Дело № 12-210/16
Р Е Ш Е Н И Е
по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении
г. Можга 17 ноября 2016 года
Судья Можгинского районного суда Удмуртской Республики Кожевникова Ю.А.,
с участием помощника Можгинского межрайонного прокурора Баранова Д.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Бузанова А.В. на постановление мирового судьи по делу об административном правонарушении,
у с т а н о в и л:
дд.мм.гггг постановлением мирового судьи судебного участка № 3 города Можги Бузанов А.В. признан виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ст. 19.1 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 300 рублей.
Событие правонарушения, согласно постановлению, заключается в том, что дд.мм.гггг директор МУП ЖКХ Бузанов А.В., находясь на своем рабочем месте по адресу: <***>, принял решение о приостановлении деятельности котельных МУП ЖКХ №№ 1, 5 и 13, в результате чего без горячего водоснабжения остались жители многоквартирных домов <***>, <***>, <***>, <данные изъяты>», <данные изъяты> и <данные изъяты>», что не соответствует Правилам горячего водоснабжения, утвержденным Постановлением Правительства РФ от дд.мм.гггг №***, Правилам, обязательным при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 14.02.2012 г. № 124.
Бузанов А.В. с указанным постановлением не согласился и обратился в суд с жалобой, в которой просит постановление мирового судьи отменить и производство по делу прекратить.
Жалоба мотивирована тем, что в дд.мм.гггг между МУП ЖКХ и ООО <данные изъяты> заключен договор теплоснабжения, которым за нарушение обязательств стороны несут ответственность в соответствии с действующим гражданским законодательством. При исполнении договора стороны руководствуются, в том числе, Правилами предоставления коммунальных услуг № 354 и Правилами № 124, обязательными при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами. Данными правилами предусматривается право энергоснабжающей организации при наличии у потребителя задолженности, приостанавливать или ограничивать последнему коммунальный ресурс.
В сложившейся ситуации, с учетом шестимесячной задолженности и введением 100% ограничения поставки газа, МУП ЖКХ обоснованно ввело в отношении ООО <данные изъяты> ограничение в поставке горячего водоснабжения.
Не имея прямых расчетов с потребителями за коммунальных услуги, МУП ЖКХ ни фактически, ни технически не имеет и не имело возможности установить и предоставить коммунальные услуги потребителям, проживающим в многоквартирных домах и добросовестно оплачивающим коммунальные услуги ООО <данные изъяты>
По мнению заявителя, его действия по введению ограничения горячего водоснабжения соответствовали условиям договоров и действующему законодательству.
В судебное заседание заявитель Бузанов А.В. не явился, о времени и месте рассмотрения дела был извещен надлежащим образом, заявлением от дд.мм.гггг просил рассмотреть дело без своего участия, в связи с чем дело рассмотрено в отсутствие привлекаемого лица на основании ч. 2 ст. 25.1 КоАП РФ.
Заслушав помощника прокурора, полагавшего об отсутствии оснований для удовлетворения жалобы, изучив материалы административного дела, прихожу к следующим выводам.
Согласно ст.30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются законность и обоснованность вынесенного постановления, при этом судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
Объективную сторону состава правонарушения, предусмотренного ст. 19.1 КоАП РФ, образует самоуправство, то есть самовольное, вопреки установленному федеральным законом или иным нормативным правовым актом порядку осуществление своего действительного или предполагаемого права, не причинившее существенного вреда гражданам или юридическим лицам.
Поводом к возбуждению дела об административном правонарушении в отношении директора МУП ЖКХ послужил факт приостановления деятельности котельных МУП ЖКХ №№ 1, 5 и 13, в результате чего дд.мм.гггг была прекращена подача горячего водоснабжения потребителям коммунальных услуг, что явилось нарушением пунктов 85, 87 Правил горячего водоснабжения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 г. № 642, пункта 29 Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 14.02.2012 г. № 124.
В соответствии с п. 11 ст. 7 Федерального закона от 07.12.2011 г. № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и водоотведение осуществляются в соответствии с правилами горячего водоснабжения и правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утверждаемыми Правительством Российской Федерации и определяющими порядок временного прекращения или ограничения водоснабжения, водоотведения, транспортировки воды и (или) сточных вод, порядок отказа от исполнения договора горячего водоснабжения, договора холодного водоснабжения, договора водоотведения, в том числе особенности применения этих мер в отношении отдельных категорий абонентов и в случае невыполнения абонентами своих обязательств по таким договорам.
Согласно пункту 85 Правил горячего водоснабжения, временное прекращение или ограничение горячего водоснабжения либо транспортировки горячей воды может осуществляться в случае:
а) возникновения аварии, инцидента и (или) устранения последствий аварии и инцидента на централизованных системах горячего водоснабжения;
б) существенного ухудшения качества горячей воды. Критерии существенного ухудшения качества горячей воды устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор;
в) проведения планово-предупредительного, внепланового и капитального ремонта;
г) проведения работ по подключению (присоединению) объектов заявителей.
В силу пункта 87 Правил горячего водоснабжения, прекращение или ограничение горячего водоснабжения либо транспортировки горячей воды может осуществляться в случае:
а) получения предписания или соответствующего решения территориального органа федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, а также органов исполнительной власти, уполномоченных осуществлять государственный экологический надзор, о выполнении мероприятий, направленных на обеспечение соответствия качества горячей воды установленным требованиям;
б) самовольного подключения объекта, на котором осуществляется потребление горячей воды, к системам горячего водоснабжения;
в) аварийного состояния водопроводных сетей абонента;
г) аварийного состояния водопроводных сетей организаций, осуществляющих транспортировку горячей воды и эксплуатацию таких сетей;
д) наличия у абонента задолженности по оплате по договору горячего водоснабжения за 3 и более расчетных периода, установленных договором;
е) воспрепятствования абонентом допуска представителей организации, осуществляющей горячее водоснабжение, или по ее указанию представителей иной организации к приборам учета абонента для осмотра, контроля и снятия показаний приборов учета.
Договор теплоснабжения №*** снабжения тепловой энергией в горячей воде и теплоносителем для целей обеспечения предоставления коммунальных услуг потребителям заключен дд.мм.гггг между МУП ЖКХ (теплоснабжающей организацией) и ООО <данные изъяты> По условиям договора теплоснабжающая организация обязуется подавать на объекты управляющей организации через присоединенную сеть тепловую энергию в горячей воде и (или) теплоноситель до многоквартирных домов, а управляющая организация обязуется оплачивать поставленную энергию в горячей воде (мощность) и (или) теплоноситель за счет средств, поступивших от потребителей за услуги отопления и горячего водоснабжения.
По мнению заявителя, наличие у ООО <данные изъяты> шестимесячной задолженности по оплате за поставленный коммунальный ресурс предоставляло право МУП ЖКХ временно прекратить горячее водоснабжение.
В соответствии с ч. 4 ст. 3 Жилищного кодекса РФ никто не может быть ограничен в праве пользования жилищем, в том числе в праве получения коммунальных услуг, иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
В силу ч. 4 ст. 22 Федерального закона от 27.07.2010 г. № 190-ФЗ «О теплоснабжении» ограничение подачи тепловой энергии, теплоносителя потребителям, не исполняющим своих обязательств по оплате потребленных тепловой энергии (мощности), теплоносителя, не должно приводить к изменению режима поставок тепловой энергии иным потребителям.
Отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах регулируются Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 г. № 354 (далее - Правила № 354).
В соответствии с п/п. «в» п. 3 Правил № 354 предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется круглосуточно (коммунальной услуги по отоплению - круглосуточно в течение отопительного периода), то есть бесперебойно либо с перерывами, не превышающими продолжительность, соответствующую Требованиям к качеству коммунальных услуг, приведенным в приложении N 1.
В силу п. 9 Правил № 354 при предоставлении коммунальных услуг должна быть обеспечена бесперебойная подача в жилое помещение коммунальных ресурсов надлежащего качества в объемах, необходимых потребителю.
Пунктами 115 и 117 Правил № 354 установлен исчерпывающий перечень оснований прекращения (ограничения) подачи коммунальных ресурсов гражданам.
При этом прекращение поставки горячей воды ресурсоснабжающей организацией не предусмотрено в качестве основания для такого приостановления или ограничения. Напротив, пунктом 121 Правил № 354 предусмотрено, что ограничение или приостановление исполнителем предоставления коммунальной услуги, которое может привести к нарушению прав на получение коммунальной услуги надлежащего качества потребителем, полностью выполняющим обязательства, установленные законодательством Российской Федерации и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, не допускается.
Прекращение подачи горячей воды со стороны МУП ЖКХ привело к тому, что ООО <данные изъяты> не могло дд.мм.гггг исполнить обязательство по договорам управления в части предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению в отношении жителей многоквартирных домов <***>, <***>, <***>, <данные изъяты>», <данные изъяты>» и <данные изъяты>», которые не имели задолженности по оплате коммунальных услуг.
В силу п. 121 Правил № 354 ограничение или приостановление исполнителем предоставления коммунальной услуги, которое может привести к нарушению прав на получение коммунальной услуги надлежащего качества потребителем, полностью выполняющим обязательства, установленные законодательством Российской Федерации и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, не допускается, за исключением случаев, указанных в подпунктах «а», «б» и «д» пункта 115 и пункте «б» пункта 117 настоящих Правил.
Согласно п. 122 Правил № 354 действия по ограничению или приостановлению предоставления коммунальных услуг не должны приводить к нарушению прав и интересов потребителей, пользующихся другими помещениями в этом многоквартирном доме и полностью выполняющих обязательства, установленные законодательством Российской Федерации и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.
Согласно пункту 29 Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 14.02.2012 г. № 124, в договоре ресурсоснабжения предусматривается порядок приостановления и ограничения подачи коммунального ресурса в аварийных ситуациях, в период проведения планово-профилактического ремонта централизованных сетей инженерно-технического обеспечения и в случае наличия у исполнителя задолженности перед ресурсоснабжающей организацией за поставленный коммунальный ресурс в размере, превышающем стоимость соответствующего коммунального ресурса за 1 расчетный период (расчетный месяц), а также ответственность сторон за нарушение этого порядка. Указанный порядок определяется в соответствии с нормативными правовыми актами в сфере ресурсоснабжения с учетом требований, предусмотренных Правилами предоставления коммунальных услуг, и должен исключать возможность приостановления или ограничения предоставления коммунальных услуг потребителям, добросовестно исполняющим свои обязательства по оплате коммунальных услуг.
Вышеуказанным договором теплоснабжения не предусмотрен порядок ограничения коммунального ресурса при наличии задолженности управляющей компании перед ресурсоснабжающей организацией.
При изложенных обстоятельствах мировой судья пришел к обоснованному выводу о том, что действия директора МУП ЖКХ не соответствовали действующему законодательству, что влечет административную ответственность по ст. 19.1 КоАП РФ.
Данный вывод согласуется с правовой позицией, изложенной в пункте 3 Обзора Верховного Суда Российской Федерации по отдельным вопросам судебной практики о применении законодательства о защите прав потребителей при рассмотрении гражданских дел, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 01.02.2012, согласно которой действия организации по прекращению поставки ресурсов организациям-потребителям, к сетям которых подключены абоненты, своевременно оплачивающие использованные топливно-энергетические ресурсы, при отсутствии соглашения о подаче топливно-энергетических ресурсов таким абонентам, в том числе гражданам-потребителям, являются незаконными.
Обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении, отсутствуют. Административное наказание назначено Бузанову А.В. с учетом общих правил назначения наказания в соответствии с требованиями ст. ст. 3.1, 3.5 и 4.1-4.3 КоАП РФ.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.7, 30.8 КоАП РФ, судья
р е ш и л:
Постановление мирового судьи судебного участка № 3 города Можги УР от дд.мм.гггг в отношении Бузанова А.В. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 19.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения. Жалобу Бузанова А.В. - без удовлетворения.
Решение обжалованию и опротестованию в порядке ст. 30.9-30.10 КоАП РФ не подлежит.
Судья- Кожевникова Ю.А.