Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-92/2020 ~ М-59/2020 от 04.02.2020

                                                                                                  УИД 28RS0009-01-2020-000101-41

        Дело №2а-92/2020 г.

                                                             Р Е Ш Е Н И Е

                                              Именем Российской Федерации

с.Ивановка                                                                                                      «02» марта 2020 г.

Ивановский районный суд Амурской области в составе:

председательствующего судьи                                                                     Баженовой Е.В.,

    при секретаре       Обушной О.С.,

    с участием представителя административного истца – помощника прокурора Ивановского района Лисиной Инны Александровны, действующей на основании прав по должности,

                        представителя административного ответчика – главы администрации Константиноградовского сельсовета Ивановского района Амурской области – Гончаровой Ирины Николаевны, действующей на основании Устава и прав по должности (решение об избрании главой муниципального образования Константиноградовского сельсовета № 7 от 28.03.2017 г.),

    рассмотрел в открытом судебном заседании в с.Ивановка административное дело                    № 2а-92/2020 по административному исковому заявлению заместителя прокурора Ивановского района Амурской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц к администрации Константиноградовского сельсовета Ивановского района Амурской области о признании бездействия по не созданию специализированной службы по похоронному делу незаконным и обязании устранить допущенные нарушения,

                                                               УСТАНОВИЛ:

         Заместитель прокурора Ивановского района Амурской области Колесников Евгений Александрович в порядке ст. 39, 218 КАС РФ в интересах неопределенного круга лиц обратился в Ивановский районный суд Амурской области с административным исковым заявлением к администрации Константиноградовского сельсовета Ивановского района Амурской области о признании бездействия по не созданию специализированной службы по похоронному делу незаконным и обязании устранить допущенные нарушения, обосновывая заявленные требования тем, что прокуратурой Ивановского района в декабре 2019 года проведена проверка исполнения федерального законодательства о похоронном деле, в ходе которой установлено следующее.

Согласно системному толкованию ст. 12, ч. 2 ст. 3, ч. 1 ст. 130 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление, которое в пределах своих полномочий самостоятельно, является необходимой формой осуществления власти народа, составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации, обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения.

Общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, государственные гарантии его осуществления устанавливает Федеральный закон от 06.10.2003 № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

На основании ч. 3 ст. 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1 - 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 20 (в части принятия в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации решения о сносе самовольной постройки, решения о сносе самовольной постройки или приведении ее в соответствие с установленными требованиями), 21, 28, 30, 33 части 1 настоящей статьи. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного пунктом 23 части 1 настоящей статьи).

Статьей 1 закона Амурской области от 03.10.2014 № 413-ОЗ «О закреплении отдельных вопросов местного значения за сельскими поселениями области» за сельскими поселениями области помимо вопросов местного значения, отнесенных ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения сельских поселений, отнесены вопросы, предусмотренные, в частности, пунктом 22, т.е. организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.

Согласно п. 1 ст. 9 Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» супругу, близким родственникам, иным родственникам, законному представителю или иному лицу, взявшему на себя обязанность осуществить погребение умершего, гарантируется оказание на безвозмездной основе перечня услуг по погребению. На основании пункта 2 указанной статьи услуги по погребению, указанные в пункте 1 настоящей статьи, оказываются специализированной службой по вопросам похоронного дела.

Пунктом 1 ст. 25 Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» предусмотрено, что гарантии осуществления погребения умершего в соответствии с настоящим Федеральным законом реализуются путем организации в Российской Федерации похоронного дела как самостоятельного вида деятельности. При этом частью второй указанной статьи предусмотрено, что организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления. Погребение умершего и оказание услуг по погребению осуществляются специализированными службами по вопросам похоронного дела, создаваемыми органами местного самоуправления.

На основании ч. 1 ст. 29 Федерального закона «О погребении и похоронном деле» органы местного самоуправления создают специализированные службы по вопросам похоронного дела, на которые в соответствии с настоящим Федеральным законом возлагается обязанность по осуществлению погребения умерших.

Согласно п. 2.1.3 ГОСТа 32609-2014 «Межгосударственный стандарт. Услуги бытовые. Услуги ритуальные. Термины и определения», введенного в действие Приказом Росстандарта от 11.06.2014 № 551-ст, под специализированной службой по вопросам похоронного дела понимается хозяйствующий субъект, на который возлагается обязанность по осуществлению погребения умерших или погибших.

По результатам проверки исполнения законодательства о погребении и похоронном деле, проведенной прокуратурой района в апреле 2019 года, в адрес главы администрации Константиноградовского сельсовета 10.04.2019 г. внесено представление с требованием устранить выявленные нарушения путем создания специализированной службы по вопросам похоронного дела.

Согласно ответу главы администрации Константиноградовского сельсовета от 06.05.2019 г. № 147/1, в целях устранения нарушений федерального законодательства планировалось создать специализированную службу по похоронному делу.

В ходе повторной проверки, проведенной в декабре 2019 года, прокуратурой района установлено, что специализированная служба по вопросам похоронного дела на территории муниципального образования Константиноградовского сельсовета до настоящего времени не создана.

Отсутствие в муниципальном образовании Константиноградовского сельсовета специализированной службы по вопросам похоронного дела лишает лицо, принявшее на себя обязанность осуществить погребение умершего, права выбора между осуществлением такого погребения безвозмездно специализированной службой в соответствии с гарантированным перечнем услуг, либо самостоятельно с последующим получением социального пособия на погребение, т.е. нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц.

На основании изложенного, с учетом заявления от 11.02.2020 г. (вх. № 725), со ссылкой на ст.ст. 19, 39, 218 КАС РФ, ст.ст. 27, 35 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», просит признать бездействие администрации Константиноградовского сельсовета по не созданию специализированной службы по похоронному делу незаконным, обязать администрацию Константиноградовского сельсовета создать специализированную службу по похоронному делу с момента вступления решения суда в законную силу.

При этом заместителем прокурора указывается, что срок на обращение в суд с административным иском, с учетом положений ч.1.1 ст. 219 КАС РФ, не пропущен.

       В возражениях на административный иск (вх. 1031 от 26.02.2020 г.) представитель административного ответчика – глава администрации Константиноградовского сельсовета Ивановского района Амурской области Гончарова И.Н. указала на несогласие с заявленными административными требованиями, поскольку из административного искового заявления следует, что администрация Константиноградовского сельсовета бездействует и не создает на территории сельсовета специализированную службу по похоронному делу.

В соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относятся, в том числе, организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.

Администрацией во исполнение полномочий, предусмотренных Федеральным законом 131-ФЗ от 06.10.2003 г., проведена следующая работа: земельный участок под кладбище поставлен на кадастровый учет и находятся в собственности Константиноградовского сельсовета; приняты нормативные правовые акты: постановление администрации Константиноградовского сельсовета от 07.06.2018 № 41 «Об утверждении административного регламента «Предоставление земельного участка для погребения умершего», решение Совета народных депутатов Константиноградовского сельсовета от 20.11.2017 г. № 10 «Об утверждении Положения о погребении и похоронном деле на территории Константиноградовского сельсовета», решение Совета народных депутатов Константиноградовского сельсовета от 29.01.2019 г. № 2 «О стоимости услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг на погребение»; стоимость услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, согласована с Пенсионным фондом; в бюджете Константиноградовского сельсовета предусмотрены финансовые средства на содержание кладбища по статье «благоустройство».

