63RS0№-93
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
10 февраля 2022 года Ленинский районный суд <адрес>
в составе председательствующего судьи Суркова В.П.,
при секретаре Кулачкиной В.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело №2а-230/22 по административному иску Кондурцева А. В. к Департаменту градостроительства г.о. Самара о признании незаконным отказа в заключении соглашения о перераспределении земельных участков,
УСТАНОВИЛ:
Административный истец обратился в суд с вышеуказанным административным иском к Департаменту градостроительства г.о. Самара. В обоснование заявленных требований указал, что ДД.ММ.ГГГГ он обратился к административному ответчику с заявлением о перераспределении земельного участка с кадастровым номером №, принадлежащего ему на праве собственности и земель и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена.
В результате перераспределения он имел намерение присоединить территорию площадью № кв. м.
Испрашиваемый земельный участок с одной стороны граничит с его земельным участком, а с другой, с земельным участком с кадастровым номером № С других сторон он ограничен проходом и проездом.
Распоряжением от ДД.ММ.ГГГГ №РД-1298 ему отказано в заключении соглашения, по основаниям, предусмотренным пп.3, 11 п.9 ст.39.29 Земельного кодекса РФ.
По его мнению, оспариваемое распоряжение является незаконным, необоснованным и подлежащим отмене.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, просил признать незаконным распоряжение Департамента градостроительства г.о. Самара от ДД.ММ.ГГГГ №РД-1298 об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков и обязать Департамент градостроительства г.о. Самара устранить допущенные нарушения его – истца прав, возобновив рассмотрение заявления о перераспределении земельных участков.
В судебном заседании представитель административного истца, действующий на основании доверенности, заявленные требования поддержал, просил их удовлетворить.
Представитель административного ответчика в судебное заседание не явился, извещён надлежащим образом.
Представитель СДНТ «Жигулевские сады», привлечённого к участию в деле в качестве заинтересованного лица, в судебное заседание не явился, извещён надлежащим образом.
Суд, заслушав пояснения представителя административного истца, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что истцу на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером №, который расположен по адресу: <адрес>, <адрес>, площадью № кв. м, для ведения садоводства. В настоящее время указанный земельный участок отнесён к территории г.о. Самара.
Материалами дела подтверждается, что ДД.ММ.ГГГГ истец обратился в Департамент градостроительства г.о. Самара с заявлением о перераспределении земель, государственная собственность на которые не разграничена, и земельного участка, принадлежащего ему на праве собственности на основании пп.3 п.1 ст.39.28 Земельного кодекса РФ, приложив к заявлению схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
Распоряжением Департамента градостроительства г.о. Самара от ДД.ММ.ГГГГ №РД-1298 ему отказано в перераспределении земельных участков.
Основанием для отказа послужило то обстоятельство, что согласно топографическим материалам Департамента градостроительства г. о. Самара на земельном участке из земель, государственная собственность на который не разграничена, расположено сооружение. Данные о правообладателях на объект недвижимости в ЕГРН отсутствуют. В соответствии с представленной схемой расположения земельного участка, между образуемым земельным участком и земельным участком с кадастровым номером № образуется территория, которую невозможно рационально использовать. Также согласно сведениям из ИСОГД <адрес> возможно образование самостоятельного земельного участка из земель, государственная собственность на которые не разграничена.
В соответствии с положениями ст.ст.39.28, 39.29 Земельного кодекса РФ перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется на основании соглашения между уполномоченными органами и собственниками земельных участков в соответствии с утвержденным проектом межевания территории либо при отсутствии такого проекта в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка. Обязательными приложениями к соглашению являются кадастровый паспорт земельного участка или кадастровые паспорта земельных участков, которые образуются в результате перераспределения земель и (или) земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельного участка, находящегося в частной собственности.
Увеличение площади земельных участков, находящихся в частной собственности, в результате перераспределения таких земельных участков и земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется за плату.
В целях заключения соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, гражданин или юридическое лицо - собственники таких земельных участков обращаются с заявлением о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, в орган, уполномоченный на предоставление земельных участков.
В течение 10 дней со дня поступления заявления о перераспределении земельных участков уполномоченный орган возвращает заявление заявителю, если оно не соответствует требованиям п.2 ст.39.29 ЗК РФ, подано в иной орган или к заявлению не приложены документы, предусмотренные п.3 ст.39.29 ЗК РФ. При этом должны быть указаны все причины возврата заявления о перераспределении земельных участков.
В срок не более чем 30 дней со дня поступления заявления о перераспределении земельных участков уполномоченный орган по результатам его рассмотрения совершает одно из следующих действий:
1) принимает решение об утверждении схемы расположения земельного участка и направляет это решение с приложением указанной схемы заявителю;
2) направляет заявителю согласие на заключение соглашения о перераспределении земельных участков в соответствии с утвержденным проектом межевания территории;
3) принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков при наличии оснований, предусмотренных п.9 ст.39.29 ЗК РФ.
В соответствии со ст.39.2 Земельного кодекса РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции. Согласно п.10 ст.3 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса РФ» распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в поселениях, являющихся административными центрами (столицами) субъектов РФ, осуществляется органами местного самоуправления указанных поселений, если законами соответствующих субъектов РФ не установлено, что распоряжение такими земельными участками осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов РФ, а также если иное не предусмотрено законодательством РФ об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
В соответствии с постановлением Администрации г.о. Самара от 11.01.2017 года №1 «О разграничении полномочий в сфере градостроительной деятельности и распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара», руководитель Департамента градостроительства г.о. Самара наделен полномочиями по приему заявлений граждан и юридических лиц в адрес Главы Администрации г.о. Самара о перераспределении земельных участков, а также по принятию решений по вопросу перераспределения земель и (или) земельных участков между собой и таких земель и (или) земельных участков и земельных участков, находящихся в частной собственности, а также принятию иных решений, предусмотренных главой V.4 ЗК РФ.
Согласно пп.3 п.9 ст.39.29 Земельного кодекса РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков если на земельном участке, на который возникает право частной собственности, в результате перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, будут расположены здание, сооружение, объект незавершенного строительства, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, в собственности других граждан или юридических лиц, за исключением сооружения (в том числе сооружения, строительство которого не завершено), размещение которого допускается на основании сервитута, публичного сервитута, или объекта, размещенного в соответствии с пунктом 3 статьи 39.36 настоящего Кодекса.
Согласно п.8 ст.39.29 Земельного кодекса РФ уполномоченный орган по результатам рассмотрения заявления о перераспределении земельного участка совершает одно из следующих действий: принимает решение об утверждении схемы расположения земельного участка и направляет это решение с приложением указанной схемы заявителю (подпункт 1); направляет заявителю согласие на заключение соглашения о перераспределении земельных участков в соответствии с утвержденным проектом межевания территории (подпункт 2); принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков при наличии оснований, предусмотренных пунктом 9 названной статьи (подпункт 3).
Пунктом 9 ст.39.29 Земельного кодекса РФ предусмотрен перечень оснований отказа в заключении соглашения о перераспределении земель, одним из которых является расположение на образуемом земельном участке здания, сооружения, объекта незавершенного строительства, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственности других граждан или юридических лиц, за исключением сооружения (в том числе сооружения, строительство которого не завершено), которое размещается на условиях сервитута, или объекта, который предусмотрен пунктом 3 статьи 39.36 настоящего Кодекса и наличие которого не препятствует использованию земельного участка в соответствии с его разрешенным использованием (подпункт 3 пункта 9 статьи 39.29).
Между тем, при разрешении возникшего спора судом установлено, что на фактически используемом земельном участке, заявленном к перераспределению, расположен жилой дом истца, что подтверждается техническим паспортом.
В ходе судебного разбирательства достоверно установлено и подтверждается представленными в материалы дела документами, в частности, договором газоснабжения жилого дома от ДД.ММ.ГГГГ №, заключённым с Кондурцевым А.В., на осуществление газоснабжения помещения, находящегося по адресу: <адрес>.
Доказательств тому, что указанное строение принадлежит иным лицам, не имеется.
Таким образом, приведённое обстоятельство не могло служить основанием для отказа в заключении соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности.
Доказательств тому, что строение, расположенное на испрашиваемом к перераспределению земельном участке, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственности других граждан или юридических лиц, также не представлено.
То обстоятельство, что заключение соответствующего соглашения невозможно по причине наличия возможности образовать самостоятельный земельный участок, также не нашло своего подтверждения.
В соответствии со ст.11.9 Земельного кодекса РФ к числу требований к образуемым и изменённым земельным участкам относятся предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, которые определяются такими градостроительными регламентами в случаях, если в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности в отношении образуемых (изменённых) земельных участков устанавливаются градостроительные регламенты.
Согласно положениям ст.30 Градостроительного кодекса РФ предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков указываются в градостроительных регламентах в отношении земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны.
В соответствии с Правилами застройки и землепользования в городе Самаре, утверждёнными постановлением Думы г.о. Самара от 26.04.2001 года №61 образуемый земельный участок расположен в пределах территориальной зоны Ж-1 – зоны застройки индивидуальными жилыми домами. Предельный минимальный размер земельных участков для этой зоны установлен в 300 кв. м.
Согласно проекту схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, истцом заявлен к перераспределению земельный участок площадью 259 кв. м, отделяющий его земельный участок от территории общего пользования.
Предусмотренное пп.9 п.9 ст.39.29 Земельного кодекса РФ основание для отказа в заключении соглашения о перераспределении земельных участков обусловлено тем, что земельное законодательство предусматривает в качестве основного способа приватизации земли торги, которые проводятся на конкурсной основе, обеспечивающей справедливое и открытое распределение объектов публичной собственности (определения Конституционного Суда РФ от 24.09.2012 г. №1584-0, от 17.07.2014 г. №1685-0, от 19.07.2016 г. №1549-0, от 24.11.2016 г. №2465-0, от 27.06.2017 г. №1266-0). Вместе с тем, с учётом специфики земельных отношений законодатель устанавливает и иные способы приватизации, одним из которым является перераспределение земель, находящихся в частной и публичной формах собственности. Положения пп.9 п.9 ст.39.29 ЗК РФ ограничивают возможность злоупотребления правовым инструментом перераспределения, препятствуя приватизации в порядке перераспределения таких земель, относящихся к публичной собственности, из которых могут быть сформированы самостоятельные земельные участки, т.е. земельные участки, права на которые граждане и юридические лица могут приобрести в общем порядке.
При этом возможность формирования самостоятельных земельных участков определяется в каждом конкретном случае с учётом требований, изложенных в ст.11.9 Земельного кодекса РФ, иных правовых актах (включая документы территориального планирования, правила землепользования и застройки) исходя из изложенного выше смысла рассматриваемого законоположения.
Критерием применимости пп.9 п.9 ст.39.29 Земельного кодекса РФ является возможность приватизации земель, относящихся к публичной собственности, путём формирования самостоятельного земельного участка и его продажи на открытых торгах, т.е. путём конкурентной процедуры, а не посредством механизма перераспределения.
Согласно заключениям кадастрового инженера от 09.01.2022 года №01-01/2022 и от 20.01.2022 года №04-01/2022 испрашиваемый земельный участок с двух сторон граничит с территорией общего пользования, с третьей стороны – примыкает к земельному участку истца, а с четвёртой его граница имеет длину 7,59 м и является продолжением юго-восточной границы земельного участка, принадлежащего истцу.
В случае смещения этой границы в восточном направлении с целью возможного формирования земельного участка площадью 300 кв. м и более, конфигурация границ этого земельного участка будет нарушать требования п.6 ст.11.9 ЗК РФ о недопущении изломанности границ – земельный участок будет представлять невыпуклый многоугольник, что приведет к невозможности размещения объектов недвижимости, при условии соблюдения градостроительных регламентов.
Таким образом, вывод ответчика о возможности формирования самостоятельного земельного участка не соответствует п.6.ст.11.9 Земельного кодекса РФ, поскольку, формированию данного участка препятствует конфигурация границ смежных земельных участков, проездов, территории общего пользования и территориальных зон.
Оспариваемое решение мотивировано также ссылкой на пп.11 п.9 ст.39.29 Земельного кодекса РФ, в соответствии с которым уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков, если имеются основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, предусмотренные п.16 ст.11.10 Земельного кодекса РФ.
В соответствии с п.16 ст.11.10 Земельного кодекса РФ основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является: 1) несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с п.12 ст.11.10 Земельного кодекса РФ; 2) полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек; 3) разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных ст.11.9 Земельного кодекса РФ требований к образуемым земельным участкам; 4) несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории; 5) расположение земельного участка, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, в границах территории, для которой утверждён проект межевания территории.
Согласно оспариваемому распоряжению, в соответствии с представленной схемой расположения земельного участка на кадастровом плане территории, со сведениями Росреестра по Самарской области, между образуемым земельным участком и земельным участком с кадастровым номером № образуется территория, которую невозможно использовать рационально (чересполосица). Соответственно утверждение схемы приведет к нарушениям требований к образуемым земельным участкам, предусмотренных ст.11.9 Земельного кодекса РФ.
Согласно п.2 ст.11.10 Земельного кодекса РФ подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учётом территорий общего пользования.
Приватизация земельных участков из земель населённых пунктов, относящихся к территориям общего пользования запрещена.
Согласно схеме расположения земельного участка, граница между образуемым земельным участком и земельным участком с кадастровым номером № является продолжением северо-западной границы земельного участка, принадлежащего истцу. Между образуемым земельным участком и земельным участком с кадастровым номером № находится проход между участками.
Указанное обстоятельство подтверждается заключениями кадастрового инженера от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ.
Таким образом, образование земельного участка, в результате испрашиваемого заявителем перераспределения, не приведёт к нерациональному использованию территории, поскольку она является территорией общего пользования (проход между участками), в связи с чем, соответствующее обоснование отказа в заключении соглашения о перераспределении, не соответствует закону.
Учитывая изложенное, оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что оспариваемое истцом распоряжение, не соответствует требованиям закона, нарушает права истца, в связи с чем, заявленные им требования, подлежат удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.174, 178-180 КАС РФ,
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░. ░. – ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░ №░░-1298 «░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░».
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░. ░., ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ 30-░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ <░░░░░>.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ /░░░░░░░/ ░░░░░░ ░.░.
░░░░░ ░░░░░: ░░░░░