УИД 24RS0036-01-2018-000769-69
дело № 2-719/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
20 ноября 2018 года п. Мотыгино
Мотыгинский районный суд Красноярского края в составе:
председательствующего Моор Ю.Э.
при секретаре Кривошееве В.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Мотыгинского района Красноярского края Иванова П.А. в интересах Грохальского В.Ю. к Муниципальному казенному учреждению «Централизованная бухгалтерия муниципального образования Мотыгинский район» о взыскании недоначисленной заработной платы за август 2018 года в размере 3 538 рублей 40 копеек,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Мотыгинского района Красноярского края Иванов П.А. обратился в суд в интересах Грохальского В.Ю. к Муниципальному казенному учреждению «Централизованная бухгалтерия муниципального образования Мотыгинский район» о взыскании недоначисленной заработной платы за август 2018 года в размере 3 538 рублей 40 копеек, требования мотивируя тем, что прокуратурой района по обращению Грохальского В.Ю. о получении заработной платы ниже минимального размера оплаты труда была проведена проверка, в ходе которой было установлено, что Грохальский В.Ю. работает в качестве сторожа (вахтера) в МКУ «Централизованная бухгалтерия муниципального образования Мотыгинский район», начисления по заработной плате с учетом районного коэффициента, надбавок за стаж работы в районах, приравненных к Крайнему Северу за август 2018 года составляют менее 20 093 рублей 40 копеек с учетом НДФЛ, то есть заработная плата начислена ниже минимального размера оплаты труда, недоначисленная заработная плата составляет 3 538 рублей 40 копеек.
В судебном заседании процессуальный истец помощник прокурора Ахтамьянова Г.Р. исковые требования поддержала в полном объеме.
Материальный истец Грохальский В.Ю. надлежаще извещенный о времени и месте судебного разбирательства, в суд не явился.
В судебное заседание представитель ответчика Муниципального казенного учреждения «Централизованная бухгалтерия муниципального образования Мотыгинский район» не явился, уведомлены надлежащим образом о месте и времени судебного заседания, просили рассмотреть дело в отсутствие их представителя, с иском согласны.
В судебное заседание представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований администрации Мотыгинского района Красноярского края не явился, уведомлены надлежащим образом о месте и времени судебного заседания, просили рассмотреть дело в отсутствие их представителя, не возражают против удовлетворения заявленных требований.
В судебное заседание представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований Финансово-экономического управления администрации Мотыгинского района не явился, уведомлены надлежащим образом о месте и времени судебного заседания, ходатайств об отложении не поступало, причину не явки суду не сообщили.
С учетом мнения процессуального истца, суд, считает возможным рассмотреть дело без явки указанных лиц.
Выслушав процессуального истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в Российской Федерации устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда (часть 2 статьи 7); каждый имеет право на вознаграждение за труд не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда (часть 3 статьи 37).
По смыслу приведенных конституционных положений, институт минимального размера оплаты труда по своей конституционно-правовой природе предназначен для установления того минимума денежных средств, который должен быть гарантирован работнику в качестве вознаграждения за выполнение трудовых обязанностей с учетом прожиточного минимума.
Часть третья статьи 133 ТК РФ предусматривает, что месячная заработная плата работника, отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.
При этом согласно статье 2 ТК РФ обеспечивается право каждого работника на справедливые условия труда, которое в соответствии с Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах включает справедливую зарплату и равное вознаграждение за труд равной ценности (статья 7).
Установление работнику справедливой заработной платы обеспечивается положениями ТК РФ, предусматривающими обязанность работодателя обеспечивать работникам равную оплату за труд равной ценности (статья 22), зависимость заработной платы каждого работника от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда, запрещение какой бы то ни было дискриминации при установлении и изменении условий оплаты труда (статья 132); основные государственные гарантии по оплате труда работника (статья 130); повышенную оплату труда работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями (статья 146).
Заработная плата конкретного работника устанавливается в трудовом договоре в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда, которые разрабатываются на основе требований трудового законодательства (части первая и вторая статьи 135 ТК РФ) и должны гарантировать каждому работнику определение его заработной платы с учетом установленных законодательством критериев, в том числе условий труда.
При этом, оплата труда, выполняемого в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате (статьи 148, 315, 316 и 317 ТК РФ).
Из этого следует, что при разработке системы оплаты труда работодатель должен установить обоснованную дифференциацию оплаты труда, в том числе в зависимости от условий, в которых осуществляется трудовая деятельность. В соответствии с международными нормами и требованиями российского трудового законодательства не допускается установление заработной платы в одинаковом размере работникам, выполняющим работу по одной и той же профессии, специальности или должности (тарифицированную по одному разряду) в различных условиях.
Изменения, внесенные в статьи 129 и 133 ТК РФ Федеральным законом от 20 апреля 2007 года N 54-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О минимальном размере оплаты труда" и другие законодательные акты Российской Федерации", не затрагивают правил определения заработной платы работника и системы оплаты труда. При установлении системы оплаты труда каждым работодателем должны в равной мере соблюдаться как норма, гарантирующая работнику, полностью отработавшему за месяц норму рабочего времени и выполнившему нормы труда (трудовые обязанности), заработную плату не ниже минимального размера оплаты труда, так и правила статей 2, 130, 132, 135, 146, 148, 315, 316 и 317 ТК РФ, в том числе правило об оплате труда, осуществляемого в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в повышенном размере по сравнению с оплатой идентичного труда, выполняемого в нормальных климатических условиях.
Нормы главы 50 ТК РФ устанавливают особенности оплаты труда работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера, направленные на обеспечение государственных гарантий повышенной по сравнению со всеми остальными категориями работников оплаты труда, и не были изменены законодателем при внесении изменений в статьи 129 и 133 ТК РФ.
В соответствии с Постановлением Совета Министров СССР от 03.01.1983 г. N 12 (в ред. от 24.04.2007 г.), Мотыгинский район Красноярского края отнесен к местности, приравненной к районам Крайнего Севера.
В соответствии с Указом Президиума Верховного Совета СССР от 10.02.1960, Указом Президиума ВС СССР от 26.09.1967 № 1980-VII, постановления ЦК КПСС, Совета Министров СССР ВЦСПС от 06.04.1972 № 255 в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера к заработной плате работников начисляется районный коэффициент в размере 30% и надбавка в размере 50%.
Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 07.12.2017 № 38-п по делу «О проверке конституционности положений статей 129, ч. 1 и ч. 3 ст. 133, ч. 1, ч.2, ч. 3 ч. 4 и ч. 11 ст. 133.1 ТК РФ» устанавливается, что повышенная оплата труда в связи с работой в особых климатических условиях должна производиться после определения размера заработной платы и выполнении конституционного требования об обеспечении минимального размера оплаты труда, а значит, районный коэффициент и процентная надбавка, начисляемые в связи с работой в местностях с особыми климатическими условиями, в том числе в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не могут включаться в состав минимального размера оплаты труда.
Таким образом, при установлении системы оплаты труда в организациях, расположенных в районах Крайнего Севера, неблагоприятные факторы, связанные с работой в этих условиях, в соответствии со статьями 315, 316 и 317 ТК РФ должны быть компенсированы специальными коэффициентом и надбавкой к заработной плате.
Как следует из материалов дела Грохальский В.Ю. работает в качестве сторожа (вахтера) в МКУ «Централизованная бухгалтерия муниципального образования Мотыгинский район» с 15.10.2017 по настоящее время (л.д.11-12, 13-14, 15-19).
Согласно справке о размере недоначисленной заработной платы и расчетного листа за август 2018 года размер заработной платы без учета районного коэффициента и северной надбавки составил менее минимального размера оплаты труда (л.д. 9,10).
В соответствии с законом РФ «О минимальном размере оплаты труда» от 19.06.2000 № 82-ФЗ (с изм. ФЗ от 07.03.2018 N 41-ФЗ) с 1 мая 2018 года в Российской Федерации установлен минимальный размер оплаты труда в размере 11 163 рубля в месяц.
Таким образом, с учетом районного коэффициента и северной надбавки, заработная плата истицы не может быть менее (11 163руб. x 1,8 = 20 093 рубля 40 копеек) - с мая 2018 года.
Вместе с тем, начисления ежемесячной заработной платы истца за август 2018 года составили менее минимального размера оплаты труда, установленного действующим законодательством.
Таким образом, с учетом изложенного, бесспорному взысканию с ответчика Муниципального казенного учреждения «Централизованная бухгалтерия муниципального образования Мотыгинский район» в пользу Грохальского В.Ю. подлежит недоначисленная заработная плата за август 2018 года в размере 3 538 рублей 40 копеек.
На основании ст.103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела и государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в местный бюджет. Учитывая, что истцы по искам о взыскании заработной платы и иным требованиям, вытекающим из трудовых правоотношений, освобождаются от уплаты государственной пошлины, государственная пошлина должна быть взыскана с ответчика МКУ «Централизованная бухгалтерия муниципального образования Мотыгинский район» в доход местного бюджета в сумме 400 рублей.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст.194-198, 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление прокурора Мотыгинского района Красноярского края Иванова П.А. в интересах Грохальского В.Ю. - удовлетворить.
Взыскать с Муниципального казенного учреждения «Централизованная бухгалтерия муниципального образования Мотыгинский район» в пользу Грохальского В.Ю. недоначисленную и невыплаченную заработную плату за август 2018 года в размере 3 538 (три тысячи пятьсот тридцать восемь) рублей 40 копеек.
Взыскать с Муниципального казенного учреждения «Централизованная бухгалтерия муниципального образования Мотыгинский район» государственную пошлину в доход местного бюджета в размере 400 (четыреста) рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд через Мотыгинский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий Ю.Э. Моор