Решение по делу № 2-489/2019 (2-3373/2018;) ~ М-3261/2018 от 06.12.2018

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

23 апреля 2019 года Куйбышевский районный суд города Иркутска

в составе председательствующего судьи Лапердиной Т.П.,

при секретаре Попугаевой А.И.,

с участием истца Николаева С.А., представителя ответчика Рассикаса М.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-489/2019 по иску Николаева Сергея Анатольевича к администрации города Иркутска о признании решения об отказе в предоставлении земельного участка в собственность бесплатно недействительным, о возложении обязанности предоставить бесплатно в собственность земельный участок, либо о прекращении права собственности муниципального образования город Иркутск на земельный участок, о признании права собственности на земельный участок,

У С Т А Н О В И Л:

Истец <ФИО>2 обратился в суд с иском к администрации <адрес>, уточненным в порядке статьи 39 ГПК РФ, о признании решения об отказе в предоставлении земельного участка в собственность бесплатно недействительным, о возложении обязанности предоставить бесплатно в собственность земельный участок, либо о прекращении права собственности муниципального образования <адрес> на земельный участок, о признании права собственности на земельный участок, указав в обоснование заявленных требований, что летом 2017 года распоряжением комитета по имуществу <адрес> истец поставлен на земельный учет под номером <номер> в целях предоставления земельного участка в собственность бесплатно для индивидуального жилищного строительства, как переселенец из районов крайнего севера, в соответствии с законом <адрес> <номер>-оз «О бесплатном предоставлении земельных участков». Письмом комитета по имуществу от <дата> истцу сообщено постановлением администрации <номер> от <дата> в перечень земельных участков, подлежащих бесплатному предоставлению, включен земельный участок, расположенный: <адрес>, с кадастровым номером <номер> площадью 877 кв.м., для индивидуального жилищного строительства. Предложено выбрать данный земельный участок. <дата> истцом был выбран данный земельный участок, что было оформлено протоколом. В этот же день в администрацию истцом было подано заявление о предоставлении участка в собственность бесплатно. <дата> истцом было получено решение об отказе в предоставлении данного земельного участка от <дата>. В данном решении указано, что испрашиваемый истцом земельный участок в соответствии с Генеральным планом <адрес>, утвержденным Решением Думы <адрес> от <дата>, находится в зоне застройки индивидуальными жилыми домами, на данной территории планируется размещение объектов федерального, регионального или местного значения планируемые коллекторы, планируемая канализация ливневая (d1000). Истцу отказано в предоставлении земельного участка. Истцом было подано в Кировский районный суд <адрес> административное исковое заявление о признании незаконным данного отказа, обязании принять решения по заявлению о предоставлении участка. Определением Кировского районного суда <адрес> от <дата> в принятии административного искового заявления мне отказано, в связи с необходимостью разрешения данного спора в порядке ГПК РФ. С решением от <дата> об отказе в предоставлении земельного истец не согласен, считает его незаконным. Испрашиваемый истцом земельный участок постановлением администрации <номер> от <дата> был включен в перечень земельных участков, подлежащих бесплатному предоставлению. Письмом от <дата> администрацией истцу было предложено выбрать данный земельный участок, истцом он был выбран и подано заявление о его предоставлении, то есть полностью соблюдена процедура выбора земельного участка, предусмотренная <адрес> <номер>-оз.

При издании постановления администрации <номер> от <дата> действовал вышеприведенный Генеральный план <адрес>, и на тот момент это не являлось основанием для отказа в предоставлении земельного участка, поскольку включение участка в Перечень напрямую предполагает необходимость его дальнейшего предоставления гражданину в собственность бесплатно. Указанное постановление не отменено. Также документы территориального планирования, в данном случае Генеральный план <адрес>, принимаются на всю территорию муниципального образования в укрупненном масштабе. Согласно карте планируемого размещения объектов местного значения
Генерального плана <адрес>, размещенной на официальном сайте
администрации    в    сети    Интернет www.admirk.ru    в разделе градостроительство/генеральный план, данный документ принят в масштабе 1:10 000, то есть укрупнено. Поэтому точное размещение объектов, отображенных в Генеральном плане, осуществляется в документации по планировке территории, в данном случае в проекте планировки территории. В решении об отказе от <дата> не указано, что испрашиваемый истцом земельный участок в соответствии с утвержденным проектом планировки данной территории попадает в границы красных линий и в зону планируемого размещения объектов капитального строительства федерального, регионального и местного значения: планируемые коллектора, планируемая канализация ливневая (d1000). На основании вышеизложенного истец просит суд с учетом уточненного искового заявления, признать недействительным решение администрации <адрес>, оформленное письмом комитета по управлению муниципальным имуществом администрации <адрес> от <дата> <номер>, об отказе в предоставлении мне в собственность бесплатно земельного участка, расположенного: <адрес>, с кадастровым <номер>, площадью 877 кв. м., для индивидуального жилищного строительства, как не соответствующее п. 17 ст. 39.16 Земельного кодекса РФ, п. 10.2, 11 ст. 1, п. 3 ст. 42 Градостроительного кодекса РФ, прекратить право собственности муниципального образования <адрес> и признать право собственности истца на земельный участок расположенный: <адрес>, с кадастровым <номер>, площадью 877 кв. м. Возложить на администрацию <адрес> обязанность в 30-дневный срок со дня вступления решения суда в законную силу по настоящему делу принять решение, предусмотренное п. 5 ст. 39.17 Земельного кодекса РФ, по заявлению истца от <дата> о предоставлении в собственность бесплатно земельного участка, расположенного: <адрес>, с кадастровым <номер>, площадью 877 кв.м., для индивидуального жилищного строительства.

Истец <ФИО>2 в судебном заседании уточненные исковые требования поддержал, настаивал на их удовлетворении в полном объеме.

Представитель ответчика администрации <адрес> <ФИО>4, действующий на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования не признал, просил суд в иске отказать по доводам, изложенным в письменном отзыве на исковое заявление.

Суд, выслушав пояснения истца, представителя ответчика, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства, приходит к следующему выводу.

Статья 2 Конституции РФ гласит, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

Статья 2 ГПК РФ определяет, что целью гражданского судопроизводства является защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, организаций, прав и интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, других лиц, являющихся субъектами гражданских, трудовых или иных правоотношений.

Заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов (часть 1 статьи 3 ГПК РФ).

Согласно статье 11 ГК РФ суд осуществляет защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав.

Статьей 12 ГК РФ предусмотрено, что защита гражданских прав осуществляется, в том числе путем признания права, восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, признания оспоримой сделки недействительной и применения последствий ее недействительности, применения последствий недействительности ничтожной сделки, признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления, иными способами, предусмотренными законом.

Таким образом, гражданское и гражданское процессуальное законодательство, конкретизирующее положения статьи 46 Конституции Российской Федерации, исходит, по общему правилу, из того, что любому лицу судебная защита гарантируется при наличии оснований предполагать, что права и свободы, о защите которых просит лицо, ему принадлежат, и при этом указанные права и свободы нарушены или существует реальная угроза их нарушения.

Согласно пункту 1 статьи 1 ГК РФ, необходимым условием применения того или иного способа защиты гражданских прав является обеспечение восстановления нарушенного права, следовательно, лицо, обращающееся с иском, должно доказывать нарушение его субъективного права или законного интереса и возможность восстановления этого права избранным способом защиты.

Верховный Суд РФ в пункте 1 постановления Пленума № 36 от 27.09.2016г «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства РФ» разъяснил, что по смыслу части 4 статьи 1 КАС РФ и части 1 статьи 22 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), а также с учетом того, что гражданские права и обязанности возникают, в частности, из актов государственных органов и органов местного самоуправления (статья 8 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), споры о признании таких актов недействительными (незаконными), если их исполнение привело к возникновению, изменению или прекращению гражданских прав и обязанностей, не подлежат рассмотрению в порядке, предусмотренном КАС РФ.

Как усматривается из искового заявления, предметом обжалования является отказ органа местного самоуправления в предоставлении земельного участка в собственность бесплатно. В качестве восстановления своих прав истец просит обязать Администрацию города Иркутска принять новое решение о предоставлении участка в собственность, то есть фактически предоставить ему земельный участок в собственность бесплатно.

В связи с чем, данный спор о реализации гражданином своих земельных прав рассматривается судом в порядке гражданского судопроизводства.

Согласно статье 13 ГК РФ ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.

В случае признания судом акта недействительным нарушенное право подлежит восстановлению либо защите иными способами, предусмотренными статьей 12 настоящего Кодекса.

В соответствии со статьей 12 ГК РФ защита гражданских прав может осуществляться путем признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления.

Согласно частям 1, 3 статьи 36 Конституции Российской Федерации граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю.

Условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона. Таким законом является, в том числе Земельный кодекс Российской Федерации.

Согласно статье 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса (далее - уполномоченный орган).

В статье 15 ЗК РФ (п. п. 1 - 2) закреплено, что собственностью граждан и юридических лиц (частной собственностью) являются земельные участки, приобретенные гражданами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации.

Граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность.

В силу пункта 17 статьи 39.16 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, в том числе в случае, если указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок в соответствии с утвержденными документами территориального планирования и (или) документацией по планировке территории предназначен для размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения и с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, не уполномоченное на строительство этих объектов;

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что на основании распоряжения комитета по управлению муниципальным имуществом Администрации <адрес> от <дата> <номер> <ФИО>2 как переселенец из районов крайнего севера в соответствии с законом <адрес> <номер>-оз поставлен на земельный учет в муниципальном образовании <адрес> в целях однократного бесплатного предоставления в собственность земельного участка, находящегося в собственности Муниципального образования <адрес> для индивидуального жилищного строительства, присвоен порядковый номер очереди -1.

Как следует из сообщения КУМИ Администрации <адрес> от <дата> постановлением администрации <номер> от <дата> в перечень земельных участков, подлежащих бесплатному предоставлению, включен земельный участок, расположенный: <адрес>, с кадастровым <номер>, площадью 877 кв.м., для индивидуального жилищного строительства. Истцу предложено выбрать данный земельный участок.

<дата> <ФИО>2 выбрал земельный участок, находящийся в муниципальной собственности с кадастровым <номер>, площадью 877 кв.м., расположенный: <адрес>, включенный в перечень земельных участок, находящихся в муниципальной собственности, с целью бесплатного предоставления в собственность граждан, утвержденный постановлением администрации <адрес> от <дата> <номер>, что оформлено протоколом <номер> выбора земельного участка.

<дата> <ФИО>2 обратился с заявлением к мэру <адрес> с просьбой предоставить в собственность бесплатно земельный участок, находящийся в муниципальной собственности с кадастровым <номер>, площадью 877 кв.м., расположенный: <адрес> для индивидуального жилищного строительства.

<дата> КУМИ Администрации <адрес> <ФИО>2 предоставлен ответ на его обращение, из которого следует, что испрашиваемый земельный участок с кадастровым <номер> является собственностью муниципального образования <адрес>. В соответствии с Генеральным планом <адрес>, утвержденным Решением Думы <адрес> от <дата>, находится в зоне застройки индивидуальными жилыми домами, на данной территории планируется размещение объектов федерального, регионального или местного значения планируемые коллекторы, планируемая канализация ливневая (d1000). Комитет отказывает в предоставлении земельного участка с кадастровым <номер>, площадью 877 кв.м., расположенный: <адрес> для индивидуального жилищного строительства, а именно если указанный в заявлении земельный участок в соответствии с утвержденными документами территориального планирования и (или) документацией по планировке территории предназначен для размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения и с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, не уполномоченное на строительство этих объектов;

Возражая против удовлетворения исковых требований, представитель ответчика суду пояснил, что оспариваемый отказ в предоставлении истцу испрашиваемого земельного участка в собственность бесплатно является мотивированным, законным и обоснованным. Спорный земельный участок предназначен для размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения, о чем свидетельствуют первичные документы территориального планирования.

В подтверждение своих доводов ссылался на следующие письменные доказательства.

Постановлением администрации <номер> от <дата> «Об утверждении перечня земельный участков, находящихся в муниципальной собственности с целью бесплатного предоставления в собственность граждан» спорный земельный участок был включен в перечень земельных участков, подлежащих бесплатному предоставлению.

Постановлением Администрации <адрес> от <дата> <номер> отменено постановление администрации <номер> от <дата> «Об утверждении перечня земельный участков, находящихся в муниципальной собственности с целью бесплатного предоставления в собственность граждан».

В своем письме от <дата> <номер> администрация указала, что в соответствии с генеральным планом <адрес>, утвержденным решением Думы <адрес> от <дата> <номер>, на территории, в границах которой находится испрашиваемый земельный участок с кадастровым <номер>, планируется размещение объектов федерального, регионального или местного значения: планируемые коллекторы, планируемая канализация ливневая (d1000).

Так, из письма комитета по градостроительной политике администрации <адрес> от <дата> <номер> следует, что в соответствии с генеральным планом <адрес>, утвержденным решением Думы <адрес> от <дата> <номер> (в редакции решения Думы <адрес> от <дата> <номер>), на территории, в границах которой расположен земельный участок с кадастровым <номер> размещены объекты федерального, регионального или местного значения: планируемая к размещению канализация дождевая самотечная закрытая местного значения (d 1000).

К указанному письму приложена выкопировка из генерального плана <адрес>, утвержденного решением Думы <адрес> от <дата> <номер> (в редакции решения Думы <адрес> от <дата> <номер>) карта планируемого размещения объектов местного значения городского округа. Дождевая канализация, инженерная защиты от опасных геологических процессов.

Оценивая доводы сторон относительно законности, обоснованности оспариваемого акта, суд исходит из следующих требований закона, действовавших на момент издания оспариваемого акта.

В силу части 2 статьи 15 ЗК РФ граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.

В соответствии с пунктами 4 - 7 статьи 39.17 Земельного кодекса РФ рассмотрение заявлений о предоставлении земельного участка осуществляется в порядке их поступления.

В срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и по результатам указанных рассмотрения и проверки совершает одно из следующих действий: осуществляет подготовку проектов договора купли-продажи, договора аренды земельного участка или договора безвозмездного пользования земельным участком в трех экземплярах и их подписание, а также направляет проекты указанных договоров для подписания заявителю, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ; принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и направляет принятое решение заявителю.

В указанном решении должны быть указаны все основания отказа.

Статья 39.16 Земельного кодекса РФ содержит исчерпывающий перечень оснований, при наличии хотя бы одного из которых уполномоченный орган вправе принять решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, в том числе как основание, указано, если указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок в соответствии с утвержденными документами территориального планирования и (или) документацией по планировке территории предназначен для размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения и с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, не уполномоченное на строительство этих объектов;

Согласно подп. 1 п. 1 ст. 39.1. Земельного кодекса РФ, земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование.

Предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа осуществляется в случае предоставления земельного участка иным не указанным в подпункте 6 настоящей статьи отдельным категориям граждан и (или) некоммерческим организациям, созданным гражданами, в случаях, предусмотренных федеральными законами, отдельным категориям граждан в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации (подп. 7 ст. 39.5 Земельного кодекса РФ).

Случаи бесплатного предоставления земельных участков, находящихся в в муниципальной собственности (далее - земельные участки), в собственность граждан, порядок постановки граждан на учет в качестве лиц, имеющих право на предоставление земельных участков в собственность бесплатно (далее -земельный учет), порядок снятия граждан с земельного учета, порядок предоставления гражданам земельных участков в собственность бесплатно, основания для отказа в предоставлении земельных участков гражданам в собственность бесплатно, предельные размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность бесплатно определены Законом Иркутской области от 28.12.2015 № 146-03 «О бесплатном предоставлении земельных участков в собственность граждан».

Согласно п. 1.1. решения Думы г. Иркутска от 25.12.2015 № 006-20-160257/5 «О комитете по управлению муниципальным имуществом администрации города Иркутска», комитет по управлению муниципальным имуществом администрации города Иркутска (далее - комитет) является функциональным структурным подразделением администрации города Иркутска, осуществляющим полномочия в сфере имущественных и земельных отношений.

Комитет в соответствии с возложенными на него задачами в порядке и пределах, установленных действующим законодательством Российской Федерации и муниципальными правовыми актами города Иркутска, осуществляет следующие функции:

принимает решение о предоставлении или обеспечивает предоставление земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, в рамках компетенции, установленной муниципальными правовыми актами города Иркутска (3.1.21.);

ведет учет граждан в качестве лиц, имеющих право на предоставление земельных участков, находящихся в муниципальной собственности город Иркутска, в собственность бесплатно (3.1.21 (1)) (решения Думы г. Иркутска от 25.12.2015 № 006-20-160257/5 «О комитете по управлению муниципальным имуществом администрации города Иркутска»).

После поступления соответствующего заявления уполномоченный орган, в силу п. 5 ст. 39.17 Земельного кодекса РФ обязан, в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и по результатам указанных рассмотрения и проверки совершает одно из следующих действий:

1)    осуществляет подготовку проектов договора купли-продажи, договора
аренды земельного участка или договора безвозмездного пользования
земельным участком в трех экземплярах и их подписание, а также направляет
проекты указанных договоров для подписания заявителю, если не требуется
образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ;

2)    принимает решение о предоставлении земельного участка в
собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование, если не
требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его
границ, и направляет принятое решение заявителю;

3)    принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка
при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16
настоящего Кодекса, и направляет принятое решение заявителю. В указанном
решении должны быть указаны все основания отказа.

Постановлением администрации города Иркутска от 24.06.2016 № 031-06-594/6 утвержден административный регламент предоставления муниципальной услуги «предоставление земельного участка, находящегося в собственности муниципального образования город Иркутск, гражданам в собственность бесплатно» (далее - Регламент).

Согласно п. 76 Регламента, в случае наличия оснований для отказа в предоставлении муниципальной услуги, предусмотренных пунктом 40 главы 8 раздела II настоящего административного регламента, в течение 5 (пяти) рабочих дней со дня истечения срока, предусмотренного пунктом 75 настоящей

главы административного регламента, специалист отдела землеустройства подготавливает на бланке комитета проект письма об отказе в предоставлении муниципальной услуги и обеспечивает его подписание заместителем мэра -председателем комитета по управлению муниципальным имуществом администрации города Иркутска (далее - заместитель мэра - председатель комитета).

В письме об отказе в предоставлении муниципальной услуги указываются все основания отказа в предоставлении муниципальной услуги, предусмотренные пунктом 40 главы 8 раздела II настоящего административного регламента (абз. 2 п. 76 Регламента).

Порядок выдачи (направления) мотивированного отказа установлен главе 6 Регламента.

Результатом административной процедуры является выдача
(направление) заявителю (представителю заявителя) копии постановления
администрации города Иркутска о предоставлении муниципального земельного
участка либо мотивированного отказа в предоставлении муниципальной услуги
(п.85Регламента).

Согласно п. 76 Регламента, в случае наличия оснований для отказа в предоставлении муниципальной услуги, предусмотренных пунктом 40 главы 8 раздела II настоящего административного регламента, в течение 5 (пяти) рабочих дней со дня истечения срока, предусмотренного пунктом 75 настоящей главы административного регламента, специалист отдела землеустройства подготавливает на бланке комитета проект письма об отказе в предоставлении муниципальной услуги и обеспечивает его подписание заместителем мэра -председателем комитета по управлению муниципальным имуществом администрации города Иркутска.

В силу п. 17 ст. 39.16 Земельного кодекса РФ, а также п. 12 ст. 40 гл. 8 раздела II Регламента, уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов при наличии хотя бы одного из следующих оснований, в том числе, если, указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок в соответствии с утвержденными документами территориального планирования и (или) документацией по планировке территории предназначен для размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения.

Согласно подп. 3 п. 5 ст. 39.17 и ст. 39.16 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, перечисленных в ст. 39.16 ЗК РФ.

В соответствии с ч. 1 ст. 9 Градостроительного кодекса РФ, территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В ст. 9 Градостроительного кодекса РФ установлено, что документы территориального планирования подразделяются на документы территориального планирования Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Документы территориального планирования являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений.

Согласно частям 3, 4 и 9 ст. 14 Градостроительного кодекса РФ схемы территориального планирования субъектов Российской Федерации, являющиеся документами территориального планирования, содержат положения о территориальном планировании и карты планируемого размещения объектов регионального значения, относящихся в том числе к указанной в письме <адрес>; на картах также отображаются планируемые для размещения объекты федерального значения, объекты регионального значения, объекты местного значения в соответствии с документами территориального планирования Российской Федерации, документами территориального планирования субъектов Российской Федерации, документами территориального планирования муниципальных образований.

В соответствии со ст. 18 Градостроительного кодекса РФ документами территориального планирования муниципальных образований являются схемы территориального планирования муниципальных районов, генеральные планы поселений, генеральные планы городских округов.

Частью 3 ст. 23 Градостроительного кодекса РФ установлено, что генеральный план содержит:

1)    положение о территориальном планировании;

2)    карту планируемого размещения объектов местного значения
поселения или городского округа;

3)    карту границ населенных пунктов (в том числе границ образуемых
населенных пунктов), входящих в состав поселения или городского округа;

4)    карту функциональных зон поселения или городского округа.
Согласно ч. 5 ст. 23 Градостроительного кодекса РФ на указанных в

пп. 2 - 4 ч. 3 данной статьи картах отображаются в том числе планируемые для размещения объекты местного значения поселения, городского округа, относящиеся к следующим областям в связи с решением вопросов местного значения поселения, городского округа, границы и описание функциональных зон с указанием планируемых для размещения в них объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения (за исключением линейных объектов) и местоположения линейных объектов федерального значения, линейных объектов регионального значения, линейных объектов местного значения.

Согласно ч. 6 ст. 23 Градостроительного кодекса РФ, к генеральному плану прилагаются материалы по его обоснованию в текстовой форме и в виде карт.

В соответствии с вышеназванными нормами Градостроительного кодекса РФ, схемы территориального планирование, генеральные планы городского округа включают карты планируемого размещения объектов с указанием или описанием зон размещения названных объектов, при этом в данных документах не предусмотрено перечисление конкретных земельных участков, попадающих в зоны размещения планируемых объектов.

По смыслу ст. 39.16 ЗК РФ для отказа в предоставлении участка по основанию, предусмотренному п. 17 данной статьи, достаточно установить, что в соответствии с утвержденными документами территориального планирования и (или) документацией по планировке территории испрашиваемый участок предназначен для размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения.

При этом для отказа в предоставлении не требуется доказательств резервирования этого участка для государственных или муниципальных нужд.

Из содержания оспариваемого истцом отказа следует, что основанием для отказа в предоставлении явилось то, что указный в заявлении истца спорный земельный участок в соответствии с утвержденными документами территориального планирования и (или) документацией по планировке территории предназначен для размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения и с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, не уполномоченное на строительство этих объектов;

Вместе с тем, вышеприведенными доказательствами, представленными в материалы дела, подтверждается, что на спорном земельном участке размещены объекты федерального значения, регионального или местного значения, а именно планируемая к размещению канализация дождевая самотечная закрытая местного значения (d1000), он предназначен для размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения.

Указанные обстоятельства стороной истца оспорены не были.

В ходе рассмотрения дела, судом было установлено наличие оснований, предусмотренных статьей 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации, для отказа в предоставлении земельного участка истцу бесплатно в собственность, находящегося в муниципальной собственности, в том числе истцом в нарушение требований статьи 56 ГПК РФ не были представлены допустимые, достоверные и достаточные доказательства, подтверждающие, что отказ администрации является незаконным и необоснованным, равно как и не указаны основания для признания его недействительным.

В силу положений статьи 13 ГК РФ и статьи 61 ЗК РФ ненормативный акт исполнительного органа государственной власти или ненормативный акт органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующий закону или иным нормативным правовым актам и нарушающий права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица в области использования и охраны земель, может быть признан судом недействительным.

Суд приходит к выводам, что отказ администрации муниципального образования <адрес>, оформленный письмом от <дата> в предоставлении земельного участка с кадастровым <номер>, площадью 877 кв.м., расположенный: <адрес>, для индивидуального жилищного строительства в собственность бесплатно является законным и не нарушает исключительное право истца на приобретение земельного участка в собственность бесплатно.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

Р Е Ш И Л:

<ФИО>2 в удовлетворении исковых требований о признании решения об отказе в предоставлении земельного участка в собственность бесплатно недействительным, о возложении обязанности предоставить бесплатно в собственность земельный участок, либо о прекращении права собственности муниципального образования <адрес> на земельный участок, о признании права собственности на земельный участок отказать.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Иркутский областной суд через Куйбышевский районный суд <адрес> в течение месяца со дня постановления решения в окончательной форме.

Председательствующий: Т.П. Лапердина

2-489/2019 (2-3373/2018;) ~ М-3261/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Николаев Сергей Анатольевич
Ответчики
Администрация города Иркутска
Суд
Куйбышевский районный суд г. Иркутска
Судья
Лапердина Т.П.
Дело на странице суда
kuibyshevsky--irk.sudrf.ru
06.12.2018Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
06.12.2018Передача материалов судье
07.12.2018Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
07.12.2018Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
25.12.2018Подготовка дела (собеседование)
25.12.2018Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
29.01.2019Предварительное судебное заседание
28.02.2019Судебное заседание
27.03.2019Судебное заседание
23.04.2019Судебное заседание
17.05.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
02.07.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
11.11.2020Дело оформлено
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее