Дело № 2-91/2017
Мотивированное решение суда изготовлено 24 марта 2017 года
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
21 марта 2017 года п. Чамзинка Республики Мордовия
Чамзинский районный суд Республики Мордовия в составе председательствующего - судьи Солодовникова В.Д., с участием в судебном заседании :
секретаря судебного заседания - Храмовой Н.Н.
истицы - Киреевой Т.П. ;
ответчика - Государственного казенного учреждения «Социальная защита населения по Чамзинскому району Республики Мордовия» ( далее ГКУ «Социальная защита населения по Чамзинскому району Республики Мордовия», в лице его представителей : Мажиной Л.Н., действующей на основании доверенности от 01 августа 2016 года, Сорокиной В.В., действующей на основании доверенности от 13 марта 2017 года,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Киреевой Т.П. к Государственному казенному учреждению «Социальная защита населения по Чамзинскому району Республики Мордовия» о взыскании задолженности по заработной платы и судебных расходов,
установил :
Киреева Т.П. обратилась в суд с иском к ГКУ «Социальная защита населения по Чамзинскому району Республики Мордовия» о взыскании задолженности по заработной плате и судебных расходов. В обоснование заявленных требований указано, что истец состоит в должности специалиста по социальной работе с 01.04.2010 года. Заработная плата в данном учреждении сотрудникам начисляется согласно Положению об оплате труда и Положению о порядке и условиях осуществления выплат стимулирующего характера работников ГКУ «Социальная защита населения по Чамзинскому району РМ», утвержденного приказом директора от 04.03.2013 г. №5 и вступившего в силу 01.03.2013 г.
Согласно п.2.2. указанного Положения к базовым окладам работников Учреждения в сфере предоставления социальных услуг предусмотрен повышающий коэффициент по занимаемой должности.
Пунктом 2.3. Положения повышающий коэффициент по занимаемой должности устанавливается всем работникам Учреждения в зависимости от отнесения должности к квалификационному уровню профессиональной квалификационной группы (далее ПКГ) с учетом их профессиональной подготовки, стажа работы и наличия квалификационной категории.
Размер данного повышающего коэффициента по квалификационному уровню ПКГ, согласно должности истицы был предусмотрен 0,18% от оклада.
Однако, работодателем согласно указанному Положению, истице с 01.03.2013 года цо 01.04.2015 года в штатном расписании не был предусмотрен повышающий коэффициент к базовому окладу по занимаемой должности в указанном выше размере.
Повышающий коэффициент к базовому окладу по занимаемой должности в размере 0,27% не был предусмотрен в штатном расписании и в период с 01.04.2015 года по 01.09.2016 года.
Для решения вопроса о повышении коэффициента к базовому окладу, истица обратилась в Министерство социальной защиты населения РМ, где ей подтвердили законность ее требований и руководству Учреждения было рекомендовано пересмотреть штатное расписание с включением повышающего коэффициента к базовому окладу.
06.12.2016 года с письменным заявлением о перерасчете заработной платы с учетом повышающего коэффициента по занимаемой должности истица обратилась к ответчику.
Однако, ответчиком в перерасчете заработной платы было отказано по тем основаниям, что фондом оплаты труда повышающий коэффициент не был предусмотрен.
Указывает, что общая сумма недоплаченной заработной платы составляет 35 030 рублей 88 копеек, задолженность образовалась за период 01.03.2013 года по 31.09.2016 года, согласно представленного расчёта.
Считает, что действиями ответчика нарушаются ее права на получение полной заработной платы, устанавливаемой в соответствии с действующей у работодателя системы оплаты труда.
В связи с изложенным истица просит взыскать с Государственного казенного учреждения «Социальная защита населения по Чамзинскому району Республики Мордовия» в ее пользу задолженность по заработной плате в размере 35 030 рублей 88 копеек, расходы по оплате правовых услуг в размере 2 500 рублей.
В судебном заседании истица Киреева Т.П. исковые требования поддержала по заявленным основаниям.
В судебном заседании представитель ответчика - ГКУ «Социальная защита населения по Чамзинскому району Республики Мордовия» Мажина JI.H. и Сорокина В.В. исковые требования не признали. При этом Мажина JI.H. пояснила, что истица работает в указанном учреждении в должности специалиста по социальной работе отделения срочной социальной помощи. Размер повышающего коэффициента к базовому должностному окладу по занимаемой должности истице не положен по тем основаниям, что она не имеет требуемого для назначения такового среднего проффесионального профильного образования.. В настоящее время с 01 ноября 2016 года истице начисляют повышающий коэффициент к базовому окладу в размере 0,27%, на основании устных рекомендаций Министерства социальной защиты населения Республики Мордовия. Кроме того, истицей пропущен срок для обращения в суд за разрешением настоящего трудового спора.
Представитель ответчика - Сорокина В.В. пояснила, что она работает в указанном учреждении в должности бухгалтера. В ее должностные обязанности в том числе входит и начисление заработной платы работникам учреждения. Истица Киреева Т.П. занимает в указанном учреждении должность специалиста по социальной работе отделения срочной социальной помощи. Заработная плата истицы Киреевой Т.П. состоит из базового оклада, повышающих коэффициентов к базовому окладу, выплат стимулирующего характера. За период с апреля 2013 года по декабрь 2015 года истице производилось начисление повышающего коэффициента по занимаемой должности в размере 0, 09% от базового оклада. Решение об установлении работникам ГКУ «Социальная защита населения по Чамзинскому району» размеров повышающих коэффициентов к базовому окладу по занимаемой должности принимается квалификационной (аттестационной) комиссией учреждения. По итогам рассмотрения составляется протокол с указанием размера повышающего коэффициента к базовому окладу в отношении каждого работника учреждения. За период с января 2016 года по октябрь 2016 года начисление повышающих коэффициентов к базовому окладу истице Киреевой Т.П. не производилось.
Заслушав лиц, участвующих в деле, допросив свидетелей, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Свидетель ФИО7 в судебном заседании показал, что он работает в должности директора ГКУ «Социальная защита населения по Чамзинскому району Республики Мордовия ». По поводу заявленных исковых требований истицы Киреевой Т.П. пояснил, при определении размера повышающего коэффициента по занимаемой должности истице Киреевой Т.П., тарификационной комиссией не было засчитано профильным среднее профессиональное образование с квалификацией «финансист». Правом на применение повышающего коэффициента по занимающей должности наделены лица, имеющие профильное образование - медицинское, социологическое.
Свидетель ФИО8 в судебном заседании пояснила, что работает в должности главного бухгалтера «Социальная защита населения по Чамзинскому району Республики Мордовия ». По поводу заявленных исковых требований истицы Киреевой Т.П. пояснила, что на основании приказа №5 от 04 марта 2013 года утверждено Положение об оплате труда и Положение о порядке и условиях осуществления выплат стимулирующего характера работников ГКУ «Социальная защита населения по Чамзинскому району Республики Мордовия», устанавливающее новую систему оплату труда работников Учреждения, состоящую из базовых окладов по соответствующим профессиональным квалификационным группам должностей работников, повышающих коэффициентов к базовым окладам, выплат компенсационного характера и стимулирующего характера. Повышающие коэффициенты к базовому окладу устанавливаются в соответствии с указанным Положением об оплате труда с учетом определенных особенностей, в частности, наличием у работников профильного образования. Решение об установлении работникам ГКУ «Социальная защита населения по Чамзинскому району Республики Мордовия » размеров повышающих коэффициентов к базовому окладу по занимаемой должности принимается квалификационной (аттестационной) комиссией учреждения. С 01 ноября 2016 года истице начисляют повышающий коэффициент к базовому окладу в размере 0,27%, на основании устных рекомендаций Министерства социальной защиты населения Республики Мордовия.
Как установлено в судебном заседании и следует из материалов дела, 01 апреля 2010 года Киреева Т.П. на основании приказа №52 от 01 апреля 2010 года и трудового договора №81 от 01.04.2010 года принята на должность специалиста по социальной работе аппарата управления ГКУ «Социальная защита населения по Чамзинскому району Республики Мордовия» с окладом по должности 2475 рублей. Указанное обстоятельство подтверждается обозренной в судебном заседании трудовой книжкой Киреевой Т.П., приказом №52 от 01 апреля 2010 года по ГКУ «Социальная защита населения по Чамзинскому району Республики Мордовия» и трудовым договором №81 от 01.04.2010 года.
Из должностной инструкции специалиста по социальной работе отделения срочной социальной помощи ГКУ «Социальная защита населения по Чамзинскому району Республики Мордовия» Киреевой Т.П., следует, что специалист по срциальной работе ГКУ «Социальная защита населения по Чамзинскому району Республики Мордовия » относится к категории служащих и подчиняется директору и заведующему отделением Учреждения.
В соответствии с п. 1.3 Должностной инструкции на должность специалиста по социальной работе принимается лицо, имеющее высшее (бакалавриат, специалитет) или среднее профессиональное образование либо профессиональную переподготовку в соответствии с профилем деятельности. Основная цель вида профессиональной деятельности - оказание помощи отдельным гражданам и социальным группам для предупреждения или преодоления трудной жизненной ситуации посредством предоставления социальных услуг или мер социальной поддержки.
Пунктом 2. Должностной инструкции Киреевой Т.П. предусмотрено, что специалист по социальной работе осуществляет деятельность по реализации социальных услуг и мер социальной поддержки населения, которая заключается в следующем: выявление граждан, оказавшихся в сложной жизненной ситуации, определение объема, видов и форм социального обслуживания и мер социальной поддержки, в которой нуждается гражданин для преодоления трудной жизненной ситуации либо предупреждения ее возникновения, организация социального обслуживания и социальной поддержки граждан с учетом их индивидуальной потребности.
Согласно п.2.4. основными обязанностями специалиста по социальной работе являются: проведение работы по выявлению граждан, оказавшихся в сложной жизненной ситуации, проживающих в зоне обслуживания и нуждающихся в срочной социальной помощи; проведение обследования материально-бытового положения граждан, обратившихся в отделение срочной социальной помощи, определение характера и объема требуемой срочной социальной помощи; ведение учета поступивших устных и письменных обращений граждан; оказание экстренной психологической помощи; проведение регистрации и учета льготных категорий граждан, ведение работы по вопросам опеки попечительства над гражданами, признанными судом недееспособными и ограниченно дееспособными.
Таким образом, должность истицы Киреевой Т.П., занимаемая в ГКУ «Социальная защита населения по Чамзинскому району Республики Мордовия», - специалист по социальной работе, соответствует требованиям профессионального стандарта "Специалист по социальной работе", зарегистрированного в Минюсте России 06.12.2013 г. № 30549., утвержденного приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 22.10.2013 г. № 571н.
Как следует из письменного сообщения директора ГКУ «Социальная защита населения по Чамзинскому району Республики Мордовия» базовый должностной оклад специалиста по социальной работе (Должности специалистов третьего уровня, в учреждениях здравоохранения, осуществляющих предоставление социальных услуг 1 квалификационный уровень) с 01.10.2012 г. составлял 3 412 руб., с 01.06.2013 года - 3617 рублей, с 01.10.2013 г. - 3 816 рублей.
Из обозренных в судебном заседании карточек сотрудника ГКУ «Социальная защита населения по Чамзинскому району Республики Мордовия» Киреевой Т.П. за период с апреля 2013 года по декабрь 2013 года, за 2014 год, за 2015 год следует, что размер повышающего коэффициента к базовому должностному окладу по занимаемой должности Киреевой Т.П. был установлен в размере - 0,09.
Из обозренной в судебном заседании карточки сотрудника Киреевой Т.П. за 2016 год следует, что повышающий коэффициент к базовому должностному окладу по занимаемой должности Киреевой Т.П. не предусмотрен, с 01.11.2016 года этот коэффициент установлен в размере - 0,27, что подтверждается кроме того штатным расписанием ГКУ «Социальная защита населения по Чамзинскому району Республики Мордовия» за рассматриваемые периоды.
Статьей 22 ТК РФ определено, что работодатель обязан выплачивать в полном размере причитающуюся работнику заработную плату.
В соответствии с частью 1 статьи 129 ТК РФ заработная плата - это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также выплаты компенсационного и стимулирующего характера.
Согласно статье 135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
В соответствии с частью 6 статьи 135 ТК РФ условия оплаты труда, определенные коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Согласно статье 144 Трудового кодекса РФ системы оплаты труда (в том числе тарифные системы оплаты труда) работников государственных и муниципальных учреждений устанавливаются: в федеральных государственных учреждениях - коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации; в государственных учреждениях субъектов Российской Федерации - коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации; в муниципальных учреждениях - коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Правительство Российской Федерации может устанавливать базовые оклады (базовые должностные оклады), базовые ставки заработной платы по профессиональным квалификационным группам. Заработная плата работников государственных и муниципальных учреждений не может быть ниже установленных Правительством Российской Федерации базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы соответствующих профессиональных квалификационных групп.
Положением об оплате труда работников Государственного казенного учреждения «Социальная защита населения по Чамзинскому району Республики Мордовия», утвержденному директором ГКУ «Социальная защита населения по Чамзинскому району Республики Мордовия» 04.03.2013 г. №5, определены размеры окладов (должностных окладов) и ставок заработной платы работников ГКУ «Социальная защита населения по Чамзинскому району Республики Мордовия»; наименование, условия осуществления и размеры выплат компенсационного характера в соответствии с перечнем видов выплат компенсационного характера; размеры и порядок установления выплат стимулирующего характера.
Согласно указанному Положению должность специалиста по социальной работе отделения срочной социальной помощи, которую занимает истица Киреева Т.П., отнесена к профессиональной квалификационной группе (ПКГ) «Должности специалистов третьего уровня в учреждениях здравоохранения и осуществляющих предоставление социальных услуг», 1 квалификационный уровень.
Указанным Положением п.2.2 также предусмотрены следующие повышающие коэффициенты к базовым окладам: повышающий коэффициент по занимаемой должности, персональный повышающий коэффициент, повышающий коэффициент по учреждению. Решение о введении соответствующих повышающих коэффициентов принимается руководителем учреждения с учетом обеспечения указанных выплат финансовыми средствами.
Согласно п.1.6. размер выплат по повышающему коэффициенту
определяется путем умножения размера базового оклада по соответствующей профессионально квалификационной группе на повышающий коэффициент.
Повышающие коэффициенты устанавливаются на определенный период времени в течение соответствующего календарного года.
Пунктом 2.3. Положения об оплате труда работников Государственного казенного учреждения «Социальная защита населения по Чамзинскому району Республики Мордовия» указано, что повышающий коэффициент по занимаемой должности устанавливается всем работникам учреждения в зависимости от отнесения должности к квалификационному уровню ПКГ с учетом их профессиональной подготовки, стажа работы и наличия квалификационной категории.
Согласно приложенной таблице, для профессиональной квалификационной группы (ПКГ) «Должности специалистов третьего уровня в учреждениях здравоохранения и осуществляющих предоставление социальных услуг», 1 квалификационный уровень установлены квалификационные требования и размеры повышающих коэффициентов по занимаемой должности :
1. Специалист по социальной работе :
высшее профессиональное (по профилю) образование без предъявления требования к стажу работы или высшее профессиональное образование и индивидуальная подготовка и стаж работы в должности социального работника не менее 2 лет или среднее профессиональное (по профилю) образование и стаж работы в должности социального работника не менее 3 лет. Размер повышающего коэффициента по указанному квалификационному уровню составляет 0,09.
высшее профессиональное (по профилю) образование и стаж работы в должности социального работника не менее 1 года или высшее профессиональное образование и стаж работы в должности специалиста по социальной работе не менее 2 лет, или среднее профессиональное (по профилю) образование и стаж работы в должности специалиста по социальной работе не менее 3 лет. Размер повышающего коэффициента по указанному квалификационному уровню составляет 0,18.
высшее профессиональное (по профилю) образование и стаж работы в должности социального работника не менее 2 лет или высшее профессиональное образование и стаж работы в должности специалиста по социальной работе не менее 4 лет, или среднее профессиональное (по профилю) образование и стаж работы в должности специалиста по социальной работе не менее 5 лет. Размер повышающего коэффициента по указанному квалификационному уровню составляет 0,27.
высшее профессиональное (по профилю) образование и стаж работы в должности социального работника не менее 3 лет или высшее профессиональное образование и стаж работы в должности специалиста по социальной работе не менее 5 лет. Размер повышающего коэффициента по указанному квалификационному уровню составляет 0,36.
высшее профессиональное (по профилю) образование и стаж работы в должности социального работника не менее 5 лет или высшее профессиональное образование и стаж работы в должности специалиста по социальной работе не менее 7 лет. Размер повышающего коэффициента по указанному квалификационному уровню составляет 0,45.
06 декабря 2016 года истица Киреева Т.П. обратилась к ответчику с заявлением о перерасчете заработной платы (включая отпускные и больничный лист) с 01.04.2015 года с учетом повышающего коэффициента по занимаемой должности в размере 0,27 % от оклада.
Как следует из ответа директора ГКУ «Социальная защита населения по Чамзинскому району Республики Мордовия » от 14.12.2016 года на заявление Киреевой Т.П., при составлении штатного расписания на 2015 год максимальный объем месячного фонда оплаты труда специалиста по социальной работе отделения срочной социальной помощи был установлен в размере 8 396 руб. 34 коп. При определении повышающего коэффициента по занимаемой должности, тарификационной комиссией не было засчитано профильным среднее профессиональное образование с квалификацией финансист.
Истицей Киреевой Т.П. заявлены исковые требования о применении повышающего коэффициента 0,18 % за период с 01 марта 2013 года по 31 марта 2015 года по основаниям наличия среднего профессионального образования и стажа работы в должности специалиста по социальной работе свыше 3 лет; а также исковые требования о применении повышающего коэффициента 0,27% за период с 01 апреля 2015 года по 31 сентября 2016 года по основаниям наличия среднего профессионального образования и стажа работы в должности специалиста по социальной работе свыше 5 лет.
Разрешая заявленные исковые требования Киреевой Т.П. суд исходит из следующего.
В соответствии с п. 1.7. Положения об оплате труда работников Государственного казенного учреждения «Социальная защита населения по Чамзинскому району Республики Мордовия», применение повышающих коэффициентов не образует новый оклад, и не учитывается при начислении компенсационных и стимулирующих выплат.
В связи с этим, суд приходит к выводу о том, что повышающий коэффициент, предусмотренный Положением об оплате труда работников Государственного казенного учреждения «Социальная защита населения по Чамзинскому району Республики Мордовия», не является обязательной составляющей заработной платы. Тем самым установление повышающего коэффициента к окладу работника-истицы Киреевой Т.П. является правом, а не обязанностью работодателя-ответчика.
Пунктом 2.3 указанного положения предусмотрено, что одним из необходимых обязательных условий для определения размера повышающего коэффициента по занимаемой должности (ПКГ «Должности специалистов третьего уровня в учреждениях здравоохранения и осуществляющих предоставление социальных услуг» 1 квалификационный уровень) - «Специалист по социальной работе», предусмотренного Положением об оплате труда работников ГКУ «Социальная защита населения по Чамзинскому району Республики Мордовия», является наличие среднего профессионального (по профилю) образования.
В соответствии с пунктом 25 статьи 2 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЭ "Об образовании в Российской Федерации" направленность (профиль) образования - ориентация образовательной программы на конкретные области знания и (или) виды деятельности, определяющая ее предметно- тематическое содержание, преобладающие виды учебной деятельности обучающегося и требования к результатам освоения образовательной программы.
Из обозренного в судебном заседании диплома №, выданного ДД.ММ.ГГГГ, следует, что Рожкова ( истица Киреева по настоящему делу - свидетельство о браке № от ДД.ММ.ГГГГ ) Т.П. в 1973 году поступила в Канашский финансовый техникум Министерства финансов РСФСР и в 1976 году окончила полный курс названного техникума по специальности «Государственный бюджет». Решением Государственной квалификационной комиссии от 3 июля 1976 года Рожковой Т.П. присвоена квалификация «финансист».
Отсюда следует, что профиль полученного истицей Киреевой Т.П. среднего профессионального образования - финансовый ( экономический ).
Таким образом, следует признать, что данное среднее профессиональное образование не является профильным для занимаемой истицей должности «специалист по социальной работе».
В связи с этим, суд соглашается с доводами ответчика об отсутствии у истицы Киреевой Т.П. заявленного в иске права на применение повышающего коэффициента по занимаемой должности по основаниям отсутствия у неё необходимого для этого профильного среднего профессионального образования.
В связи с этим заявленные истицей Киреевой Т.П. исковые требования удовлетворению не подлежат.
Что касается доводов представителя ответной стороны о пропуске истицей срока обращения в суд для защиты нарушенного права о взыскании заработной платы, суд приходит к следующим выводам.
Согласно статье 392 Трудового кодекса РФ, за разрешением индивидуального трудового спора о невыплате или неполной выплате заработной платы и других выплат, причитающихся работнику, работник имеет право обратиться в суд в течение одного года со дня установленного срока выплаты указанных сумм, в том числе в случае невыплаты или неполной выплаты заработной платы и других выплат, причитающихся работнику при увольнении.
Киреева Т.П. обратилась в суд с иском о взыскании задолженности по заработной плате 31 января 2017 года. Таким образом, при наличии бы у истицы рассматриваемого права срок на обращение в суд с иском о взыскании задолженности по заработной плате в рамках заявленных исковых требований не был бы пропущен только за период, начиная с 31 января 2016 года.
Принимая во внимание, что в удовлетворении исковых требований Киреевой Т.П. отказано в полном объёме, суд отказывает ей и в удовлетворении исковых требований о взыскании с ответчика судебных расходов по оплате правовых услуг.
Согласно части 1 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если
иное не предусмотрено федеральным законом.
В силу статьи 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд основывает свое решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании, оценивая все доказательства, представленные суду в совокупности.
Согласно статье 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.
Исходя из изложенного, оценивая достаточность и взаимную связь представленных сторонами доказательств в их совокупности, разрешая дело по представленным доказательствам, в пределах заявленных истцами требований и по указанным ею основаниям, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил :
исковое заявление Киреевой Т.П. к Государственному казенному учреждению «Социальная защита населения по Чамзинскому району Республики Мордовия» о взыскании задолженности по заработной плате и судебных расходов оставить без удовлетворения.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия через Чамзинский районный суд Республики Мордовия в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий
Судья Чамзинского районного суда
Республики Мордовия ... Солодовников В.Д