Дело № 2-249/2020 |
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Елизово Камчатского края | 09 января 2020 года |
Елизовский районный суд Камчатского края в составе председательствующего судьи Федорцова Д.П., при секретаре судебного заседания Веселовой О.В., с участием
представителя ответчика Кучмиева Г.В., действовавшего на основании нотариально удостоверенной доверенности от ДД.ММ.ГГГГ сроком на пять лет, зарегистрированной в реестре за №,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-249/2020 по исковому заявлению Полюховича ИО1 к Зинченко ИО2 о признании незаконным установления границ земельного участка,
установил:
Полюхович Я.В. обратился в суд с иском к Зинченко В.К., в котором просил признать незаконным установление границ земельного участка с кадастровым номером № и применить последствия недействительности сделки в управлении Федеральной службы государственной регистрации.
В обоснование своих исковых требований Полюхович Я.В. ссылался на то, что кадастровые работы по определению границ земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, были проведены ответчиком с нарушением требований закона, поскольку местоположение границ земельного участка Зинченко В.К. с ним не согласовывалось. После проведения кадастровых работ границы земельного участка ответчика стали пересекать земельный участок истца и расположенные на нем постройки (л.д. 2-3).
В ходе производства по делу истец Полюхович Я.В. отказался от требования о применении последствий недействительности сделки в управлении Федеральной службы государственной регистрации. Отказ от указанного требования был принят судом с прекращением производства по делу в указанной части, о чем вынесено отдельное определение (л.д. 52, 56).
В судебное заседание Полюхович Я.В., будучи надлежащим образом извещенным о месте и времени рассмотрения его иска, не явился, о причинах неявки не сообщил и об отложении дела не просил (л.д. 94, 101).
Ответчик Зинченко В.К. в суд также не явилась, направив на рассмотрение дела своего представителя Кучмиева Г.В., который полагал исковые требования необоснованными и неподлежащими удовлетворению в связи с тем, что кадастровые работы в связи с образованием земельного участка ответчика с кадастровым номером № и подготовленный в результате их выполнения межевой план соответствуют требованиям Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности» и земельному законодательству Российской Федерации.
На основании статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту ГПК РФ) судебное заседание было проведено в отсутствие истца и ответчика.
Изучив иск, выслушав объяснения представителя ответчика, исследовав и оценив по правилам статьи 67 ГПК РФ представленные доказательства, суд приходит к следующему.
Пунктом 3 статьи 6 Земельного кодекса Российской Федерации (далее по тексту ЗК РФ) определено, что земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных ЗК РФ прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи.
Согласно пункту 1 статьи 11.2 ЗК РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
В силу пункта 1 статьи 11.7 ЗК РФ при перераспределении земель и земельного участка существование исходного земельного участка прекращается и образуется новый земельный участок.
Пунктом 2 статьи 39.28 ЗК РФ установлено, что перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется на основании соглашения между уполномоченными органами и собственниками земельных участков. При этом указанное соглашение должно содержать сведения о возникновении права государственной или муниципальной собственности и (или) права частной собственности на образуемые земельные участки.
Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в соответствии с утвержденным проектом межевания территории либо при отсутствии такого проекта в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка (пункт 3 статьи 39.28 ЗК РФ).
Согласно части 1 статьи 35 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности» кадастровые работы выполняются кадастровым инженером на основании заключаемого в соответствии с требованиями гражданского законодательства и настоящего Федерального закона договора подряда на выполнение кадастровых работ, если иное не установлено федеральным законом.
Результатом кадастровых работ кадастрового инженера - индивидуального предпринимателя, указанного в статье 32 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ, или работника юридического лица, указанного в статье 33 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ, является межевой план, технический план или акт обследования (статья 37 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ).
Частью 1 статьи 39 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ определено, что местоположение границ земельных участков подлежит в установленном настоящим Федеральным законом порядке обязательному согласованию (далее - согласование местоположения границ) с лицами, указанными в части 3 настоящей статьи (далее - заинтересованные лица), в случае, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в Единый государственный реестр недвижимости.
Предметом указанного в части 1 настоящей статьи согласования с заинтересованным лицом при выполнении кадастровых работ является определение местоположения границы такого земельного участка, одновременно являющейся границей другого принадлежащего этому заинтересованному лицу земельного участка. Заинтересованное лицо не вправе представлять возражения относительно местоположения частей границ, не являющихся одновременно частями границ принадлежащего ему земельного участка, или согласовывать местоположение границ на возмездной основе (часть 1 статьи 39 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ).
В соответствии с частью 3 статьи 39 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ согласование местоположения границ проводится с лицами, обладающими смежными земельными участками на праве:
1) собственности (за исключением случаев, если такие смежные земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставлены гражданам в пожизненное наследуемое владение, постоянное (бессрочное) пользование либо юридическим лицам, не являющимся государственными или муниципальными учреждениями либо казенными предприятиями, в постоянное (бессрочное) пользование);
2) пожизненного наследуемого владения;
3) постоянного (бессрочного) пользования (за исключением случаев, если такие смежные земельные участки предоставлены государственным или муниципальным учреждениям, казенным предприятиям, органам государственной власти или органам местного самоуправления в постоянное (бессрочное) пользование);
4) аренды (если такие смежные земельные участки находятся в государственной или муниципальной собственности и соответствующий договор аренды заключен на срок более чем пять лет).
Согласование местоположения границ по выбору кадастрового инженера проводится посредством проведения собрания заинтересованных лиц или согласования в индивидуальном порядке с заинтересованным лицом (часть 7 статьи 39 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ).
Согласно части 1 статьи 40 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ результат согласования местоположения границ оформляется кадастровым инженером в форме акта согласования местоположения границ на обороте листа графической части межевого плана.
Требования к межевому плану определены статьей 22 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».
Частью 1 статьи 22 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ предусмотрено, что межевой план представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или выписки из Единого государственного реестра недвижимости о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определенные сведения, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, и указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках.
В межевом плане указываются сведения об образуемых земельном участке или земельных участках в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган регистрации прав заявления о государственном кадастровом учете земельного участка или земельных участков (пункт 1 части 2 статьи 22 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ).
В силу части 3 статьи 22 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ в случае, если в соответствии с федеральным законом местоположение границ земельных участков подлежит обязательному согласованию, межевой план должен содержать сведения о проведении такого согласования.
В соответствии с частью 8 статьи 22 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части.
Межевой план подготавливается в форме электронного документа и подписывается усиленной квалифицированной электронной подписью кадастрового инженера, подготовившего такой план. Межевой план, если это предусмотрено договором подряда, также подготавливается в форме документа на бумажном носителе, заверенного подписью и печатью подготовившего такой план кадастрового инженера, для передачи его заказчику по договору подряда (часть 12 статьи 22 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ).
В судебном заседании на основании вступившего в законную силу апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Камчатского краевого суда от ДД.ММ.ГГГГ по иску Зинченко В.К. к Полюховичу Я.В. о сносе части объекта строительства (л.д. 80-88 том 2 гражданского дела №), имеющего согласно части 2 статьи 61 ГПК РФ преюдициальное значение для рассматриваемого дела, установлено, что истец Полюхович Я.В. является собственником жилого дома с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес> Б, площадью <данные изъяты> кв. м. Данный жилой дом был приобретен истцом у ФИО3. по договору купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ. Кроме жилого дома других объектов, в том числе являвшихся бы принадлежностью жилого дома как главной вещи, Полюхович Я.В. по указанному договору не приобретал (л.д. 9).
Земельный участок под жилым домом Полюхович Я.В. не образован в соответствии с требованиями Земельного кодекса Российской Федерации в связи с чем на кадастровом учете не состоит, что подтверждается, в том числе сообщением управления Росреестра по Камчатскому краю от ДД.ММ.ГГГГ № (л.д. 33, 60).
Ответчик Зинченко В.К. является собственником земельного участка с кадастровым номером №, местоположением: <адрес>, площадью <данные изъяты> кв. м, а также расположенного на нем жилого дома с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты> кв. м, имеющего адрес: <адрес> (л.д. 8).
Земельный участок Зинченко В.К. образован путем перераспределения на основании соглашения от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного с администрацией Елизовского муниципального района, земель, государственная собственность на которые не разграничена в кадастровом квартале № и земельного участка с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты> кв. м, расположенного по адресу: <адрес>, принадлежавшего ответчику на праве собственности (л.д. 119-120).
Земельный участок с кадастровым номером № поставлен на кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ на основании межевого плана, подготовленного ДД.ММ.ГГГГ кадастровым инженером ООО «Топографическое бюро» Малининой В.В. (л.д. 10-23, 33, 60).
Границы земельного участка с кадастровым номером № установлены кадастровым инженером согласно Схеме расположения земельных участков на кадастровом плане территории, утвержденной постановлением администрации Паратунского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ № и перенесены на местность в соответствии с актом от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 23 гражданского дела №; л.д. 247, 248 том 1 гражданского дела №).
Поскольку согласно установленным судом обстоятельств дела истец Полюхович Я.В. не относится к лицам, указанным в части 3 статьи 39 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности», то местоположение границ земельного участка Зинченко В.К. с кадастровым номером № не подлежало обязательному согласованию с ним.
Поэтому доводы Полюховича Я.В. об установлении границ земельного участка Зинченко В.К. с нарушением Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности» в связи с отсутствием их согласования с истцом, являются несостоятельными и повлечь удовлетворение его исковых требований не могут.
В связи с тем, что земельный участок под жилым домом Полюховича Я.В. не образован в соответствии с требованиями Земельного кодекса Российской Федерации, не поставлен на кадастровый учет и не имеет установленных границ (то есть, как объект недвижимости не существует) ссылки истца на незаконность установления границ земельного участка ответчика с кадастровым номером № в связи с их якобы пересечением вопреки требованиям Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» границ земельного участка Полюховича Я.В. являются несостоятельными и также не могут влечь за собой удовлетворение его иска.
Доказательств того, что границы земельного участка ответчика с кадастровым номером № пересекают контур жилого дома Полюховича Я.В. вопреки требованиям статей 56, 57 ГПК РФ суду не представлено. Как и не представлено доказательств того, что границы земельного участка ответчика с кадастровым номером № пересекают контуры других объектов недвижимости, принадлежащих истцу на праве собственности или ином вещном праве.
То, что границы земельного участка с кадастровым номером № пересекают, как это установлено вступившим в законную силу апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Камчатского краевого суда от ДД.ММ.ГГГГ, контур объекта строительства площадью 4 кв. м, основанием для удовлетворения иска не является.
Названным судебным актом установлено, что указанный объект является самовольной постройкой. Данное обстоятельство в силу части 2 статьи 61 ГПК РФ не подлежит оспариванию, ни истцом, ни ответчиком.
Согласно пункту 2 статьи 222 ГК РФ лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности. Оно не вправе распоряжаться постройкой - продавать, дарить, сдавать в аренду, совершать другие сделки.
В связи с этим вступившим в законную силу апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Камчатского краевого суда от ДД.ММ.ГГГГ на Полюховича Я.В. возложена обязанность по сносу части указанного объекта строительства, расположенного на земельном участке Зинченко В.К.
В соответствии с частью 2 статьи 13 ГПК РФ вступившие в законную силу судебные постановления являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
Неисполнение судебного постановления, а равно иное проявление неуважения к суду влечет за собой ответственность, предусмотренную федеральным законом (часть 3 статьи 13 ГПК РФ).
Поэтому пересечение границ земельного участка ответчика с кадастровым номером № контура объекта строительства площадью 4 кв. м, являющегося самовольной постройкой, каких-либо прав истца Полюховича Я.В. не нарушает, а значит служить основанием для признания незаконным установления границ земельного участка с кадастровым номером № не может.
Согласно части 2 статьи 39 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности» заинтересованное лицо не вправе представлять возражения относительно местоположения частей границ, не являющихся одновременно частями границ принадлежащего ему земельного участка.
Таким образом, истец Полюхович Я.В., если бы являлся лицом, указанным в части 3 статьи 39 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ, был бы вправе оспаривать местоположение смежных частей границ земельного участка ответчика, но не всех его границ.
Между тем истец своим иском оспаривал законность установление всех границ земельного участка с кадастровым номером №, хотя законом ему таких прав не предоставлено.
В связи с отказом в удовлетворении исковых требований Полюховича Я.В. понесенные им расходы по уплате государственной пошлины (л.д. 6) согласно статье 98 ГПК РФ взысканию с ответчика в пользу истца не подлежат.
Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Отказать в удовлетворении исковых требований Полюховича ИО1 о признании незаконным установления границ земельного участка с кадастровым номером №.
Решение может быть обжаловано в Камчатский краевой суд через Елизовский районный суд Камчатского края в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Мотивированное решение суда изготовлено 16 января 2020 года.
Председательствующий | Д.П. Федорцов |