РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
с.Сергиевск 09 декабря 2013 года
Сергиевский районный суд <адрес> в составе председательствующей судьи Носковой О.В., с участием помощника прокурора <адрес> Яковлева Р.В., при секретаре Нестеренко О.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1683-2013 по заявлению прокурора <адрес> в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия администрации сельского поселения Сергиевск муниципального района <адрес> по непринятию мер по организации сбора и вывоза твердых бытовых отходов, об обязании ликвидировать несанкционированную свалку бытовых отходов,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор <адрес> обратился в суд с заявлением, в котором просит признать незаконным бездействие администрации сельского поселения Сергиевск муниципального района <адрес> по непринятию мер по организации сбора и вывоза твердых бытовых отходов в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства и законодательства об охране окружающей среды
и обязать ликвидировать несанкционированную свалку бытовых отходов, расположенную в 100 метрах к востоку от <адрес>.
В судебном заседании помощник прокурора <адрес> Яковлев Р.В. заявленные требования поддержал и пояснил, что прокуратурой <адрес> была проведена проверка исполнения требований законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства, регламентирующего сбор и вывоз твердых бытовых отходов. В ходе проверки было установлено, что в 100 метрах к востоку от <адрес> находится место складирования бытовых отходов и мусора. На момент осмотра свалка была расположена в яме, территория свалки не огорожена, вывеска (информационный щит) отсутствует.
Согласно п.18 ч.1 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» и ч.1 ст.7 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», к вопросам местного значения поселения относятся организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
Статьей 13 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» определено, что территории муниципальных образований подлежат регулярной очитке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством РФ. Порядок сбора отходов, предусматривающий их разделение на виды, определяется органами местного самоуправления и должен соответствовать экологическим, санитарным и иным требованиям в области охраны окружающей среды и здоровья человека.
Пунктом 19 ст.7 Устава сельского поселения Сергиевск муниципального района <адрес>, принятого решением собрания представителей поселения № от ДД.ММ.ГГГГ закреплено, что к вопросам местного значения сельского поселения Сергиевск относится организация сборы и вывоза бытовых отходов и мусора.
В соответствии с ч.1 ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и ст.ст.21, 22 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды, для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами РФ.
Согласно абз.1 ст.18 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» каждый гражданин РФ обладает неотъемлемым правом на охрану здоровья. В соответствии с абз.2 ст.1 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» санитарно-эпидемиологическое благополучие населения - состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности. Частью 1 ст.11 данного закона определено, что каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на её защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.
В соответствии с п.1.2, п.2.1.1 СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест» система санитарной очистки и уборки территорий должна предусматривать рациональный сбор, быстрое удаление отходов, скапливающихся на территории населенного пункта.
Статьей 42 Конституции РФ закреплено право граждан на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о её состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Наличие свалки бытовых отходов в неустановленном для этого месте и не оборудованной соответствующими приспособлениями для сбора отходов, оказывает негативное воздействие на окружающую среду. Территория, на которой расположена свалка, относится к территории общего пользования, находящейся в ведении администрации сельского поселения Сергиевск, на которую возложена обязанность содержать территорию в надлежащем состоянии, однако администрация сельского поселения Сергиевск требований законодательств не выполняет, сбор и вывоз бытового мусора с территории несанкционированной свалки не осуществляет.
Поэтому просят признать незаконным бездействие администрации сельского поселения Сергиевск муниципального района <адрес> по непринятию мер по организации сбора и вывоза твердых бытовых отходов и обязать ликвидировать несанкционированную свалку бытовых отходов, расположенную в 100 метрах к востоку от <адрес>.
Глава сельского поселения Сергиевск Пышкин Н.А. с заявлением согласен частично, пояснив, что администрация сельского поселения не бездействует. Составляются графики вызова мусора, в которых указано, в какой день недели и в какое время с конкретных улиц будет вывозиться мусор. Если свалка существует, то администрация обязуется её убрать.
Ведущий специалист-эксперт территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по <адрес> в <адрес> Олякова О.В. (доверенность от ДД.ММ.ГГГГ года) пояснила, что наличие несанкционированной свалки на территории населенного пункта влияет на окружающую среду, приводит к загрязнению почвы, грунтовых вод, воздуха, является кормовой базой для мышевидных грызунов. Такие несанкционированные свалки должны быть ликвидированы.
Выслушав объяснения прокурора, заинтересованного лица, представителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по <адрес> в <адрес>, изучив материалы дела, суд считает, что заявление обосновано и подлежит удовлетворению полностью.
Согласно п.п. 18,19 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»; ст.8 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» к вопросам местного значения поселения относятся организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, утверждение правил благоустройства территории поселения.
Пунктом 19 ст.7 Устава сельского поселения Сергиевск муниципального района <адрес> предусмотрена организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора (л.д.12-21).
В силу ст.51 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», с учетом положений ч.1 ст.22 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и регулироваться законодательством Российской Федерации. Содержание территории сельского поселения должно отвечать санитарным правилам.
Положениями ч.2 ст.13 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» установлено, что организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации. Порядок сбора отходов на территориях муниципальных образований, предусматривающий их разделение на виды (пищевые отходы, текстиль, бумага и другие), определяется органами местного самоуправления и должен соответствовать экологическим, санитарным и иным требованиям в области охраны окружающей среды и здоровья человека.
Судом установлено, что прокуратурой <адрес> проведена проверка исполнения на территории муниципального района <адрес> требований законодательства в области охраны окружающей среды. В ходе проведенной проверки выявлено, что органами местного самоуправления требования федерального законодательства не исполняются.
Как видно из материалов дела, в 100 метрах к востоку от <адрес> расположена несанкционированная свалка: свален бытовой мусор, полиэтиленовые пакеты, пластиковые бутылки, которые разносятся ветром, аншлаги, запрещающие несанкционированное размещение отходов отсутствуют, что подтверждается протоколом осмотра места происшествия от ДД.ММ.ГГГГ и фототаблицей (л.д.6-7,8-11).
Администрация сельского поселения Сергиевск никаких мер к её ликвидации не приняла, не организовала вызов отходов и мусора на специализированные площадки.
Неисполнение обязанности по организации сбора и вывоза бытовых отходов, непринятие мер к обеспечению эффективной системы очистки территории сельского поселения и ликвидации несанкционированной свалки бытовых отходов, то есть бездействие администрации сельского поселения Сергиевск муниципального района <адрес> нарушает права граждан на благоприятную окружающую среду, её защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной или иной деятельностью.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.197- 198; 254-258 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Признать незаконным бездействие администрации сельского поселения Серги-
евск муниципального района <адрес> по непринятию мер по организации сбора и вывоза твердых бытовых отходов.
Обязать администрацию сельского поселения Сергиевск муниципального района <адрес> ликвидировать несанкционированную свалку бытовых отходов, расположенную в 100 метрах к востоку от <адрес>.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд через Сергиевский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение составлено 13 декабря 2013 года.
Председательствующий судья: О.В.Носкова