Дело № 2-169/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Шумихинский районный суд Курганской области в составе
председательствующего судьи Зуевой Т.В.,
при секретаре Кадыровой А.Т.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Шумиха 25 апреля 2018 года гражданское дело по исковому заявлению Кузнецова В. А. к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Шумихинском районе Курганской области о возложении обязанности произвести перерасчет страховой (трудовой) пенсии,
УСТАНОВИЛ:
Кузнецов В.А. обратился в суд с иском к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Шумихинском районе Курганской области (далее УПФР в Шумихинском районе Курганской области) о возложении обязанности произвести перерасчет назначенной страховой (трудовой) пенсии с учетом работы в районах Крайнего Севера.
В обоснование исковых требований истец указал, что с 2015 года является получателем страховой (трудовой) пенсии по старости, с размером которой он не согласен, полагая ее заниженной, так как длительное время работал в районах Крайнего Севера. С заявлением о перерасчете назначенной пенсии обратился к ответчику, на что получил ответ о том, что для расчета его пенсии были взяты сведения о начислении заработной платы с августа 1979 года по декабрь 1991 года, с ноября по декабрь 2000 года, с октября по декабрь 2001 года, в результате чего коэффициент среднего заработка к среднемесячной заработной плате по стране составил 0,988, что гораздо ниже «северного коэффициента». Указывает, что до назначения ему пенсии, а также после с 2000 года работал в районах Крайнего Севера, в связи с чем, полагал, что ему должен быть произведен перерасчет назначенной пенсии с применением более высокого коэффициента.
В судебном заседании истец Кузнецов В.А., а также его представитель по устному ходатайству Сыровацкий В.И. на удовлетворении исковых требованиях настаивали. Дополнительно пояснили, что при назначении пенсии необоснованно был взят период работы истца в совхозе Альменевского района Курганской области, в связи с чем просили произвести условный расчет отношения среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации за периоды работы истца с 1992 года по 1997 год.
Представитель ответчика УПФР в Шумихинском районе Курганской области по доверенности Кузнецова О.Г. в судебном заседании с предъявленными требованиями не согласилась, пояснив, что истцу при назначении пенсии был избран наиболее выгодный для него вариант расчета размера пенсии, все положенные перерасчеты ему согласно действующего законодательства произведены.
Представитель третьего лица Государственного учреждения – Отдела Пенсионного фонда Российской Федерации в Альменевском районе Курганской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежаще, просил о рассмотрении дела в его отсутствие. В письменном отзыве указал, что при установлении досрочной страховой пенсии по старости Кузнецову В.А. в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 32 Федерального закона № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» был выбран наиболее выгодный вариант расчета размера пенсии.
Заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, изучив обстоятельства дела и исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В целях определения расчетного размера трудовой пенсии застрахованных лиц в соответствии с пунктом 2 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» определено 3 варианта определения расчетного размера трудовой пенсии при оценке пенсионных прав застрахованного лица (по выбору застрахованного лица):
либо в порядке, установленном пунктом 3 данной статьи, то есть, исходя из стажевого коэффициента и среднемесячного заработка застрахованного лица в соотношении со среднемесячной заработной платой в России. При этом учитывается общий трудовой стаж до 01 января 2002 года, в который включаются только прямо перечисленные в указанном пункте периоды (без включения в общий трудовой стаж периода обучения в учебном заведении);
либо в порядке, установленном пунктом 4 данной статьи, то есть, исходя только из стажевого коэффициента и среднемесячного заработка застрахованного лица. При этом в общий трудовой стаж включаются все периоды работы и иной деятельности, предусмотренные ранее действовавшим законодательством при исчислении пенсии, с применением в необходимых случаях к некоторым периодам льготного порядка подсчета стажа (в том числе периоды учебы);
либо в порядке, установленном пунктом 6 данной статьи, то есть, равным установленной на 31 декабря 2001 года трудовой пенсии по старости, трудовой пенсии по инвалидности, трудовой пенсии по случаю потери кормильца или трудовой пенсии за выслугу лет в соответствии с Законом Российской Федерации от 20 ноября 1990 года № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации» (сохранение «прежнего» размера назначенной пенсии на 31 декабря 2001 года в случае, если «новый» менее выгоден). При этом под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 01 января 2002 года, в которую включаются: периоды работы в качестве рабочего, служащего (в том числе работа по найму за пределами территории Российской Федерации), члена колхоза или другой кооперативной организации; периоды иной работы, на которой работник, не будучи рабочим или служащим, подлежал обязательному пенсионному страхованию; периоды работы (службы) военизированной охране, органах специальной связи или в горноспасательной части независимо от ее характера; периоды индивидуальной трудовой деятельности, в том числе в сельском хозяйстве; периоды творческой деятельности членов творческих союзов писателей, художников, композиторов, кинематографистов, театральных деятелей, а также литераторов и художников, не являющихся членами соответствующих творческих союзов; служба в Вооруженных Силах Российской Федерации и иных созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации воинских формированиях. Объединенных Вооруженных Силах Содружества Независимых Государств, Вооруженных Силах бывшего СССР, органах внутренних дел Российской Федерации, органах внешней разведки, органах федеральной службы безопасности, федеральных органах исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, бывших органах государственной безопасности Российской Федерации, а также в органах государственной безопасности и органах внутренних дел бывшего СССР (в том числе в периоды, когда эти органы именовались по-другому), пребывание в партизанских отрядах в период гражданской войны и Великой Отечественной войны; периоды временной нетрудоспособности, начавшейся в период работы, и период пребывания на инвалидности I и II группы, полученной вследствие увечья, связанного с производством, или профессионального заболевания; период пребывания в местах заключения сверх срока, назначенного при пересмотре дела; периоды получения пособия по безработице, участия в оплачиваемых общественных работах, переезда по направлению службы занятости в другую местность и трудоустройства.
Положениями пункта 3 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» права предусмотрено, что отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации учитывается в размере не свыше 1,2.
Для лиц, проживавших по состоянию на 1 января 2002 года в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (пункт 2 статьи 28 настоящего Федерального закона), в которых установлены районные коэффициенты к заработной плате, отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации учитывается в следующих размерах:
не свыше 1,4 - для лиц, проживавших в указанных районах и местностях, в которых к заработной плате работников установлен районный коэффициент в размере до 1,5;
не свыше 1,7 - для лиц, проживавших в указанных районах и местностях, в которых к заработной плате работников установлен районный коэффициент в размере от 1,5 до 1,8;
не свыше 1,9 - для лиц, проживавших в указанных районах и местностях, в которых к заработной плате работников установлен районный коэффициент в размере от 1,8 и выше.
Из материалов дела следует, что Кузнецов В.А. с 24 августа 2015 года является получателем досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
При установлении досрочной страховой пенсии по старости Кузнецову В.А. оценка пенсионных прав произведена в соответствии с пунктом 3 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», при этом учтен заработок за 60 месяцев работы с сентября 1983 года по август 1988 года, отношение заработной платы Кузнецова В.А. к заработной плате по стране за указанный период определено в размере 0,988, при этом размер пенсии составил 11 446 руб. 32 коп.
В выписке из индивидуального лицевого счета имеются также данные о заработной плате за ноябрь, декабрь 2000 года и октябрь, ноябрь, декабрь 2001 года, отношение заработной платы Кузнецова В.А. к заработной плате по стране за этот период составляет 0,52.
Отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации за период с 1992 года по 1997 год составляет 0,251.
Таким образом, при назначении страховой пенсии истцу был избран наиболее выгодный для него вариант расчета размера пенсии.
25 декабря 2017 года Кузнецов В.А. обратился в УПФР в Шумихинском районе Курганской области с заявлением о перерасчете назначенной ему пенсии с учетом его работы в районах Крайнего Севера, период которой по состоянию на 06 апреля 2017 года составляет 17 лет и 5 месяцев, в связи с чем для начисления пенсии должен применяться иной коэффициент от 1,4 до 1,9.
24 января 2018 года в адрес Кузнецова В.А. ответчиком был направлен ответ о правомерности установления ему назначенного размера страховой пенсии и отсутствии основания для произведения ее перерасчета.
Допрошенный в судебном заседании ведущий специалист-эксперт А. пояснил, что размер назначенной пенсии истцу соответствует требованиям закона. 24 августа 2015 года Кузнецову В.А. была назначена пенсия, на эту дату все взносы были учтены. Работа истца в районах Крайнего Севера осуществлялась в периоды с 2002 года по 2006 год и с 2007 года по 2017 год. До 2002 года у Кузнецова В.А. выработано 11 месяцев «северного стажа». Так как работа в районах Крайнего Севера осуществлялась после 2002 года, то расчет пенсии по данному периоду производится из взносов, которые поступают от работодателя в Пенсионный фонд, на основании которых ежегодно с 01 августа производится перерасчет по взносам предыдущего года. Перерасчет начисленной пенсии был произведен в 2016 году по дополнительным взносам поступившим в 2015 году.
С учетом изложенного, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований о перерасчете назначенной Кузнецову В.А. досрочной страховой пенсии по старости с учетом его работы в районах Крайнего Севера.
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
в удовлетворении исковых требований Кузнецова В. А. к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Шумихинском районе Курганской области о возложении обязанности произвести перерасчет трудовой пенсии отказать.
Решение может быть обжаловано в Курганский областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Шумихинский районный суд Курганской области.
Судья Т.В. Зуева
Мотивированное решение изготовлено 28 апреля 2018 года.
Судья Т.В. Зуева