Дело № 2-698/2014
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ДД.ММ.ГГГГ<адрес> районный суд <адрес>
В составе: председательствующего Сидоренко ЕА
При секретаре Крейтор ЮБ
Рассмотрев в открытом заседании гражданское дело по иску прокурора <адрес> в интересах ФИО4 к администрации <адрес> о предоставлении жилого помещения,
УСТАНОВИЛ:
<адрес> обратился в суд с иском в интересах Веревкиной ЮИ к администрации <адрес> о предоставлении жилого помещения.
Требования мотивированы тем, что Веревкина ЮИ, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, относится к категории лиц, оставшихся без попечения родителей.
Жилых помещений на праве собственности истица не имеет, жилого помещения за ним не закреплялось, до настоящего времени жильем не обеспечен. Считает, что истец имеет право на предоставление жилого помещения в соответствии со ст.8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Просит суд обязать администрацию <адрес> предоставить ФИО6 благоустроенное жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения, соответствующее по общей площади норме предоставления.
В судебном заседании истец Веревкина ЮИ требования поддержала по изложенным выше основаниям. Дополнила, что она до достижения 23 лет обращалась в уполномоченный орган с заявлением об обеспечении жильем. Однако на учет не была принята в связи с тем, что за ней было закреплено жилое помещение. Решение в части закрепления за ней жилого помещения в настоящий момент признано недействительным. Просит иск удовлетворить.
Ответчик администрация <адрес> в судебное заседание своего представителя не направила, извещена надлежащим образом, представила письменные возражения на иск, в которых также просит рассмотреть дело в отсутствие своего представителя.
Третье лицо Министерство образования и науки <адрес> в судебное заседание своего представителя не направило, извещено надлежащим образом, о причинах неявки суд в известность не поставило.
В силу ст. 167 ГПК РФ суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствии неявившихся участников судебного разбирательства.
Выслушав сторону истца, исследовав материалы дела, суд находит, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В силу ч.1,2 ст.49 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.
Малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке. Малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.
Таким образом, в силу приведенных норм жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются малоимущим гражданам, признанными таковыми органом местного самоуправления, и признанными нуждающимися в жилых помещениях, т.е. для предоставления жилого помещения муниципального жилищного фонда необходима совокупность двух приведенных условий.
Иным же категориям, указанным в части 3 настоящей статьи, могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в силу ч.3 ст.49 Жилищного кодекса Российской Федерации в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями. Жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются указанным категориям граждан в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации (ч.4 ст.49).
В соответствии с п.1,4,5, 12,14,15,17 ст. <адрес> «О защите прав ребенка» № от 02.11.2000, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не являющимся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являющимся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным в связи с наличием обстоятельств, установленных в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
По заявлению, поданному в письменной форме в уполномоченный орган местного самоуправления лицами, указанными в пункте 1 настоящей статьи, достигшими возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, прохождения военной службы по призыву, отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Формирование и ведение списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - список), которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с настоящей статьей, осуществляется уполномоченным <адрес> органом исполнительной власти края в области образования.
В список включаются лица, указанные в пункте 1 настоящей статьи, достигшие возраста 14 лет, имеющие постоянное место жительства на территории края, которым ранее не предоставлялось жилое помещение в соответствии с настоящей статьей, на основании следующих документов
Уполномоченные органы местного самоуправления наделяются государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, отдельным законом края.
Жилые помещения, предоставляемые по договорам найма специализированных жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должны быть пригодными для постоянного проживания, отвечать установленным санитарным и техническим требованиям, благоустроенными применительно к условиям населенного пункта, в котором они предоставляются, не обременены правами третьих лиц и не находиться под арестом.
<адрес> жилых помещений, предоставляемых по договорам найма специализированных жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, определяется исходя из нормы предоставления площади жилого помещения - 33 квадратных метра общей площади жилого помещения на одного человека (далее - норма предоставления).
С учетом конструктивных особенностей жилого помещения допускается предоставление жилого помещения общей площадью, превышающей размер общей площади, определенный исходя из нормы предоставления, но не более чем на 9 квадратных метров.
С учетом конструктивных особенностей жилого помещения допускается предоставление жилого помещения общей площадью менее размера общей площади, определенного исходя из нормы предоставления, но не более чем на 5 квадратных метров.
Уполномоченный орган местного самоуправления заключает с лицом, указанным в пункте 1 настоящей статьи, договор найма специализированного жилого помещения на основании решения уполномоченного органа исполнительной власти края в области образования о предоставлении лицу, указанному в пункте 1 настоящей статьи, включенному в список, жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.
Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Согласно ст. ст. 5, 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» № 159-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ года, предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации. Законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации могут устанавливаться дополнительные виды социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Как установлено в ходе судебного разбирательства, ФИО8, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в несовершеннолетнем возрасте осталась без попечения родителей. Мать, ФИО9, умерла ДД.ММ.ГГГГ, отец в свидетельство о рождении записан со слов матери.
Постановлением администрации <адрес> от 19.08.1998г № №-п опекуном истицы назначен Кашлев НА, и за ней была закреплена жилая площадь по адресу <адрес>.
На основании протеста прокуратуры <адрес> от 29.05.2014г № 1745ж-2014 администрацией <адрес> принято постановление № 463-пг от 16.06.2014г О внесении изменений в постановление администрации <адрес> № №-п от 19.08.1998г, которым исключен пункт 4 о закреплении за истицей жилого помещения в связи с тем, что фактически закрепленный за истицей объект недвижимости (жилое помещение) не определен (отсутствует адрес).
Истица 07.06.2012г, до достижения 23 лет, обращалась с заявлением о предоставлении жилого помещения в Министерство образования и науки <адрес>. В ответе на ее заявление от 04.07.2012г № 3954/о Министерство образования и науки <адрес> предложило истице представить дополнительные документы, подтверждающие право на получение жилья, в том числе отсутствие закрепленного за ней жилья.
В настоящее время истец проживает по <адрес> - 263 в <адрес>, что подтверждается свидетельством о регистрации по месту пребывания № 1859, в квартире, принадлежащей Веревкину ВП на основании договора купли-продажи от 04.12.1999г.
Согласно Уведомлению Управления Росреестра по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № в Едином государственном реестре прав на объекты недвижимого имущества и сделок с ним отсутствуют сведения о правах на объекты недвижимого имущества ФИО4.
Из изложенных доказательств следует, что истец ни в собственности, ни на условиях договора социального найма жилья не имеет, отсутствует закрепленное за ней жилье, по соответствующей категории лиц жильем не обеспечивалась, постоянно проживает в <адрес>.
Таким образом, суд делает вывод, что истец жильем не обеспечена, закрепленного жилого помещения не имеет, постоянно проживает в <адрес>, относится к категории лиц, оставшихся в несовершеннолетнем возрасте без попечения родителей, в связи с чем имеет право на обеспечение жилой площадью по данной категории лиц.
<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 9-4225 "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов края государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов края наделены на неограниченный срок исполнительно-распорядительные государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями, благоустроенными применительно к условиям населенного пункта, в котором предоставляется жилое помещение (далее - жилое помещение), в соответствии со статьей <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 12-961 "О защите прав ребенка" детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не являющихся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являющихся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае установления факта невозможности их проживания в ранее занимаемых жилых помещениях (далее - дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей), в том числе на заключение договоров найма специализированных жилых помещений и однократное предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на основании решений о предоставлении жилых помещений уполномоченного органа исполнительной власти края в области образования (ст.1 Закона).
Законом предусмотрен перечень субъектов, на которые данный закон распространяется, выделены 3 группы лиц: дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей и вышеназванная группа с указанным интервалом по возрасту. Из ст.8 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ закона следует заявительный порядок получения указанной меры социальной поддержки, что в совокупности следует понимать как распространение закона на лиц, подавших заявление на предоставление жилья до 23 летнего возраста. Обратные доводы противоречат общим принципам и целям рассматриваемого закона, устанавливающего дополнительные гарантии для незащищенной категории лиц на период их социализации.
Имеющиеся в законе ссылки на сохранение права обеспечения жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены ст.8 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ указанного закона, до фактического обеспечения их жилыми помещениями, означают лишь то, что обратившиеся своевременно, в срок до 23 лет лица, действительно вправе требовать предоставления жилья до его фактического исполнения.
Аналогичные выводы следуют и из судебных постановлений Конституционного суда по данному вопросу, согласно позиции которого законодатель, в исключение из общего правила о необходимости государственной поддержки детей, т.е. лиц, не достигших 18-летнего возраста (пункт 1 статьи 54 СК РФ), лишившихся или ограниченных в возможности иметь содержание от своих родителей и нуждающихся по этой причине в социальной защите, распространил действие названного Федерального закона № ФЗ на лиц, достигших 18-летнего возраста и предоставил им право пользоваться соответствующими мерами социальной поддержки до достижения возраста 23 лет, обеспечив тем самым единообразный подход к определению основании социальной защиты таких граждан (аналогичный возрастной критерий установлен пенсионным законодательством, законодательством об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, о социальной защите отдельных категорий граждан). Такое правовое регулирование осуществлено в интересах названных лиц с целью предоставления им дополнительной социальной поддержки с учетом имевшегося у них ранее статуса детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и не может рассматриваться как нарушающее конституционные права тех граждан, на которых действие данного Федерального закона не распространяется.
При этом законодатель в рамках своих дискреционных полномочий вправе определять категории граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретные формы, источники и порядок обеспечения их жильем с учетом реальных финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся у государства.
Внесенные Федеральным законом изменения от 29.02.2012г. №15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» изменения в ст.8 ФЗ от 21.12.1996г. №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» также указывают на то, что право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями. Аналогичные положения содержит и п. 17 ст. <адрес> от 02.11.2000г. № (в ред. от 20.12.2012г.) «О защите прав ребенка», в связи с чем оснований полагать, что лицо, не заявившее о своем намерении воспользоваться мерами государственной поддержки по получению жилья подлежит им обеспечению в любом возрасте после 23 лет, не имеется.
В соответствии с положениями норм действующего законодательства, регулирующего вопросы обеспечения жилыми помещениями лиц из числа детей-сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей, постановка на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, обеспечение жилыми помещениями носят заявительный характер. Указанное означает, что в период нахождения лица в государственном учреждении, под опекой, законные представители обращаются в интересах такого лица в уполномоченный орган с заявлением о постановке на учет в целях получения государственной поддержки в виде получения жилого помещения. В случае если такие действия не были совершены, лицо, достигшее совершеннолетия, до достижения возраста 23 лет вправе самостоятельно обратиться по данному вопросу, предоставив необходимый пакет документов.
Истица реализовала свое право самостоятельно до достижения возраста 23 лет, обратившись, как указано было выше ДД.ММ.ГГГГ в Министерство образования и науки с заявлением об обеспечении жильем по рассматриваемой категории лиц, но у нее были препятствия во включении с соответствующий список лиц для обеспечения жильем при наличии указания в выше приведенном Постановлением администрации <адрес> от 19.08.1998г № №-п пр отсутствии законных оснований.
В силу изложенного суд полагает необходимым удовлетворить требования и возложить на администрацию <адрес> обязанности по предоставлению истцу на территории <адрес> благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения общей площадью не менее 33 кв.м.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194 – 198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Обязать администрацию <адрес> предоставить ФИО6 на территории <адрес> благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения общей площадью не менее 33 кв.м.
Решение может быть обжаловано в <адрес>вой суд через Центральный районный суд <адрес> в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий: