Дело № 2-8255/2019
УИД № 10RS0011-01-2019-010593-30
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
16 декабря 2019 года г. Петрозаводск
Петрозаводский городской суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи Цехановича М.К.,
при секретаре Шмуйло Я.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2 к Федеральной службе судебных приставов Российской Федерации, Управлению Федеральной службы судебных приставов по РК о понуждении к совершению определенных действий, взыскании денежной компенсации морального вреда,
установил:
истец обратился в суд по тем основаниям, что ДД.ММ.ГГГГ в его личном кабинете портала gosuslugi.ru отразилась судебная задолженность от ДД.ММ.ГГГГ. в размере <данные изъяты> рубля по исполнительному производству №-ИП от ДД.ММ.ГГГГ, возбужденному в отношении ФИО6 и прикрепленному к ИНН истца. Как указывает истец, в этот же день он совершил телефонный звонок в ФССП по РК, который результатов не дал. ДД.ММ.ГГГГ истец написал заявление в ФССП по РК о необходимости исправления существующей ситуации, ДД.ММ.ГГГГ получил ответ, согласно которому ФССП по РК не занимается такими вопросами и не относит исполнительные производства на ИНН физического лица. Учитывая изложенное, истец просит обязать УФССП России, УФССП по <адрес>, Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, Министерство экономического развития Российской Федерации, Министерство финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства по <адрес> произвести весь комплекс необходимых действий по внесению изменений в информацию в личном кабинете ФИО2 на портале gosuslugi.ru, а именно снять судебную задолженность в размере <данные изъяты> рублей, по исполнительному производству №-ИП от ДД.ММ.ГГГГ возбужденному в отношении ФИО6; взыскать солидарно с ФССП России, УФССП по <адрес>, Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ, Министерства экономического развития РФ, Министерства финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства по <адрес> сумму морального вреда в размере <данные изъяты> рублей, судебные расходы.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве соответчика привлечено Министерство финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства по <адрес>.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ прекращено производство по настоящему делу в части требований истца к Министерству цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, Министерству экономического развития Российской Федерации, в связи с отказом истца от иска к указанным ответчикам.
Истец в судебном заседании поддержал исковые требования в полном объеме, в уточненном виде, просил суд обязать Федеральную службу судебных приставов России произвести необходимые действия по внесению изменений в информацию в личном кабинете ФИО2 на портале gosuslugi.ru, а именно снять судебную задолженность в размере <данные изъяты> рублей, по исполнительному производству №-ИП от ДД.ММ.ГГГГ возбужденному в отношении ФИО6; взыскать с Федеральной службы судебных приставов России денежную компенсацию морального вреда в сумме <данные изъяты> рублей.
Представитель ответчика ФССП России, УФССП России по РК ФИО4, действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования не признала, представлены письменные возражения на иск.
Представитель ответчика УФК по РК, ФИО5, действующая на основании доверенности в судебном заседании исковые требования не признала, представлены письменные возражения на иск.
Представители ответчиков Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ, Министерства экономического развития РФ в судебное заседание не явились, извещены о времени и месте рассмотрения дела, представлены письменные возражения на иск.
Заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, материалы исполнительного производства №-ИП, суд приходит к следующему.
В судебном заседании установлено, и не оспаривается сторонами, что в личном кабинете ФИО2 на портале gosuslugi.ru отразилась задолженность от ДД.ММ.ГГГГ в размере 501223,96 рубля по исполнительному производству №-ИП от ДД.ММ.ГГГГ, возбужденному в отношении ФИО6
ДД.ММ.ГГГГ истец обратился в ФССП по РК с заявлением о необходимости исключения сведений о задолженности, с личного кабинета ФИО2 на портале gosuslugi.ru, в связи с тем, что должником по отображаемой задолженности по исполнительному производству №-ИП от ДД.ММ.ГГГГ, является ФИО6
На основании указанного заявления истца, УФССП России по РК проведена проверка, согласно ответу на обращение, от ДД.ММ.ГГГГ следует, что поиск судебной задолженности на Едином портале государственных услуг (далее ЕПГУ) осуществляется путем введения ФИО, даты рождения в форму поиска, при этом поля персональных данных заполняются в зависимости от требований, устанавливаемых органом, предоставляющим услугу. Полученные персональные данные отправляются на сервис ФССП России, где ФССП России осуществляется поиск исполнительных производств по присланным персональным данным, и если данные о наличии судебной задолженности имеются в системе ФССП России, то тот же сервис ФССП России возвращает их на ЕПГУ. Таким образом, на ЕПГУ отображаются те данные, которые хранятся на стороне электронных сервисов ФССП России. Поскольку на ЕПГУ поиск осуществляется только по двум критериям (ФИО, дата рождения), то информация о наличии задолженности не может отображаться у истца, так как исполнительное производство №-ИП от ДД.ММ.ГГГГ возбуждено в отношении ФИО6 Ссылаясь на указанные обстоятельства, УФССП по РК отказано ФИО2 в «снятии» сведений с сайта.
В соответствии с пунктом 1 статьи 21 Федерального закона от 27.07.2010 №210- ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (далее Федеральный закон № 210-ФЗ) Единый портал является федеральной государственной информационной системой, обеспечивающей предоставление государственных и муниципальных услуг, а также услуг, указанных в части 3 статьи 1 Федерального закона № 210-ФЗ, в электронной форме и доступ заявителей к сведениям о государственных и муниципальных услугах, а также об услугах, указанных в части 3 статьи 1 Федерального закона № 210-ФЗ, предназначенным для распространения с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и размещены государственных и муниципальных информационных системах, обеспечивающих ведение соответственно реестров государственных и муниципальных услуг.
В соответствии с пунктом 6.1 статьи 21 Федерального закона № 210-ФЗ Единый портал обеспечивает возможность предоставления заявителям информации из государственных информационных систем в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 Постановления Правительства РФ от 24.10.2011 N 861 "О федеральных государственных информационных системах, обеспечивающих предоставление в электронной форме государственных и муниципальных услуг (осуществление функций)" оператором федеральных государственных информационных систем «Федеральный реестр государственных и муниципальных услуг (функций)» и «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» определено Минкомсвязи России.
Минэкономразвития России, согласно вышеуказанному пункту 2 постановления № 861 является уполномоченным органом по ведению информационного ресурса федеральной государственной информационной системы «Федеральный реестр государственных и муниципальных услуг (функций)» (далее - ФРГУ).
Согласно пункту 11 Положения о федеральной государственной информационной системе «Федеральный реестр государственных и муниципальных услуг (функций)», утвержденного Постановлением № 861 (далее - положение о ФРГУ), к функциям уполномоченного органа по ведению информационного ресурса ФРГУ отнесено, в том числе, согласование размещения в ФРГУ поступивших от участников информационного взаимодействия сведений о государственных услугах (функциях), иных услугах.
При этом согласно пункту 7 положения о ФРГУ формирование сведений об услугах (функциях) и представление их для размещения в ФРГУ осуществляют федеральные органы исполнительной власти, государственные корпорации, органы государственных внебюджетных фондов, исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, предоставляющие соответствующие услуги (исполняющие соответствующие функции), на основании утвержденных административных регламентов предоставления услуг (исполнения функций) и стандартов предоставления государственных и муниципальных услуг.
Фактически информационный ресурс ФРГУ представляет собой совокупность сведений о порядке предоставления услуг.
В соответствии с пунктами 1 и 2 части 1 статьи 6 Федерального закона № 210-ФЗ на органы, предоставляющие государственные услуги возложена обязанность предоставлять государственные или муниципальные услуги в соответствии с административными регламентами, а также обеспечивать возможность получения заявителем государственной или муниципальной услуги в электронной форме, если это не запрещено законом, а также в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, по выбору заявителя.
В соответствии с положениями Федерального закона № 210-ФЗ и постановлением Правительства Российской Федерации от 16 мая 2011 г. № 373 «О разработке и утверждении административных регламентов осуществления контроля (надзора) и административных регламентов предоставления государственных услуг» приказом Минюста России от 23 апреля 2014 г. № 86 был утвержден Административный регламент ФССП России по предоставлению государственной услуги по предоставлению информации по находящимся на исполнении исполнительным производствам в отношении физического и юридического лица (далее - Административный регламент), который определил порядок предоставления государственной услуги.
Согласно пункту 10 Административного регламента результатом предоставления государственной услуги является направление заявителю информации по находящимся на исполнении исполнительным производствам в отношении физического и юридического лица, направление заявителю уведомления о наличии (отсутствии) исполнительного производства на исполнении, либо направление заявителю уведомления об отказе в предоставлении государственной услуги. В соответствии с пунктом 36 Административного регламента государственная услуга предоставляется, в том числе в электронной форме посредством Единого портала.
При этом в соответствии с пунктом 8 Административного регламента органом, предоставляющим государственную услугу, в том числе в электронной форме, является ФССП России, ее территориальные органы и их структурные подразделения.
Истцом заявлено требование об обязании Федеральной службы судебных приставов России произвести необходимые действия по внесению изменений в информацию в личном кабинете ФИО2 на портале gosuslugi.ru, а именно снять судебную задолженность в размере <данные изъяты> рублей, по исполнительному производству №-ИП от ДД.ММ.ГГГГ возбужденному в отношении ФИО6
В судебном заседании установлено, и подтверждается истцом, что на момент рассмотрения настоящего гражданского дела имеющая информация о наличие у ФИО2 задолженности, с личного кабинета истца на портале gosuslugi.ru, удалена, в подтверждение чего истцом представлен скриншот станицы личного кабинета, с указанием на информацию о внесении ФССП России изменений в сумму задолженности, указанные сведения подтверждают факт отсутствия в личном кабинете истца оспариваемых сведений.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Учитывая установленные по делу обстоятельства, факт отсутствия на момент рассмотрения настоящего дела, сведений о задолженности в размере <данные изъяты> рубля по исполнительному производству №-ИП от ДД.ММ.ГГГГ, возбужденному в отношении ФИО6 в личном кабинете ФИО2 на портале gosuslugi.ru, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения иска в указанной части.
Вместе с тем, судом отмечается, в случае появления информации о задолженности не относящейся к истцу, размещенной в личном кабинете ФИО2 на портале gosuslugi.ru, последний не лишен права обратится в суд в связи с изменившимися обстоятельствами.
Истцом заявлено требование о взыскании с Федеральной службы судебных приставов России денежной компенсации морального вреда в сумме <данные изъяты> рублей.
В указанной части исковых требований, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 151 ГК РФ ели гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред.
В соответствии с п. 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.1994 N 10 "О некоторых вопросах применения законодательства о компенсации морального вреда" (далее Пленум), суду следует также устанавливать, чем подтверждается факт причинения потерпевшему нравственных или физических страданий, при каких обстоятельствах и какими действиями (бездействием) они нанесены, степень вины причинителя, какие нравственные или физические страдания перенесены потерпевшим, в какой сумме он оценивает их компенсацию и другие обстоятельства, имеющие значение для разрешения конкретного спора.
В соответствии с п. 2 Пленума, под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага (жизнь, здоровье, достоинство личности, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна и т.п.), или нарушающими его личные неимущественные права (право на пользование своим именем, право авторства и другие неимущественные права в соответствии с законами об охране прав на результаты интеллектуальной деятельности) либо нарушающими имущественные права гражданина.
Моральный вред, в частности, может заключаться в нравственных переживаниях в связи с утратой родственников, невозможностью продолжать активную общественную жизнь, потерей работы, раскрытием семейной, врачебной тайны, распространением не соответствующих действительности сведений, порочащих честь, достоинство или деловую репутацию гражданина, временным ограничением или лишением каких-либо прав, физической болью, связанной с причиненным увечьем, иным повреждением здоровья либо в связи с заболеванием, перенесенным в результате нравственных страданий и др.
В соответствии со ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.
Истцом в нарушение ст. 56 ГПК РФ, не представлено суду доказательств причинения ему физических и нравственных страданий, возникших в результате размещения недостоверных сведений о наличии задолженности размещенной в личном кабинете ФИО2 на портале gosuslugi.ru.
Безосновательная ссылка истца на причинение ему морального вреда действиями, нарушающими его личные неимущественные права, сама по себе не может послужить основанием для удовлетворения заявленных требований.
Отказывая в удовлетворении требования о денежной компенсации морального вреда, суд так же исходит из того, что сведения о не существующей задолженности, размещенные в личном кабинете ФИО2 на портале gosuslugi.ru, были доступны к просмотру только ему, т.е. публичность распространения указанных сведений отсутствовала, таким образом, размещение указанных сведений не повлияло и не могло повлиять на права истца, например при оценке его материального положения при обращении в кредитные учреждения либо при трудоустройстве и др.
Руководствуясь ст.ст.194-198, Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
решил:
в удовлетворении иска отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия через Петрозаводский городской суд Республики Карелия в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья М.К. Цеханович
Мотивированное решение
изготовлено 23.12.2019