Дело №2-190/202183RS0001-01-2021-000189-06РЕШЕНИЕИменем Российской Федерации | |
21 мая 2021 года | г. Нарьян-Мар |
Нарьян-Марский городской суд Ненецкого автономного округа в составе:
председательствующего Яровицыной Д.А.,
при секретаре Вокуевой И.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Белоусова Михаила Владимировича к федеральному государственному бюджетному учреждению «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации в лице филиала ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России по ВКС об обязании произвести перерасчет, взыскании компенсации морального вреда,
установил:
Белоусов М.В. обратился в суд с иском к ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации в лице филиала ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России по ВКС (далее по тексту - ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России), с учетом уточнений, о возложении обязанности произвести перерасчет платы за содержание жилья, жилищно-коммунальные услуги, предоставляемые на содержание общего имущества многоквартирного жилого дома, взыскании компенсации морального вреда.
В обоснование требований указав, что с ДД.ММ.ГГГГ является нанимателем жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>. Ответчик, являлась управляющей компанией с ДД.ММ.ГГГГ, ненадлежащим образом исполняет обязанности, предусмотренные договором. Ссылается, что ответчиком расчет платы за коммунальный ресурс (электрическая энергия), потребляемый при содержании общего имущества в многоквартирном доме, производится исходя из нормативов потребления электроэнергии, без учета показаний общедомового прибора учета. При расчете платы по услугам «содержание жилья», «холодное водоснабжение на содержание общего имущества», «электроэнергия на содержание общего имущества», «горячее водоснабжение на содержание общего имущества», «водоотведение на содержание общего имущества» применяются показатели площади помещений дома, не соответствующие данным, указанным в техническом паспорте дома. Кроме того, указывает, что проверкой контролирующих органов установлено, что ответчик ненадлежащим образом осуществлял содержание общего имущества дома, тогда как оказание таких услуг было невозможно ввиду отсутствия штата сотрудников для выполнения работ. Полагает, что указанные обстоятельства являются основанием для произведения перерасчета начисленных сумм за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и взыскании в его пользу компенсации морального вреда.
В судебное заседание Белоусов М.В. не явился, извещен надлежащим образом, доверил представлять свои интересы представителю.
Представитель истца Елесина О.П. заявленные требования с учетом их уточнений поддержала в полном объеме, по основаниям изложенным в иске и уточнениях к нему, просила их удовлетворить в полном объеме.
Ответчик ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России в судебное заседание своего представителя не направил, о времени и месте его проведения извещен надлежащим образом. Согласно представленного отзыва указывает на несогласие с заявленными требованиями, просит в их удовлетворении отказать.
Третьи лица Департамент внутреннего контроля и надзора НАО, ФГАУ «Росжилкомплекс» территориальный отдел «Архангельский» о времени и месте его проведения извещены надлежащим образом, своих представителей не направили.
По определению суда дело рассмотрено при данной явке.
Суд, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства, приходит к следующему.
В соответствии с ч. 2 ст. 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, обеспечить готовность инженерных систем, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Согласно частям 1, 2 ст. 153 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у нанимателя жилого помещения по договору социального найма с момента заключения такого договора.
В силу ч.1 ст. 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателя жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, включает в себя: 1) плату за пользование жилым помещением (плата за наем); 2) плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, а также за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме (далее также - коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме). Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме проводится за счет собственника жилищного фонда; 3) плату за коммунальные услуги.
На основании ч. 4 ст. 155 ЖК РФ наниматели жилых помещений по договору социального найма и договору найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда в многоквартирном доме, управление которым осуществляется управляющей организацией, вносят плату за содержание жилого помещения, а также плату за коммунальные услуги этой управляющей организации.
Из материалов дела следует, что Белоусов М.В. на основании договора найма служебного жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ № является нанимателем жилого помещения расположенного по адресу: <адрес>.
Судом установлено, что ФГБУ «ЦЖКУ» Министерства обороны Российской Федерации в лице филиала ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России по ВКС на основании договора №-№ от ДД.ММ.ГГГГ управления жилищным фондом, закрепленным за Вооруженными Силами Российской Федерации обязалось выполнять работы и оказывать услуги по управлению жилищным фондом, выполнять работы и оказывать услуги по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества жилищного фонда, в том числе и в многоквартирном доме, расположенном по адресу: <адрес>, предоставлять коммунальные и иные услуги нанимателям жилых помещений (п. 2.1).
Заказчиком по договору является Министерство обороны РФ.
В соответствии с п. п. 3.1.1, 3.1.23, 3.1.31 договора управления управляющая организация обязана осуществлять управление жилищным фондом в соответствии с условиями договора и законодательством Российской Федерации, по требованию нанимателя производить сверку платы за содержание и ремонт жилого помещения и коммунальные услуги и выдавать документы, подтверждающие правильность начисления платы с учетом соответствия их качества обязательным требованиям, установленным законодательством Российской Федерации и договором. При наличии коллективного (общедомового) прибора учета ежемесячно снимать показания такого прибора учета в период с 23 по 25 число текущего месяца и заносить полученные показания в журнал учета показаний коллективных (общедомовых) приборов учета.
Из материалов дела следует, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ органом государственного жилищного надзора (Департаментом внутреннего контроля и надзора Ненецкого автономного округа) проводилась плановая выездная проверка в отношении ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России в рамках лицензионного контроля предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, в частности, с целью определения выполнения ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России лицензионных требований, предусмотренных ч.2.3 ст.161 ЖК РФ, а также исполнения обязанностей по договорам управления многоквартирными домами, предусмотренных ч.2 ст.162 ЖК РФ.
Как следует из акта №-лк от ДД.ММ.ГГГГ, по результатам проверки выявлены допущенные ответчиком нарушения правил содержания многоквартирного жилого <адрес> в <адрес>.
Также органом государственного жилищного надзора проведена проверка правильности расчета ответчиком платы за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, а также за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Из акта проверки №-лк от ДД.ММ.ГГГГ следует, что согласно данным технического паспорта жилого <адрес> в <адрес> общая площадь жилых помещений дома составляет 1988,6 кв.м.; уборочная площадь коридоров и мест общего пользования – 339 кв.м.; площадь подвала – 515,7 кв.м.; общее число этажей в доме – 6, в т.ч. подвал. Общая площадь жилых помещений дома составляет 1988,6 кв.м., площадь мест общего пользования – 854,7 кв.м. (339 кв.м. + 515,7 кв.м.).
Вместе с тем, ответчик при расчете размера платы за коммунальный ресурс по электрической энергии, предоставленный на общедомовые нужды, учитывал размер мест общего пользования с учетом площади подвала и чердачного помещения – 1499,6 кв.м: 339 кв.м (площадь мест общего пользования согласно техническому паспорту дома) + 5,2 кв.м (площадь лифта, которая документально не подтверждена, акты произведенных замеров отсутствуют) + 515,7 кв.м (площадь подвала согласно техническому паспорту дома) + 639,7 кв.м (площадь чердака, которая документально не подтверждена, акты произведенных замеров отсутствуют).
Кроме этого, при расчете размера платы за коммунальный ресурс по электрической энергии, предоставленный на общедомовые нужды в указанном многоквартирном жилом доме, ответчиком не учитывались показания общедомового прибора учета, установленного в доме, и показания которого передавались в адрес ресурсоснабжающей организации в электронном виде.
Вместе с тем ответчиком применен норматив потребления электрической энергии в целях содержания общего имущества в размере 3,707 кВт/ч., который подлежит применению для шестиэтажного многоквартирного дома, что также не соответствует данным технического паспорта на жилой дом, состоящий из пяти этажей.
Согласно указанному акту проверки общая площадь жилых помещений при расчете платы за коммунальные ресурсы, предоставленные на общедомовые нужды, применена ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России в размере 1914,1 кв.м, что не соответствует данным технического паспорта жилого дома.
Управляющая организация применяет при расчете общей площади помещений, входящей в состав общего имущества данного многоквартирного дома, площадь чердака и лифтовой кабины, не указанную в техническом паспорте дома и иной технической документации на дом, подтверждающей произведенные замеры; неверно применяет норматив потребления электрической энергии в целях содержания общего имущества, утвержденный постановлением администрации Ненецкого автономного округа от 17 августа 2012 г. № 234-п, а также неверно применяет общую площадь всех жилых помещений в многоквартирном доме, указанную в техническом паспорте на дом, в связи с чем, неверно производит расчет платы жителям многоквартирного дома за содержание жилых помещений в доме на оплату холодного и горячего водоснабжения, отведения сточных вод и электрической энергии, потребляемых при использовании и содержании общего имущества дома, а также неверно определяет объем коммунального ресурса, потребляемого при содержании общего имущества в многоквартирном доме, приходящийся на жилое (нежилое) помещение, определяемый в соответствии с формулой 15 Приложения № 2 «Расчет размера платы за коммунальные услуги» к Правилам предоставления коммунальных услуг.
Согласно ч. ч. 1, 4 и 5 ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством РФ.
В силу ч. 9.2 ст. 156 ЖК РФ размер расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, определяется при наличии коллективного (общедомового) прибора учета исходя из норматива потребления соответствующего вида коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, который утверждается органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством РФ, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации, с проведением перерасчета размера таких расходов исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета в порядке, установленном Правительством РФ.
В соответствии с п. 40 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 г. № 354 (далее – Правила предоставления коммунальных услуг), потребитель коммунальных услуг в многоквартирном доме вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом в составе платы за коммунальные услуги отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или в нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме.
Пунктом 44 указанных Правил установлено, что объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период, рассчитывается и распределяется между потребителями пропорционально размеру общей площади принадлежащего каждому потребителю (находящегося в его пользовании) жилого или нежилого помещения в многоквартирном доме.
Согласно разъяснений Министерства регионального развития РФ от 22 ноября 2012 г. № 29433-ВК/19 используемые при расчете размера платы за коммунальные услуги в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг значения общей площади жилого помещения (квартиры), нежилого помещения в многоквартирном доме надлежит определять на основе данных, содержащихся в документе, подтверждающем право собственности (пользования) на помещение в многоквартирном доме, передаточном акте или ином документе о передаче застройщиком помещения в многоквартирном доме, техническом паспорте жилого помещения (квартиры) или техническом паспорте многоквартирного дома, а значения общей площади всех помещений в многоквартирном доме, общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, общей площади всех жилых помещений (квартир) и нежилых помещений в многоквартирном доме надлежит определять на основе данных, содержащихся в техническом паспорте многоквартирного дома.
Размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме согласно п. п. 44-48 Правил предоставления коммунальных услуг определяется по формуле 10 приложения № 2 к настоящим Правилам, а объем (количество) коммунального ресурса (холодная вода, горячая вода, газ, сточные бытовые воды, электрическая энергия), предоставленного на общедомовые нужды за расчетный период в многоквартирном доме, не оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета, определяется по формуле 15 Правил.
Таким образом, при расчете размера платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды, непосредственное значение имеет общая площадь помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме.
Как разъяснено в п. 17 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.06.2017 № 22 «О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности» управляющая организация не вправе в одностороннем порядке изменять порядок определения размера платы за содержание жилого помещения и начислять плату за содержание жилого помещения в размере, превышающем размер такой платы, определенный в соответствии с заключенным договором управления многоквартирным домом (часть 7 статьи 156, части 1, 2, 3 и 8 статьи 162 ЖК РФ, пункт 1 статьи 310, пункт 1 статьи 432, статьи 450 – 453 ГК РФ).
Обстоятельства неправильного начисления платы за содержание помещений дома, коммунальные ресурсы при использовании и содержании общего имущества многоквартирного жилого дома ответчиком не опровергнуты, доказательств добровольного устранения выявленных нарушений не предоставлено.
Кроме того, суд учитывает то обстоятельство и указанное подтверждается материалами дела, что в результате проверок деятельности ответчика по управлению многоквартирным домом № по <адрес> в <адрес> контролирующими органами в спорный период выявлены факты нарушения правил содержания указанного дома, в связи с чем в адрес ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России направлялись представление и представления об устранении нарушений.
То обстоятельство и на что указано ответчиком в отзыве, что в спорный период подрядчиками ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России проводилось ряд работ по содержанию общего имущества дома, текущему ремонту, предоставление коммунальных услуг не свидетельствует о предоставлении, в том числе и истцу как полного перечня услуг, предусмотренных договором управления от 28.08.2018, так и услуг надлежащего качества.
Тогда как п. 98 Правил предоставления коммунальных услуг, предусмотрено, что при предоставлении в расчетном периоде потребителю в жилом или нежилом помещении или на общедомовые нужды в многоквартирном доме коммунальной услуги ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, а также при перерывах в предоставлении коммунальной услуги для проведения ремонтных и профилактических работ в пределах установленной продолжительности перерывов размер платы за такую коммунальную услугу за расчетный период подлежит уменьшению вплоть до полного освобождения потребителя от оплаты такой услуги.
Из представленных квитанций не следует осуществление ответчиком перерасчета по оспариваемым позициям.
Судом установлено, что с ДД.ММ.ГГГГ многоквартирный жилой <адрес> в <адрес> включен в реестр лицензий Ненецкого автономного округа на основании обращения управляющей компании ООО «ЭНБИО».
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о наличии оснований для возложения на ответчика обязанности произвести в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 года № 354, перерасчет размера платы по услугам «содержание жилья», «водоотведение для содержания общего имущества», «холодное водоснабжение на содержание общего имущества», «электроэнергия на содержание общего имущества», «горячее водоснабжение на содержание общего имущества (подача)», «горячее водоснабжение на содержание общего имущества (нагрев)» применительно к жилому помещению – <адрес> в <адрес> за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ включительно.
На спорные правоотношения по предоставлению коммунальных услуг нанимателям жилых помещений распространяется Закон Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» в части, не урегулированной специальными законами.
В соответствии со ст. 15 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей» моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда.
При этом, как разъяснил Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пункте 45 постановления от 28 июня 2012 года № 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей» при решении судом вопроса о компенсации потребителю морального вреда достаточным условием для удовлетворения иска является установленный факт нарушения прав потребителя.
Решая вопрос о размере компенсации указанного вреда, учитывая характер причиненных Белоусову М.В. нравственных страданий и фактические обстоятельства, при которых он был причинен, а также то, что в понятие морального вреда включаются те лишения, которые испытывает человек в результате нарушения его прав как потребителя, потеря времени на ожидание исполнения обязательств, неудобства, душевные переживания, отрицательные эмоции, и, руководствуясь требованиями разумности и справедливости, суд определяет размер компенсации морального вреда, подлежащего возмещению за счет ответчика, в сумме 5 000 руб.
Согласно ч. 6 ст. 13 Закона «О защите прав потребителей» при удовлетворении судом требований потребителя, установленных законом, суд взыскивает с изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере пятьдесят процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя.
В пункте 46 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28 июня 2012 года № 17 внимание судов обращается на то, что при удовлетворении судом требований потребителя в связи с нарушением его прав, установленных Законом о защите прав потребителей, которые не были удовлетворены в добровольном порядке изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером), суд взыскивает с ответчика в пользу потребителя штраф независимо от того, заявлялось ли такое требование суду.
Поскольку на спорные правоотношения распространяется законодательство о защите прав потребителей, при удовлетворении судом требований потребителя в связи с нарушением его прав, установленных Законом о защите прав потребителей, которые не были удовлетворены ответчиком в добровольном порядке, суд взыскивает с ответчика штраф в размере пятидесяти процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя, то есть в размере 2 500 руб.
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
исковое заявление Белоусова Михаила Владимировича к федеральному государственному бюджетному учреждению «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации в лице филиала ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России по ВКС об обязании произвести перерасчет, взыскании компенсации морального вреда удовлетворить.
Обязать федеральное государственное бюджетное учреждение «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации произвести за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ включительно в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 года № 354, перерасчет размера платы по услугам «содержание жилья», «холодное водоснабжение на содержание общего имущества», «электроэнергия на содержание общего имущества», «горячее водоснабжение на содержание общего имущества (подача)», «горячее водоснабжение на содержание общего имущества (нагрев)» применительно к жилому помещению – <адрес> в <адрес>, предоставленному Белоусову Михаилу Владимировичу по договору найма жилого помещения.
Взыскать с федерального государственного бюджетного учреждения «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации в пользу Белоусова Михаила Владимировича компенсацию морального вреда в размере 5 000 руб., штраф в размере 2 500 руб., всего 7 500 руб.
Решение суда может быть обжаловано в суд Ненецкого автономного округа в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Нарьян-Марский городской суд.
Председательствующий подпись Д.А.Яровицына
Мотивированное решение изготовлено 26 мая 2021 года.