Судебный акт #1 (Решение) по делу № 11-14/2012 от 03.10.2012

Мировой судья Цепляев Б.В.                                                                                       № 11-14/2012

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

18 октября 2012 года                                                                                       пос. Муезерский                                                                                 

Муезерский районный суд Республики Карелия в составе:

председательствующего судьи           Антонова Н.И.,

при секретаре судебного заседания Веселовой Л.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Государственного казенного учреждения социальной защиты «Центр социальной работы Муезерского района» на решение мирового судьи судебного участка Муезерского района Республики Карелия от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу по иску Заблоцкого А.М. к Государственному казенному учреждению социальной защиты «Центр социальной работы Муезерского района» о взыскании расходов по оплате зубопротезирования,

установил:

Заблоцкий А.М. (далее истец) обратился в суд с иском к ГКУ социальной защиты «Центр социальной работы Муезерского района» (далее ответчик) по тем основаниям, что является ветераном труда и в соответствии со статьей 3 Закона РК № 827-ЗРК от 17 декабря 2004 года «О социальной поддержке отдельных категорий граждан…..» и Постановлением Правительства РК № 1-П от 17 января 2005 года имеет право на бесплатное изготовление и ремонт зубных протезов в лечебно-профилактических учреждениях. В ДД.ММ.ГГГГ истец осуществлял зубопротезирование у врача-стоматолога в <адрес> на платной основе. Стоимость услуг по зубопротезированию составила <данные изъяты> рублей 00 копеек. На обращение истца о компенсации понесенных затрат на зубопротезирование ответчик ответил отказом. Считая отказ необоснованным истец просит взыскать с ответчика понесенные расходы, связанные с зубопротезированием в сумме <данные изъяты> рублей 00 копеек.

Решением мирового судьи судебного участка Муезерского района Республики Карелия от ДД.ММ.ГГГГ исковые требования удовлетворены.

С данным решением не согласен ответчик, заявляя в апелляционной жалобе требование об отмене решения. Указывает, что истец является одновременно «ветераном труда» и инвалидом 2 группы, включен в регистр федеральных льготников, в Пенсионном фонде РФ получает ЕДВ по категории «инвалид». Истец пользуется мерами социальной поддержки по одному из указанных оснований, а именно - по категории «инвалид». В соответствии с ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» оплата расходов по зубопротезированию гражданам, относящимся к категории «инвалид», возможна только в случае, если гражданину предусмотрены изготовление и установка зубных протезов индивидуальной программой реабилитации с целью восстановления функции организма, утрата которой является причиной инвалидности.

В судебное заседание суда апелляционной инстанции истец не явился, извещен надлежащим образом, об уважительности причин неявки суд не уведомил. В письменных возражениях     указал о своем несогласии с доводами жалобы. Полагает, что имея звание «Ветеран труда» и являясь «инвалидом», он вправе пользоваться мерой социальной поддержки в виде бесплатного зубопротезирования. Считает оспариваемое решение мирового судьи справедливым.      

В соответствии с положениями части 3 статьи 167 и части 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки неуважительными. Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося истца.

В судебном заседании представитель ответчика Павлова И.И. поддержала доводы жалобы по указанным в ней основаниям.

Суд, заслушав представителя ответчика, изучив материалы настоящего гражданского дела, проверив доводы апелляционной жалобы, приходит к следующим выводам.

Из обстоятельств дела следует, что истец является «Ветераном труда», проживает в поселке <адрес> Республики Карелия, что подтверждается копией удостоверения ветерана серия , выданного ДД.ММ.ГГГГ (л.д.9).

Исходя из копии справки МСЭ-2001 истец является инвалидом второй группы (л.д.10).

Согласно договору на оказание платных услуг по стоматологии от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.11), истец в ДД.ММ.ГГГГ осуществлял зубопротезирование у врача-стоматолога П. в <адрес> на платной основе.

Стоимость услуг по зубопротезированию с сопутствующими работами без использования изделий из металлокерамики и драгоценных металлов составила <данные изъяты> рублей 00 копеек и оплачена истцом, что подтверждается нарядом выполненных зубопротезных работ (л.д.13) и квитанцией от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.14).

Согласно справке ГУ-Управление Пенсионного фонда РФ в Муезерском районе от ДД.ММ.ГГГГ истец является получателем ежемесячной денежной выплаты по категории инвалид 2 группы.

Конституция Российской Федерации, в соответствии с целями социального государства (статья 7, часть 1) гарантируя каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1), вместе с тем не определяет конкретные способы и объемы такой защиты, предоставляемой тем или иным категориям граждан. Разрешение этих вопросов отнесено к компетенции законодателя, который при осуществлении необходимого правового регулирования должен исходить из недопустимости издания в Российской Федерации законов, отменяющих или умаляющих права граждан (статья 55, часть 2).

Согласно Федеральному закону от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" меры социальной поддержки ветеранов труда определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (статья 22) и в силу пункта 2 статьи 10 его являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.

Республикой Карелией, как субъектом Российской Федерации, 17 декабря 2004 года принят Закон № 827-ЗРК «О социальной поддержке отдельных категорий граждан и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Республики Карелия».

В соответствии с п. 1 Порядка предоставления мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, предусмотренных Законом Республики Карелия "О социальной поддержке отдельных категорий граждан и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Республики Карелия", утвержденным Постановлением Правительства Республики Карелия от 17 января 2005 года № 1-П, статьями 2, 3 Закона Республики Карелия «О социальной поддержке отдельных категорий граждан и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Республики Карелия», «Ветераны труда» имеют право на бесплатное изготовление и ремонт зубных протезов (кроме расходов на оплату стоимости драгоценных металлов и металлокерамики).

Согласно статье 4 Закона Республики Карелия от 17 декабря 2004 года № 827-ЗРК «О социальной поддержке отдельных категорий граждан и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Республики Карелия» лицам, указанным в пунктах 1-12 статьи 2 настоящего Закона ( в т.ч. «Ветераны труда»), имеющим одновременно право на получение одной и той же меры социальной поддержки по нескольким предусмотренным законодательством основаниям, мера социальной поддержки предоставляется по одному из оснований по выбору получателя, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.

Социальные гарантии для инвалидов определены Федеральным законом от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» ).

Согласно статьи 31 названного Закона, если другими правовыми актами для инвалидов предусмотрены нормы, повышающие по сравнению с указанным Федеральным законом уровень социальной защиты инвалидов, применяются положения этих правовых актов.

В соответствии с положениями «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», действовавшим в редакции до 1 января 2005 года, гражданам, признанным инвалидами, предоставлялись льготы в натуральной форме.

С 1 января 2005 года отдельные положения ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», устанавливающие льготы в натуральной форме, были признаны утратившими силу Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

В том числе был исключен пункт 5 статьи 28 (изготовление и ремонт зубных протезов) и статья 30 (бесплатный проезд на всех видах транспорта общего пользования городского и пригородного сообщения и 50-процентная скидка со стоимости проезда на междугородних линиях).

Вместе с тем, указанным Федеральным законом введена новая мера социальной поддержки - ежемесячная денежная выплата (ЕДВ). Статьей 28.1 Федерального закона N 181-ФЗ определены размеры ежемесячных денежных выплат в зависимости от установленной группы инвалидности.

Если гражданин одновременно имеет право на ежемесячную денежную выплату по настоящему Федеральному закону и по другому федеральному закону или иному нормативному правовому акту независимо от основания, по которому она устанавливается (за исключением случаев установления ежемесячной денежной выплаты в соответствии с Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (в редакции Закона Российской Федерации от 18 июня 1992 года N 3061-1), Федеральным законом от 10 января 2002 года N 2-ФЗ "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне"), ему предоставляется одна ежемесячная денежная выплата либо по настоящему Федеральному закону, либо по другому федеральному закону или иному нормативному правовому акту по выбору гражданина.

Конституционный суд Российской Федерации указывает, что ежемесячная денежная выплата, введенная Федеральным законом № 122-ФЗ по своей правовой природе, есть элемент механизма восполнения потерь для граждан, ранее являвшихся получателями натуральных льгот, поэтому отмена определенных льгот не может рассматриваться как нарушение социальных прав граждан. (Определения: от 19.02.2009 N 159-0-0. от 22.04.2010 N 513-0-(). от 27.05.2010 N 657-0-0).

Часть суммы ежемесячной денежной выплаты может направляться на финансирование предоставления инвалиду социальных услуг в соответствии с Федеральным законом от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи".

Главой 1 Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" гражданам, признанным инвалидами, предусмотрена государственная социальная помощь, оказываемая в виде предоставления набора социальных услуг. К числу таких услуг относится дополнительная бесплатная медицинская помощь, в том числе предусматривающая обеспечение необходимыми лекарственными средствами по рецепту врача, предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение: бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно. Право на получение данной услуги граждане выбирают самостоятельно. В случае отказа в ее получении (либо другой услуги (услуг)), увеличивается размер ежемесячной денежной выплаты.

Пунктом 2 статьи 23.1 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ «О ветеранах» предусмотрено, что гражданину, одновременно имеющему право на ежемесячную денежную выплату по Федеральному закону от 12 января 1995 года N 5-ФЗ и по другому федеральному закону или иному нормативному правовому акту независимо от основания, по которому она устанавливается (за исключением случаев установления ежемесячной денежной выплаты в соответствии с Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", Федеральным законом от 10 января 2002 года N 2-ФЗ "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне"), предоставляется одна ежемесячная денежная выплата либо по Федеральному закону от 12 января 1995 года N 5-ФЗ, либо по другому федеральному закону или иному нормативному правовому акту по выбору гражданина.

Согласно статье 11.1 ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» в состав технических средств реабилитации включены протезные изделия. Данным обобщенным понятием охватывается широкая гамма различных протезов. Во исполнение статьи 10 названного Закона распоряжением Правительства Российской Федерации от 21.10.2004 N 1343-р утвержден федеральный перечень технических средств реабилитации, предоставляемых инвалиду бесплатно, который содержит понятие "протезы", приведенное также в обобщенной форме.

Зубные протезы, в частности, являются одним из видов протезов (протезных изделий).

В соответствии со статьей 9 ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» все необходимые инвалиду технические средства реабилитации, в том числе протезы, предоставляются ему в рамках индивидуальной программы реабилитации, разработанной для инвалида федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы.

Согласно письму Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 29 июня 2005 года № 18-11603 инвалидам всех категорий могут быть изготовлены зубные протезы бесплатно, в случае если необходимость обеспечения такими протезами будет установлена инвалиду в рамках индивидуальной программы реабилитации с целью полного или частичного восстановления функции организма, утрата которой является причиной инвалидности.

Доказательств наличия индивидуальной программы реабилитации, согласно которой с целью полного или частичного восстановления функции организма истцу необходимо зубопротезирование, не имеется.

Как следует из нормативных актов РФ и субъекта федерации перечень мер социальной поддержки для инвалидов и для ветеранов труда не совпадает. Однако из правовых положений указанных нормативных актов следует, что гражданину, имеющему право на получение мер социальной поддержки по нескольким основаниям, предоставлено право выбора получения мер социальной поддержки по одному из оснований. Законодательством не предусмотрено суммирование мер социальной поддержки, предоставленные лицу по различным основаниям.

Правовое регулирование, при котором лицам, имеющим одновременно право на социальную поддержку по нескольким предусмотренным законодательством основаниям, социальная поддержка предоставляется по одному из оснований по выбору получателя, как устанавливающее право выбора гражданином наиболее выгодного основания пользования мерами социальной поддержки, не может расцениваться как ущемляющее права граждан.

Такое правовое регулирование согласуется с общепризнанными принципами и нормами международного права, в частности, с Конвенцией Международной Организации Труда N 157 об установлении международной системы сохранения прав в области социального обеспечения (Женева, 21 июня 1982 года, вступила в силу для Российской Федерации 11 сентября 1986 года). Согласно пункту 2 статьи 8 названной Конвенции, если Государство - Член Организации - должно на основании двух или нескольких актов предоставить одному и тому же лицу пособия одинакового характера, то оно обязано предоставить только пособия, в наибольшей степени отвечающие интересам данного лица.

Таким образом, поскольку истец по личному выбору является получателем мер социальной поддержки (помощи) по статусу «инвалид», правовых оснований для одновременного получения аналогичных мер по званию «Ветеран труда» у него не имеется. Однако это не лишает его права обратиться с заявлением о предоставлении ему мер социальной поддержки как «Ветерану труда», отказавшись от получения мер социальной поддержки, предоставляемых как инвалиду.

Учитывая изложенные обстоятельства и в соответствии с положениями ст. 328, п. 4 ч. 1 ст. 330 ГПК РФ, решение мирового судьи от ДД.ММ.ГГГГ подлежит отмене в связи неправильным применением норм материального права, с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований истца в полном объеме.

В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 333.36 Налогового Кодекса РФ истец освобожден от уплаты государственной пошлины, однако,     при подаче иска истцом оплачена государственная пошлина в сумме 544 рубля 40 копеек. В связи с отменой решения суда первой инстанции и отказом в удовлетворении исковых требований, оснований для взыскания с ответчика в пользу истца расходов по оплате государственной пошлины в порядке части 1 статьи 98 ГПК РФ не имеется.

На основании части 1 ст. 98 ГПК РФ с истца в пользу ответчика подлежат взысканию расходы по оплате государственной пошлины при подаче апелляционной жалобы в сумме 2000 рублей.

Учитывая изложенное, руководствуясь ст. ст. 327-330 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Апелляционную жалобу Государственного казенного учреждения социальной защиты «Центр социальной работы Муезерского района» удовлетворить.

Решение мирового судьи судебного участка мирового судьи судебного участка Муезерского района Республики Карелия от ДД.ММ.ГГГГ по настоящему делу отменить.

Вынести новое решение об отказе Заблоцкому А.М. в удовлетворении иска к Государственному казенному учреждению социальной защиты «Центр социальной работы Муезерского района» о взыскании расходов по оплате зубопротезирования.

Взыскать с Заблоцкого А.М. в пользу Государственного казенного учреждения социальной защиты «Центр социальной работы Муезерского района» расходы по оплате государственной пошлины, понесенные при подаче апелляционной жалобы, в сумме 2000 рублей.

Апелляционное решение вступает в законную силу со дня принятия и обжалованию в кассационном порядке не подлежит. Апелляционное решение может быть обжаловано в суд надзорной инстанции - Президиум Верховного суда Республики Карелия в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу. Мотивированное апелляционное решение в окончательной форме вынесено 23.10.2012 года.

Судья-                                                                                                               Н.И. Антонов

11-14/2012

Категория:
Гражданские
Статус:
Решение ОТМЕНЕНО и принято НОВОЕ РЕШЕНИЕ
Истцы
ГКУ СЗ РК "Центр социальной работы Муезерского района"
Ответчики
Заблоцкий Аркадий Михайлович
Суд
Муезерский районный суд Республики Карелия
Судья
Антонов Николай Иванович
Дело на странице суда
muezersky--kar.sudrf.ru
03.10.2012Регистрация поступившей жалобы (представления)
03.10.2012Передача материалов дела судье
08.10.2012Вынесено определение о назначении судебного заседания
18.10.2012Судебное заседание
26.10.2012Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
29.10.2012Дело оформлено
29.10.2012Дело отправлено мировому судье
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее