Решение по делу № 2-603/2021 (2-4237/2020;) ~ М-4222/2020 от 22.12.2020

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

02 марта 2021 года г.Ачинск Красноярского края,

ул. Назарова, 28Б

Ачинский городской суд Красноярского края в составе председательствующего судьи Киняшовой Г.А.

при секретаре Кононюк Н.С.,

с участием:

истца Кудрича И.И.,

представителя ответчика ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в г.Ачинске Красноярского края (межрайонное) Трухиной И.М., действующей на основании доверенности от 11 января 2021 года, сроком действия по 31 декабря 2021 года (л.д.18),

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Кудрича Ивана Игнатовича к государственному учреждению Управление Пенсионного фонда РФ в г.Ачинске Красноярского края (межрайонное) о возложении обязанности по перерасчету установленного размера страховой пенсии по старости,

УСТАНОВИЛ:

Кудрич И.И. обратился в суд с иском к государственному учреждению Управление Пенсионного фонда РФ в г.Ачинске Красноярского края (межрайонное) (далее по тексту – УПФР в г.Ачинске, пенсионный фонд) о возложении обязанности по перерасчету установленного размера страховой пенсии по старости, мотивируя свои требования тем, что с 12 сентября 2018 года ему была назначена страховая пенсия по старости. При назначении пенсии ему неправильно был определен ее размер, уменьшено количество пенсионных баллов; в стаж был не включен период его работы с сентября 1986 года по октябрь 1986 года; обращение в пенсионный фонд с заявлением о назначении пенсии было написано им 11 апреля 2017 года, тогда как пенсия была ему назначена только 12 сентября 2018 года. С учетом указанных обстоятельств, а также уточнения ранее заявленных требований, Кудрич И.И. просил обязать ответчика включить в его страховой стаж неучтенные два года его работы в тяжелых условиях труда, увеличить его индивидуальный пенсионный коэффициент на 6,950 баллов и произвести перерасчет размера его пенсии (л.д.2-4,37).

В судебном заседании истец Кудрич И.И. поддержал заявленные исковые требования, суду пояснил, что 12 сентября 2018 года ему исполнилось 52 года. Решением УПФР в г.Боготоле от 24 августа 2018 года, ему была досрочно назначена с 12 сентября 2018 года страховая пенсия по старости на основании п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» в связи с наличием у него стажа работы в тяжелых условиях труда – 9 лет 6 мес. 26 дней. Однако при назначении пенсии в расчет был взят стаж его работы только 7 лет 6 мес. Два года 26 дней его работы в тяжелых условиях зачтены не были. При условии зачета указанного времени, он бы имел право выхода на пенсию не в 52 года, а раньше. Также, при назначении пенсии пенсионным фондом был неправильно произведен расчет размера его пенсии, применен индивидуальный пенсионный коэффициент (ИПК) в размере 161,533, тогда как согласно данным его индивидуального лицевого счета в системе обязательного пенсионного страхования по состоянию на 01 июля 2018 года его ИПК составлял 167,950. Кроме того, в его общий трудовой стаж не включен период его учебы, а также не в полном объеме включен период его работы, отраженный в его второй трудовой книжке.

Представитель ответчика УПФ в г.Ачинске Трухина И.М. в судебном заседании с требованиями истца не согласилась, указав, что весь трудовой стаж истца был учтен при назначении пенсии, расчет размера пенсии произведен верно. Уменьшение размера ИПК истца произошло в связи с досрочным назначением истцу пенсии. Размер ИПК, равный 167,950, был бы применен при условий назначения истцу страховой пенсии по старости на общих основаниях, при достижении возраста 60 лет. Основания для снижения истцу пенсионного возраста ниже 52 лет отсутствуют. Пенсионный возраст был снижен истцу пропорционально отработанному времени в тяжелых условиях труда.

Выслушав стороны, допросив свидетеля, исследовав письменные доказательства, судсчитает исковые требования Кудрича И.И. не подлежащими удовлетворению в полном объеме по следующим основаниям.

Частью 1 ст. 4 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" установлено, что право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных данным Федеральным законом.

В числе этих условий, как следует из содержания ст. 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ, возраст (ч. 1 ст. 8 названного закона), страховой стаж (ч. 2 ст. 8 названного закона), индивидуальный пенсионный коэффициент (ч. 3 ст. 8 названного закона).

Согласно п. 2 ст. 3 Федерального закона N 400-ФЗ страховой стаж - это учитываемая при определении права на страховую пенсию и ее размера суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.

В силу ч. 1 ст. 8 Федерального закона N 400-ФЗ право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.

Страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа (ч. 2 ст. 8 Федерального закона N 400-ФЗ) и при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 (ч. 3 ст. 8 Федерального закона N 400-ФЗ).

Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии по старости определены статьей 30 Федерального закона N 400-ФЗ.

Согласно п. 2 ч. 1 указанной статьи, страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона по состоянию на 31 декабря 2018 года, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам.

Как установлено по делу, истец Кудрич И.И. родился ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ ему исполнилось 52 года.

Решением УПФР в г.Боготоле Красноярского края от 24 августа 2018 года № 645554/18 Кудричу И.И., на основании его заявления от 13 августа 2018 года, была назначена страховая пенсия по старости в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с 12 сентября 2018 года бессрочно в размере 19434,76 руб., в том числе страховая пенсия - 12956,99 руб., фиксированная выплата к страховой пенсии с учетом двух повышений фиксированной выплаты - 6477,77 руб. (л.д.104).

Решением УПФР в г.Боготоле Красноярского края от 23 октября 2018 года № 33 Кудричу И.И. был произведен перерасчет размера пенсии с учетом дополненных / скорректированных сведений за 1999, 2001 г.г. с первоначальной даты назначения пенсии – с 12 сентября 2018 года, в связи с чем размер его пенсии стал составлять 19601,25 руб., в том числе страховая пенсия – 13123,48 руб., фиксированная выплата к страховой пенсии с учетом двух повышений фиксированной выплаты - 6477,77 руб. (л.д.105,106).

Решением УПФР в г.Боготоле Красноярского края от 09 ноября 2018 года № 645554/18 Кудричу И.И. был вновь произведен перерасчет размера пенсии с первоначальной даты назначения пенсии – с 12 сентября 2018 года. Увеличены повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, в связи с чем она стала составлять 7474,35 руб., плюс страховая пенсия – 13123,48 руб., всего 20597,83 руб. (л.д.107).

Заявляя о неправильном расчете размера его пенсии, истец указывает о не включении в его общий трудовой стаж периодов его учебы, а также включении не в полном объеме периода работы, отраженного в его второй трудовой книжке.

Из представленных УПФР в г.Ачинске документов из пенсионного дела истца следует, что на момент назначения пенсии – 12 сентября 2018 года его страховой стаж составлял 30 лет 7 месяцев 15 дней (л.д.63-64,98-101).

При этом, в указанный стаж включены, в том числе периоды учебы истца с 01 сентября 1981 года по 20 июля 1982 года (10 мес. 19 дней), с 01 сентября 1983 года по 30 апреля 1984 года (08 мес.), с 19 ноября 1984 года по 10 октября 1985 года (10 мес.22 дня) (л.д.63,98-99).

Трудовой стаж по состоянию на 01 января 2002 года определен истцу в размере 14 лет 02 мес.25 дней без учета периодов учебы, в связи с тем, что оценка пенсионных прав истца Кудрича И.И. производилась пенсионным фондом в соответствии с п. 3 ст. 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", так как данный вариант расчета пенсии истца являлся для него наиболее выгодным.

В соответствии с п. 3 ст. 30 Закона N 173-ФЗ в целях определения расчетного размера трудовой пенсии застрахованных лиц в соответствии с настоящим пунктом под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 года, в которую включаются:

периоды работы в качестве рабочего, служащего (в том числе работа по найму за пределами территории Российской Федерации), члена колхоза или другой кооперативной организации; периоды иной работы, на которой работник, не будучи рабочим или служащим, подлежал обязательному пенсионному страхованию; периоды работы (службы) в военизированной охране, органах специальной связи или в горноспасательной части независимо от ее характера; периоды индивидуальной трудовой деятельности, в том числе в сельском хозяйстве;

периоды творческой деятельности членов творческих союзов - писателей, художников, композиторов, кинематографистов, театральных деятелей, а также литераторов и художников, не являющихся членами соответствующих творческих союзов;

служба в Вооруженных Силах Российской Федерации и иных созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации воинских формированиях, Объединенных Вооруженных Силах Содружества Независимых Государств, Вооруженных Силах бывшего СССР, органах внутренних дел Российской Федерации, органах внешней разведки, органах федеральной службы безопасности, федеральных органах исполнительной власти и федеральных государственных органах, в которых предусмотрена военная служба, бывших органах государственной безопасности Российской Федерации, а также в органах государственной безопасности и органах внутренних дел бывшего СССР (в том числе в периоды, когда эти органы именовались по-другому), пребывание в партизанских отрядах в период гражданской войны и Великой Отечественной войны;

периоды временной нетрудоспособности, начавшейся в период работы, и период пребывания на инвалидности I и II группы, полученной вследствие увечья, связанного с производством, или профессионального заболевания;

период пребывания в местах заключения сверх срока, назначенного при пересмотре дела;

периоды получения пособия по безработице, участия в оплачиваемых общественных работах, переезда по направлению службы занятости в другую местность и трудоустройства.

Из указанной нормы следует, что периоды обучения не включаются в общий трудовой стаж для расчета размера трудовой пенсии.

Согласно данным второй трудовой книжки истца, в период с 18 декабря 1986 года по 09 июля 1990 года он работал в качестве рабочего Куйбышевского леспромхоза № 2 (л.д.90). При этом указанный период его работы был включен в трудовой стаж истца в неполном объеме - 03 года 5 мес. 28 дней вместо фактического – 03 года 06 мес. 22 дня (л.д.99).

Из пояснений представителя пенсионного фонда следует, что в связи с наличием в данной трудовой книжки исправлений, была запрошена архивная справка о периоде работы истца. По поступившим документам было установлена только дата начала работы истца – 18 декабря 1986 года. Документов, подтверждающих увольнение, представлено не было, но поступили сведения о выплате истцу заработной платы в июне 1990 года, без указания даты. В связи с чем, указанный период был зачтен по 15 июня 1990 года.

В соответствии с пунктом 65 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 02 октября 2014 года N 1015, в случае, если в представленном документе о периодах работы и (или) иной деятельности и иных периодах указаны только годы без обозначения точных дат, за дату принимается 1 июля соответствующего года, если не указано число месяца, то таковым считается 15-е число соответствующего месяца.

Таким образом, действия пенсионного фонда по включению указанного периода в трудовой стаж истца являлись обоснованными.

Заявляя о неправильном расчете размера пенсии, истец указывает также о неверном применении ответчиком индивидуального пенсионного коэффициента (ИПК) в размере 161,533, тогда как согласно данным его индивидуального лицевого счета в системе обязательного пенсионного страхования по состоянию на 01 июля 2018 года его ИПК составлял 167,950.

Согласно представленным истцом сведениям о состоянии его индивидуального лицевого счета по состоянию на 01 июля 2018 года, величина ИПК составляет 167,950, в том числе до 2015 года – 139,971 (л.д.38-41).

Согласно данным ответчика, при назначении истцу пенсии 12 сентября 2018 года, величина его ИПК составляла 161,533, в том числе до 2015 года – 133,066.

При проверке указанных доводов суд исходит из следующего.

В соответствии с ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", размер страховой пенсии по старости определяется по формуле: СПст = ИПК x СПК, где СПст - размер страховой пенсии по старости; ИПК - индивидуальный пенсионный коэффициент; СПК - стоимость одного пенсионного коэффициента по состоянию на день, с которого назначается страховая пенсия по старости.

Часть 10 ст. 15 указанного закона устанавливает формулу для определения величины индивидуального пенсионного коэффициента за периоды, имевшие место до 1 января 2015 года, согласно которой одним из показателей, используемых для расчета, является размер страховой части трудовой пенсии по старости, без учета фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости, исчисленный по состоянию на 31 декабря 2014 года по нормам Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".

В соответствии с п. 1 ст. 14 Закона N 173-ФЗ размер страховой части трудовой пенсии по старости определяется по формуле: СЧ = ПК / Т + Б, где СЧ - страховая часть трудовой пенсии по старости; ПК - сумма расчетного пенсионного капитала застрахованного лица (ст. 29.1 указанного Закона), учтенного по состоянию на день, с которого указанному лицу назначается страховая часть трудовой пенсии по старости; Т - количество месяцев ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии по старости, применяемого для расчета страховой части указанной пенсии, составляющего 19 лет (228 месяцев); Б - фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости.

Ожидаемый период выплаты трудовой пенсии (Т) – это показатель, который рассчитывается на основе данных федерального органа статистики и используется для определения страховой и накопительной частей страховой пенсии, означает количество месяцев выплаты пенсии по старости после достижения пенсионного возраста.

От величины данного показателя напрямую зависят размеры страховой и накопительной частей пенсии, поскольку они определяются путем деления суммы уплаченных страховых взносов на Т.

В соответствии с п. 1 ст. 32 Закона N 173-ФЗ при определении размера страховой части трудовой пенсии начиная с 1 января 2002 года ожидаемый период выплаты трудовой пенсии по старости, предусмотренный п,1 ст. 14 настоящего Федерального закона, устанавливается продолжительностью 12 лет (144 месяца) и ежегодно увеличивается на 6 месяцев (с 1 января соответствующего года) до достижения 16 лет (192 месяцев), а затем ежегодно увеличивается на один год (с 1 января соответствующего года) до достижения 19 лет (228 месяцев).

В соответствии с п. 2 ст. 32 Закона N 173-ФЗ лицам, указанным в п. 1 ст. 27 и п. 1 ст. 28 настоящего Федерального закона, страховая часть трудовой пенсии по старости и накопительная часть трудовой пенсии по старости определяются исходя из установленного в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии по старости (то есть 228). Начиная с 1 января 2013 года этот период ежегодно (с 1 января соответствующего года) увеличивается на один год, при этом общее количество лет такого увеличения не может превышать количество лет, недостающих при досрочном назначении трудовой пенсии до возраста выхода на трудовую пенсию, установленного ст. 7 настоящего Федерального закона (для мужчин и женщин соответственно).

Федеральный закон от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" вступил в силу с 01 января 2015 года, соответственно увеличение периода ожидаемой выплаты происходило с 1 января 2013 по 1 января 2015 года. То есть с 2013 по 2015 год период ожидаемой выплаты увеличился с 228 месяцев до 252 для лиц, досрочно выходящих на пенсию, то есть по состоянию на 31 декабря 2014 года указанный период составлял 252 (228 + 24).

Как следует из представленных ответчиком расчетов, до момента назначения Кудричу И.И. досрочной страховой пенсии, величина его ИПК рассчитывалась исходя из условий назначения страховой пенсии по старости на общих основаниях (возраст – 60 лет), в том числе исходя из ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии по старости, равном 228 месяцам, в связи с чем размер его ИПК по состоянию на 01 июля 2018 года составлял 167,950 (л.д.87).

При фактическом назначении истцу пенсии с 12 сентября 2018 года, используемый в расчете показатель ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии по старости был увеличен до 252 месяцев, в связи с досрочным назначением пенсии. В этой связи, размер ИПК истца по состоянию на 12 сентября 2018 года стал составлять 161,533, в том числе до 2015 года – 133,066 (л.д.88).

Таким образом, доводы истца о неверном расчете размера его пенсии, в связи с неприменением ИПК в размере 167,950, суд считает необоснованными.

Требования истца о зачете в его трудовой стаж 2 лет 26 дней – времени его работы в тяжелых условиях труда, дающих ему право на дополнительное уменьшение возраста для выхода на пенсию, суд также считает несостоятельными.

Согласно вышеприведенным положениям п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона N 400-ФЗ, страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, мужчинам по достижении возраста 55 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда не менее 12 лет 6 месяцев и имеют страховой стаж не менее 25 лет.

В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона по состоянию на 31 декабря 2018 года, мужчинам на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы.

Стаж истца на соответствующих видах работ по Списку № 2 составляет 09 лет 06 месяца 26 дней (л.д.63-64,97-101).

При уменьшении истцу пенсионного возраста из указанного стажа было учтено 7 лет 6 месяцев (2 года 6 мес. + 2 года 6 мес. + 2 года 6 мес.), в связи с чем пенсионный возраст был снижен на три года (55 лет – 3 года = 52 года).

Истец полагает, что оставшиеся 2 года 26 дней стажа его работы по Списку № 2 также должны были быть учтены при снижении пенсионного возраста пропорционально установленному законом сроку.

Суд считает указанные доводы неверными. Положениями п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона N 400-ФЗ закреплено пропорциональное снижение пенсионного возраста и установлена пропорция, подлежащая применению: 2 года 6 месяцев работы с тяжелыми условиями труда – снижение пенсионного возраста на один год.

Применение дополнительной пропорции в виде фактически отработанного времени к установленному показателю – 2 года 6 мес. законом не предусмотрено.

Таким образом, с учетом установленных обстоятельств и требований закона, суд считает исковые требования Кудрича И.И. не обоснованными и не подлежащими удовлетворению в полном объеме.

Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Кудрича Ивана Игнатовича к государственному учреждению Управление Пенсионного фонда РФ в г.Ачинске Красноярского края (межрайонное) о возложении обязанности по перерасчету установленного размера страховой пенсии по старости отказать.

Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Ачинский городской суд.

Судья Г.А. Киняшова

Мотивированное решение изготовлено 25 марта 2021 года.

Судья Г.А. Киняшова

2-603/2021 (2-4237/2020;) ~ М-4222/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Кудрич Иван Игнатович
Ответчики
ГУ - ПФ РФ в г. Ачинске Красноярского края (межрайонное)
Суд
Ачинский городской суд Красноярского края
Судья
Киняшова Галина Александровна
Дело на странице суда
achinsk--krk.sudrf.ru
22.12.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
22.12.2020Передача материалов судье
29.12.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
29.12.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
29.12.2020Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
20.01.2021Предварительное судебное заседание
02.02.2021Судебное заседание
16.02.2021Судебное заседание
25.02.2021Судебное заседание
02.03.2021Судебное заседание
10.03.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
20.03.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее