Дело №12-274/2021
РЕШЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
01 сентября 2021 года г.Томск
Судья Ленинского районного суда г. Томска Фёдорова И.А., с участием лица, привлекаемого к административной ответственности, Карпович Л.А., рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Томске по адресу пер. Батенькова, д.6, жалобу должностного лица председателя правления ТСЖ «Говорова, 46» Карпович Л.А. на постановление главного государственного инспектора Государственной инспекции труда в Томской области № 61-18С-2021/70/7-961-21-ОБ/12-3640-И/72-3 от 19.07.2021 о назначении административного наказания по ч.2 ст.5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении должностного лица – председателя правления ТСЖ «Говорова, 46» Карпович Л.А.,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением главного государственного инспектора Государственной инспекции труда в Томской области № 61-18С-2021/70/7-961-21-ОБ/12-3640-И/72-3 о назначении административного наказания от 19.07.2021 председатель правления ТСЖ «Говорова, 46» Карпович Л.А. привлечена к административной ответственности по ч.2 ст.5.27.1 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 5 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, Карпович Л.А. обратилась в суд с жалобой на постановление, в котором просила отменить постановление. В обоснование доводов жалобы указала, что форма работы диспетчера ТСЖ «Говорова, 46» является дистанционной, в связи с чем администрация рабочее место диспетчеру не предоставлялось, специальная оценка условий труда дистанционных работников не требуется. Ей не была предоставлена возможность представить возражения в связи с актом проверки, возможно заменить наказание в виде административного штрафа на предупреждение.
В судебном заседании Карпович Л.А доводы жалобы поддержала по изложенным в ней основаниям.
Представитель Государственной инспекции труда в Томской области не явился, уведомлен надлежащим образом.
Выслушав пояснения Карпович Л.А., допросив в качестве свидетеля главного государственного инспектора Государственной инспекции труда в Томской области ФИО1 исследовав представленные материалы, судья приходит к следующему.
В соответствии с ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ нарушение работодателем установленного порядка проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах или ее непроведение влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц от шестидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.
Статья 212 Трудового кодекса Российской Федерации возлагает на работодателя обязанность по проведению специальной оценки условий труда.
В силу ч. 1 ст.3 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса (далее также - вредные и (или) опасные производственные факторы) и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников.
В соответствии с ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 426-ФЗ обязанности по организации и финансированию проведения специальной оценки условий труда возлагаются на работодателя.
Из материалов дела следует, что в ходе проверки ТСЖ «Говорова, 46», установлено, что на основании трудового договора от 01.08.2018 № 35 в ТСЖ «Говорова, 46» на должность диспетчера принят ФИО2, в нарушение ст. 212 ТК РФ, Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» на рабочем месте ФИО2 не проведена специальная оценка условий труда.
Приведенные обстоятельства послужили основанием для составления в отношении председателя правления ТСЖ «Говорова, 46» Карпович Л.А. протокола № 58-18С-2021/70/7-961-21-ОБ/12-3448-И/72-3 от 14.07.2021 об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 5.27.1 КоАП РФ, и привлечении ее 19.07.2021 к административной ответственности, установленной данной нормой закона.
Допрошенная в судебном заседании главный государственный инспектор Государственной инспекции труда в Томской области ФИО1 пояснила, что основания для привлечения председателя правления ТСЖ «Говорова, 46» Карпович Л.А. были установлены в ходе проверки по жалобе гражданина ФИО2, было составлено два протокола об административных правонарушениях – по ч.1 ст.5.27.1 КоАП РФ и по ч.2 ст.5.27.1 КоАП РФ, по первому протоколу было назначено наказание в виде предупреждения, по второму – в виде штрафа. В трудовом договоре с работником ФИО2 условия о его дистанционной работе отсутствовали, поэтому требовалась специальная оценка условий его труда. Процедура проведения проверки, определенная Административным регламентом осуществления Федеральной службой по труду и занятости федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, утвержденного приказом Роструда от 13.06.2019 N 160 соблюдена. Порядок привлечения председателя правления ТСЖ «Говорова, 46» к административной ответственности соблюден.
Факт совершения должностным лицом председателем правления ТСЖ «Говорова, 46» Карпович Л.А. указанного административного правонарушения подтверждается собранными по делу доказательствами: актом проверки органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля юридического лица, индивидуального предпринимателя № 61-18С-2021 от 06.07.2021, трудовым договором № 35 от 01.08.2020, Правилами внутреннего трудового распорядка для работников ТСЖ «Говорова, 46», протоколом № 58-18С-2021/70/7-961-21-ОБ/12-3448-И/72-3 от 14.07.2021 об административном правонарушении.
Требования статьи 24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении соблюдены, на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 КоАП РФ.
Таким образом, судом установлено, что должностным лицом председателем правления ТСЖ «Говорова, 46» Карпович Л.А. по адресу: г.Томск, ул.Говорова, 46 в нарушение ст.212 Трудового кодекса Российской Федерации не проведена специальная оценка условий труда диспетчера ТСЖ «Говорова, 46» ФИО2, тем самым совершено административное правонарушение, предусмотренное ч.2 ст.5.27.1 КоАП РФ, днем совершения которого является 06.07.2021(день выявления нарушения).
