Решение по делу № 2-124/2014 (2-1476/2013;) от 28.12.2013

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ДД.ММ.ГГГГ                                                                      Тахтамукайский районный суд РА                      в составе:

Председательствующего судьи                  Дагуф С.Е.

При секретаре                                            ФИО8

С участием представителя ФИО3, ФИО4, ФИО5 - адвоката АК АП РА ФИО9 по доверенностям <адрес>5 от ДД.ММ.ГГГГ., <адрес>4 от ДД.ММ.ГГГГ, <адрес>3 от ДД.ММ.ГГГГ., удостоверенных нотариусом Тахтамукайского нотариального округа ФИО10.в реестре ,

Представителя ответчика Управления труда и социальной защиты населения по <адрес> - ФИО2 по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ.

Рассмотрев в отрытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО3, ФИО5, ФИО4 к Управлению труда и социальной защиты населения по <адрес>, Министерству РФ по делам гражданской обороны чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий о признании подвергшимися радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне,

                                                       УСТАНОВИЛ:

ФИО3, ФИО5, ФИО4 обратились в суд с иском к Управлению труда и социальной защиты населения по <адрес> о признании подвергшимися радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне.

В обоснование иска указали, что ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, родилась в городе Лениногорске <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. проживала в <адрес>, затем проживала в <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ.

ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, родился в <адрес>, где проживал с ДД.ММ.ГГГГ С ДД.ММ.ГГГГ. проживал в <адрес>.

ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, родился в <адрес>. С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. проживал в Казахстане <адрес>.

После ядерных испытаний, проводимых Правительством СССР в ДД.ММ.ГГГГ они проживали на территории, относящейся к зоне повышенного радиационного риска с дозой воздействия на население от 7,0 до 35,0 БЭР в период ядерных испытаний с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ

В соответствии с законом Республики Казахстан «О социальной защите граждан, пострадавших вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском испытательном ядерном полигоне» от ДД.ММ.ГГГГ. они все признаны пострадавшими вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском испытательном ядерном полигоне. В связи с этим им троим отделом занятости и социальных программ <адрес> выданы удостоверения и справки о том, что они проживали в зоне повышенного радиационного риска и имеют дозу облучения от 7 до 35 БЭР.

В 2006 году они все переехали на постоянное место жительства в <адрес> Республики Адыгея. В 2008г. обратились в Управление труда и социальной защиты населения по <адрес> с заявлением о признании пострадавшими вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском испытательном ядерном полигоне, выдаче соответствующего удостоверения и предоставлении мер социальной поддержки в соответствии с ФЗ «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне» от 10.01.2002г.

Письмом от 30.10.2008г. №1860 Управление труда и социальной защиты населения в Тахтамукайском районе отказало им, в связи с тем, что г. Усть-Каменогорск не включен в перечень населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию, утвержденный постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ

Однако, Законом Республики Казахстан от 18.12.1992 г. «О социальной защите граждан, пострадавших вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском испытательном полигоне» населенные пункты Усть-Каменогорск, Семипалатинск-21 отнесены к зоне повышенного радиационного риска.

Полученная ими доза облучения превышает национальный дозовый предел радиационного воздействия для граждан.

Просили признать их подвергшимися радиационному воздействию превышающую 25 сЗв(Бэр) вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне и распространить на них социальные гарантии, предусмотренные ст.2,4-1 ФЗ РФ от10.01.2002г. №2-ФЗ «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне».

В судебном заседании представитель истцов уточнил исковые требования и просил признать истцов, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне и распространить на ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, социальные гарантии, предусмотренные ст.2, 4-1 ФЗ РФ от 10.01.2002г. №2-ФЗ «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне». Обязать Управление труда и социальной защиты населения по <адрес> Республики Адыгея внести соответствующие сведения в реестр учета граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне и обязать Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий выдать истцам удостоверение единого образца, подтверждающее право на получение льгот и компенсаций, установленных Федеральных Законом от 10.01.2002 г. № 2-ФЗ «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне». Усть- Каменогорск и Лениногорск являются зоной повышенного радиационного воздействия, это признано и общественными организациями и Республикой Казахстан, поэтому считают имеющими право на льготы.

Представитель ответчика Управления труда и социальной защиты населения по <адрес> исковые требования не признала, просила в иске отказать в связи с тем, что <адрес> не включен в перечень населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию, утвержденный постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ и не установлена причинная связь между проживанием истцов в <адрес> и <адрес> бывшей Казахской ССР и полученным радиационным воздействием на них.

Представитель привлеченного судом к участию в деле в качестве соответчика Министерства РФ по делам гражданской обороны чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, извещенный СМС уведомлением, электронной почтой и извещением направленным почтовой связью « Почта России» в судебное заседание не явился, прислал возражения в которых указал, что истцами не представлены в установленном законодательством РФ порядке заключения о полученных суммарных (накопленных) эффективных дозах облучения вследствие указанных ядерных испытаний, по форме, которая утверждена Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. Письмом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 20.04.2010 № 01/6008-10-32 «О расчете доз» разъяснено, что порядок определения индивидуальных доз облучения данной категории граждан по Методическим указаниям и организация, осуществляющая расчет доз, определены МЧС России (приказ МЧС России от 18.09.2009 № 540 в редакции приказа МЧС России от 30.07.2012 № 455), так как вопросы установления, подтверждения, регистрации доз облучения от деятельности Семипалатинского полигона находятся в компетенции МЧС России.

Расчет суммарных (накопленных) эффективных доз облучения граждан, проживавших или проходивших военную службу в 1949 - 1963годах в населенных пунктах, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, включенных в перечни, утверждаемые в установленном порядке, осуществляется в соответствии с Методическими указаниями «Определение суммарных (накопленных) эффективных доз облучения лиц из населения, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне», разработанных и утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 21.01.2010 № 5.

Организация, осуществляющая такой расчет и выдачу заключений о полученной суммарной (накопленной) эффективной дозе облучения вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, определяется МЧС России. Так, в рамках реализации федеральной целевой программы «Преодоление последствий радиационных аварий на период до 2015 года», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 29.06.2011 № 523 (с изменениями, внесенными постановлением Правительства Российской Федерации от 03.02.2012 № 83), определение суммарных (эффективных) доз облучения граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, и выдачу соответствующих заключений осуществляет в рамках исполнения государственного заказа МЧС России - Краевое государственное бюджетное учреждение «Научно- исследовательский институт региональных медико-экологических проблем» (<адрес>, <адрес>

Указанные дозы облучения истцам (даже не дозы, а территории на которых они проживали) определены в соответствии с законодательством Республики Казахстан, и методические, инструктивные и другие документы государственных органов и организации Республики Казахстан по вопросам радиационной безопасности не имеют международного статуса.

Представленные истцами справки от ДД.ММ.ГГГГ., выданные Отделом занятости и социальных программ <адрес> не могут свидетельствовать о наличии у них (у каждого) персональной суммарной эффективной эквивалентной дозы облучения, дающей право им на получение мер социальной поддержкипо законодательству Российской Федерации, поскольку доза радиационного облучения определена в соответствии с Законом Республики Казахстан от 18.12.1992 № 1787-XII «О социальной защите граждан, пострадавших вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне». Просил в иске отказать истцам.

Суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие второго ответчика на основании ст.167 ч.4 ГПК РФ.

Выслушав участников процесса, изучив представленные доказательства, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению.

В соответствии со ст. 22 Всеобщей Декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН от 10.12.1948 г., каждый человек, как член общества, имеет право на социальное обеспечение.

Согласно ч. 1 ст. 39 Конституции Российской Федерации, каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

На основании ст. 42 Конституции РФ, каждый имеет право на благоприятную среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение вреда, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

В соответствии со ст.2 ФЗ «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию, вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне» от 10.01.2002 г. №2-ФЗ, гражданам, получившим суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения, превышающую 25 сЗв (бэр), гарантируются меры социальной поддержки.

В соответствии со ст. 4.1 ФЗ РФ «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний, Семипалатинском полигоне» от 10.01.2002 г. №2-ФЗ, граждане, подвергшиеся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, имеют право на ежемесячную денежную выплату.

В силу ст.ст. 25,26 ФЗ РФ «О радиационной безопасности населения», гражданам гарантируется предоставление мер социальной защиты, возмещение вреда, причиненного их жизни и здоровью, ионизирующим излучение сверх установленных Федеральным Законом основных пределов доз.

Статьей 54 Конституции РФ устанавливается право каждого на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц. Этим конституционным положениям корреспондирует конституционная обязанность государства по защите прав и свобод человека и гражданина (статьи 2 и 18 Конституции Российской Федерации), в том числе по возмещению вреда лицам, пострадавшим от чрезвычайных радиационных ситуаций природного и техногенного характера.

Вред, причиненный гражданам в результате радиационного воздействия вследствие техногенных аварий и иных чрезвычайных ситуаций, порождает особый характер отношений между гражданином и государством: обязанность возмещения вреда, который, исходя из его масштабов и числа пострадавших, не может быть возмещен в порядке, установленном гражданским, административным, уголовным и другим отраслевым законодательством, государство принимает на себя.

В соответствии со статьей 1 от ФЗ № 2 - ФЗ от 10.01.2002 г. «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне» меры социальной поддержки гарантируются также детям в возраст до 18 лет первого и второго поколения указанных граждан, страдающих заболеваниям вследствие радиационного воздействия на одного их родителей.

Как установлено в судебном заседании, ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, родилась в городе Лениногорске <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ. проживала в <адрес>, затем проживала в <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ.

ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, родился в <адрес>, где проживал с ДД.ММ.ГГГГ. С ДД.ММ.ГГГГ. проживал в <адрес>.

ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, родился в <адрес>. С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. проживал в Казахстане <адрес>, что подтверждается представленными материалами дела (справками с отдела занятости и социальных программ <адрес>, льготными удостоверениями).

После ядерных испытаний, проводимых Правительством СССР в 1949 году и 1962 году они проживали на территории, относящейся к зоне повышенного радиационного риска с дозой воздействия на население от 7,0 до 35,0 БЭР в период ядерных испытаний с 1949 года по 1990 год.

В соответствии с Законом Республики Казахстан «О социальной защите граждан, пострадавших вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском испытательном ядерном полигоне» от 18.12.1992г. №1787 они все признаны пострадавшими вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском испытательном ядерном полигоне. В связи с этим им троим отделом занятости и социальных программ г.Усть-Каменогорска выданы удостоверения и справки о том, что они проживали в зоне повышенного радиационного риска и имеют дозу облучения от 7 до 35 БЭР.

В ФИО11 они все переехали на постоянное место жительства в <адрес> <адрес>.

Таким образом, факт длительного проживания истцов в <адрес> и <адрес> был достоверно подтверждён истцами представленными в материалы дела доказательствами, и не оспаривался ответчиком. За время проживания в этих городах истицей ФИО3 в зоне повышенного радиационного риска ими была получена радиационная доза 25,16-41,62 с3в, что подтверждается справкой ФГБУ «Научно-исследовательского института медицинской генетики» Сибирского отделения РАМН. Значение эквивалентной дозы радиации для ФИО3 составила 25,16-41,62 с3в, что свидетельствует о полученной ей дозе облучения в пределах рассчитанных значений. Минимально возможная доза облучения составляет 25,16с3в; максимальная возможная доза полученного облучения, согласно данному результату 41,62 с3в. Норма превышена в 6 раз( обнаружены 2 дицентрические хромосомы и 1 кольцевая на 500 исследованных метафазных пластинок).

За время проживания в этих городах истцом ФИО5 в зоне повышенного радиационного риска ими была получена радиационная доза от 12,58 сЗв до 31,75 сЗв, что подтверждается справкой ФГБУ «Научно-исследовательского института медицинской генетики» Сибирского отделения РАМН. Значение эквивалентной дозы радиации для ФИО5 составили 12,58-31,75 с3в, что свидетельствует о полученной ей дозе облучения в пределах рассчитанных значений. Минимально возможная доза облучения составляет 12,58с3в; максимальная возможная доза полученного облучения, согласно данному результату 31,75 с3в.

У ФИО5 норма превышена в 4 раза ( обнаружены 2 дицентрические хромосомы и 1 кольцевая на 500 исследованных метафазных пластинок), что является подтверждением влияния радиации на организм обследуемой. Маркеры химического воздействия, также обнаруженные у него ФИО5, при расчете эквивалентной дозы облучения не учитывались.

В соответствии с Законом Республики Казахстан «О социальной защите граждан, пострадавших вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском испытательном ядерном полигоне» от ДД.ММ.ГГГГ они признаны пострадавшими вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне и специальной комиссией <адрес>, выданы справки ФИО5,ФИО4 и ФИО3, подтверждающие, что они действительно проживали в зоне повышенного радиационного риска с дозой воздействия на население от 7 до 35 бэр в период ядерных испытаний с 1949 по 1990 гг. Это дает суду основание сделать вывод о нахождении истицы ФИО3 в <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ. и <адрес> Республики Казахстан с ДД.ММ.ГГГГ., о нахождении истца ФИО4 в <адрес> Республики Казахстан с ДД.ММ.ГГГГ. и в <адрес> Республики Казахстан ДД.ММ.ГГГГ., о нахождении истца ФИО5 в <адрес> Республики Казахстан с ДД.ММ.ГГГГ., т.е. в местности, относящейся к зоне повышенного радиационного риска.

Как следует из объяснений сторон и материалов дела, в октябре ДД.ММ.ГГГГ года истцы обращались с заявлением в Управление труда и социальной защиты населения по <адрес> о включении их в реестр учета граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне и распространении льгот на основании Федерального закона «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне».

ДД.ММ.ГГГГ. за Управлением труда и социальной защиты населения по <адрес> истцам было отказано в удовлетворении их заявления, по тем основаниям, что населенный пункт Усть-Каменогорск <адрес> Республики Казахстан в котором они проживали, не включен в специальный перечень, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне.

Суд не может согласиться с подобным выводом, полагая его не основанным на законе и фактических обстоятельствах дела.

В соответствии с п. 4 ст. 15 Конституции РФ, нормы Международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы. Согласно ст. 13 Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от ДД.ММ.ГГГГ г., документы Республики Казахстан пользуются доказательственной силой официальных документов.

Как следует из разъяснений Конституционного Суда от 11.07.2006 г. № 404-О, от 4.12.2007 г. № 960-О-П, субъектом индивидуального конституционного права на возмещение причиненного государством вреда здоровью, реализуемого в порядке, предусмотренном ФЗ «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне», является лицо, пострадавшее при проведении ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне; данный статус лица определяется с учетом положений Конституции Российской Федерации объективными обстоятельствами, получившими документальное подтверждение и свидетельствующими об определенном объеме вреда, причиненного в результате проведения соответствующих ядерных испытаний; поэтому само по себе не включение населенного пункта, в котором гражданин подвергся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, в установленный Правительством Российской Федерации перечень, не может быть основанием для отказа в предоставлении мер социальной поддержки.

Таким образом, ч. 1 ст. 1 ФЗ РФ «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне» по своему конституционно - правовому смыслу в системе действующего правового регулирования не может рассматриваться как исключающая предоставление предусмотренных данным Федеральным законом мер социальной поддержки гражданам, которые, проживая в населенном пункте, не включенном Правительством Российской Федерации в соответствующий перечень, получили суммарную (накопленную) дозу облучения свыше 5 с3в (бэр) вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне. При этом, о возможности предоставления мер социальной поддержки в случае, если настаивающий на их получении гражданин не проживал в населенном пункте, включенном Правительством Российской Федерации в перечень населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, вправе разрешить суды общей юрисдикции в зависимости от фактических обстоятельств, подтверждающих либо опровергающих получение соответствующим лицом суммарной (накопленной) эффективной дозы облучения свыше 5 бэр вследствие проведения ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне.

Иное означало бы неправомерное ограничение закрепленного в ст. 42 Конституции РФ права на возмещение ущерба, причиненного здоровью, и тем самым нарушение ст. 55 ч.2, 3 Конституции РФ, приводило бы к нарушению принципа равенства и правовой справедливости, на которых основано осуществление прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации как правовом и социальном государстве, в том числе, право на социальное обеспечение.

Представленные истцами документы, подтверждают факт их проживания в населенных пунктах, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, и факт радиационного облучения (о чем свидетельствуют удостоверения, подтверждающие право на льготы пострадавшим вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском ядерном полигоне ВК установленный Нормами радиационной безопасности, утвержденными Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ г., является основанием для распространения на истца социальных льгот, предусмотренных ФЗ «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне».

Кроме того, о степени облучения объективно свидетельствуют результаты проведенных медицинских обследований ФИО3 и ФИО5 в НИИ медицинской генетики и заключение судебной медико- социальной генетической экспертизы ФГБУ «НИИ медицинской генетики» Сибирского отделения РАМН, согласно которым у ФИО3 норма превышена в 6 раз( обнаружены 2 дицентрические хромосомы и 1 кольцевая на 500 исследованных метафазных пластинок),а у ФИО5 норма превышена в 4 раза ( обнаружены 2 дицентрические хромосомы и 1 кольцевая на 500 исследованных метафазных пластинок).Максимальнаядоза биологической индикации облучения для ФИО3 согласно цитогенетическому анализу составила 41,62сЗв,

Максимальная доза биологической индикации облучения для ФИО4 согласно цитогенетическому анализу составила 41, б2сЗв.

Максимальная доза биологической индикации облучения для ФИО5 согласно цитогенетическому анализу составила 31,75сЗв.

Конкретизировать по датам полученные результаты не представляется возможным, т.к. это ретроспективный анализ накопленной дозы радиации. Наличие маркеров радиационного мутагенеза в крови пациентов подтверждает факт радиационного воздействия на организм обследуемых.

Заключение судебного эксперта суд расценивает в качестве надлежащего доказательства, поскольку его результаты нашли подтверждение в судебном заседании, соответствуют иным письменным доказательствам, проводилось непосредственное обследование истцов, заключение составлено в соответствии с требованиями Закона. Результаты судебной экспертизы сторонами не оспорены.

Указанная экспертиза назначалась судом в ФГБУ «НИИ медицинской генетики» Сибирского отделения РАМН, поскольку истцами было выражено недоверие к экспертам краевого государственного учреждения «Научно-исследовательский институт региональных медико-экологических проблем», где непосредственно истцы не обследовались в 2010г., а акцент эксперты краевого государственного учреждения «Научно-исследовательский институт региональных медико-экологических проблем» при даче заключения в 2010г. делали на исследование научных трудов, монографий и отчетов о ядерных испытаниях.

Федеральный Закон - ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ не связывает нахождение гражданина в определенных населенных пунктах с датами производства ядерных взрывов, а связывает их проживание в этих населенных пунктах с указанием в законе периода времени.

Довод представителя МЧС России о том, что справка ФГБУ «Научно-исследовательского института медицинской генетики» Сибирского отделения РАМН о получении истцами радиационных доз ФИО3 согласно цитогенетическому анализу -41,62сЗв,

для ФИО4 - 41,б2сЗв и для ФИО5 -31,75сЗв. не является надлежащим доказательством по делу не состоятелен.

В Согласно ст. 13 Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам, подписанной в Минске 22.01.1993г., действующей в России с ДД.ММ.ГГГГ документы, которые на территории одной из договаривающихся сторон изготовлены или засвидетельствованы учреждениями или специально на то уполномоченным лицом в пределах их компетенции по установленной форме и скреплены гербовой печатью, принимаются на территориях других договаривающихся сторон без какого-либо специального удостоверения. Документы, которые на территории одной из договаривающихся сторон рассматриваются как официальные документы, пользуются на территории других договаривающихся сторон доказательной силой официальных документов».

Суд считает, что воздействие радиации на истцов в силу расположения их постоянного места жительства не исключалось, а вышеназванной справкой подтверждена суммарная доза полученного облучения, тогда как по смыслу Федерального закона «О социальных гарантиях граждан, подвергшимся радиационному воздействию ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне» государство гарантирует предоставление установленных им льгот и компенсаций не только за сам вред здоровью, но за риск радиационного воздействия вследствие проживания и работы на территориях, подвергшихся радиационному загрязнению.

Истцами доказано то обстоятельство, что их здоровью причинён вред ионизирующим излучением, образовавшимся вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне. В настоящее время их здоровье от этого вреда только ухудшилось.

Каких-либо опровергающих доказательств ответчиком не представлено.

Суд также учитывает положения статьи 15 Конвенции о ядерной безопасности, содержащей прямой запрет на получение человеком доз излучения, превышающих установленные национальным законодательством дозовые пределы.

Исходя из того, что статьей 9 Федерального закона «О радиационной безопасности населения» суммарная (накопительная) эффективная доза облучения (предел), установлена для населения 0, 07 зиверта за 70 лет (0, 07 зиверта равно 7сЗв или 7 БЭР), тогда как полученная гр. ФИО3 согласно цитогенетическому анализу -41,62сЗв, ФИО4 - 41,б2сЗв и ФИО5 -31,75сЗв значительно превышает численное значение национального дозового предела радиационного воздействия для граждан. Суд приходит к выводу, что указанные обстоятельства являются основанием для предоставления истцу соответствующих социальных гарантий.

Доводы ответчиков МЧС России и Управления труда и соцзащиты населения по Тахтамукайскому району о том, что истцы не могут быть признаны пострадавшими от ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, поскольку город Усть-Каменогорск не включен в перечень населённых пунктов, подвергшихся радиационному воздействию вследствие испытаний на Семипалатинском полигоне, несостоятельны со ссылкой на правовую позицию Конституционного Суда РФ, которая выражена в определении № 960-ОП от ДД.ММ.ГГГГ года: «Часть 1 ст. 1 ФЗ «О гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне» по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования не может рассматриваться как исключающая предоставление предусмотренных данным законом мер социальной поддержки гражданам, которые, проживая в населённом пункте, не включённом Правительством РФ в соответствующий перечень, получили суммарную (накопленную) дозу облучения свыше 5 сЗв (бэр) вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ». Конституционно-правовой смысл статьи 1 ФЗ «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне», выявленный в настоящем определении является общеобязательным и исключает любое иное их истолкование в правоприменительной практике.

Аналогичная правовая позиция выражена и в определении Конституционного Суда РФ от 2 апреля 2009 года № 476-О-П.

Суд приходит к выводу о том, что на истцов должен распространяться особый порядок социальной защиты граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, с учетом полученной истцами суммарной (накопленной) эффективной дозы облучения, при этом истицу должно быть выдано удостоверение единого образца, подтверждающее право на получение льгот и компенсаций.

В соответствии с Правилами отнесения граждан к категории лиц, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 15 ноября 2004 г. № 634 и Правилами выдачи удостоверений единого образца гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 27 декабря 2004 года № 849, уполномоченный орган исполнительной власти субъекта РФ вносит сведения в реестр учета граждан, подвергшихся воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, а удостоверения единого образца выдает Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

Суд на основании положений вышеприведенных нормативных актов, считает обоснованным возложить обязанность на МЧС России по выдаче истцам соответствующих удостоверений.

Доводы ответчиков, что суд желает применить национальное законодательство Казахстана, ошибочны, т.к. решение суд основывает исключительно на нормах Российского законодательства и международного права.

Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, ФЗ №2-ФЗ от 10.01.2002 года «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне», суд

                                                                       РЕШИЛ:

Признать ФИО3, ФИО5, ФИО4 подвергшимися радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне.

Распространить на ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, социальные гарантии, предусмотренные ст.2, 4-1 ФЗ РФ от 10.01.2002г. №2-ФЗ «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне».

Обязать Управление труда и социальной защиты населения по <адрес> Республики Адыгея внести соответствующие сведения в реестр учета граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне :

ФИО3 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, место проживания Лениногорск <адрес> Казахстана, <адрес> Казахстана, полученная доза облучения составляет 41,62 с3в (бэр).

ФИО4 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, место проживания <адрес> Казахстана, <адрес> Казахстана, полученная доза облучения составляет 41, 62с3в (бэр).

ФИО5 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, место проживания <адрес> Казахстана, полученная доза облучения составляет 31, с3в (бэр).

Обязать Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий выдать ФИО3, ФИО5, ФИО4 удостоверение единого образца, подтверждающее право на получение льгот и компенсаций, установленных Федеральных Законом от 10.01.2002 г. № 2-ФЗ «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне».

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца в Верховный Суд РА через районный суд со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Решение суда изготовлено в окончательной форме 08.04.2014г.

Судья                                                                                                         Дагуф С.Е.

2-124/2014 (2-1476/2013;)

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Федоров Георгий Федотович
Федорова Лидия Ивановна
Федоров Виталий Георгиевич
Ответчики
Министерстфо РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России)
Управление труда и социальной защиты населения по Тахтамукайскому району РА
Суд
Тахтамукайский районный суд Республики Адыгея
Судья
Дагуф С.Е.
Дело на странице суда
tahtamukaysky--adg.sudrf.ru
28.12.2013Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде и принятие его к производству
28.12.2013Передача материалов судье
28.12.2013Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
30.12.2013Судебное заседание
26.02.2014Производство по делу возобновлено
12.03.2014Судебное заседание
26.03.2014Судебное заседание
03.04.2014Судебное заседание
03.04.2014Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
24.07.2014Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
24.07.2014Дело оформлено
24.07.2014Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее