Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Чапаевск Самарской области 19 апреля 2023 года
Чапаевский городской суд Самарской области в составе:
председательствующего судьи Викторовой О.А.,
при секретаре Шаталиной Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в здании Чапаевского городского суда административное дело № 2а-426/2023 по административному исковому заявлению Кузьмичевой В.Г. к ФКУ «Единый расчетный центр» Министерства обороны Российской Федерации об оспаривании бездействия и обязании,
У С Т А Н О В И Л:
Административный истец Кузьмичева В.Г. обратилась в суд с административным иском первоначально к ОСП г. Чапаевск, УФССП России по Самаркой области, ФССП России, ФКУ «Единый расчетный центр» Министерства обороны РФ об оспаривании действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя ОСП г. Чапаевск, ФКУ «Единый расчетный центр» Министерства обороны РФ ( далее –ФКУ ЕРЦ МО РФ) и обязании.
Определением суда от <Дата обезличена> к участию в деле в качестве административного соответчика привлечен судебный пристав-исполнитель ОСП <Адрес обезличен> ФИО4
В ходе рассмотрения дела заявленные административные исковые требования к ОСП <Адрес обезличен>, УФССП России по <Адрес обезличен>, ФССП России, судебному приставу-исполнителю не поддержала. Уточнила заявленные требования и просит суд признать незаконным бездействие должностных лиц ФКУ «ЕРЦ МО РФ», которые выразились в том, что ими до настоящего времени удержания из денежного довольствия должника алиментов производятся ненадлежащим образом, а именно не производятся удержания в счет текущих ежемесячных платежей по алиментам и задолженности по алиментам из Ежемесячной социальной выплаты по мобилизации. Просит обязать должностных лиц ФКУ «ЕРЦ МО РФ» устранить допущенные нарушения, а именно: производить удержания в счет текущих ежемесячных платежей по алиментам и задолженности по алиментам, в том числе, из ежемесячной социальной выплаты по мобилизации.
Определением суда от <Дата обезличена> к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечен несовершеннолетний ФИО8, достигший 14-тилетнего возраста.
В судебное заседание административный истец ФИО2 не явилась, извещалась надлежащим образом, что подтверждается трек-номером почтового отслеживания <Данные изъяты>
Представитель административного истца по доверенности –ФИО7 в судебное заседание не явился, извещался надлежащим образом, что также подтверждается ходатайством об отложении судебного заседания.
Определением суда от <Дата обезличена> в удовлетворении ходатайства отказано.
При направлении уточненного административного иска, полученного <Дата обезличена>, просил дело рассматривать в отсутствие стороны административного истца. Суд полагает извещение стороны административного истца надлежащим.
Представитель административного ответчика – ОСП <Адрес обезличен> – в судебное заседание не явился, извещался надлежащим образом, что подтверждается трек-номером почтового отслеживания.
Заявлено ходатайство о рассмотрении административного дела без участия представителя.
Представитель административного ответчика – УФССП России по <Адрес обезличен> – в судебное заседание не явился, извещался надлежащим образом, что подтверждается трек-номером почтового отправления.
Представитель административного ответчика – ФССП России по <Адрес обезличен> – в судебное заседание не явился, извещался надлежащим образом, что подтверждения трек-номером почтового отправления <Данные изъяты>
Административный ответчик – судебный пристав-исполнитель ОСП <Адрес обезличен> ФИО4 – в судебное заседание не явилась, извещалась надлежащим образом.
Представитель административного ответчика – ФКУ «Единый расчетный центр» Министерства обороны Российской Федерации – в судебное заседание не явился, извещался надлежащим образом, что подтверждается трек-номером почтового отправления <Данные изъяты> о вручении.
Представлены возражения на административный иск.
Заинтересованное лицо ФИО6 в судебное заседание не явился, извещался надлежащим образом, что подтверждается трек-номером почтового отслеживания.
Заинтересованное лицо – ФИО8 – в судебное заседание не явился, извещался надлежащим образом, что подтверждается трек-номером почтового отправления.
Суд полагает возможным рассмотреть административное дело в отсутствие лиц, не явившихся лиц, извещенных о месте и времени судебного заседания.
Суд, изучив представленные материалы, не находит оснований для удовлетворения административного иска, исходя из следующего.
Согласно ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
По смыслу положений ст.226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
Если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
В случае, если по административным делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, федеральными законами ограничены основания для оспаривания таких решений, действий (бездействия) (в частности, в отношении некоторых решений, действий (бездействия) квалификационных коллегий судей и экзаменационных комиссий), суд выясняет обстоятельства, указанные в пунктах 1 и 2, подпунктах "а" и "б" пункта 3 части 9 настоящей статьи. Если установленные федеральными законами основания для оспаривания действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, не вошли в число этих обстоятельств, суд проверяет эти основания.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Судом установлено, что ФИО6 на основании судебного приказа является лицом, обязанным к уплате алиментов на содержание несовершеннолетнего ребенка ФИО8 в размере ? части всех доходов в пользу ФИО2
<Дата обезличена> ОСП <Адрес обезличен> возбуждено исполнительное производство <Номер обезличен>-ИП в отношении должника ФИО6 на предмет уплаты алиментов.
В судебном заседании установлено, что ФИО6 призван на военную службу по мобилизации в Вооруженные силы Российской Федерации и зачислен в списки воинской части с <Дата обезличена>, обеспечивается денежным довольствием через <Данные изъяты>
Исполнительный документ о взыскании с ФИО6 алиментов направлен по месту его службы - в ФКУ "Единый расчетный центр Министерства обороны Российской Федерации".
Согласно расчетным листам ФИО6 начисляется: оклад по воинской должности, подъемное пособие при служебных перемещениях военнослужащим при переезде в другой пункт, оклад по воинскому званию, ежемесячная надбавка за особые достижения в службе, ежемесячная премия за добросовестное и эффективное исполнение должностных обязанностей, ежемесячная социальная выплата военнослужащим, призванным на военную службу по мобилизации.
В судебном заседании установлено, что удержание алиментов из денежного довольствия ФИО6 производится на основании постановления от <Дата обезличена> в пользу ФИО2 на содержание несовершеннолетнего ребенка в размере <Данные изъяты> части всех видов заработка ежемесячно, а также задолженности по алиментам, начиная с <Дата обезличена>, что также подтверждается расчетными листами <Данные изъяты>» с сентября <Дата обезличена>.
Из представленных расчетных листов видно, что алименты и задолженность по алиментам удерживается с денежного довольствия, без учета социальной выплаты мобилизованным, с чем не согласна административный истец.
Согласно Указу Президента Российской Федерации от <Дата обезличена> <Номер обезличен> мобилизованные приравнены к контрактникам и получают денежное содержание как военнослужащие по контракту.
В соответствии с пунктом 1 статьи 12 Федерального закона от <Дата обезличена> N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" военнослужащие обеспечиваются денежным довольствием в порядке и в размерах, установленных Федеральным законом "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат", иными федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти и нормативными правовыми актами иных федеральных государственных органов.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от <Дата обезличена> N 306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат", денежное довольствие военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, состоит из месячного оклада в соответствии с присвоенным воинским званием и месячного оклада в соответствии с занимаемой воинской должностью, которые составляют оклад месячного денежного содержания военнослужащего, и из ежемесячных и иных дополнительных выплат.
При этом дополнительные выплаты могут быть, например, за выслугу лет, квалификационный класс, за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, материальная помощь и прочее.
В силу пункта 34 статьи 2 Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат", Президент Российской Федерации и (или) Правительство Российской Федерации могут устанавливать иные выплаты в зависимости от сложности, объема и важности задач, выполняемых военнослужащими.
Виды доходов для удержания алиментов закреплены в ст. 82 СК РФ, Постановлении Правительства РФ <Номер обезличен> от <Дата обезличена>.
Указом Президента Российской Федерации <Номер обезличен> от <Дата обезличена> лицам, призванным в рамках частичной мобилизации, назначена минимальная сумму денежного довольствия – 195 000 рублей, которая состоит из социальной выплаты в размере 158 000 рублей и денежного довольствия военнослужащего, которое зависит от воинской должности, звания и выслуги лет.
Таким образом, денежное довольствие состоит из двух сумм: социальной части и оклада, при том, что в Указе Президента РФ <Номер обезличен> от <Дата обезличена> и Постановлении Правительства РФ 2278 от <Дата обезличена> нет указания на данное разделение (социальную часть и оклад).
Вместе с тем, социальная часть полностью освобождена от налогообложения. Облагается НДФЛ довольствие мобилизованных только в сумме оклада по воинской должности.
В этой связи, социальная выплата не является доходом, следовательно, не относится к выплате, с которой удерживаются алименты.
Также, согласно ст. 101 Федерального закона от <Дата обезличена> «229-ФЗ «Об исполнительном производстве» взыскание не может быть обращено, в том числе, на денежные выплаты, осуществляемые военнослужащим, лицам, проходящим службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющим специальные звания полиции, сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации в связи с участием в боевых действиях, операциях, боевых заданиях, выполнении задач за пределами территории Российской Федерации, не указанные в других пунктах данной статьи.
Нормами Семейного кодекса Российской Федерации не предусмотрено взыскание алиментов с социальных выплат.
При указанных обстоятельствах, с учетом установленных выше обстоятельств, удержаний административным ответчиком денежных средств должника ФИО6 в пользу ФИО2 по уплате алиментов и задолженности по ним, незаконного бездействия <Данные изъяты> вопреки доводам административного истца, суд не усматривает.
В этой связи, оснований для удовлетворения заявленных требований, в том числе, в части обязания производить удержания из социальной выплаты должника, не имеется.
Доказательств того, что действия ФКУ «ЕРЦ МО РФ» Чапаевск противоречат или не соответствуют закону, нарушают права и интересы административного истца или создают препятствия к осуществлению им своих прав и свобод, не представлено, в связи с чем суд полагает в административном иске отказать.
Руководствуясь ст.ст.175-180, 298 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении административного иска – отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд через Чапаевский городской суд в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Судья
Чапаевского городского суда О.А. Викторова
Мотивированное решение изготовлено 26.04.2022 года.