Доводы лица, привлекаемого к административной ответственности, об отсутствии необходимости проведения специальной оценки условий труда в связи с дистанционным характером работы диспетчера суд полагает безосновательными.
Согласно ч.3 ст. 3 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» специальная оценка условий труда не проводится в отношении условий труда надомников, дистанционных работников и работников, вступивших в трудовые отношения с работодателями - физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями, или с работодателями - религиозными организациями, зарегистрированными в соответствии с федеральным законом.
Статьей 312.1 ТК РФ предусмотрено, что трудовым договором или дополнительным соглашением к трудовому договору может предусматриваться выполнение работником трудовой функции дистанционно на постоянной основе (в течение срока действия трудового договора) либо временно (непрерывно в течение определенного трудовым договором или дополнительным соглашением к трудовому договору срока, не превышающего шести месяцев, либо периодически при условии чередования периодов выполнения работником трудовой функции дистанционно и периодов выполнения им трудовой функции на стационарном рабочем месте). Для целей настоящей главы под дистанционным работником понимается работник, заключивший трудовой договор или дополнительное соглашение к трудовому договору, указанные в части второй настоящей статьи, а также работник, выполняющий трудовую функцию дистанционно в соответствии с локальным нормативным актом, принятым работодателем в соответствии со статьей 312.9 настоящего Кодекса (далее также в настоящей главе - работник).
В трудовом договоре № 35 от 01.08.2020, заключенном между ТСЖ «Говорова, 46» и ФИО2, условие о выполнении работником трудовой функции дистанционно отсутствует, указано, что местом работы является дом, расположенный по адресу: г. Томск, ул. Говорова, 46 (п.1.5), дополнительное соглашение к трудовому договору, предусматривающее выполнение трудовой функции дистанционно, не заключалось.
Решением правления ТСЖ «Говорова, 46», оформленное протоколом заседания правления ТСЖ «Говорова, 46» от 12.07.2021, все работники ТСЖ «Говорова, 46» переведены на дистанционную форму работы.
Таким образом, на момент проведения проверки должность диспетчера не предусматривала выполнение трудовой функции дистанционно, рабочее место диспетчера ТСЖ «Говорова, 46» подлежало специальной оценке условий труда в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда».
Факт составления протокола об административном правонарушении ранее пятнадцатидневного срока для предоставления возражений в отношении акта проверки не влияет на законность и обоснованность привлечения должностного лица к административной ответственности.
В соответствии со статьей 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Приказом (распоряжением) о приеме работника на работу № 2 от 12.07.2019 Карпович Л.А. принята в ТСЖ «Говорова, 46» на должность председателя правления.
Доказательств, подтверждающих принятие председателем правления ТСЖ «Говорова, 46» Карпович Л.А. всех зависящих от нее мер для соблюдения вышеуказанных требований закона, а также отсутствия реальной возможности соблюдать требования действующего законодательства в целях предотвращения совершения административного правонарушения, материалы дела не содержат и заявителем указанные доказательства не представлены.
Действия привлекаемого лица квалифицированы должностным лицом в соответствии с частью 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ правильно.
Срок давности привлечения лица к административной ответственности, предусмотренный ст. 4.5 КоАП РФ, соблюден.
Нарушений порядка привлечения лица к административной ответственности не допущено.
Наказание в виде административного штрафа назначено в пределах санкции части 2 ст. ст. 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно ч.1 ст. 4.1.1 КоАП РФ некоммерческим организациям, а также являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
Предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба (ч.2 ст. 3.4 КоАП РФ).
Как следует из Акта проверки от 06.07.2021, и не оспаривалось лицом, привлекаемым к административной ответственности, по результатам проверки она привлечена к административной ответственности за правонарушения, предусмотренные ч.1 ст.5.27.1 КоАП РФ и ч.2 ст.5.27.1 КоАП РФ, с назначением наказания за правонарушение по ч.1 ст.5.27.1 КоАП РФ административного наказания в виде предупреждения.
Оснований для изменения вида назначенного наказания на предупреждение, вопреки доводам жалобы не имеется, наказание в виде предупреждение в настоящем случае не будет являться достаточным для осуществления задач административного законодательства и для достижения целей наказания.
Совокупность установленных фактических и правовых оснований позволяет прийти к выводу о том, что событие административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, установлены и доказаны на основании исследования перечисленных выше и иных представленных в материалы дела доказательств, являющихся достаточными и согласующимися между собой.
Жалоба не содержит доводов, влекущих отмену или изменение постановления должностного лица.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ,
РЕШИЛ:
Постановление главного государственного инспектора Государственной инспекции труда в Томской области № 61-18С-2021/70/7-961-21-ОБ/12-3640-И/72-3 от 19.07.2021 о назначении административного наказания по ч.2 ст.5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении должностного лица – председателя правления ТСЖ «Говорова, 46» Карпович Л.А., оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения.
Судья И.А.Фёдорова
УИД 70RS0002-01-2021-003078-50