на которое принадлежит и (или) будет принадлежать Концеденту и осуществлять эксплуатацию объектов для бесперебойной подачи холодного водоснабжения в <адрес>, а Концедент обязуется предоставить Концессионеру, на срок установленный настоящим соглашением, права владения и пользования объектом соглашения для осуществления указанной деятельности. (Т. № л.д. 19-29).
Согласно договора от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ № ООО (в настоящее время МУП) «ФИО73» для бесперебойного холодного водоснабжения населения Канского района передано в аренду имущество, находящееся в муниципальной собственности, согласно приложения № к договору, в том числе две артезианские скважины в <адрес> и <адрес> (Т. № л.д. 51-60, л.д. 152-160)
Распоряжением МКУ «КУМИ администрации Канского района» № и № от ДД.ММ.ГГГГ, Актом приема-передач муниципального имущества в хозяйственное ведение МУП «ФИО74» от ДД.ММ.ГГГГ МУП «Филимоновский ФИО75» приняло на хозяйственное ведение объекты: водонапорная башня со скважиной, расположена по адресу: <адрес>,
<адрес>; насосная станция, расположенная по
адресу: <адрес>;
сооружение водозаборное - каптаж ключей в водоем, расположенное по
адресу: <адрес>;
водонапорная башня, расположенная по адресу: <адрес> (Т. № л.д.134-140).
В соответствии с договором от ДД.ММ.ГГГГ № ООО «ФИО76» для бесперебойного холодного водоснабжения населения Канского района передано в аренду имущество, находящееся в муниципальной собственности, согласно приложения № к договору, в том числе групповой водозабор в <адрес>, состоящий из 3 водозаборных скважин, скважины в <адрес> (Т. № л.д.107-115).
В результате проверки, проведенной Канской межрайонной прокуратурой выявлено, что указанные объекты эксплуатируются юридическими лицами в отсутствие проектов зон санитарной охраны таких источников, включающих: определение границ зон и составляющих их поясов; план мероприятий по улучшению санитарного состояния территории зон санитарной охраны и предупреждения загрязнения источника; правила и режим хозяйственного использования территорий трех поясов зон санитарной охраны. Также отсутствуют санитарно-эпидемиологические заключения согласования проектов зон санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения о соответствии данных проектов санитарным правилам. Выявленные нарушения законов создают реальную угрозу ухудшения состояния окружающей среды и санитарно-эпидемиологической обстановки, а также заболевания населения, что является недопустимым. Указанная обязанность возлагается на администрацию Канского района как на собственника такого имущества.
Исходя из положений ст. ст. 18, 19 Федерального закона "О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения" от 30.03.1999 N 52-ФЗ, ст. 16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 06.10.2003 N 1Э1-ФЗ к вопросам местного значения городских округов относятся организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа, а также организация в границах городского округа водоснабжения населения и водоотведения, осуществление в пределах установленных законодательством полномочий собственника водных объектов, установления правил использования водных объектов, утверждение генеральных планов городского округа, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов городского округа документации по планировке территории.
Согласно ч. 3 ст. 19 Федерального закона от 30.03 Л 999 N 52-ФЗ "О санитарном эпидемиологическом благополучии населения" население городских и сельских поселений должно обеспечиваться питьевой водой в приоритетном порядке в количестве, достаточном для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей.
Согласно ч. 1 ст. 55 Водного кодекса Российской Федерации собственники водных объектов осуществляют мероприятия по охране водных объектов, предотвращению их загрязнения, засорения и истощения вод, а также меры по ликвидации последствий указанных явлений. Охрана водных объектов, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, осуществляется исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления в пределах их полномочий в соответствии со статьями 24 - 27 настоящего Кодекса.
В силу ст. 27 Водного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в отношении водных объектов, находящихся в собственности муниципальных образований, относятся: 1) владение, пользование, распоряжение такими водными объектами; 2) осуществление мер по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий; 3) осуществление мер по охране таких водных объектов; 4) установление ставок платы за пользование такими водными объектами, порядка расчета и взимания этой платы.
К полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов, городских округов в области водных отношений, кроме полномочий собственника, предусмотренных частью 1 ст. 27 Водного кодекса РФ, относится установление правил использования водных объектов общего пользования, расположенных на территориях муниципальных образований, для личных и бытовых нужд.
В силу п. 4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЭ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации к вопросам местного значения поселения относится, в том числе организация в границах поселений водоснабжения населения.
Исходя из указанных норм, обязанность по разработке проектов и обеспечения зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, обеспечению санитарно-эпидемиологическим заключением о соответствии водных объектов санитарным правилам, разработке мероприятий по улучшению санитарного состояния территории санитарной охраны и предупреждению загрязнения водных объектов лежит на органе местного самоуправления. Именно он осуществляет полномочия собственника в отношении источника водоснабжения, независимо от того, кому переданы данные объекты и на каком основании, в связи с чем, доводы представителя ответчика о том, что данные требования должны быть предъявлены к управляющим организациям, эксплуатирующим объекты водоснабжения по договорам и концессионным соглашениям являются необоснованными.
Таким образом, не соблюдая требования санитарного законодательства администрация Канского района, как собственник указанных объектов, нарушает права граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.
Поскольку определить круг лиц, которым действиями ответчика по нарушению права на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека, может быть причинен вред, не представляется возможным, как в настоящее время, так и в будущем, данный круг является неопределенным.
Статья 46 ГПК РФ предоставляет органам государственной власти право обращения в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
Согласно ст. 52 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» должностные лица, осуществляющие государственный санитарно-эпидемиологический надзор, обязаны своевременно и в полной мере исполнять предусмотренные статьями 50, 51 настоящего Федерального закона полномочия на предупреждение, обнаружение и пресечение нарушения санитарного законодательства, обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения, что означает обязанность использования всего комплекса предоставленных полномочий, в том числе и обращение в суд для устранения сохраняющихся нарушений санитарного законодательства.
В ходе рассмотрения дела установлено, что решением суда от ДД.ММ.ГГГГ на ООО «ФИО77» возложена обязанность по разработке проектов ЗСО на объектах холодного водоснабжения в <адрес>, однако в число объектов, указанных в иске прокурором эти объекты не вошли, в связи с чем суд полагает требования прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Что касается требований прокурора в отношении объектов холодного водоснабжения эксплуатирующихся ООО «Коммунальщик ФИО78», то решением суда от ДД.ММ.ГГГГ на администрацию Канского района уже возложена обязанность по разработке проектов ЗСО на источник водоснабжения - группой водозабор, состоящий из скважин в <адрес>, водонапорной башни в <адрес>, скважины <адрес>, в связи с чем требования о возложении обязанности по разработке проектов ЗСО в отношении данных объектов удовлетворению не подлежат.
В настоящее время ООО «ФИО79», ООО «ФИО80», ООО «ФИО81», ООО «ФИО82», ООО «ФИО83», МУП «ФИО84» осуществляют деятельность по водоснабжению населения Канского района посредством эксплуатации указанных в договорах концессии и договорах аренды объектов без разработанных в установленном порядке проектов зон санитарной охраны источников питьевого водоснабжения, обустройство которых призвано не допустить возможность загрязнения данных источников, в связи с чем суд приходит к выводу о том, что отсутствие разработанного проекта зоны санитарной охраны указанных объектов создает реальную угрозу ухудшения состояния окружающей среды и санитарно-эпидемиологической обстановки, а также заболевания населения. При этом именно на администрацию Канского района как собственника данной водозаборной системы, а также в силу положений п. 3, ч.1 ст. 7 его Устава (владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности района), должна быть возложена обязанность по устранению в разумный срок допущенных нарушений.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Иск Канского межрайонного прокурора к администрации Канского района Красноярского края удовлетворить частично.
Обязать администрацию Канского района Красноярского края в течение одного года с момента вступления решения суда в законную силу разработать проекты зон санитарной охраны следующих источников водоснабжения эксплуатирующихся ООО «ФИО85»: водонапорная башня со скважиной, расположенная по адресу: <адрес>; водонапорная башня со скважиной, расположенная по адресу: <адрес>; скважина, расположенная по адресу: <адрес> водонапорная башня, расположенная по адресу: <адрес>; скважина №, расположенная по адресу: <адрес> 2; скважина №, расположенная по адресу: <адрес>; скважина №, расположенная по адресу: <адрес>; скважина №, расположенная по адресу: <адрес>; скважина №, расположенная по адресу: <адрес>; водонапорная: башня со скважиной, расположенная по адресу: <адрес>; скважина, расположенная по адресу: <адрес>; водонапорная башня, расположенная: по адресу: <адрес>: водонапорная башня со скважиной, расположенная по адресу: <адрес>;
- обязать администрацию Канского района в течение одного года с момента вступления решения суда в законную силу разработать проекты зон санитарной охраны следующих источников водоснабжения, эксплуатирующихся ООО «ФИО86»: насосная станция, расположенная по адресу: <адрес>, <адрес>; насосная станция 2-го подъема на <адрес>, расположенная по адресу: <адрес>; насосная на <адрес>, расположенная по адресу: <адрес>; насосная станция 3-го подъема, расположенная по адресу: <адрес>; насосная станция, расположенная по адресу: <адрес>, <адрес>: насосная станция, расположенная по адресу: <адрес>; насосная станция, расположенная по адресу: <адрес>; насосная станция, расположенная по адресу: <адрес>; насосная станция, расположенная по адресу: <адрес> насосная станция, расположенная по адресу: <адрес> скважины №№, №а, №а, №а, расположенные по адресу: <адрес> <адрес>.
- обязать администрацию Канского района в течение одного года с момента вступления решения суда в законную силу разработать проекты зон санитарной охраны следующих источников водоснабжения, эксплуатирующихся ООО «ФИО87»: буровая скважина, расположенная по адресу: <адрес>; буровая скважина, расположенная по адресу: <адрес>; буровая скважина, расположенная по адресу: <адрес>; буровая скважина, расположенная по адресу: <адрес>; водонапорная башня, расположенная по адресу: <адрес>; водозабор с водопроводом, расположенный по адресу: <адрес>; водонапорная башня, расположенная по адресу: <адрес>; водонапорная башня, расположенная по адресу: <адрес>.
- обязать администрацию Канского района в течение одного года с момента вступления решения суда в законную силу разработать проекты зон санитарной охраны следующих источников водоснабжения, эксплуатирующихся ООО «ФИО88»: водонапорная башня, расположенная по адресу: <адрес>; скважина, расположенная по адресу: <адрес>; водонапорная башня, расположенная по адресу: <адрес>; водопроводная башня со скважиной, расположенная по адресу: <адрес>; водопроводная башня со скважиной, расположенная по адресу: <адрес>; водопроводная башня со скважиной, расположенная по адресу: <адрес>.
- обязать администрацию Канского района в течение одного года с момента вступления решения суда в законную силу разработать проекты зон санитарной охраны следующих источников водоснабжения, эксплуатирующихся ООО «ФИО89»: здание станции 1-го подъема, расположенное по адресу: <адрес>; здание станции 1-го подъема, расположенное по адресу: <адрес>, подъем № находится в 1 км севернее <адрес>.
- обязать администрацию Канского района в течение одного года с момента вступления решения суда в законную силу разработать проекты зон санитарной охраны следующих источников водоснабжения, эксплуатирующихся МУП «ФИО90»: водонапорная башня со скважиной, расположена по адресу: <адрес>; насосная станция, расположенная по адресу: <адрес>;
сооружение водозаборное - каптаж ключей в водоем, расположенное по
адресу: <адрес>;
водонапорная башня, расположенная по адресу: <адрес>.
В остальной части иска отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд через Канский районный суд в течение месяца со дня принятия в окончательной форме.
Судья Н.В. Гришанина
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ года
Судья Н.В.Гришанина