Дело № 2а-974/2018
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
гор. Костомукша 13 декабря 2018 года
Костомукшский городской суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи Е.С. Бехтерева,
при секретаре И.П. Шапковой,
с участием представителя административного истца ООО «ЦТА» Ульяновой И.А., действующей на основании доверенности № № от 24 января 2017 года, представителя заинтересованного лица - директора ГКУ РК «Центр занятости населения города Костомукша» Бабунашвили Е.А., действующей в соответствии с приказом о назначении на должность (копия в деле),
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Костомукшского городского суда Республики Карелия административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «ЦТА» к Управлению труда и занятости Республики Карелия, начальнику Управления труда и занятости Республики Карелия Фроловой Елене Евгеньевне об оспаривании предписания об устранении нарушений законодательства,
у с т а н о в и л:
ООО «ЦТА» обратилось в суд с административным иском о признании предписания № от 26 октября 2018 года начальника Управления труда и занятости РК Фроловой Е.Е. незаконным и его отмене. Требования мотивированы тем, что по результатам проведенной документарной плановой проверки по распоряжению начальника Управления труда и занятости РК Фроловой Е.Е. №-р от 18 сентября 2018 года были выявлены нарушения законодательства о труде и занятости. 19 ноября 2018 года в ООО «ЦТА» поступили акт проверки от 25 октября 2018 года и оспариваемое предписание № от 26 октября 2018 года, которым на общество возлагается обязанность по ежемесячному предоставлению в ГКУ РК «Центр занятости населения гор. Костомукши» информации о наличии свободных рабочих мест для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов. Срок исполнения предписания - 22 ноября 2018 года. С вынесенным предписанием ООО «ЦТА» не согласно, поскольку информацию о свободных рабочих созданных или выделенных для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов, о локальных нормативных актах, содержащих сведения о данных рабочих местах, выполнении квоты для приема на работу инвалидов направляются обществом в ГКУ РК «Центр занятости населения гор. Костомукши» по форме, утвержденной приказом Управления труда и занятости РК № 71-П от 20 марта 2018 года. До 20 марта 2018 года такая форма не была утверждена и ежемесячная информация составлялась по форме, утвержденной приказом Министерства труда и занятости РК № 72-П от 18 апреля 2016 года. Таким образом, ООО «ЦТА» исполняет положения ч. 3 ст. 25 Закона РФ от 19 апреля 1991 г. № 1032 «О занятости населения в Российской Федерации». Просит суд признать незаконным и отменить предписание № от 26 октября 2018 года, внесенное Управлением труда и занятости РК в отношении ООО «ЦТА», взыскать с административного ответчика расходы по оплате государственной пошлины в размере 2000 рублей.
Определением судьи от 03 декабря 2018 года в порядке ч. 5 ст. 38 КАС РФ к участию в деле в качестве административного ответчика привлечен начальник Управления труда и занятости РК Фролова Е.Е.; в качестве заинтересованного лица привлечено ГКУ РК «Центр занятости населения гор. Костомукши».
В судебном заседании представитель административного истца ООО «ЦТА» Ульянова И.А. заявленные требования поддержала в полном объеме по основаниям, указанным в административном иске. Просит суд их удовлетворить.
Административные ответчики - начальник Управления труда и занятости РК Фролова Е.Е. и представитель Управления труда и занятости РК в судебное заседание не явились. О дате, времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Каких-либо ходатайств, в том числе об отложении разбирательства дела, не заявлено. В представленном письменном отзыве не согласны с требованиями административного истца, привели этому доводы.
В судебном заседании представитель заинтересованного лица ГКУ РК «Центр занятости населения гор. Костомукши» Бабунашвили Е.А. считает исковые требования не подлежащими удовлетворению по доводам, изложенным в письменных пояснениях.
С учетом мнения представителя административного истца, представителя заинтересованного лица суд, руководствуясь ст. 150 КАС РФ, рассмотрел дело в отсутствие неявившихся административных ответчиков.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы административного дела, оценив доказательства по правилам ст. 84 КАС РФ на предмет их относимости, допустимости и достоверности, суд приходит следующему.
В соответствии со ст. 353.1 ТК РФ ведомственный контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в подведомственных организациях осуществляется федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в порядке и на условиях, определяемых законами Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации.
Согласно ч. 1 ст. 1.1 Закона РК от 27 декабря 2004 г. № 841-ЗРК «О регулировании некоторых вопросов обеспечения занятости инвалидов в Республике Карелия» полномочия органов государственной власти Республики Карелия в области регулирования некоторых вопросов обеспечения занятости инвалидов в Республике Карелия осуществляют Законодательное Собрание РК, Правительство РК и орган исполнительной власти РК, уполномоченный в области содействия занятости населения.
