Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Самара «14» января 2014 года
Красноглинский районный суд г. Самары в составе:
председательствующего судьи Нуянзина С.В.,
при секретаре Андреасян Л.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по иску К к Министерству имущественных отношений <адрес> о признании права собственности на земельный участок,
У С Т А Н О В И Л:
К обратилась в суд с иском к Министерству имущественных отношений <адрес> о признании права собственности на земельный участок, указав в заявлении, что ей принадлежит на праве пожизненного наследуемого владения земельный участок площадью 540 кв.м., расположенный по адресу: <адрес> <адрес>, <адрес> Данный земельный участок был предоставлен на основании Решения Горисполкома № от <дата> выдано свидетельство <данные изъяты>. Предоставление земельного участка на праве пожизненного наследуемого владения никем не оспаривается, земельный участок сформирован. Указанный участок находится у неё в пользовании с 1972 года на основании решения <адрес> совета народных депутатов № от <дата> «О выделении земельных участков под коллективное садоводство», распоряжения того же органа №98-р от <дата> о передаче земельного участка взамен ошибочно изъятого, и договора № от <дата> на обработку закрепленного земельного участка в коллективном садоводстве между профсоюзной организацией Куйбышевской ГТС и ею. По вопросу бесплатной передаче ей -собственность фактически занимаемого земельного участка она обратилась в Администрацию <адрес> с заявлением. Ею получен ответ Комитет по управлению имуществом № от <дата> года, в котором в бесплатном предоставлении данного земельного участка в ей собственность отказано, поскольку, по мнению должностного лица, отсутствуют основания для бесплатного предоставлении в собственность испрашиваемого участка. Считает отказ незаконным, поскольку участок находится в фактическом пользовании, был предоставлен ей на законных основаниях, срок пользования в договоре не определен. На основании решения <данные изъяты> районного суда <адрес> от «<дата> года заявленные требования об оспаривании решения Комитета по управлению имуществом Администрации <адрес> были удовлетворены. Согласно решению суда отказ Комитета по управлению имуществом Администрации <адрес> в предоставлении истице в собственность бесплатно фактически занимаемого земельного участка, расположенного в <адрес>, <адрес>, площадью 540 кв.м. признан незаконным; на Комитет по управлению имуществом администрации <адрес> возложена обязанность подготовить проект Постановления Главы <адрес> о бесплатной передаче ей в собственность земельного участка, расположенного в <адрес> по адресу: <адрес> площадью 540 кв.м. Данное решение вступило в законную силу 31.12.2004г. Однако, в 2011 году при обращении в Ленинский районный суд <адрес> с заявлением о разъяснении указанного выше решения суда от <дата>. об оспаривании решения Комитета по управлению имуществом Администрации <адрес> в части возложения на Министерство по управлению <адрес> обязанности Комитета по управлению имуществом Администрации <адрес> по исполнению решения <данные изъяты> районного суда от <дата>. истице было отказано. В связи с изложенными выше обстоятельствами, она была вынуждена обратиться в Министерство имущественных отношений <адрес> с заявлением от <дата>. о предоставлении ей в собственность (бесплатно) земельного участка, расположенного в <адрес>, по адресу: <адрес> площадью 522 кв.м. (<дата> года Департаментом строительства и архитектуры г.о.Самара было подготовлено Заключение о невозможности утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (кадастровой карте) соответствующей территории <адрес>. по причине того, что согласно карте правового зонирования Правил застройки и землепользования в <адрес>, утвержденных Постановлением Самарской городской Думы от <дата>, испрашиваемый земельный участок расположен в зоне Ж-1 (Зона малоэтажной жилой застройки индивидуальными домами), где использование территории под приусадебный участок не соответствует разрешенным видам использования земельных участков. Таким образом, уведомлением Министерства имущественных отношений <адрес> об отказе в предоставлении земельного участка <дата> «Правовым значением заключения о невозможности утверждения схемы расположения земельного участка состоит в невозможности образования земельного участка, которая определяется исключительно уполномоченными органами местного самоуправления. При очередном обращении в Министерство имущественных отношений <адрес> по заявлению от <дата> по вопросу предоставления в собственность бесплатно земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес> кв.м., ею был получен отказа, поскольку согласно ст.9 Закона «О Земле» в редакции <адрес> от <дата> Земельные участки предоставляются в собственность граждан и юридических лиц бесплатно в порядке и при наличии оснований, предусмотренных частями 3,4,8,10,12,13 и 14 настоящей статьи. В настоящее время она не имеет возможности зарегистрировать право собственности на земельный участок, поскольку в свидетельстве отсутствует дата его выдачи. В связи с чем, просит суд признать за ним право собственности на земельный участок.
В судебном заседании представитель истца К – П, действующая на основании доверенности, заявленные требования просила удовлетворить, дала объяснения аналогичные вышеуказанным. Границы земельного участка с соседними землепользователями согласованы, претензий к границам участка не имеется.
Представитель ответчика – Министерства имущественных отношений <адрес>, представители третьих лиц, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора – Департамент строительства и архитектуры городского округа Самара в судебное заседание не явились, представили суду письменный отзыв, в котором просили суд рассмотреть дело в его отсутствие.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> в судебное заседание не явился, о дне, времени и месте рассмотрения дела извещался своевременно и надлежащим образом, причину неявки суду не сообщил, об отложении дела не ходатайствовал, в связи с чем, суд полагает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Выслушав объяснения представителя истца, исследовав материалы дела, суд признает исковые требования К о признании права собственности на земельный участок обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ч. 1 ст. 36, ч. 1 ст. 46 Конституции РФ граждане вправе иметь в частной собственности землю, каждому гарантируется защита его прав и свобод.
Статьей 55 части 3 Конституции Российской Федерации установлено, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Согласно п.1 ст. 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности. В силу п.2 ст. 8 ГК РФ, гражданские права и обязанности возникают из актов органов местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве основания возникновения гражданских прав и обязанностей.
В силу пункта 2 статьи 214 ГК РФ земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью.
Из пункта 2 статьи 235 ГК РФ следует, что имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, отчуждается в собственность граждан и юридических лиц по решению собственника в порядке, установленном законами о приватизации.
В соответствии с ч.2 ст. 28 ЗК РФ предоставление земельных участков в собственность граждан может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных Земельным кодексом, законами субъектов РФ.
При административно-правовом способе возникновения прав на земельные участки, в качестве правоустанавливающих документов являются акты государственных органов или органов местного самоуправления.
Статьей 29 ЗК РФ и п. 2 ч. 2 ст. 5.1, п. 11 ч. 1 ст. <адрес> от <дата> № 94-ГД «О земле» предоставление гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции.
Судом установлено, что в соответствии с решением Исполнительного комитета <адрес> Совета народных депутатов трудящихся <адрес> № от <дата> «О выделении земельных участков под коллективное садоводство» в числе других организаций района на земельном массиве поселка <адрес> под садоводство Городской телефонной сети выделен 1 земельный участок.
Распоряжением <адрес> Совета депутатов трудящихся <адрес> №98-р от <дата> разрешено передать Городской телефонной сети под коллективное садоводство земельный участок по <адрес> № <адрес> взамен участка на станции <адрес> <адрес> <адрес>, ошибочно занятого Куйбышевским механическим заводом:.
На основании договора № от <дата> па обработку закрепленного земельного участка в коллективном садоводстве между профсоюзной организацией Куйбышеской ГТС и К земельный участок предоставлен К бессрочно.
Как следует из сообщения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> от <дата> г., что в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствует сведения о зарегистрированных правах на объект недвижимого имущества - земельный участок площадью 500 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>.
Решением Ленинского районного суда <адрес> от <дата> заявленные требования об оспаривании решения Комитета по управлению имуществом Администрации <адрес> были удовлетворены. Согласно решению суда, отказ Комитета по управлению имуществом Администрации <адрес> в предоставлении К в собственность бесплатно фактически занимаемого земельного участка, расположенного в <адрес>, по адресу: <адрес> площадью 540 кв.м. признан незаконным; на Комитет по управлению имуществом администрации <адрес> возложена обязанность подготовить проект Постановления Главы <адрес> о бесплатной передаче ей в собственность земельного участка, расположенного в <адрес> адресу: <адрес> площадью 540 кв.м. Данное решение вступило в законную силу 31.12.2004г.
Однако, в 2011 году при обращении в Ленинский районный суд <адрес> с заявлением о разъяснении указанного выше решения суда от №. об оспаривании решения Комитета по управлению имуществом Администрации <адрес> в части возложения на Министерство по управлению <адрес> обязанности Комитета по управлению имуществом Администрации <адрес> по исполнению решения Ленинского районного суда от №., а также уточнить резолютивную часть решения суда от 20.12.2004г. в части бесплатной передачи в собственность земельного участка, расположенного в <адрес>, <адрес> площадью <дата> кв.м., определением от №. в удовлетворении данного заявления К было отказано.
<дата> она обратилась в Министерство имущественных отношений <адрес> с заявлением от 23.03.2011г. о предоставлении ей в собственность (бесплатно) земельного участка, расположенного в <адрес>, по адресу: <адрес>, площадью 522 кв.м.
<дата> Департаментом строительства и архитектуры г.о.Самара было подготовлено Заключение о невозможности утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (кадастровой карте) соответствующей территории <дата>. по причине того, что согласно карте правового зонирования Правил застройки и землепользования в <адрес>, утвержденных Постановлением Самарской городской Думы от <данные изъяты> испрашиваемый земельный участок расположен в зоне Ж-1 (Зона малоэтажной жилой застройки индивидуальными домами), где использование территории под приусадебный участок не соответствует разрешенным видам использования земельных участков.
Таким образом, Уведомлением Министерства имущественных отношений <адрес> об отказе в предоставлении земельного участка <дата>. «Правовым значением заключения о невозможности утверждения схемы расположения земельного участка состоит в невозможности образования земельного участка, которая определяется исключительно уполномоченными органами местного самоуправления».
При очередном обращении в Министерство имущественных отношений <адрес> по заявлению от 09.09.2013г. (вх. от <дата>) по вопросу предоставления в собственность бесплатно земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> площадью 522,00 кв.м., был получен отказ Министерства № от <дата>. с ссылкой на ст. 9 Закона «О Земле» в редакции <адрес> от <адрес> согласно которому земельные участки предоставляются в собственность граждан и юридических лиц бесплатно в порядке и при наличии оснований, предусмотренных частями 3,4,8,10,12,13 и 14 настоящей статьи. В соответствии с указанным Законом в муниципальных районах (городских округах) с численностью населения от 100 тысяч человек, земельные участки предоставляются инвалидам ВОВ и ветеранам ВОВ, которые постоянно проживают на территории данных муниципальных районов (городских округов). Земельные участки в соответствии с настоящей частью предоставляются для целей ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества, индивидуального жилищного строительства. Земельные участки, в том числе с расположенными па них зданиями, жилыми строениями, принадлежащими гражданам на праве собственности, предоставляются в собственность граждан, имеющих трех и более детей, в том числе для индивидуального жилищного строительства, бесплатно однократно при наличии свободных от прав третьих лиц земельных участков, предусмотренных зонированием территории, проводимым в соответствии с градостроительным законодательством. Указанный выше перечень категорий граждан является исчерпывающим. Учитывая изложенное, министерство возвращает представленный пакет документов в связи с отсутствием основания для рассмотрения заявления о предоставлении Вам в собственность бесплатно заявленного земельного участка».
Судом установлено, что спорный земельный участок был предоставлен К в пользование как работнику Куйбышевской Городской телефонной сети, где 30.06.1964г. она работала в должности «<данные изъяты>., что подтверждается Трудовой книжкой от <данные изъяты>.
Кроме того, <дата>. Решением исполкома <адрес> Совета народных депутатов К была награждена медалью «<данные изъяты>», где в последующем <данные изъяты>. выдано Октябрьским райсобесом <адрес> (областного) Удостоверение № от <дата>
Таким образом, предоставление К земельного участка осуществлялось в соответствии с требованиями земельного законодательства, действовавшего на момент его предоставления.
Согласно п.1 ст. 36 ЗК РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с данным Кодексом.
В силу абзаца 2 пункта 1 статьи 36 ЗК РФ, если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица – собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены Земельным кодексом РФ, федеральными законами.
Как следует из пункта 2 ст. 28, и пункта 6 ст. 36 ЗК РФ исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность граждан бесплатно в случаях, предусмотренных Земельным кодексом РФ, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Пунктом 9.1 статьи 3 Федерального закона РФ от <дата> № – ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» предусмотрено, что граждане, к которым перешли в порядке наследования или по иным основаниям права собственности на здания, строения и (или) сооружения, расположенные на земельных участках, предоставленных до введения в действие Земельного кодекса РФ для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, и находящиеся в государственной или муниципальной собственности, вправе зарегистрировать права собственности на такие земельные участки, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такие земельные участки не могут предоставляться в частную собственность.
Согласно п.2.2 ст. <адрес> от <дата> № 94-ГД «О земле» расположенный в границах населенного пункта земельный участок, государственная собственность на который не разграничена и который предоставлен в пользование и (или) во владение гражданам или юридическим лицам, на котором расположен созданный до вступления в силу Закона СССР от <дата> № «О собственности в СССР» жилой дом, предоставляется бесплатно в собственность гражданина (граждан), который (которые) фактически использует (используют) данный земельный участок. На земельном участке, указанном в абзаце первом настоящей части, могут располагаться хозяйственные постройки при условии, что они находятся в фактическом пользовании гражданина.
Одновременно с закреплением права частной собственности на землю, обеспечивалась возможность гражданам продолжать пользоваться земельными участками также и на праве постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения, аренды или временного пользования, либо произвести переоформление имеющегося правового титула.
Согласно п.7 ст. 25.2 Федерального закона РФ от <дата> № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственная регистрация права собственности гражданина на земельный участок, предоставленный до введения в действие Земельного кодекса РФ для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве собственности, пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, осуществляется в случае, если к такому гражданину перешло в порядке наследования или по иным основаниям право собственности на расположенное на данном земельном участке здание (строение) или сооружение. При этом вместо документа, устанавливающего или удостоверяющего право такого гражданина на данный земельный участок, могут быть представлены: свидетельство о праве на наследство либо иной документ, устанавливающий или удостоверяющий право собственности такого гражданина на указанное здание (строение) или сооружение; один из документов, устанавливающих или удостоверяющих право любого прежнего собственника указанного здания (строения) или сооружения на данный земельный участок.
Письмом Министерства жилищно-коммунального хозяйства РСФСР № 20-15-1/Е-9808р в 1987 г. было разъяснено, что в случае отсутствия землеотводных документов следует руководствоваться данными первичной инвентаризации, которые в дальнейшем определяют границы, размеры земельного участка индивидуального землепользования.
Судом установлено и подтверждено материалами дела, что согласно данной технической документации, содержащейся в ГФД, имеется сравнительная ведомость общих площадей земельных участков в кадастровом квартале <данные изъяты> где содержатся сведения о том, что земельный участок по <адрес> с условным номером № площадью 0,0543.
Согласно планировке территории и запросам о наличии прав на смежных землепользователей, содержится информация о том, что все соседние участки находятся в собственности.
На участке № имеется строение площадью 15 кв.м. 1974 года постройки, которое было поставлено К на кадастровый учет, где присвоен кадастровый номер <дата>. Следовательно, использование земельного участка началось до вступления в силу закона СССР от <дата> № «О собственности в СССР».
Учитывая изложенное и принимая во внимание, что на момент предоставления земельного участка К действовали нормы Земельного кодекса РСФСР от 1970 г., суд приходит к выводу о том, что земельный участок по спорному адресу был предоставлен на праве бессрочного пользования.
Судом установлено, что с 1974 года по настоящее время требований о сносе жилого дома, а также требований об изъятии земельного участка, кем-либо не заявлялись, что свидетельствует о правомерном предоставлении земельного участка для возведения индивидуального жилого дома в бессрочное пользование.
Согласно п.п.5 п.1 ст. 1 Земельного кодекса РФ определен принцип единства земельных участков и прочно связанных с ними объектов.
В силу ст. 87 Земельного кодекса РСФСР (1970 г.), при переходе права собственности на строение вместе с этим объектом переходит право пожизненного наследуемого владения или право пользования земельным участком. В последующем данная норма была воспроизведена в Земельном кодексе РФ от <дата> № 136-ФЗ – статья 35, в соответствии с которой при переходе права собственности на здание, строение, сооружение, находящиеся на чужом земельном участке, к другому лицу оно приобретает право на использование соответствующей части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний их собственник. Следовательно, при переходе права собственности на строение, к новому приобретателю переходят права на земельный участок на тех же условиях и в том же объеме, что и у прежнего собственника строения. Это касается сохранения размеров, целевого назначения, ограничений в пользовании, а также вида права – пользование земельным участком.
В силу п. 3 ст. 3 Федерального закона РФ от <дата> № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ» оформление в собственность граждан земельных участков, ранее предоставленных им в постоянное (бессрочное) пользование, пожизненное наследуемое владение, в установленных земельным законодательством случаях сроком не ограничивается
В отношении спорного земельного участка истцом был выполнен комплекс работ по межеванию земельного участка, нанесены красные линии, определены границы земельного участка, которые согласованы со смежными землепользователями, о чем составлен акт согласования границ земельного участка.
Реализуя свое право на оформление фактически занимаемого земельного участка в собственность бесплатно, истица обратилась с соответствующим заявлением в Министерство имущественных отношений <адрес>, где ей было отказано в предоставлении земельного участка в собственность бесплатно.
В соответствии со ст. 55 ч. 3 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Пунктом 4 ст. 28 ЗК РФ не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев: изъятия земельных участков из оборота, установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков, резервирования земель для государственных или муниципальных нужд. Не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, ограниченных в обороте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, если федеральным законом разрешено предоставлять их в собственность граждан и юридических лиц.
Судом установлено, что испрашиваемый земельный участок на момент рассмотрения дела не изъят из оборота, не зарезервирован, не ограничен в обороте, и отсутствуют федеральные законы, запрещающие его приватизацию.
Доказательств обратного, о наличии ограничений в приобретении истцом прав на данный спорный земельный участок, предусмотренных ст.ст.27,28 ЗК РФ, в соответствии с ч.1 ст.56 ГПК РФ, ответчиком суду не представлено.
Исходя из вышеизложенного, принимая во внимание то обстоятельство, что у истицы, как у собственника жилого дома, право пользования спорным земельным участком возникло правомерно и на законных основаниях, суд приходит к выводу, что К в силу ч.1 ст.36 ЗК РФ исключительное право на приватизацию земельного участка, и на основании п.9.1 ст.3 Федерального закона РФ от <дата> № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ» истица имеет право на признание за ней права собственности на спорный земельный участок.
Отсутствие правоустанавливающих документов на землю у истицы не свидетельствует об отсутствии у нее права на земельный участок, с расположенным на нем жилым домом, находящимся в ее собственности.
В соответствии со ст. 59 Земельного кодекса РФ признание права на земельный участок осуществляется в судебном порядке.
Согласно ст. 12 Гражданского кодекса РФ защита гражданских прав осуществляется путем признания права.
В соответствии с абз. 2 ч. 7 ст. 36 Земельного кодекса РФ, местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учётом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.
Согласно плану границ земельного участка, расположенному по адресу: <адрес>, ст. <адрес>, площадь земельного участка составляет 522 кв.м. С соседними землепользователями /владельцами и собственниками/, границы участка согласованы.
В соответствии со сведениями Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования <адрес> земельный участок по адресу: <адрес> к землям лесного фонда, а также к участкам городских лесов не относится.
Оценив в совокупности установленные выше обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что исковые требования К о признании за ней права собственности на земельный участок подлежат удовлетворению.
В соответствии с ч.1 ст. 28 ФЗ РФ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", права на недвижимое имущество, установленные решением суда, подлежат государственной регистрации на общих основаниях. Регистратор права на недвижимое имущество и сделок с ним не вправе отказать в государственной регистрации права, установленного вступившим в силу решением суда.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194–199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования К о признании права собственности на земельный участок - удовлетворить.
Признать за К право собственности на земельный участок площадью 540 кв. м, расположенный по адресу: <адрес>, категория земель – земли населенных пунктов, разрешенное использование – под садоводство.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Красноглинский районный суд <адрес> в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме, то есть с <дата> года.
Председательствующий Нуянзина С.В.