Решение по делу № 2-68/2018 (2-701/2017;) ~ М-740/2017 от 18.12.2017

копия

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

14 февраля 2018 года                                                                                              г.Губкинский

Губкинский районный суд Ямало - Ненецкого автономного округа в составе: председательствующего, судьи Лапицкой И.В.,

при секретаре судебного заседания Ушаковой И.Г.,

с участием: истца и законного представителя несовершеннолетнего Бирюкова Ю.А., представителя истца Бирюкова Ю.А. - Воздвиженской Л.С., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

представителя органа опеки и попечительства Воронцовой М.Р., действующей на основании доверенности № от января 2018 года,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-68/2018 по иску Бирюкова Ю.А., Бирюковой В.Ю., ФИО2, ФИО3 и ФИО6 к Департаменту по управлению муниципальным имуществом <адрес> и Администрации МО <адрес> о признании незаконным распоряжения о снятии многодетной семьи с учета для предоставления земельного участка и возложении обязанности восстановить данную семью в очереди на бесплатное предоставление земельного участка,

         у с т а н о в и л :

          Бирюков Ю.А., Бирюкова В.Ю., ФИО2 и ФИО2 обратились в суд с иском к Администрации МО г.Губкинский и Департаменту по управлению муниципальным имуществом г.Губкинского (далее - ДУМИ г.Губкинского) о признании незаконным распоряжения № 231-рд от ДД.ММ.ГГГГ о снятии их многодетной семьи с учета для предоставления земельного участка в собственность бесплатно для индивидуального жилищного строительства и возложении обязанности устранить допущенные нарушения путем восстановления в данной очереди с даты подачи заявления ДД.ММ.ГГГГ. В обоснование иска указали, что являются многодетной семьей, ДД.ММ.ГГГГ Бирюков Ю.А. обратился в ДУМИ г.Губкинского с заявлением о предоставлении его семье земельного участка для индивидуального жилищного строительства. Оспариваемым распоряжением их семья исключена из списка граждан, принятых на учет на предоставление земельного участка, по итогам перерегистрации в 2017 году в связи с завершения обучения сына ФИО2 и предоставлением справки об обучении дочери ФИО2 с истекшим сроком действия. Полагают, что право на предоставление земельного участка возникло в момент подачи документов по постановке на учет и достижение совершеннолетия старшими детьми и окончание очного обучения не может повлиять на реализацию возникшего права.

           В судебном заседании истец и законный представитель несовершеннолетнего Бирюков Ю.А. и его представитель Воздвиженской Л.С., действующая на основании доверенности (л.д. 22), настаивали на удовлетворении исковых требований в полном объеме по основаниям, указанным в иске. Бирюков пояснил, что его дети ФИО2 и ФИО2 на момент принятия оспариваемого решения не достигли 23-летнего возраста и продолжали обучение по очной форме, им были предоставлены в ДУМИ г.Губкинского в 2017 году все необходимые документы, но при приеме реестр документов не составлялся.

           Представитель органа опеки и попечительства Воронцова М.Р., действующая на основании доверенности (л.д. 58), в судебном заседании полагала исковые требования подлежащими удовлетворению.

Истцы Бирюкова В.Ю., ФИО2 и ФИО2, представители ответчиков ДУМИ г.Губкинского и Администрации г.Губкинский в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом (л.д. 65-68, 70-71). Истцы Бирюкова В.Ю., ФИО2 и ФИО2 направили в адрес суда заявления о рассмотрении данного дела в их отсутствие, настаивали на удовлетворении исковых требований (л.д. 59-61). Представитель ответчика ДУМИ г.Губкинского Дорошенко М,В., действующая на основании доверенности (л.д. 41), направили в адрес суда ходатайство о рассмотрении данного дела без ее участия и письменный отзыв на иск, в котором полагала, что оспариваемое распоряжение вынесено законно, правовых оснований для удовлетворения исковых требований не имеется (л.д. 39-40, 73). Представитель ответчика Администрации г.Губкинский Кусенко В.В., действующая на основании доверенности (л.д. 38), направила в адрес суда ходатайство о рассмотрении данного дела без участия представителя ответчика и возражения на иск, в котором указала, что Администрация г.Губкинский является ненадлежащим ответчиком по данному делу (л.д. 23-25, 26), в связи с чем суд на основании ч. 5 ст. 167 ГПК РФ считает возможным рассмотреть данное дело в отсутствие не явившихся лиц.

Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

          Политика Российской Федерации как социального государства направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека; в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты; материнство и детство, семья находятся под защитой государства; мужчины и женщины имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации (ст. 7, ч. 3 ст. 19, ч. 1 ст. 38 Конституции РФ).

          Приведенным положениям Конституции РФ, обусловливающим необходимость обеспечения на основе общепринятых в социальных государствах стандартов родителям и другим лицам, воспитывающим детей, возможности достойно выполнять соответствующие социальные функции, корреспондируют требования Конвенции о правах ребенка, которая исходя из принципа приоритета интересов и благосостояния детей во всех сферах жизни обязывает подписавшие ее государства принимать все законодательные и административные меры к тому, чтобы обеспечить детям необходимые для их благополучия защиту и заботу, принимая во внимание права и обязанности родителей, опекунов и других лиц, несущих за них ответственность по закону (п. 2 ст. 3 Конвенции).

Государственная поддержка семьи, материнства, отцовства, детства в настоящее время приобретает особую социальную значимость и является приоритетной задачей Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы (Указ Президента РФ от 1 июня 2012 года № 761).

Правовое регулирование общественных отношений по реализации ст.ст. 7, 38 Конституции РФ, а именно выбор конкретных мер защиты семьи, определение условий и порядка их предоставления, является предметом совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ, принятые по этим вопросам, не могут противоречить федеральным законам (п. ж ч. 1 ст. 72, ч. 2 и ч. 5 ст. 76 Конституции РФ).

          Из материалов дела следует, что семья истцов Бирюкова Ю.А. и Бирюковой В.Ю. являлась многодетной семьей и имеет троих детей – ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

          ДД.ММ.ГГГГ Бирюков Ю.А. обратился в ДУМИ г.Губкинского с заявлением о предоставлении его многодетной семье бесплатно в общую долевую собственность земельного участка под индивидуальное жилищное строительство (л.д. 10). Его семья поставлена на учет в целях бесплатного предоставление земельного участка под индивидуальное жилищное строительство на территории МО <адрес> и состояла под в Списке .

          На основании распоряжения ДУМИ г.Губкинского от 19 мая 2017 года № 231-рд семья Бирюкова Ю.А. была снята с данного учета граждан в связи с несоответствиям семьи условиям, установленным абз. 1 ч. 3 ст. 7 Закона ЯНАО «О регулировании отдельных земельных отношений в ЯНАО» (представлена справка об обучении дочери ФИО2 с истекшим сроком действия, а сын ФИО2 в 2016 году в возрасте 19 лет завершил обучение) (л.д. 13).

В соответствии с п.п. 6 ст. 39.5 Земельного кодекса РФ предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа осуществляется в случае предоставления: земельного участка гражданам, имеющим трех и более детей, в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов РФ. Органами государственной власти субъектов РФ может быть предусмотрено требование о том, что такие граждане должны состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или у таких граждан имеются основания для постановки их на данный учет, а также установлена возможность предоставления таким гражданам с их согласия иных мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями взамен предоставления им земельного участка в собственность бесплатно.

В силу п. 2 ст. 39.19 этого же Кодекса, если иное не предусмотрено федеральными законами, порядок постановки граждан на учет в качестве лиц, имеющих право на предоставление земельных участков в собственность бесплатно по основаниям, указанным в подпунктах 6 и 7 ст. 39.5 данного Кодекса, порядок снятия граждан с данного учета, порядок предоставления гражданам земельных участков в собственность бесплатно, основания для отказа в данном предоставлении, предельные размеры земельных участков, предоставляемых этим гражданам, устанавливаются законами субъектов РФ.

В развитие указанных положений Земельного кодекса РФ в Ямало-Ненецком автономном округе принят Закон ЯНАО от 19 июня 2009 года N 39-ЗАО «О регулировании отдельных земельных отношений в ЯНАО» (далее Закон ЯНАО № 39-ЗАО).

В соответствии с п.1 ч.1 ст. 7 вышеуказанного Закона предоставление земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности на территории автономного округа, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату, за исключением предоставления земельного участка для индивидуального жилищного или дачного строительства, или для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества гражданам, имеющим трех и более детей, при условии постоянного проживания на территории автономного округа не менее пяти лет.

Абзацем 3 ч. 3 ст. 7 Закона ЯНАО № 39-ЗАО предусмотрено, что право на предоставление земельного участка в соответствии с пунктами 1 и 2 ч. 1 настоящей статьи возникает у граждан, имеющих трех и более детей (родных, приемных, подопечных) в возрасте до 18 лет, детей (родных, приемных, подопечных) в возрасте до 23 лет, осваивающих образовательные программы основного общего, среднего общего и среднего профессионального образования, программы бакалавриата, программы специалитета или программы магистратуры по очной форме обучения в образовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам, и не вступивших в брак.

Частью 5 ст. 7 Закона ЯНАО № 39-ЗАО определено, что порядок подачи, приема, рассмотрения и учета заявлений, принятия решений в целях бесплатного предоставления гражданам, имеющим трех и более детей, земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, устанавливается постановлением Правительства автономного округа.

В целях реализации указанного положения, Постановлением Правительства ЯНАО от 18 октября 2012 года N 850-П был утвержден Порядок подачи, приёма, рассмотрения и учёта заявлений, принятия решений в целях бесплатного предоставления гражданам, имеющим трёх и более детей, земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности на территории ЯНАО (далее - Порядок).

Пунктом 3.10 Порядка предусмотрено, что основаниями для принятия комиссией решения об отказе в предоставлении земельного участка являются: письменное заявление обоих родителей, а в семье, состоящей из одного родителя, - одного родителя либо их (его) представителя об отказе в предоставлении земельного участка; несоответствие многодетной семьи требованиям, установленным Законом и настоящим Порядком, на дату принятия комиссией решения о возможности предоставления земельного участка.

Абзацем 2 п. 1.6 Порядка было предусмотрено, что земельные участки предоставляются многодетным семьям, состоящим на учете, при условии, если возраст детей в год принятия решения о предоставлении земельного участка соответствует требованиям абзаца второго п. 1.1 настоящего Порядка (в возрасте до 18 лет, либо детей в возрасте до 23 лет, обучающихся по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам, и не вступивших в брак).

Указанный Порядок действовал на момент постановки семьи истцов на учет. Постановлением Правительства ЯНАО № 163-П от 29 февраля 2016 года Постановление Правительства ЯНАО от 18 октября 2012 года N 850-П было признано утратившим силу, а также были утверждены формы заявлений и перечни документов, прилагаемых к заявлению о предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданам в собственность бесплатно.

В соответствии с приложением № 2 к данному Постановлению для предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданам в случаях, указанных в пунктах 1, 3 ч. 1 ст. 7 Закона ЯНАО N 39-ЗАО необходима в том числе справка организации, осуществляющей образовательную деятельность, об обучении ребенка (детей), достигшего (их) 18-летнего возраста по очной форме по основным образовательным программам в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, - до окончания им (ими) такого обучения, но не дольше чем до достижения им (ими) 23 лет, полученная в данной организации не позднее месяца до дня представления в уполномоченный орган.

          Анализ указанных положений Закона ЯНАО и Постановлений Правительства ЯНАО позволяет сделать определенный вывод о том, что право на бесплатное предоставление земельного участка в собственность подлежит реализации при условии, если на момент принятия решения о предоставлении земельного участка многодетная семья соответствует требованиям, установленным Законом, а именно имеет трех и более детей в возрасте до 18 лет, либо детей в возрасте до 23 лет, обучающихся по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам, и не вступивших в брак.

Согласно ч. 13 ст. 7-2 Закона ЯНАО № 39-ЗАО органы муниципальных районов (городских округов) ежегодно, в период с 1 января по 1 апреля, проводят перерегистрацию заявителей, состоящих на учете граждан, ч. 15 данной статьи устанавливает, что порядок проведения перерегистрации заявителей, состоящих на учете граждан, а также перечень представляемых заявителем документов в целях проведения перерегистрации, указанной в ч. 13 настоящей статьи, устанавливается постановлением Правительства автономного округа.

Постановлением Правительства ЯНАО № 710-П от 22 июля 2016 года был утвержден Порядок проведения перерегистрации заявителей, состоящих на учете граждан в качестве лиц, имеющих право на предоставление земельных участков в собственность бесплатно, а также перечень представляемых заявителем документов в целях проведения перерегистрации заявителей, состоящих на учете граждан в качестве лиц, имеющих право на предоставление земельных участков в собственность бесплатно.

Согласно п. 2 данного Порядка в ходе перерегистрации заявителей граждане, принятые на учет граждан, включенные в список N 1 или в список N 2 в порядке, установленном ст. 7-2 Закона, могут подать письменное согласие на получение земельного участка в собственность бесплатно для индивидуального жилищного строительства в Тюменской области, а также обязаны представить не позднее 01 марта в орган муниципального района (городского округа), в том числе справку организации, осуществляющей образовательную деятельность, об обучении ребенка (детей), достигшего(их) 18-летнего возраста, по очной форме по основным образовательным программам в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, - до окончания им (ими) такого обучения, но не дольше чем до достижения им (ими) 23 лет, полученная в данной организации не позднее месяца до дня представления в уполномоченный орган, - для граждан в случаях, указанных в пунктах 1 и 3 ч. 1 ст. 7 Закона.

В соответствии с п. 4 данного Порядка по результатам проведения перерегистрации заявителей, состоящих на учете граждан, орган муниципального района (городского округа) должен принять не ранее 30 апреля, но не позднее 15 мая, вместе с тем оспариваемое распоряжение вынесено позднее установленного срока, т.е. ДД.ММ.ГГГГ.

           Как было установлено в судебном заседании, на момент вынесения оспариваемого распоряжения (19 мая 2017 года) двое из троих детей семьи ФИО13 ФИО2 и ФИО3 не достигли 23-летнего возраста.

           Из пояснений истца Бирюкова Ю.А. следует, что при перерегистрации им были предоставлены все указанные в законе документы, в том числе и справки об обучении детей.

           Согласно справке ФГАОУ высшего образования «Новосибирский национальный исследовательский государственный университет» от ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 обучается на 2 курсе геолого-геофизическом факультета очная форма обучения по основной образовательной программе, срок окончания обучения ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 74).

           Согласно справке ФГАОУ высшего образования Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» . от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 является студенткой 2 курса магистратуры очной формы обучения факультета гуманитарных наук, обучается по основной образовательной программе высшего образования, срок окончания обучения ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 62).

          Таким образом, на момент вынесения оспариваемого распоряжения данная семья не перестала отвечать требованиям, предъявляемым к многодетным семьям, которые вправе получить земельный участок в собственность бесплатно.

           Статья 12 ГПК РФ устанавливает, что правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. В связи с чем, положения статей 56, 57 Кодекса возлагают на каждую сторону обязанность доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.

          Доказательств того, что при перерегистрации истцами была представлена справка об обучении ФИО2 с истекшим сроком действия, а справка об обучении ФИО2 не предоставлялась ответчиком ДУМИ г.Губкинский суду не представлено.

          При таких обстоятельствах, оспариваемое распоряжение является незаконным, в связи с чем исковые требования подлежат удовлетворению.

          Вместе с тем, сама по себе постановка семьи Бирюковых на учет граждан, подавших в адрес уполномоченного органа заявление на бесплатное предоставление земельного участка в собственность, не означает, что такая многодетная семья обладает субъективным правом на получение земельного участка и после того как она перестанет отвечать требованиям, предъявляемым к многодетным семьям.

Администрации МО г.Губкинский оспариваемое истцами решение не принимала, какие-либо требования истцы к данному ответчиками не заявляли, в связи с чем Администрации МО г.Губкинский является ненадлежащим ответчиком по данному делу.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 12, 56, 67, 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л

        Исковые требования Бирюкова Ю.А., Бирюковой В.Ю., ФИО6, ФИО2 и ФИО3 удовлетворить.

        Признать незаконным распоряжение Департамента по управлению муниципальным имуществом г.Губкинского -рд от ДД.ММ.ГГГГ о снятии многодетной семьи Бирюкова Ю.А. с учета для предоставления земельного участка в собственность бесплатно для индивидуального жилищного строительства.

        Обязать Департамент по управлению муниципальным имуществом г.Губкинского восстановить семью Бирюкова Ю.А. в очереди на предоставление земельного участка в собственность бесплатно для индивидуального жилищного строительства, исходя из даты подачи заявления ДД.ММ.ГГГГ.

    Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в суд Ямало-Ненецкого автономного округа через Губкинский районный суд в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме.

    Председательствующий    (подпись)                           И.В. Лапицкая

Копия верна.

    Судья                                                                                       И.В. Лапицкая

    Секретарь судебного заседания                                                   И.Г. Ушакова

Решение в окончательной форме изготовлено 19 февраля 2018 года.

2-68/2018 (2-701/2017;) ~ М-740/2017

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Бирюкова Виктория Юрьевна
Бирюкова Мария Юрьевна
Бирюков Юрий Александрович
Бирюков Алексей Юрьевич
Бирюков Михаил Юрьевич
Ответчики
Департамент по управлению муниципальным имуществом г. Губкинский
Администрация г. Губкинский
Другие
Отдел опеки и попечительства МУ "Управление образование Администрации г. Губкинский"
Воздвиженская Лидия Сергеевна
Суд
Губкинский районный суд Ямало-Ненецкого автономного округа
Судья
Лапицкая Ирина Викторовна
Дело на странице суда
gubkinskiy--ynao.sudrf.ru
18.12.2017Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
19.12.2017Передача материалов судье
19.12.2017Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
19.12.2017Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
20.12.2017Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
19.01.2018Судебное заседание
05.02.2018Судебное заседание
14.02.2018Судебное заседание
19.02.2018Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
26.02.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
20.03.2018Дело оформлено
20.03.2018Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее