Дело <номер обезличен>
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
<дата обезличена> Ленинский районный суд <адрес обезличен> в составе:
председательствующего судьи Никитенко Т.Н.,
при секретаре Хныкиной А.А.,
с участием:
истца Фоминых А.В.,
представителя ответчика министерства социального развития и занятости населения <адрес обезличен> Куликовой Т.В., действующей по доверенности <номер обезличен> от <дата обезличена>,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Ленинского районного суда <адрес обезличен> гражданское дело по иску Фоминых Александра Владимировича к министерству социального развития и занятости населения <адрес обезличен>, министерству Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий о признании подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, обязании внести в реестр учета граждан, подвергшихся радиационному воздействию и выдать удостоверение единого образца,
установил:
Фоминых А.В. обратился в суд с иском к министерству социального развития и занятости населения <адрес обезличен>, министерству Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, в котором просил признать его подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, обязать министерство социального развития и занятости населения <адрес обезличен> внести его в реестр учета граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, а также обязать министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России) выдать ему удостоверение единого образца.
В обоснование своих требований истец Фоминых А.В. указал, что <дата обезличена> обратился в министерство социального развития и занятости населения <адрес обезличен> по вопросу получения удостоверения о праве на льготы, предусмотренные Федеральным законом № 2-ФЗ от <дата обезличена> «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне», однако <дата обезличена> в выдаче удостоверения ему было отказано.
Истец считает данный отказ незаконным и нарушающим его права.
Фоминых А.В. указал, что с момента рождения <дата обезличена> и до декабря 1990 года он проживал в городе Семипалатинске в зоне повышенного радиационного воздействия.
Согласно выданной ему администрацией <адрес обезличен> справке <номер обезличен> от <дата обезличена>, он проживал в городе Семипалатинске, который относится к зоне повышенного радиационного риска, и получил эффективную дозу облучения свыше 7 сЗв (бэр). Кроме того, ему было выдано удостоверение серии СП <номер обезличен> от <дата обезличена>, подтверждающее право на льготы лицу, пострадавшему вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском испытательном полигоне.
Меры социальной поддержки, предусмотренные Федеральным законом, предоставляются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Порядок отнесения граждан к категории лиц, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, определяется Правительством Российской Федерации.
Пунктом 2 Правил отнесения граждан к категории лиц, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, утвержденных Постановлением Правительства РФ от <дата обезличена> <номер обезличен> установлено, что отнесение граждан к категории лиц, подвергшихся радиационному действию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, получивших суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения более 5 сЗв (бэр), определенных статьей 1 Федерального закона «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне», осуществляется на основании сведений об их проживании или прохождении иной службы в 1949-1963 годах в населенных пунктах, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, включенных в перечни, утверждаемые в установленном порядке.
Сведения о месте проживания им были предоставлены.
Ущемляющим права пострадавших граждан от ядерных испытаний на Семипалатинском испытательном полигоне является Распоряжение Правительства Российской Федерации от <дата обезличена> <номер обезличен>-р, которым установлен Перечень населенных пунктов бывшей Казахской ССР, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, и в который <адрес обезличен> не включен.
Истец указал, что из анализа положений, изложенных в определении Конституционного Суда Российской Федерации от <дата обезличена> <номер обезличен>-О-П «По жалобе гражданина Ермакова С.Л. на нарушение его конституционных прав частью первой статьи 1 Федерального закона «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне» следует, что суды общей юрисдикции вправе решить вопрос о предоставлении льгот и компенсаций лицам, чьи права на радиационную безопасность, а также на возмещение ущерба вследствие радиационных аварий оказались нарушенными. При этом, кроме факта проживания в указанное в законе время в перечисленных населенных пунктах, подлежит установлению факт получения определенной дозы облучения.
В качестве доказательства получения суммарной (накопленной) эффективной дозы облучения свыше 5 сЗв (бэр) вследствие проведения ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне в период проживания в городе Семипалатинске с 1960 года им была представлена справка <номер обезличен> от <дата обезличена> к удостоверению СП <номер обезличен>.
Истец полагает, что согласно положениям Конвенции о правовой помощи и правовых отношений по гражданским, семейным и уголовным делам граждане государств-членов Содружества Независимых государств, а также лица, проживающие на ее территории, пользуются на территориях всех других Договаривающихся Сторон в отношении своих личных и имущественных прав такой же правовой защитой, как и собственные граждане данной Договаривающейся Стороны. Таким образом документы, которые на территории одной из Договаривающихся Сторон изготовлены или засвидетельствованы учреждением или специально на то уполномоченным лицом в пределах их компетенции по установленной форме и скреплены гербовой печатью, принимаются на территории других Договаривающихся Сторон без какого-либо специального удостоверения и пользуются силой официального документа.
Истец указал, что в настоящее время постоянно проживает в Российской Федерации в городе Буденновске и является гражданином Российской Федерации.
В судебном заседании истец Фоминых А.В. поддержал заявленные требования по тем же основаниям и просил их удовлетворить.
Представитель ответчика министерства социального развития и занятости населения <адрес обезличен> по доверенности Куликова Т.В. в судебном заседании требования истца не признала и пояснила, что определенные социальные гарантии для граждан, которые проживали в 1949-1963 годах в населенных пунктах на территории Российской Федерации и за ее пределами, включенных в утверждаемые Правительством Российской Федерации перечни населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, и которые получили суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения более 5 сЗв (бэр), а также детям в возрасте до 18 лет первого и второго поколения указанных граждан, страдающим заболеваниями вследствие радиационного воздействия на одного из родителей, предусмотрены статьей 1 Федерального закона «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне» от <дата обезличена> № 2-ФЗ.
Порядок отнесения граждан к категории таких лиц, определяется Правительством Российской Федерации. Гражданам, получившим суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения более 5 сЗв (бэр), уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти выдаются удостоверения единого образца, которые дают право на получение мер социальной поддержки с момента их предъявления.
Постановлением Правительства Российской Федерации от <дата обезличена> <номер обезличен> «О федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном определять порядок выдачи удостоверений единого образца гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне» установлено, что Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным определять порядок выдачи удостоверений единого образца гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне.
Приказом МЧС России от <дата обезличена> <номер обезличен> утвержден Порядок выдачи удостоверений единого образца гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, который предусматривает, что граждане для решения вопроса об отнесении их к категории лиц, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, должны представить документы, подтверждающие факт проживания в населенном пункте, включенном в перечни, в периоды радиационного воздействия.
Представитель ответчика указала, что согласно действующему законодательству, возникновение права у граждан на льготы и компенсации связывается с двумя условиями: проживанием в 1949-1963 годах в определенных населенных пунктах, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации; суммарной (накопленной) эффективной дозой облучения свыше 5 сЗв (бэр).
Российским законодательством в расчет принято два взрыва: <дата обезличена> и <дата обезличена>. Истец проживал в городе Семипалатинск с марта 1960 года по декабрь 1990 года за пределами радиационного воздействия. В Перечне населенных пунктов бывшей Казахской ССР, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, утвержденным распоряжением Правительства РФ от <дата обезличена> <номер обезличен>-р, <адрес обезличен> не значится.
Перечни населенных пунктов уже дифференцированы в зависимости от полученной населением суммарной (накопленной) эффективной дозы облучения вследствие проведения ядерных испытаний <дата обезличена> и <дата обезличена>. Отсутствие населенного пункта в Перечне в рамках действующего в настоящее время законодательства не позволяет определить и полученную гражданином (гражданкой) суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения. Удостоверение, выданное в <адрес обезличен>, действует только на территории указанной Республики. Конвенция не дает гражданам права требовать на территории Российской Федерации предоставления им льгот, установленных законодательством Республики Казахстан.
Кроме того, российское законодательство предусматривает различный перечень льгот для граждан, получивших суммарную (накопленную) дозу облучения, превышающую 25 сЗв (бэр), и для граждан, получивших суммарную (накопленную) дозу облучения более 5 сЗв (бэр), но не превышающую 25 сЗв (бэр). Выдать указанное удостоверение на основании документов Республики Казахстан невозможно, поскольку в них указано дозовое воздействие на истца от 7 до 35 бэр. В данном случае невозможно определить, получил гражданин дозу облучения более или менее 25 бэр.
По изложенным выше причинам представитель ответчика считает, что действующее законодательство не позволяет в рамках судебного процесса признать истца лицом, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, поскольку это должно осуществляться уполномоченными на то органами в соответствии с Методическими указаниями.
Просила в удовлетворении исковых требований Фоминых А.В. отказать.
Представитель ответчика МЧС России в судебное заседание не явился, о причинах неявки суд не уведомил, в связи с чем суд полагает возможным рассматривать дело в его отсутствие в порядке части 3 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Выслушав объяснения участников процесса, исследовав материалы дела, оценив собранные доказательства в их совокупности, суд находит исковые требования Фоминых А.В. не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В судебном заседании установлено, что с <дата обезличена> по декабрь 1990 года Фоминых А.В. проживал в городе Семипалатинск.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона Российской Федерации от <дата обезличена> № 2-ФЗ «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне» гражданам, которые проживали в 1949-1963 годах в населенных пунктах на территории Российской Федерации и за ее пределами, включенных в утверждаемые Правительством Российской Федерации перечни населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, и которые получили суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения более 5 сЗв (бэр), гарантируются меры социальной поддержки.
Порядок отнесения граждан к категории лиц, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, определяется Правительством Российской Федерации.
В силу пункта 2 Правил отнесения граждан к категории лиц, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от <дата обезличена> <номер обезличен>, отнесение граждан к категории лиц, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, получивших суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения более 5 сЗв (бэр), осуществляется на основании сведений об их проживании или прохождении военной службы в 1949-1963 годах в населенных пунктах, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, включенных в перечни утверждаемые, в установленном порядке.
Определение населенных пунктов, в которых граждане за счет внешнего и внутреннего облучения получили суммарную (накопленную) эффективную дозу более 5 сЗв (бэр) осуществляется на основании расчетов доз облучения граждан (с учетом особенностей радиационного воздействия при проведении конкретных ядерных испытаний) в соответствии с методикой оценки доз облучения, утвержденной в установленном порядке (пункт 3 указанных Правил).
Перечень населенных пунктов, в которых граждане за счет внешнего и внутреннего облучения получили суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения более 5 сЗв (бэр) определен Правительством Российской Федерации на основании указанной Методики и дальнейших (с целью уточнения полученных населением доз облучения) расчетов, выполненных специалистами Барнаульского государственного учреждения «НИИ Региональных медико-экономических проблем» в 1997-1998 годах по заказу МЧС России, действовавшего по поручениям Президента Российской Федерации (от <дата обезличена> <номер обезличен>) и Правительства Российской Федерации (от <дата обезличена> № ВЧ-П9-10884) в рамках научного договора по теме «Разработка перечней населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне в перио<адрес обезличен> годах, в дозах свыше 5 сантизиверт».
По данным исследований, суммарная эффективная доза облучения жителей <адрес обезличен> в период с <дата обезличена> по <дата обезличена> составила 0,43 сЗв, то есть не превысила значения 5 сЗв, в связи с чем влияние ядерных испытаний на жителей <адрес обезличен> в дозе свыше 5 сЗв специалистами не подтверждается.
Не подтверждается данное обстоятельство и имеющимся в материалах дела списком населенных пунктов с указанием доз внешнего и внутреннего облучения, полученных населением за период с 1949 по 1992 год, утвержденным главным радиологом Республики Казахстан.
Одним из оснований для признания гражданина подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне является факт его проживания в населенном пункте, включенном в Перечень, утверждаемый Правительством Российской Федерации. Однако как следует из Переченя населенных пунктов бывшей Казахской ССР, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от <дата обезличена> <номер обезличен>-р, <адрес обезличен> в нем не значится.
Признание истца Фоминых А.В. подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, само по себе, не влечет правовых последствий в виде приобретения права по получения установленных законом льгот и гарантий, поскольку для этого необходимы сведения о полученной дозе облучения.
Однако с учетом изложенных выше обстоятельств считать истца Фоминых А.В. получившим суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения более 5 сЗв оснований не имеется.
Представленные истцом удостоверение и справка, выданные уполномоченными органами Республики Казахстан, не могут быть приняты во внимание судом и признаны надлежащими доказательствами.
Иных доказательств, подтверждающих факт получения дозы облучения и ее размера не имеется.
Ссылка истца на статью 13 Конвенции СНГ о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от <дата обезличена>, несостоятельна, поскольку данная статья всего лишь обеспечивает признание аутентичности (подлинности) документов, исходящих от органов, должностных или специально уполномоченных лиц иностранных государств, без необходимости дополнительного удостоверения (консульской легализации или проставления апостиля).
В соответствии со статьей 1 Конвенции на территории Российской Федерации правовая защита может требоваться только в объеме, предоставляемом Российской Федерацией своим гражданам; Конвенция не дает гражданам права требовать на территории Российской Федерации предоставления им льгот, установленных законодательством Республики Казахстан.
Кроме того, представленные истцом вышеуказанные документы содержат дозу облучения (от 7 до 35 сЗв) определенную по методике, не соответствующей требованиям российского законодательства, выделяющего две категории граждан, подвергшихся радиационному воздействию: свыше 5 до 25 сЗв, и свыше 25 сЗв.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения исковых требований Фоминых А.В. не имеется.
Руководствуясь статьями 56, 67, 194 - 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Фоминых Александру Владимировичу в удовлетворении исковых требований к министерству социального развития и занятости населения <адрес обезличен>, министерству Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий о признании подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, обязании внести в реестр учета граждан, подвергшихся радиационному воздействию и выдать удостоверение единого образца отказать в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в <адрес обезличен>вой суд подачей жалобы через Ленинский районный суд <адрес обезличен> в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Мотивированное решение составлено <дата обезличена>.
Судья Т.Н. Никитенко