РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ г. Центральный районный суд г. Тольятти Самарской области в составе:
председательствующего Катасонова А.В.,
при секретаре Политовой Ю.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по иску ФИО1 к Гаражному потребительскому кооперативу «Март» о взыскании денежных средств,
установил:
ФИО1 обратился в суд с иском к Гаражному потребительскому кооперативу «Март» о взыскании денежных средств.
В обоснование иска истец указал, что в ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 проживал в <адрес> 19 квартала <адрес> по адресу: <адрес>, Татищева, <адрес> решил приобрести поблизости от дома парковочное место в подземном паркинге ГПК «Март», расположенном возле <адрес> фирмы «Единение» предложили истцу выкупить понравившееся место в готовом паркинге за сумму в 400000 рублей с рассрочкой выплат до ДД.ММ.ГГГГ года. При этом ФИО1 разъяснили, что обслуживанием и эксплуатацией данного гаражного комплекса будет заниматься ГПК «Март», на чей счет и нужно вносить оплату в виде паевых взносов в размере 400 000 рублей и членских взносов в сумме 4 000 рублей. Также истцу было разъяснено, что членские взносы возврату не подлежат, а паевые взносы будут возвращены в любой момент в случае выхода из членов кооператива. ФИО1 была выдана копия Устава Гаражного потребительского кооператива «Март» от ДД.ММ.ГГГГ г., где в пункте 5.7. Устава указано: «член кооператива имеет право в любой момент выйти из кооператива. Заявление о выходе из кооператива подается Председателю кооператива. Каждый член кооператива имеет право на получение стоимости пая при выходе из кооператива имеет право на получение стоимости пая при выходе из кооператива. При этом стоимость пая может быть выплачена члену кооператива денежными средствами или имуществом, в том числе недвижимым. Выбывшее из членом кооператива лицом может получить стоимость пая в течение двух месяцев после окончания финансового года». Истец выбрал парковочное место № в парковке № и произвел выплату наличными деньгами через бухгалтера ООО «Единение» членских взносов в сумме 4 000 рублей и паевых взносов в общей сумме 400 000 рублей в четыре приема. После этого ФИО1 стал членом кооператива «Март» и пользовался своим парковочным местом ДД.ММ.ГГГГ года, ежемесячно оплачивая членские взносы в размере 600 рублей. После постройки второй очереди парковки ГПК «Март» парковочное место истца получило новый номер №. В ДД.ММ.ГГГГ г. ФИО1 сменил место жительство и стал проживать в 8-м квартале <адрес>, в связи с этим истцу стало неудобно использовать свое место в ГПК «Март» из-за большого расстояния от нового места жительства и до парковки. ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратился с заявлением в ГПК «Март» о выходе из ГПК «Март» и выплате стоимости пая денежными средствами в размере 400 000 рублей. ДД.ММ.ГГГГ в телефонном разговоре председатель кооператива ФИО4 пояснил, что денежных средств у кооператива нет, и высказал позицию о нежелании выплачивать стоимость пая денежными средствами. В письменном ответе от ДД.ММ.ГГГГ председатель ГПК подтвердил, что выплатить пай ФИО1 денежными средствами не может и предложил истцу самому продать свое место. ДД.ММ.ГГГГ истец направил ответчику по почте претензию в которой мотивировал свою просьбу выплаты пая, на которую истец не получил ответа.
В ходе рассмотрения дела истец неоднократно уточнял исковые требования, в результате просил взыскать с ответчика стоимость пая 400 000 рублей, переплаченные членские взносы ДД.ММ.ГГГГ года в общей сумме 2400 рублей, почтовые расходы в общей сумме 599 рублей, проценты за неисполнение денежного обязательства на день вынесения решения судом, начиная с ДД.ММ.ГГГГ в размере 29 546 рублей, проценты за неисполнение денежного обязательства после вынесения решения судом до момента фактического исполнения обязательства, компенсацию за фактическую потерю времени в размере 40 000 рублей.
Истец ФИО1 в судебном заседании на уточненных исковых требованиях настаивал в полном объеме по вышеизложенным обстоятельствам.
Представитель ответчика ФИО5, действующая на основании доверенности, в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований ФИО1, предоставила письменный отзыв на исковое заявление.
Выслушав объяснения лиц участвующих в деле, проверив материалы дела, суд считает исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Истец в обоснование своих требований ссылается на положения Закона «О защите прав потребителей», Закона «О потребительской кооперации», Устава ГПК.
Вместе с тем, в силу ст. 2 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 3085-1 "О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации" настоящий Закон не распространяется на специализированные потребительские кооперативы (гаражные, жилищно-строительные, кредитные и другие).
Также исходя из положений Закона «О защите прав потребителей», п.7 Постановлениея Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 17 "О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей", п. 11 Обзора Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ "Практика разрешения судами споров, возникающих в связи с участием граждан в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости" отношения между членами потребительского кооператива и самим кооперативом законодательством о защите прав потребителей не регулируются.
Согласно ст. 48 ГК РФ юридическим лицом признается организация, которая имеет обособленное имущество и отвечает им по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять гражданские права и нести гражданские обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.
Согласно ст. 52 ГК РФ юридические лица, за исключением хозяйственных товариществ и государственных корпораций, действуют на основании уставов, которые утверждаются их учредителями (участниками).Устав юридического лица, утвержденный учредителями (участниками) юридического лица, должен содержать сведения о наименовании юридического лица, его организационно-правовой форме, месте его нахождения, порядке управления деятельностью юридического лица, а также другие сведения, предусмотренные законом для юридических лиц соответствующих организационно-правовой формы и вида. В уставах некоммерческих организаций, уставах унитарных предприятий и в предусмотренных законом случаях в уставах других коммерческих организаций должны быть определены предмет и цели деятельности юридических лиц. Предмет и определенные цели деятельности коммерческой организации могут быть предусмотрены уставом также в случаях, если по закону это не является обязательным.
Согласно ст. 123.2 ГК РФ потребительским кооперативом признается основанное на членстве добровольное объединение граждан или граждан и юридических лиц в целях удовлетворения их материальных и иных потребностей, осуществляемое путем объединения его членами имущественных паевых взносов.
Устав потребительского кооператива должен содержать сведения о наименовании и месте нахождения кооператива, предмете и целях его деятельности, условия о размере паевых взносов членов кооператива, составе и порядке внесения паевых взносов членами кооператива и об их ответственности за нарушение обязательства по внесению паевых взносов, о составе и компетенции органов кооператива и порядке принятия ими решений, в том числе по вопросам, решения по которым принимаются единогласно или квалифицированным большинством голосов, порядке покрытия членами кооператива понесенных им убытков.
Наименование потребительского кооператива должно содержать указание на основную цель его деятельности, а также слово "кооператив". Наименование общества взаимного страхования должно содержать слова "потребительское общество".
Пунктом 4 ст. 218 ГК РФ предусмотрено, что член жилищного, жилищно-строительного, дачного, гаражного или иного потребительского кооператива, другие лица, имеющие право на паенакопления, полностью внесшие свой паевой взнос за квартиру, дачу, гараж, иное помещение, предоставленное этим лицам кооперативом, приобретают право собственности на это имущество.
В соответствии со ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ протоколом общего собрания членов ГПК «МАРТ» ФИО1 был принят в члены кооператива, установлен срок для оплаты паевого взноса до ДД.ММ.ГГГГ, распределено машиноместо №, расположенное по адресу: <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ паевый взнос был выплачен истцом полностью. Машиноместо передано истцу и используется ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ году получено разрешение на ввод в эксплуатацию подземного гаража, где находится парковочное место истца. Согласно свидетельства от ДД.ММ.ГГГГ право собственности на все нежилое помещение площадью 1638 м2, где находится парковочное место истца, зарегистрировано за ГПК «Март».
При указанных обстоятельствах, которые сторонами не оспариваются, суд полагает, что, полностью выплатив паевой взнос в 2007 году, истец приобрел право собственности на машиноместо.
Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" в случае полного внесения членом соответствующего кооператива его паевого взноса за квартиру, дачу, гараж, иное помещение, предоставленное кооперативом этому лицу, право собственности возникает вне зависимости от осуществления соответствующей государственной регистрации данного права.
Истец ссылается на п. 5.7 Устава кооператива, согласно которого член кооператива имеет право в любой момент выйти из кооператива, при выходе из кооператива имеет право на получение стоимости пая, стоимость пая может быть ему выплачена денежными средствами или имуществом, в том числе недвижимым.
В данном случае суд полагает, что указанные положения Устава должны рассматриваться в контексте действующего законодательства и не должны противоречить ему. По смыслу вышеприведенных правовых норм и положений Устава член кооператива имеет право требовать выплаты стоимости пая лишь до окончания строительства и передачи ему соответствующего имущества. После окончания строительства и передачи имущества члену кооператива, оплатившему пай полностью, он в силу закона становиться собственником соответствующего имущества и его выход из членов кооператива не влечет возврат ему стоимости пая.
Таким образом, требования о выплате стоимости пая удовлетворению не подлежат.
Истец также просит взыскать переплачены членские взносы за 2016 год, ссылаясь на то, что в 2016 году не пользовался машиноместом.
В силу ст. 4.2.3 Устава кооператива исключение из членов кооператива относиться к исключительной компетенции Общего собрания кооператива.
Согласно п. 4.2 ежегодное собрание созывается не реже одного раза в год.
Как следует из пояснений сторон, в текущем году общее собрание еще не проводилось и решение об исключении истца из членов кооператива не принималось.
Таким образом, истец в настоящее время продолжает являться членом кооператива и обязан уплачивать установленные взносы.
По смыслу части 1 статьи 209 ГК РФ, статьи 210 ГК РФ право собственности предполагает возможность собственника владеть, пользоваться и распоряжаться своим имуществом, собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, поэтому довод о неиспользовании имущества истцом не может быть принят во внимание.
Остальные требования истца являются производными от вышеуказанных и не подлежат удовлетворению в связи с отклонением основных требований.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
В удовлетворении исковых требований ФИО1 к Гаражному потребительскому кооперативу «Март» отказать.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Центральный районный суд г. Тольятти самарской области в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 02.12.2016
Председательствующий: