Гражданское дело №
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
<адрес> ДД.ММ.ГГГГ
Федеральный суд <адрес>
В составе председательствующего судьи Ковалевой Т.В.,
При секретаре ФИО3,
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ФИО2 об оспаривании решения Департамента градостроительства администрации <адрес> об отказе в предоставлении земельного участка,
УСТАНОВИЛ:
ФИО2 обратился в суд с заявлением о признании незаконным решения Департамента градостроительства администрации <адрес> (далее – Департамент) об отказе в предоставлении земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, и о возложении обязанности по его предоставлению.
Требования мотивировал тем, что на основании его заявления о предоставлении земельного участка, как многодетному гражданину, Департаментом градостроительства администрации <адрес> было принято ДД.ММ.ГГГГ решение о предоставлении ему испрашиваемого земельного участка по <адрес>; данный участок сформирован и поставлен на кадастровый учет; но впоследствии Департамент в ответе от ДД.ММ.ГГГГ на заявление от ДД.ММ.ГГГГ отказал в представлении земельного участка со ссылкой на то, что участок расположен в границах зоны с особыми условиями использования территории – в зоне охраны объектов культурного наследия народов РФ. Полагает отказ в предоставлении земельного участка незаконным, поскольку данное обстоятельство не предусмотрено ч. 4 ст. 28 ЗК РФ и п. 2 ст. 29.<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № в качестве оснований для отказа в представлении земельного участка многодетным семьям.
В судебное заседание заявитель ФИО2 не явился, о времени и месте его проведения извещен надлежащим образом; его представитель ФИО6 (доверенность от ДД.ММ.ГГГГ) заявленные требования поддержал, суду пояснил, что только ? часть земельного участка расположена в охранной зоне, остальной части земельного участка вполне достаточно для строительства жилого дома и его использования по назначению. Наличие охранной зоны не может служить основанием для отказа в представлении земельного участка. Кроме того, пояснил, что если земельный участок был уже сформирован по заявлению многодетного гражданина, то в его представлении уже не может быть отказано.
Представитель Департамента градостроительства администрации <адрес> ФИО4 (доверенность от ДД.ММ.ГГГГ) в судебном заседании против удовлетворения требований возражала, суду пояснила, что расположение земельного участка в зоне охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации является прямым основанием для отказа в предоставление земельного участка в собственность заявителю.
Представитель ДМИЗО администрации <адрес> в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомил, об отложении процесса не просил.
Суд в силу ч. 1 ст. 257 ГПК РФ полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, извещенных о судебном заседании надлежащим образом.
Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд полагает, что требования удовлетворению не подлежат по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 2 ст. 28 ЗК РФ (в редакции, действовавшей на момент спорных правоотношений) граждане, имеющие трех и более детей, имеют право приобрести бесплатно, в том числе для индивидуального жилищного строительства, без торгов и предварительного согласования мест размещения объектов находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в случаях и в порядке, которые установлены законами субъектов Российской Федерации.
Согласно ч. 2 ст. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О регулировании земельных отношений в <адрес>» многодетные граждане, зарегистрированные по месту жительства на территории <адрес>, имеют право на однократное бесплатное получение без торгов и предварительного согласования мест размещения объектов в собственность земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для одной из следующих целей по своему выбору: ведение садоводства, огородничества, дачного строительства, животноводства, индивидуального жилищного строительства, личного подсобного хозяйства.
Порядок бесплатного предоставления в собственность многодетным гражданам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, устанавливается главой 3.1 настоящего Закона.
Согласно ч. 1 ст. 29.<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ многодетные граждане, заинтересованные в предоставлении земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для.. . индивидуального жилищного строительства в собственность бесплатно, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на распоряжение соответствующими земельными участками…
В заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, а в случае, если испрашивается земельный участок, поставленный на государственный кадастровый учет, или земельный участок, который может быть образован путем раздела земельного участка, поставленного на государственный кадастровый учет, - кадастровый номер этого земельного участка (ч. 2 ст. 29.1).
В силу ч. 1 ст. 29.2 указанного <адрес> при поступлении от многодетных граждан заявлений о предоставлении земельных участков в собственность бесплатно с приложением указанных в пункте 3 статьи 29.1 настоящего Закона документов, подтверждающих право на бесплатное предоставление в собственность земельного участка, исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченный на распоряжение соответствующими земельными участками, формирует очередь на предоставление земельного участка.
В случае отсутствия земельных участков, пригодных для использования для цели, указанной в заявлении, вместе с уведомлением о постановке на очередь многодетному гражданину направляется извещение о том, что при образовании указанных земельных участков на едином краевом портале "<адрес>" в сети Интернет будет размещен указанный в пункте 2 статьи 29.7 настоящего Закона перечень. Многодетным гражданам, указанным в абзацах третьем, четвертом, пятом пункта 2 статьи 14 настоящего Закона, дополнительно разъясняется возможность обращения с заявлением о предоставлении земельного участка на территории иного муниципального района или городского округа (ч. 5 ст. 29.<адрес>).
В соответствии со ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.
Исходя из ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых нарушены права и свободы гражданина или созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод.
В ходе судебного разбирательства установлено, что на основании обращения ФИО2, как многодетного гражданина, решением градостроительной комиссии Департамента градостроительства администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № был согласован вопрос о формировании земельного участка, расположенного <адрес>, для дальнейшего предоставления его заявителю в целях строительства индивидуального жилого дома, что подтверждается информационным письмом Департамента от ДД.ММ.ГГГГ.
После утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, земельный участок был поставлен ДД.ММ.ГГГГ на кадастровый учет №, площадью 1183 кв.м.
Исходя из информационной системы обеспечения градостроительной деятельности (ИСОГД) от ДД.ММ.ГГГГ спорный земельный участок является свободным от застройки, с южной стороны граница земельного участка проходит по красной линии квартала, с других сторон – земли общего пользования.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 обратился в Департамент с заявлением о подготовке распоряжения о предоставлении его многодетной семье указанного земельного участка.
По результатам рассмотрения заявления Департаментом градостроительства принято решение от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в предоставлении данного участка, поскольку он частично расположен в границах зоны с особыми условиями использования территории, а именно, в зоне охраны объектов культурного наследия (памятников истории культуры) народов РФ: Караульной башни <адрес> (ДД.ММ.ГГГГ г.); дополнительно разъяснено о возможности получения информации о наличии земельных участков, предоставляемых под ИЖС, на официальном портале <адрес> в сети Интернет в разделе «Бесплатное предоставление земельных участков многодетным семьям».
Дав оценку оспариваемому решению, суд не находит оснований для признания его незаконным.
Так, исходя из подп. «г» ч. 2 ст. 29.<адрес> № основаниями для отказа в предоставлении земельного участка являются ограничение испрашиваемого земельного участка или земель либо земельного участка, из которых испрашиваемый земельный участок может быть образован, в обороте за исключением случая, если федеральным законом разрешено предоставлять этот земельный участок или земли в частную собственность.
Согласно ч. 2 ст. 27 ЗК РФ земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
В силу подп. 4 ч. 5 ст. 27 ЗК РФ ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки, занятые особо ценными объектами культурного наследия народов Российской Федерации, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия.
Согласно п. 1 ст. 34 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» в целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его исторической среде на сопряженной с ним территории устанавливаются зоны охраны объекта культурного наследия: охранная зона, зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности, зона охраняемого природного ландшафта.
Необходимый состав зон охраны объекта культурного наследия определяется проектом зон охраны объекта культурного наследия.
В соответствии с ч. 2 ст. 34 указанного ФЗ охранная зона - территория, в пределах которой в целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его историческом ландшафтном окружении устанавливается особый режим использования земель, ограничивающий хозяйственную деятельность и запрещающий строительство, за исключением применения специальных мер, направленных на сохранение и регенерацию историко-градостроительной или природной среды объекта культурного наследия.
Согласно ст. 4 ФЗ № 73-ФЗ объекты культурного наследия подразделяются на следующие категории историко-культурного значения:
объекты культурного наследия регионального значения;
объекты культурного наследия местного (муниципального) значения;
объекты культурного наследия федерального значения - объекты, обладающие историко-архитектурной, художественной, научной и мемориальной ценностью, имеющие особое значение для истории и культуры Российской Федерации.
Караульная башня – <адрес> входит в перечень объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения, утвержденный Указом Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ №.
Постановлением Совета администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № 36-п «Об установлении зон охраны объектов культурного наследия федерального значения (памятников истории и культуры) <адрес>» зоны охраны культурного наследия федерального значения утверждены в соответствии с проектом зон охраны памятников истории и культуры <адрес>.
Из представленного Министерством культуры <адрес> ответа от ДД.ММ.ГГГГ следует, что северная граница охранной зоны Часовни согласно карте Пояснительной записки, являющейся приложением к Постановлению № проходит по <адрес>, в связи с чем испрашиваемый земельный участок находится в охранной зоне.
При таких обстоятельствах, принимая во внимание, что испрашиваемый земельный участок расположен в охранной зоне объекта исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения, ограничивающей хозяйственную деятельность и запрещающей осуществление строительства, а также имеющей в силу ч. 5 ст. 27 ЗК РФ ограничение в обороте, то оснований для его предоставления заявителю под осуществление индивидуального жилищного строительства согласно подп. «г» ч. 2 ст. 29.<адрес> № не имеется, в связи с чем заявленные требования удовлетворению не подлежат.
Доводы представителя заявителя о том, что <адрес> № не предусмотрена возможность отказа в предоставлении земельного участка после его постановки на учет, - несостоятельны, так как ч. 2 ст. 29.6 указанного <адрес> прямо предусматривает основания для отказа в представлении земельного участка, при этом основания отказа не ставятся в зависимость от этапа рассмотрения такого заявления.
Руководствуясь ст. ст. 194 – 199, 258 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении заявления ФИО2 об оспаривании решения Департамента градостроительства администрации <адрес> об отказе в предоставлении земельного участка - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца с момента изготовления в окончательной форме в Судебную коллегию по административным делам <адрес>вого суда через Центральный районный суд <адрес>.
Председательствующий: подпись
Копия верна:
Судья Т.В. Ковалева