�������������������������������������������
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
08.05. 2018 город Ангарск
Ангарский городской суд Иркутской области в составе:
председательствующего судьи Куркутовой Э.А.,
при секретаре Сикора М.В.,
с участием истца Калининой Е.А., представителя истца Бердниковой О.Т., по доверенности, представителя ответчика Думбрава А.В., по доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-2283/2018 по иску Калининой Елены Анатольевны к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Ангарском городском округе Иркутской области об оспаривании решения, назначении пенсии,
УСТАНОВИЛ:
Калинина Е.А. предъявила иск к ответчику, указав, что 04.10.2017 она обратилась к ответчику с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости в соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях», как лицу, осуществляющему педагогическую деятельность.
Решением от 17.10.2017 № 2221 ответчиком ей было отказано в назначении пенсии по старости. В суммарную продолжительность педагогической деятельности не были включены периоды работы : с 01.08.1991 по 03.07.1994 в должности воспитателя в дошкольном учреждении № 111; с 04.07.1994 по 16.07.2000 в должности воспитателя в дошкольном учреждении № 53. Считает отказ в назначении досрочной трудовой пенсии по старости незаконным, так как в спорные периоды она работала воспитателем детских дошкольных учреждений, осуществляла педагогическую деятельность.
Истец просила признать незаконным решение от 17.10.2017 № 2221 ГУ - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Ангарском городском округе Иркутской области в части незачета в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии в соответствии с п.19 ч.1 ст. 30 Федерального закона РФ «О страховых пенсиях» периодов работы : с 01.08.1991 по 03.07.1994 в должности воспитателя в дошкольном учреждении № 111; с 04.07.1994 по 16.07.2000 в должности воспитателя в дошкольном учреждении № 53; обязать ответчика назначить ей пенсию с момента обращения – с 04.10.2017.
В судебном заседании истец и её представитель Бердникова О.Т., действующая на основании доверенности, поддержали исковые требования и доводы, указанные в исковом заявлении, дали пояснения, аналогично изложенным в иске.
В судебном заседании представитель ответчика Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Ангарском городском округе Иркутской области ( далее - Пенсионный фонд РФ) Думбрава А.В., действующий на основании доверенности, иск не признал, поддержал доводы, указанные в письменных возражениях.
Выслушав пояснения участников процесса, исследовав письменные доказательства, суд приходит к выводу об удовлетворении иска.
В судебном заседании установлено, что 04.10.2017 Калинина Е.А. обратилась к ответчику с заявлением о досрочном назначении трудовой пенсии по старости в связи с наличием у неё 25-летнего педагогического стажа работы в образовательных учреждениях для детей, представив все необходимые для этого документы.
Решением Пенсионного фонда РФ от 17.10.2017 № 2221 истцу было отказано в досрочном назначении страховой пенсии по старости, поскольку суммарная продолжительность педагогической деятельности в учреждениях для детей, дающая право на досрочное назначение пенсии по п.19 ч.1 ст. 30 Федерального закона РФ «О страховых пенсиях» составила не 25 лет, а 16 лет 6 месяцев 9 дней. В стаж работы, дающий истцу право на досрочное назначение страховой пенсии по старости на основании п.19 ч.1 ст. 30 Закона РФ «О страховых пенсиях», не были включены периоды работы: с 01.08.1991 по 03.07.1994 в должности воспитателя в дошкольном учреждении № 111; с 04.07.1994 по 16.07.2000 в должности воспитателя в дошкольном учреждении № 53, так как указанные учреждения не предусмотрены Списками 1991, 1999, 2002 (пед.).
Суд не может согласиться с решением Пенсионного фонда РФ по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона РФ «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 следующим лицам) лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
В соответствии с частями 2 - 6 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
В случае изменения организационно-правовой формы и (или) наименований учреждений (организаций), предусмотренных пунктами 19 - 21 части 1 настоящей статьи, при сохранении в них прежнего характера профессиональной деятельности тождественность профессиональной деятельности, выполняемой после изменения организационно-правовой формы и (или) наименования соответствующего учреждения (организации), профессиональной деятельности, выполнявшейся до такого изменения, устанавливается в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ № 655 от 16.07.2014 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" установлено, что при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей применяются: список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии со статьей 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" применяются: при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей: Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"; Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 N 1067 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей", с применением положений абзаца третьего пункта 3 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1.11.1999 по 31.12.2001 включительно; Список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 N 463 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений пункта 2 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 01.01.1992 по 31.10.1999 включительно; Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17.12.1959 N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), - для учета периодов педагогической деятельности, имевшей место до 01.01.1992.
Список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 № 463, Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу лет, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденный постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 № 1067, Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, утвержденный постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 № 3781, включают наименования учреждений – детские дошкольные учреждения всех типов (детские сады, сады-ясли, детские ясли), а также наименование должностей – воспитатель.
Следовательно, действие указанных Списков должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность, распространяется на все типы и виды учреждений для детей.
Правительство Российской Федерации исходит из того, что работа в соответствующих должностях в учреждениях для детей, которые не обладают правами юридического лица, а являются структурными подразделениями организаций (независимо от того, предусмотрены эти организации в Списке или нет), подлежит зачету в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей.
Федеральным законом не предусмотрено введение ограничительных условий на социальное обеспечение для граждан, работающих в сфере образования. В качестве единственного условия, определяющего право на пенсию в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, законодателем предусмотрено только наличие выслуги не менее 25 лет вне зависимости от форм собственности учреждений. Пенсия за выслугу лет педагогическим работникам назначается в зависимости от вида деятельности, а не от правового статуса учреждения или организации, в которых они осуществляли деятельность.
На основании изложенного суд приходит к выводу, что действие списков должностей, работа в которых засчитывается в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии в связи с педагогической деятельностью, распространяется на все виды государственных и муниципальных дошкольных образовательных учреждений. При этом суд руководствуется следующим.
Из трудовой книжки на имя истца, следует, что истец в спорные периоды работала воспитателем в детских дошкольных учреждениях, которые неоднократно меняли свое наименование. Так, истец работала в периоды:
01.08.1991 по 03.07.1994 в должности воспитателя в дошкольном учреждении № 111; с 04.07.1994 по 16.07.2000 в должности воспитателя в дошкольном учреждении № 53.
Из представленных документов видно, что детское учреждение № 111 в дальнейшем было переименовано на МБДОУ детский сад комбинированного вида № 111; муниципальное образовательное дошкольное учреждение № 53 в дальнейшем было переименовано на МБДОУ детский сад комбинированного вида № 111 «Сибирячок», что подтверждается справками и историческими справками, копиями Уставов детских учреждений.
Судом установлено, что истец работала в спорные периоды в должности воспитателя в детских учреждениях, в названии которых отсутствовали слова «детский сад». Слова «детский сад» появились в наименовании учреждений только после внесения соответствующих изменений в Уставы.
Согласно Уставов детских учреждений, в которых работала истец, целями учреждений являлись : воспитание детей дошкольного возраста, охрана и укрепление их физического и психического здоровья, развитие индивидуальных способностей…
Судом установлено, что такие наименования, как дошкольное учреждение, детское учреждение действительно не включены в Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей.
Однако, суд считает неубедительным довод представителя ответчика, считающего, что отсутствуют основания для включения в стаж, дающий истцу право на досрочное назначение пенсии спорных периодов работы истца в указанных истцом учреждениях, так как учреждения не предусмотрены Списком.
Согласно п. 1 ст.10 Федерального закона РФ «Об образовании» к образовательным учреждениям отнесены и дошкольные учреждения.
В соответствии с Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.07.1995 №677 (действующим в спорные периоды истца), дошкольное образовательное учреждение – тип образовательного учреждения, реализующего общеобразовательные программы различной направленности. Дошкольное образовательное учреждение обеспечивает воспитание, обучение, присмотр, уход и оздоровление детей в возрасте до 7 лет. В данном типовом положении предусмотрены виды дошкольных образовательных учреждений – детские сады разного вида. Все виды детских муниципальных и государственных образовательных дошкольных учреждений, перечисленные в Типовом положении, названы указанными выше Списками 1991, 1999, 2002 годов.
Согласно указанному Типовому положению, детский сад является только видом такого учреждения.
Кроме того, в силу пункта 4 ранее действовавшего постановления Совета Министров РСФСР от 23.02.1991 №119 «О временных положениях, регламентирующих деятельность учреждений (организаций) системы образования и подготовки кадров в РСФСР, дошкольное учреждение обеспечивает уход, присмотр, оздоровление, воспитание и обучение детей в возрасте от 2 месяцев до 7 лет.
Основными функциями дошкольного учреждения являются: охрана и укрепление физического и психического здоровья детей; обеспечение интеллектуального и личностного развития ребенка; забота об эмоциональном благополучии каждого ребенка; взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка.
Исходя из целей и задач детских учреждений, в которых работала истец в спорные периоды, определённых в Уставах, суд считает, что данные учреждения являлись образовательными учреждениями для детей дошкольного возраста, фактически действовавшими как детский сад-ясли. В связи с принятием новых редакций Уставов наименование учреждений дополнялось словами «детский сад», но фактически детский сад это только один из видов дошкольного детского учреждения, цели и задачи учреждений, в которых работала истец остались неизменными : воспитание, оздоровление, развитие …детей дошкольного возраста.
В соответствии с представленными документами, учреждения, в которых работала истец в спорные периоды, являлись муниципальными дошкольными образовательными учреждениями, учредителями которых являлись государственные предприятия, а также и муниципальные учреждения.
Должность воспитателя была предусмотрена в детских учреждениях, в которых работала истец, что подтверждается штатными расписаниями.
Из представленных истцом должностных инструкций воспитателей видно, что в обязанности воспитателя входит воспитание детей.
Из представленных документов видно, что истец, работая воспитателем в спорные периоды, выполняла норму рабочего времени.
Ответчик не оспаривает того, что истец занималась педагогической деятельностью в государственных и муниципальных дошкольных учреждениях, однако, считает, что орган, назначающий пенсию, не вправе расширительно толковать нормативные акты, которые носят буквальный характер.
Суд не может согласиться с этим доводом, поскольку условия и характер работы истца в указанных выше детских учреждениях, цели и задачи в указанных учреждениях не отличались от функций, характера и условий работы, целей и задач, предусмотренных в учреждениях, включённых в вышеуказанные Списки (детские сады), а именно - это педагогическая деятельность в государственных и муниципальных образовательных учреждениях для детей, поэтому суд считает, что имеются основания для включения в стаж, дающий истцу право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с п.19 ч.1 ст. Федерального закона РФ «О страховых пенсиях», указанных ею периодов работы.
Доказательств того, что учреждения не являлись учреждениями общеобразовательного типа, и не реализовали программы дошкольного, начального общего образования и не действовали на основе Федерального закона РФ "Об образовании" ответчиком в материалы дела не представлено.
В противном случае это ущемляло бы право истца на досрочное пенсионное обеспечение по сравнению с другими лицами, выполнявшими такие же обязанности в учреждении, наименование которых включено в указанные представителем ответчика Списки.
Суд учитывает, что в соответствии со ст.ст. 19, 39 Конституции РФ гарантируется равенство прав и свобод граждан без какой-либо дискриминации, в том числе независимо от рода и места деятельности. Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Закрепляя в законе правовые основания назначения государственных пенсий, как того требует ст. 39 ч.2 Конституции РФ, федеральный законодатель определяет порядок исчисления трудовых пенсий. При этом в силу части 1 статьи 15 Конституции РФ он обязан исходить из верховенства Конституции РФ и высшей юридической силы ее принципов и норм.
Как установлено в судебном заседании, истец на день обращения с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости имела стаж педагогической работы более 25 лет с учетом тех периодов работы, которые суд признал необходимыми включить в специальный стаж для назначения страховой пенсии по старости (16- 6 - 9 + 8 -11-14)=25-5-23. Следовательно, имеются основания для удовлетворения её искового заявления о назначении ей пенсии со дня обращения с заявлением, то есть с 04.10.2017.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Калининой Елены Анатольевны к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Ангарском городском округе Иркутской области и об оспаривании решения, назначении пенсии – удовлетворить.
Признать незаконными решение Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Ангарском городском округе Иркутской области от 17.12.2017 № 2221 в части не включения Калининой Елене Анатольевне в стаж на соответствующих видах работ, дающих право на досрочное назначение страховой пенсии по старости по п.19 ч.1 ст. 30 Федерального закона РФ «О страховых пенсиях» периодов работы: с 01.08.1991 по 03.07.1994 в должности воспитателя в дошкольном учреждении № 111; с 04.07.1994 по 16.07.2000 в должности воспитателя в дошкольном учреждении № 53.
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ангарском городском округе Иркутской области включить Калининой Елене Анатольевне в продолжительность стажа на соответствующих видах работ, дающих право на досрочное назначение страховой пенсии по старости по п.19 ч.1 ст. 30 Федерального закона РФ «О страховых пенсиях» периодов работы: с 01.08.1991 по 03.07.1994 в должности воспитателя в дошкольном учреждении № 111; с 04.07.1994 по 16.07.2000 в должности воспитателя в дошкольном учреждении № 53.
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ангарском городском округе Иркутской области назначить Калининой Елене Анатольевне досрочную трудовую пенсию по старости с 04.10.2017.
Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Ангарский городской суд в апелляционном порядке в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения, то есть с 14.05.2018.
СУДЬЯ Э.А.Куркутова