В силу п. 1 Положения об Управлении труда и занятости Республики Карелия, утвержденного постановлением Правительства РК от 27 ноября 2017 г. № 417-П (далее по тексту - Положение), Управление является органом исполнительной власти Республики Карелия, осуществляющим государственную политику и управление в сферах труда, охраны труда, содействия занятости населения и трудовой миграции на территории Республики Карелия.
Из п/п. 9 п. 9 Положения следует, что Управление осуществляет надзор и контроль за: приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты с правом проведения проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний и составления протоколов; регистрацией инвалидов в качестве безработных; обеспечением государственных гарантий в области содействия занятости населения, за исключением государственных гарантий, предусмотренных п/п. 11 п. 3 ст. 7 Закона РФ от 19 апреля 1991 г. № 1032-I «О занятости населения в Российской Федерации» (далее по тексту - Закон РФ № 1032-I).
Подпунктом 8 п. 10 Положения определено, что Управление при реализации возложенных на него функций в установленном порядке, в случаях, предусмотренных законодательством, выдает обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных нарушений.
В соответствии со ст. 46 Конституции РФ и главой 22 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В судебном заседании установлено, что в соответствии с распоряжением начальника Управления труда и занятости РК Фроловой Е.Е. от 18 сентября 2018 г. №-р «О проведении плановой документарной проверки» с целью осуществления контроля и надзора за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты, в период времени с 01 октября 2018 года по 26 октября 2018 года проведена проверка в отношении ООО «ЦТА».
Из акта проверки от 26 октября 2018 г. № следует, что в нарушение требований п. 3 ст. 25 Закона РФ от 19 апреля 1991 г. № 1032-I «О занятости населения в Российской Федерации», в соответствии с которым работодатели обязаны ежемесячно представлять органам службы занятости информацию о наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей для трудоустройства инвалидов, ООО «ЦТА» в течение проверяемого периода указанную информацию в ГКУ РК «Центр занятости населения гор. Костомукши» не представляло. Согласно положениям ст. 4 Закона РК от 27 декабря 2004 г. № 841-ЗРК «О регулировании некоторых вопросов обеспечения занятости инвалидов в Республике Карелия» выполнением квоты считается трудоустройство инвалидов, подтвержденное заключением трудовых договоров, период работы по каждому из которых в течение календарного года составил не менее трех месяцев. На момент проверки квота выполнена частично.
26 октября 2018 года ООО «ЦТА» выдано предписание № об устранении нарушений законодательства о занятости и квотировании рабочих мест для приема на работу инвалидов, которым юридическому лицу предписано: обеспечить ежемесячное представление в орган службы занятости (ГКУ РК «Центр занятости населения гор. Костомукши») информации о наличии свободных рабочих местах для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов.
Об устранении нарушений, выявленных при проведении мероприятий по контролю, а также о выполнении настоящего предписания, ООО «ЦТА» должно сообщить в Управление в течение трех дней после истечения установленного срока устранения соответствующего нарушения. Срок выполнения - до 22 ноября 2018 года.
Суд считает, что предписанное к исполнению ООО «ЦТА» требование не основано на нормах права по следующим основаниям.
Согласно п.п. 3 и 4 ч. 9 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд в том числе выясняет: соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в п.п. 3 и 4 ч. 9 ст. 226 КАС РФ, возлагается на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие) (ч. 11 ст. 226 КАС РФ).
В соответствии с абз. 3 п. 3 ст. 25 Закона РФ № 1032-I работодатели обязаны ежемесячно представлять органам службы занятости информацию о наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей, созданных или выделенных рабочих местах для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов, включая информацию о локальных нормативных актах, содержащих сведения о данных рабочих местах, выполнении квоты для приема на работу инвалидов.
Нарушение вышеуказанного пункта было вменено административному истцу в оспариваемом предписании.
По мнению суда, оспариваемое предписание представляет собой ненормативный правовой акт должностного лица, уполномоченного на осуществление надзора и контроля законодательства о занятости и квотировании рабочих мест для приема на работу инвалидов, выявившего соответствующие нарушения, возлагающий на лицо, организацию, в деятельности которых эти нарушения установлены, обязанности по их устранению в определенные сроки, которое должно быть обоснованным как с юридической, так и с фактической стороны и возлагать на лицо (организацию), которому оно выдается, реально исполнимые им обязанности. Необоснованное возложение предписанием определенных обязанностей на юридическое лицо или должностное лицо, по сути, влечет нарушение его законных прав и интересов.
В соответствии с представленными ООО «ЦТА» доказательствами, общество предоставляет ежемесячную информацию о свободных рабочих местах, созданных или выделенных для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов, о локальных нормативных актах, содержащих сведения о данных рабочих местах, выполнении квоты для приема на работу инвалидов, за 2016-2018 годы.
В представленных сведениях содержатся сведения о наименовании профессии (специальности), должности, квалификация, необходимое количество работников, описывается характер работы.
Кроме того, согласно представленным приказам о приеме на работу и трудовым договорам, в ООО «ЦТА» работали и продолжают работу инвалиды в меньшем количестве, чем предоставлено вакансий.
Из пояснений представителя административного истца Ульяновой И.А. следует, что в силу специфики деятельности общества (перевозка грузов специализированными автотранспортными средствами), не все категории инвалидов могут выполнять трудовую функцию на предприятии.
Буквальное толкование требования оспариваемого предписания Управления, а также установленные по делу обстоятельства позволяют суду прийти к выводу о том, что ООО «ЦТА» предоставляет в адрес ГКУ РК «Центр занятости населения гор. Костомукши» необходимую информацию о свободных рабочих местах, созданных или выделенных для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов, о локальных нормативных актах, содержащих сведения о данных рабочих местах, выполнении квоты для приема на работу инвалидов.
Кроме вышеизложенного, суд полагает, что административными ответчиками не предоставлено достоверных доказательств нарушения административным истцом абз. 3 п. 3 ст. 25 Закона РФ № 1032-I, учитывая буквальное понимание требования, установленного в оспариваемом предписании.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что административными ответчиками не выполнена предусмотренная законом обязанность по доказыванию законности, вынесенного предписания, так как в материалы административного дела не представлены достаточные и объективные доказательства, подтверждающие обстоятельства, послужившие основанием для его вынесения.
Доводы представителя заинтересованного лица ГКУ РК «Центр занятости населения гор. Костомукши» Бабунашвили Е.А. о том, что ООО «ЦТА» предоставляет сведения о потребности в работниках, наличии свободных мест не по форме, утвержденной Министерством труда и социальной защиты РФ от 26 февраля 2015 г. № 125н, что является нарушением абз. 3 п. 3 ст. 25 Закона РФ № 1032-I, являются несостоятельными.
Безусловно, в силу ст. 25 Закона РФ № 1032-1 работодатели обязаны ежемесячно предоставлять органам службы занятости информацию о наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей, созданных или выделенных рабочих местах для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов, включая информацию о локальных нормативных актах, содержащих сведения о данных рабочих местах, выполнении квоты для приема на работу инвалидов.
При этом, информация о вакансиях подается по форме «Сведения о потребности в работниках, наличии свободных рабочих мест (вакантных должностей)» (приложение № 11), утвержденной приказом Минтруда РФ от 26 февраля 2015 г. № 125н, либо по формам, предлагаемым региональными центрами занятости.
В данном случае ООО «ЦТА» воспользовалось формой представления информации, утвержденной приказом Управления труда и занятости РК от 20 марта 2018 г. № 71-П «Об утверждении форм представления работодателями в органы службы занятости информации в области квотирования рабочих мест для приема на работу инвалидов», и ежемесячно направляло в ГКУ РК «Центр занятости населения гор. Костомукши» соответствующую информацию.
Неисполнение предписания в срок, установленный Управлением труда и занятости РК, предполагает привлечение ООО «ЦТА» к административной ответственности по ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ, о чем имеется ссылка в оспариваемом предписании, что, по мнению суда, повлечет нарушение прав и законных интересов общества, в том числе в виде необоснованных финансовых трат на оплату штрафа.
Таким образом, предписание № от 26 октября 2018 года, выданное ООО «ЦТА», не основано на нормах действующего законодательства РФ, не может быть признано законным и обоснованным, и подлежит отмене.
При таких обстоятельствах административное исковое заявление ООО «ЦТА» подлежит удовлетворению.
Административным истцом заявлено требование о взыскании с Управления труда и занятости РК расходов по оплате государственной пошлины в размере 2000 рублей, оплаченной при подаче административного иска в суд.
Подпунктом 19 п. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ предусмотрено, что от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие в качестве истцов или ответчиков.
Спор возник в отношении предписания Управления труда и занятости РК, в связи с выявленными нарушениями норм законодательства РФ о занятости и квотировании рабочих мест для приема на работу инвалидов.
На основании п. 1 Положения об Управлении труда и занятости РК, утвержденного постановлением Правительства РК от 27 ноября 2017 г. № 417-П, Управление является органом исполнительной власти Республики Карелия, осуществляющим государственную политику и управление в сферах труда, охраны труда, содействия занятости населения и трудовой миграции на территории Республики Карелия.
Из приведенных нормативных положений следует, что Управление является органом исполнительной власти, поэтому в силу п/п 19 п. 1 ст. 333.36 НК РФ освобождено от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями.
Руководствуясь ст.ст. 174-180, 227 КАС РФ, суд
р е ш и л:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ «░░░» ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ № ░░ 26 ░░░░░░░ 2018 ░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ 13 ░░░░░░░ 2018 ░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░. 177 ░░░ ░░
░░░░░░░░░░░ 18 ░░░░░░░ 2018 ░░░░.
░░░░░ ░░░░░: ░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░
░.░.