Дело № 2-784/2018
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
04 декабря 2018 года г.Медвежьегорск
Медвежьегорский районный суд Республики Карелия
в составе председательствующего судьи Свинкиной М.Л.,
при секретаре Теребовой А.В.,
с участием представителя ответчика Пезик А.С. Пронина А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия к Пезик А.С. о взыскании неустойки,
у с т а н о в и л :
Министерство природных ресурсов и экологии Республики Карелия (далее – Министерство, истец) обратилось в суд по тем основаниям, что 17.12.2015 между Министерством по природопользованию и экологии Республики Карелия, правопреемником которого является Министерство, и Пезик А.С. был заключен договор купли-продажи лесных насаждений № для целей строительства индивидуального жилого дома, строительства хозяйственных построек и на хозяйственные потребности. Согласно договору от 17.12.2015 покупатель обязан использовать приобретенную древесину на цели, предусмотренные условиями ее получения (пункт 4), а также в течение 12 месяцев с момента действия договора предоставить продавцу отчет об использовании заготовленной древесины (подпункт «ж» пункта 16). В результате проверки целевого использования древесины установлено, что древесина Пезик А.С. передана другому лицу, на земельном участке, указанном в заявлении о заключении договора купли-продажи лесных насаждений, не использована. Претензия, направленная Пезик А.С. об уплате неустойки за нецелевое использование древесины, добровольно не исполнена. В данной связи в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 №310 «О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности» просит взыскать с Пезик А.С. неустойку за нецелевое использование древесины в размере 450 048 руб. 20 коп.
В судебное заседание представитель истца не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом. Ранее в судебном заседании заявленные требования поддерживал в полном объеме. Представил письменные дополнения к иску, в которых заявленные требования поддерживаются.
Ответчик Пезик А.С. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, в деле участвует его представитель Пронин А.В., который исковые требования не признал. Ранее в судебных заседаниях Пезик А.С. и Прониным А.В. указано, что договор купли-продажи лесных насаждений от 17.12.2015 № не содержит указание на использование древесины на каком-либо конкретном земельном участке при строительстве конкретного жилого дома, в связи с чем целевым использованием древесины является ее использование для строительства другого жилого дома, что и было сделано ответчиком. Также указано на невозможность своевременной заготовки древесины и получение согласования продления срока рубки от Министерства по природопользованию и экологии Республики Карелия.
Суд, выслушав представителя ответчика Пезик А.С. Пронина А.В., изучив материалы дела, приходит к следующему.
В силу части 4 статьи 30 Лесного кодекса Российской Федерации граждане осуществляют заготовку древесины для собственных нужд на основании договоров купли-продажи лесных насаждений.
В соответствии с частью 1 статьи 75 Лесного кодекса Российской Федерации по договору купли-продажи лесных насаждений осуществляется продажа лесных насаждений, расположенных на землях, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
В договоре купли-продажи лесных насаждений указываются местоположение лесных насаждений (лесной квартал и (или) лесотаксационный выдел) и объем подлежащей заготовке древесины (часть 4 статьи 75 Лесного кодекса Российской Федерации). При этом в силу части 5 статьи 75 Лесного кодекса Российской Федерации срок действия договора купли-продажи лесных насаждений не может превышать один год. Порядок и нормативы заготовки гражданами древесины для собственных нужд устанавливаются законами субъектов Российской Федерации (пункт 5 статьи 30 Лесного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с Законом Республики Карелия от 12.11.2007 №1134-ЗРК «О порядке и нормативах заготовки гражданами древесины для собственных нужд» постановлением Правительства Республики Карелия от 09.02.2008 №28-П «Об утверждении Порядка заключения договоров купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд», а в последствии постановлением Правительства Республики Карелия от 13.08.2014 №264-П «Об утверждении Порядка заключения договоров купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд» определен порядок заключения договоров купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд.
Таким образом, договор купли-продажи лесных насаждений от 17.12.2015 № между Министерством и Пезик А.С. заключен в соответствии с требованиями законодательства.
Срок действия договора установлен с 17.12.2015 по 16.12.2016.
Согласно договору ответчик принял на себя обязательства использовать заготовленную древесину в объеме 190 куб.м. для строительства индивидуального жилого дома, хозяйственных построек и на хозяйственные потребности.
Пунктом 4 договора определено, что покупатель должен использовать приобретенную древесину на цели, предусмотренные условиями ее получения, определенные пунктом 1 настоящего договора, заготовленная древесина не может отчуждаться или переходить от одного лица к другому иными способами.
В силу пункта 16 договора ответчик принял на себя обязательства отчитаться об использовании заготовленной древесины в течение 12 месяцев с момента окончания срока действия договора, предоставив продавцу отчет об использовании древесины по форме, установленной приложением № к договору.
Из заявления Пезик А.С. о заключении договора купли-продажи лесных насаждений следует, что им испрашивается древесина для строительства жилого дома, хозяйственных построек и хозяйственных потребностей, правовыми основаниями владения и (или) использования соответствующими объектами недвижимости являются договор аренды земельного участка от 04.06.2015, разрешение на строительство от 10.07.2015 №.
Из разрешения на строительство от 10.07.2015 № следует, что оно разрешает индивидуальное жилищное строительство на земельном участке с кадастровым номером №.
Отчет об использовании древесины в материалы дела не представлен.
Проверка целевого использования заготовленной древесины проводилась 27.02.2018 и 17.07.2018.
Акт проверки целевого использования древесины гражданами для собственных нужд от 27.02.2018 суд полагает ненадлежащим доказательством, поскольку указанный акт не содержит сведений о земельном участке, на котором производилась проверка.Акт проверки целевого использования древесины гражданами для собственных нужд от 17.07.2018 проводился на земельном участке с кадастровым номером №, однако документов, подтверждающих принадлежность указанного участка Пезик А.С., не имеется.
Из пояснений Пезик А.С., ранее данных в судебном заседании, следует, что древесина была использована им по целевому назначению, но на ином, чем это указано в заявлении о заключении договора купли-продажи лесных насаждений, земельном участке.
Довод ответчика и его представителя о том, что нецелевое использование заготовленной древесины не допущено, поскольку договором купли-продажи лесных насаждений от 17.12.2015 №381 не определено, что дом и хозяйственные постройки, для строительства которых выделена древесина, должны располагаться на конкретном земельном участке, судом отклоняются как не основанные на законе и фактических обстоятельствах дела.
Так, в соответствии с Порядком заключения договоров купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд, утвержденным постановлением Правительства Республики Карелия от 13.08.2014 №264-П «Об утверждении Порядка заключения договоров купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд» гражданин, заинтересованный в заготовке древесины для собственных нужд, подает в уполномоченный орган письменное заявление о заключении договора, в котором указывает, в том числе цели использования древесины, правовые основания владения и (или) пользования гражданином соответствующими объектами недвижимости в зависимости от заявленных целей использования лесных насаждений, а также прилагает соответствующие документы.
Таким образом, для заключения договора купли-продажи лесных насаждений и последующего вывода о целевом использовании древесины имеет правовое значение, в том числе индивидуально-определенный земельный участок или объект недвижимости, на которых будет использована приобретенная древесина.
Данные сведения указываются в заявлении о заключении договора.
Пункт 1 договора купли-продажи лесных насаждений от 17.12.2015 № содержит указание на заключение договора в соответствии со статьями 75-77 Лесного кодекса Российской Федерации, на основании которых приняты указанные выше Закон Республики Карелия и постановления Правительства Республики Карелия, требующие индивидуализации объектов, на которых используется древесина, а также содержит указание о заготовке древесины для строительства жилого дома, хозяйственных построек и на хозяйственные потребности.
Использование древесины по целевому назначению, как прямо следует из договора купли-продажи лесных насаждений от 17.12.2015 №, означает не только непосредственно заготовку древесины в предоставленном объеме, но и ее использование в установленные договором сроки и на указанные цели, то есть строительство конкретного жилого дома, хозяйственных построек, использование на хозяйственные потребности.
При заключении договора купли-продажи лесных насаждений Пезик А.С. были указаны сведения о строительстве жилого дома на основании разрешения на строительство от 10.07.2015 №, договора аренды земельного участка от 04.06.2015.
Как следует из пояснений ответчика, данных ранее в судебном заседании, подтверждается материалами дела, объект незавершенного строительства, расположенный по адресу <адрес> на земельном участке с кадастровым номером №, был продан им Ермолиной О.М., на ее имя 15.02.2016 выдано разрешение на строительство №, разрешающее индивидуальное жилищное строительство на земельном участке с кадастровым номером №, используемому на основании договора аренды от 04.06.2015 №. Ответчиком также указывается, что им приобретен другой земельный участок, на котором построен дом с использованием полученной по договору купли-продажи от 17.12.2015 № древесины.
Факт, что на участке с кадастровым номером № из заготовленной древесины строительство жилого дома и хозяйственных построек не осуществлялось, ответчиком подтверждается и не оспаривается.
При таких обстоятельствах, учитывая, что древесина, заготовленная по договору купли-продажи лесных насаждений от 17.12.2015 №, в соответствии с условиями данного договора не была использована Пезик А.С. на строительство индивидуального жилого дома, хозяйственных построек и на хозяйственные потребности на земельном участке и цели, указанные в заявлении о заключении договора купли-продажи лесных насаждений от 13.07.2015, суд приходит к выводу о том, что она использована не по целевому назначению.
Пунктом 20 Договора установлена ответственность Покупателя за нецелевое использование древесины в виде неустойки в размере 5 кратной ставки платы за единицу объема лесной продукции, установленной постановлением Правительства Российской Федерации, взятых по первому разряду такс (независимо от того, к какому таксовому разряду относится квартал (участок), в котором допущено нарушение), без применения норм их снижения. При этом разделение древесины на деловую и дровяную не производится, учет ее ведется в коре, и для всего объема древесины применяется ставка платы за единицу лесных ресурсов, установленных за деловую древесину средней категории крупности.
Вместе с тем, оснований для начисления неустойки в настоящее время не имеется, поскольку письмом от 28.11.2016 №2.2-26/11222 Министерством по природопользованию и экологии Республики Карелия Пезику А.С. было согласовано продление срока рубки, хранения и вывоза древесины по договору купли-продажи лесных насаждений от 17.12.2015 № до 15.12.2017.
Внесение изменений в договор купли-продажи путем обмена соответствующими документами без составления отдельного договора о внесении изменений в ранее заключенный договор действующему законодательству не противоречит. Ссылка в указанном письме на приказ Федерального агентства лесного хозяйства от 01.08.2011 №337, признанный на момент согласования продления срока заготовки древесины утратившим силу, о недействительности продления Пезику А.С. срока не свидетельствует, поскольку аналогичные положения содержатся в приказе Минприроды России от 13.09.2016 №474 «Об утверждении Правил заготовки древесины и особенностей заготовки древесины в лесничествах, лесопарках, указанных в статье 23 Лесного кодекса Российской Федерации».
Доказательств заготовки Пезик А.С. древесины в установленные договором сроки суду не представлено.
Акт передачи древесины от 30.07.2015 надлежащим доказательством заготовки Пезик А.С. древесины суд не расценивает, поскольку указанный акт составлен до заключения договора купли-продажи лесных насаждений от 17.12.2015, из пояснений Пезик А.С., данных ранее в судебном заседании, следует, что данный акт составлялся фиктивно.
Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
р е ш и л :
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия через Медвежьегорский районный суд Республики Карелия в течение месяца со дня вынесения в окончательной форме.
Судья М.Л. Свинкина
Полный текст решения изготовлен 05 декабря 2018 года