Отношения, связанные с погребением умерших, регулирует Федеральный закон от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле», который устанавливает гарантии погребения умершего с учетом волеизъявления, выраженного лицом при жизни, и пожелания родственников, гарантии предоставления материальной и иной помощи для погребения умершего, санитарные и экологические требования к выбору и содержанию мест погребения, основы организации похоронного дела в Российской Федерации как самостоятельного вида деятельности. Гарантии осуществления погребения умершего в соответствии с поименованным законом реализуются путем организации в Российской Федерации похоронного дела как самостоятельного вида деятельности, которая осуществляется органами местного самоуправления. Погребение умершего и оказание услуг по погребению осуществляются создаваемыми органами местного самоуправления специализированными службами по вопросам похоронного дела (далее специализированная служба), порядок деятельности которых определяется названными органами (пункты 1 и 2 статьи 25. статья 29 Закона № 8-ФЗ).

Именно специализированная служба на безвозмездной основе оказывает супругу, близким родственникам, иным родственникам, законному представителю или иному лицу, взявшему на себя обязанность осуществить погребение умершего, гарантированный законом следующий перечень услуг по погребению:    оформление документов необходимых для погребения; предоставление и доставка гроба и других предметов, необходимых для погребения; перевозка тела (останков) умершего на кладбище (в крематорий); погребение (кремация с последующей выдачей урны с прахом) (пункты 1 и 2 статьи 9 Закона № 8-ФЗ).

Закон № 8-ФЗ не содержит понятие специализированной службы. Согласно пункту 2.1.3 ГОСТа 32609-2014 это хозяйствующий субъект, на который возлагается обязанность по осуществлению погребения умерших или погибших, которые кроме ритуальных и мемориальных услуг оказывают дополнительные обрядовые, юридические и другие виды услуг.

Из положений статей 9 и 10 упомянутого закона в их системном единстве следует, что, устанавливая гарантии, связанные с погребением умерших, в частности, возлагая обязанность по осуществлению погребения умерших на специализированные службы, федеральный законодатель не конкретизирует способ и порядок их реализации и не исключает возможности выполнения данной деятельности другими хозяйствующими субъектами, определяя, лишь, что качество предоставляемых услуг должно соответствовать требованиям, устанавливаемым органами местного самоуправления.

Статьей 9 Закона № 8-ФЗ определено, что стоимость услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, возмещается специализированной службе в зависимости от категории, к которой относится умерший, за счет Пенсионного фонда Российской Федерации, федерального бюджета, Фонда социального страхования Российской Федерации, бюджетов субъектов Российской Федерации (пункт 3).

В силу положений статьи 10 названного закона в случае, если погребение осуществлялось за счет средств супруга, близких родственников, иных родственников, законного представителя умершего или иного лица, взявшего на себя обязанность по погребению умершего, им выплачивается социальное пособие на погребение в размере, равном стоимости услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, указанному в пункте 1 статьи 9 этого закона.

В условиях перехода к рыночным отношениям, в соответствии с Указом Президента РФ от 21.12.2017 № 618 «Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции» (вместе с «Национальным планом развития конкуренции в Российской Федерации на 2018-2020 годы»), в соответствии с которым основополагающими принципами государственной политики по развитию конкуренции сокращение доли хозяйствующих субъектов, учреждаемых или контролируемых государством или муниципальными образованиями, в общем количестве хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность на товарных рынках; обеспечение равных условий и свободы экономической деятельности на территории Российской Федерации; запрет на необоснованное вмешательство, в свободное функционирование товарных рынков, издание актов, принятие решений, которые могут привести к недопущению, устранению конкуренции.

Следует отметить, что Указом № 618, органам местного самоуправления рекомендовано активизировать работу по развитию конкуренции в муниципальных образованиях.

При создании бюджетного, автономного, казенного учреждения, либо предприятия (специализированная служба), муниципалитет не вправе будет выделить субсидию учреждению на выполнение работ по похоронному делу или довести муниципальное задание, так как муниципалитет нарушит Федеральный закон «О защите конкуренции». Названные услуги являются муниципальной нуждой и могут быть получены муниципалитетом только в установленном Законом № 44-ФЗ порядке.

Как следует из законодательства бюджетным, автономным, казенным учреждением признается некоммерческая организация, созданная РФ, субъектом РФ или муниципальным образованием для выполнения работ, оказание услуг в целях осуществления полномочий органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, средств массовой информации, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, по работе с детьми и молодежью в указанных сферах. Организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения относится к нуждам самого муниципального образования, а не муниципальных учреждений действующих на территории. Следовательно, администрация не вправе выделить субсидию или довести муниципальное задание на выполнение работ или оказание услуг без проведения торгов.

Федеральные законы: № 131-ФЗ, № 135-ФЗ и № 8-ФЗ не предусматривают права органов местного самоуправления на передачу муниципальному учреждению (бюджетному, казенному, автономному) созданному для оказания безвозмездных услуг при погребении, на осуществление работ, являющихся муниципальными нуждами, без проведения торгов на право получения муниципального контракта.

Согласно Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности, продукции и услуг ритуальные услуги относятся к бытовым услугам и конечными их потребителями являются граждане, которые в целях получения тех или иных бытовых услуг заключают договоры бытового подряда.

Все услуги по погребению, в том числе оказываемые в пределах гарантированного перечня, обладают свойствами товара, а соответствующая деятельность специализированных служб всегда является экономической деятельностью и должна осуществляться на конкурентном рынке, следовательно, предпочтительнее определять хозяйствующий субъект, наделяемый правом оказывать ритуальные услуги за счет бюджета, именно на конкурсной основе (ст. 15 № 135-ФЗ).

Указом Президента Российской Федерации от 29 июня 1996 г. № 1001 «О гарантиях прав граждан на предоставление услуг по погребению умерших» предусмотрено, что специализированные службы оказывают на безвозмездной основе перечисленные выше услуги по погребению по первому требованию указанных в пункте 1 статьи 9 Федерального закона № 8-ФЗ лиц, а также обращено внимание на недопустимость отказа специализированных служб в оказании таких услуг в связи с отсутствием у них необходимых средств и по другим основаниям (пункт 1), предусмотрено, что органы местного самоуправления выделяют специализированным службам необходимые средства для оказания гарантированного перечня услуг по погребению.

Таким образом, не нарушая действующего законодательства «О защите конкуренции», 8-ФЗ, Указа Президента РФ № 1001 от 29.06.1996 г., администрация предоставляет на безвозмездной основе супругу, близким родственникам, иным родственникам, законному представителю или иному лицу, взявшему на себя обязанность осуществить погребение умершего, гарантированный законом перечень услуг по погребению: оформление документов, необходимых для погребения; предоставление и доставка гроба и других предметов, необходимых для погребения; перевозка тела (останков) умершего на кладбище (в крематорий); погребение (кремация с последующей выдачей урны с прахом) (пункты 1 и 2 статьи 9 Закона № 8-ФЗ).

В администрации ведется журнал регистрации умерших на территории Константиноградовского сельсовета, из которого следует, что земельный участок под захоронение умершего предоставляется администрацией бесплатно, гарантированный перечень, предусмотренный законодательством также предоставляется бесплатно, гражданам, изъявившим желание самостоятельно осуществлять захоронение, администрация не отказывает, предоставляет земельный участок, оформляет документы и граждане самостоятельно получают социальное пособие на погребение, то есть права и законные интересы граждан не нарушаются. Жалоб в администрацию Константиноградовского сельсовета об отказе в предоставлении выше указанной услуги на протяжении более трех лет не поступало.

Таким образом, администрацией поселения предприняты необходимые меры к реализации прав и гарантий неопределенного круга лиц на получение гарантированного перечня услуг по погребению, в том числе путем принятия соответствующих правовых актов, регламентирующих реализацию права граждан на получение гарантированного законом перечня услуг по погребению.

На основании изложенного, просил отказать заместителю прокурора Ивановского района Амурской области в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.

В судебном заседании представитель административного истца - помощник прокурора Ивановского района Амурской области Лисина И.А. на удовлетворении заявленного административного иска настаивала, по обстоятельствам и доводам, изложенным в административном исковом заявлении и заявлении от 11.02.2020 г. Вместе с тем, полагала возможным предоставить административному ответчику срок для создания специализированной службы по вопросам похоронного дела, с учетом комплекса мероприятий, которые необходимо будет провести при создании указанной службы, - до 01.07.2020 г.

Представитель административного ответчика - глава администрации Константиноградовского сельсовета Ивановского района Амурской области Гончарова И.Н. в ходе судебного заседания с административным исковым заявлением была не согласна по доводам, изложенным в возражениях на иск, просила отказать в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.

Пояснила, что село Константиноградовка Ивановского района Амурской области небольшое, в нем проживает чуть больше 400 жителей. Примерно 100 из них – дети дошкольного возраста и студены, основная масса - это пенсионеры. Молодёжь в возрасте от 30-ти лет работает вахтовым методом, при этом их заработная плата составляет 70 000-80 000 руб., поэтому из числа жителей не будет желающих работать в специализированной службе, где скорей всего зарплата будет минимальная. В данный момент, для организации похорон люди обращаются к ИП Захарченко, которая оказывает ритуальные услуги. Договор с ИП Захарченко администрацией не заключался, люди самостоятельно к ней обращаются. Иногда родственники умершего сначала приходят в администрацию, администрация связывается с ИП Захарченко, предоставляет транспорт, чтобы люди могли добраться в с.Ивановка, где находится ИП Захарченко. Кроме того, администрация разъясняет, что нужно для того, чтобы констатировать смерть, предоставляет родственникам умершего земельный участок для погребения. Безродных лиц на территории сельсовета нет, только в 2017 году умер один человек, у которого не было родственников, но откликнулись друзья умершего, которые его и похоронили. В случае отсутствия родственников, или если бы возникла ситуация при которой не кому было бы хоронить усопшего, администрация сельсовета произвела бы захоронение самостоятельно. Обратиться за помощью к ИП Захарченко выходит дешевле и проще, чем самому организовывать похороны.

Суд, заслушав представителей сторон и изучив материалы дела, приходит к следующему.

В силу положений статьи 12, части 2 статьи 3, части 1 статьи 130 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление, которое в пределах своих полномочий самостоятельно, является необходимой формой осуществления власти народа, составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации, обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения.

Общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, государственные гарантии его осуществления устанавливает Федеральный закон № 131-ФЗ, который к вопросам местного значения сельского поселения относит вопросы, предусмотренные пунктами 1 - 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 20 (в части принятия в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации решения о сносе самовольной постройки, решения о сносе самовольной постройки или приведении ее в соответствие с установленными требованиями), 21, 28, 30, 33 части 1 настоящей статьи. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного пунктом 23 части 1 настоящей статьи).

Статьей 1 закона Амурской области от 03.10.2014 № 413-03 «О закреплении отдельных вопросов местного значения за сельскими поселениями области» за сельскими поселениями области, помимо вопросов местного значения, отнесенных ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения сельских поселений, отнесены вопросы, предусмотренные, в частности, пунктом 22 части 1 статьи Федерального закона № 131 – ФЗ, т.е. организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.

Межгосударственный стандарт ГОСТ 32609-2014, введенный в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии с 1 января 2016 года и устанавливающий обязательные для применения в документах термины и определения в области похоронного дела (далее - ГОСТ 32609-2014), определяет ритуальные услуги как результат непосредственного взаимодействия исполнителя и потребителя, а также деятельность исполнителя по погребению останков, праха умерших или погибших, проведению похорон, содержанию мест захоронений, указывая в примечании, что под ритуальными услугами следует подразумевать похоронные и мемориальные услуги (пункт 2.1.4).

В силу части 1 статьи 17 Федерального закона № 131-ФЗ в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселения, муниципальные районы и городские округа обладают полномочиями, в частности, по созданию муниципальных предприятий и учреждений, финансированию муниципальных учреждений, формированию и размещению муниципального заказа, установлению тарифов на услуги, предоставляемые муниципальными предприятиями и учреждениями, если иное не предусмотрено федеральными законами.

Отношения, связанные с погребением умерших, регулирует Федеральный закон от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» (далее - Федеральный закон                  № 8-ФЗ), который устанавливает гарантии погребения умершего с учетом волеизъявления, выраженного лицом при жизни, и пожелания родственников; гарантии предоставления материальной и иной помощи для погребения умершего; санитарные и экологические требования к выбору и содержанию мест погребения; основы организации похоронного дела в Российской Федерации как самостоятельного вида деятельности (статья 1).

Гарантии осуществления погребения умершего в соответствии с поименованным законом реализуются путем организации в Российской Федерации похоронного дела как самостоятельного вида деятельности, которая осуществляется органами местного самоуправления. Погребение умершего и оказание услуг по погребению осуществляются создаваемыми органами местного самоуправления специализированными службами по вопросам похоронного дела (далее - специализированная служба), порядок деятельности которых определяется названными органами (пункты 1 и 2 статьи 25, статья 29 Федерального закона № 8-ФЗ).

Именно специализированная служба на безвозмездной основе оказывает супругу, близким родственникам, иным родственникам, законному представителю или иному лицу, взявшему на себя обязанность осуществить погребение умершего, гарантированный законом перечень услуг по погребению (пункты 1 и 2 статьи 9 Федерального закона № 8-ФЗ).

Указом Президента Российской Федерации от 29.06.1996 № 1001 «О гарантиях прав граждан на предоставление услуг по погребению умерших» предусмотрено, что специализированные службы оказывают на безвозмездной основе перечисленные выше услуги по погребению по первому требованию указанных в пункте 1 статьи 9 Федерального закона № 8-ФЗ лиц, а также обращено внимание на недопустимость отказа специализированных служб в оказании таких услуг в связи с отсутствием у них необходимых средств и по другим основаниям (пункт 1), предусмотрено, что органы местного самоуправления выделяют специализированным службам необходимые средства для оказания гарантированного перечня услуг по погребению.

Статьей 9 Федерального закона № 8-ФЗ определено, что стоимость услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, возмещается специализированной службе в зависимости от категории, к которой относится умерший, за счет Пенсионного фонда Российской Федерации, федерального бюджета, Фонда социального страхования Российской Федерации, бюджетов субъектов Российской Федерации (пункт 3).

В силу положений статьи 10 Федерального закона № 8-ФЗ в случае, если погребение осуществлялось за счет средств супруга, близких родственников, иных родственников, законного представителя умершего или иного лица, взявшего на себя обязанность по погребению умершего, им выплачивается социальное пособие на погребение в размере, равном стоимости услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, указанному в пункте 1 статьи 9 этого закона.

Исходя из оценки полномочий по содержанию на территории сельского поселения мест захоронения и организации ритуальных услуг, отнесенных законом Амурской области от 03.10.2014 № 413-ОЗ «О закреплении отдельных вопросов местного значения за сельскими поселениями области» к ведению сельских поселений в сфере похоронного дела, во взаимосвязи с Федеральным законом № 8-ФЗ, органы местного самоуправления должны осуществлять меры организационно-властного воздействия, направленные на создание условий дляобеспечения безусловного исполнения закона, гарантирующего каждому человеку после его смерти погребение с учетом его волеизъявления, предоставление бесплатно участка земли для погребения тела (останков) или праха в соответствии с названным законом (пункт 1 статьи 7 Федерального закона № 8-ФЗ), и оказание на безвозмездной основе определенного законом перечня услуг по погребению (статья 9 приведенного закона).

Из системного анализа указанных выше норм материального права следует, что создание в поселении специализированной службы должно быть осуществлено именно органом местного самоуправления как гарантия безусловного исполнения требований Федерального закона № 8-ФЗ и предоставления лицам, взявшим на себя обязанность по погребению умершего, права выбора организации, осуществляющей услуги по погребению, независимо от наличия на территории муниципального образования иных субъектов предпринимательской деятельности, оказывающих услуги в сфере похоронного дела.

Указанная служба администрацией Константиноградовского сельсовета не создана, что следует из материалов дела и не оспаривается представителем административного ответчика, что свидетельствует о наличии бездействия со стороны административного ответчика.

    Доводы, приведенные административным ответчиком, в отзыве на иск, суд, в силу выше установленных обстоятельств и норм материального права, находит несостоятельными.

     На основании изложенного, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных заместителем прокурора Ивановского района исковых требований в полном объеме.

      Срок, в течение которого административный ответчик должен исполнить возложенную на него обязанность (создание специализированной службы по вопросам похоронного дела), указанный прокурором - до 01 июля 2020 года, суд считает разумным и обоснованным, отмечая при этом, что в случае невозможности исполнения решения суда в установленный законом срок, в силу уважительности причин, административный ответчик может воспользоваться правом на предоставление отсрочки по исполнению судебного решения, в порядке, предусмотренном ст. 189 КАС РФ.

      Частью 1.1. статьи 219 КАС РФ предусмотрено, что если настоящим Кодексом или другим федеральным законом не установлено иное, административное исковое заявление об оспаривании бездействия органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа либо организации, наделенной отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего может быть подано в суд в течение срока, в рамках которого у указанных лиц сохраняется обязанность совершить соответствующее действие, а также в течение трех месяцев со дня, когда такая обязанность прекратилась.

       Учитывая, что обязанность - организация специализированной службы по вопросам похоронного дела, возложенная на администрацию Константиноградовского сельсовета, последней не исполнена до настоящего времени, срок на обращение в суд с данным иском заместителем прокурора Ивановского района не пропущен.

Судебных расходов по делу судом не установлено.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175, 177 – 180, 227 КАС РФ, суд

                                                                  Р Е Ш И Л:

      Административные исковые требования заместителя прокурора Ивановского района Амурской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц к администрации Константиноградовского сельсовета Ивановского района Амурской области о признании бездействия по не созданию специализированной службы по похоронному делу незаконным и обязании устранить допущенные нарушения, - удовлетворить в полном объеме.

Признать бездействие администрации Константиноградовского сельсовета Ивановского района Амурской области по не созданию специализированной службы по похоронному делу – незаконным.

Обязать администрацию Константиноградовского сельсовета Ивановского района Амурской области создать специализированную службу по похоронному делу в срок до 01 июля 2020 года.

Об исполнении решения сообщить в суд и административному истцу – прокурору Ивановского района Амурской области в срок до 01 августа 2020 года.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Ивановский районный суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Девятый кассационный суд общей юрисдикции (690090, Приморский край, г.Владивосток, ул.Светланская, 54) через Ивановский районный суд Амурской области в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу.

    Судья:                                                                                                                          Баженова Е.В.

    Решение в окончательной форме изготовлено в течение десяти рабочих дней – 16 марта 2020г.

2а-92/2020 ~ М-59/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокуратура Ивановского района Амурской области в интересах неопределенного круга лиц
Ответчики
Администрация Константиноградовского сельсовета
Суд
Ивановский районный суд Амурской области
Судья
Баженова Евгения Владимировна
Дело на странице суда
ivanovskiy--amr.sudrf.ru
04.02.2020Регистрация административного искового заявления
04.02.2020Передача материалов судье
06.02.2020Решение вопроса о принятии к производству
06.02.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
20.02.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
02.03.2020Судебное заседание
16.03.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
04.06.2020Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее