№ №
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
02 октября 2017 года <адрес>
Майкопский городской суд Республики Адыгея в составе:
председательствующего - судьи Агафонов П.Ю.,
при секретаре судебного заседания Охтовой З.А.,
с участием представителя истца по доверенности Бабкина С.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Иванова <данные изъяты> к ФГКУ «Южное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ о признании права на получение субсидии на приобретение жилого помещения,
У С Т А Н О В И Л:
Истец обратился в суд с иском к ответчику о признании права на получение субсидии на приобретение жилого помещения. В обоснование требований указал, что 17.05.2017г. заместителем начальника ФГКУ «Южное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ принято решение № о снятии с учёта нуждающихся в жилых помещениях его с составом семьи супруга Крамарова А.Л., 25.08.1982г.р., сын Иванов К.С., 29.10.2007г.р., сын Иванов М.С., 22.03.2012 г.р. с учета нуждающихся в жилых помещениях. Решение истец считает незаконным, принятым с нарушением действующего законодательства. Основанием для снятия истца с учета нуждающихся в жилых помещениях послужило то обстоятельство, что по мнению ответчика на основании решения Майкопского городского суда РА от 14.02.2014 г. Иванов С.В. признан утратившим право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес>А <адрес>. Иванов С.В., Иванова А.Л., Иванов М.С., Иванов К.С. сняты с регистрационного учета по указанному адресу. В результате рассмотрения документов учетного дела капитана Иванова С.В., в целях предоставления жилищной субсидии для приобретения или строительства жилого помещения (жилых помещений) установлено, что Иванов С.В., с 01.04.2009 г. признан нуждающимся на улучшение жилищных условий жилищной комиссией войсковой части 54987 (протокол № от 01.04.2009г., рапорт от 20.10.2008). Состав семьи четыре человека: (военнослужащий, супруга Крамарова А.Л. – 25.08.1982 г.р., сын Иванов К.С.– 29.10.2007 г.р., сын Иванов М.С.– 22.03.2012 г.р.), избранное место жительства г.Сочи, форма обеспечения жилищная субсидия. Письмом от 20.01.2017г. №ж ответчик сообщил истцу, что он и члены его семьи будут обеспечены жилищной субсидией для приобретения или строительства жилого помещения согласно очередности. Полагает, что объем субсидии на которую имеет право истец должен рассчитываться из расчета 4 х 18 кв.м – 10,8 кв.м = 61,2 кв.м. Просит суд решение № от 17.05.2017г. ФГКУ «Южное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ о снятии с учета нуждающихся в жилых помещениях, которым установлено снять Иванова С.В. – 04.02.1964г.р., с учета нуждающихся в жилых помещениях, с составом семьи: супруга Крамарова А.Л., 25.08.1982 г.р. сын Иванов К.С., 29.10.2007 г.р., сын Иванов М.С., 22.03.2012 г.р. признать незаконным и отменить; признать за ним право на получение субсидии на приобретение жилого помещения в порядке, предусмотренном действующим законодательством в размере 61,2 кв.м. и обязать ответчика обеспечить истца и членов его семьи составом семьи 4 человека жилищной субсидией для приобретения или строительства жилья согласно очередности в соответствии с действующим законодательством.
В письменных возражениях на иск представитель ответчика указала, что Иванов С.В., с 01.04.2009 г. признан нуждающимся на улучшение жилищных условий жилищной комиссией войсковой части 54987 (протокол № от 01.04.2009г., рапорт от 20.10.2008г.). Состав семьи четыре человека: (военнослужащий, супруга Крамарова А.Л., 25.08.1982 г.р., сын Иванов К.С., 29.10.2007 г.р., сын Иванов М.С.– 22.03.2012 г.р.), избранное место жительства г. Сочи, форма обеспечения жилищного субсидия.
В соответствии с имеющейся выпиской из послужного списка, Иванов С. В. назначен на должность после окончания военного образовательного учреждения профессионального образования и получения в связи с этим офицерского воинского звания 19.08.1998. Согласно справке от 09.02.2016 г. № выслуга лет в календарном исчислении составляет 31 год 5 месяцев, приказом начальника Краснодарского высшего военного авиационного училища летчиков от 03.02.2016 г. № уволен с военной службы в запас по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, с 14.03.2017 г. исключен из списков личного состава учебной авиационной базы, всех видов обеспечения и направлен для постановки на воинский учет в отдел военного комиссариата Республики Адыгея по городу Майкоп.
В результате рассмотрения документов учетного дела капитана Иванова С.В., в целях предоставления жилищной субсидии для приобретения или строительства жилого помещения (жилых помещений) установлено, что в период прохождения военной службы в войсковой части 54987 (дислокация <адрес>) Иванову С. В. – 04.02.1964 г.р., в соответствии с распоряжением главы администрации <адрес> Республики Адыгея от 07.03.1996 №-р и наосновании ордера №, выданного 12.03.1996, было предоставлено жилое помещение по договору социального найма – двухкомнатная квартира общей площадью – 51.8 кв.м., расположенная по адресу <адрес>А, <адрес>. Состав семьи четыре человека: Иванов <данные изъяты>, Иванова <данные изъяты> (жена), Иванов <данные изъяты> 30.04.1987 г.р. (сын), Иванова <данные изъяты> 06.05.1989 г.р. (дочь).
В дальнейшем, на основании решения мирового судьи судебного участка № <адрес> Республики Адыгея от 09.07.2008, брак между Ивановым С. В. и Ивановой Н. Н. был расторгнут.
С 12.09.2008 г. Иванов С. В. состоит в браке с Крамаровой А.Л., 25.08.1982 г.р., в браке имеют двоих детей: Иванова К.С., 29.10.2007 г.р., Иванова М.С., 22.03.2012 г.р.
В жилом помещении по адресу: <адрес>А, <адрес> числилась зарегистрированными семь человек: Иванов С. В. – 1964 г.р., Иванова Н. Н. – 1963 г.р., Иванов А. С. – 1987 г.р., Иванова В. С. – 1989 г.р., Крамаровой А. Л. – 1982 г.р., Иванов М. С. – 2012 г.р., Иванов К. С. – 2007 г.р.
На основании решения Майкопского городского суда Республики Адыгея от 14.02.2014 Иванов С. В. признан утратившим право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес>А, <адрес>.
После вступления в законную силу названного решения суда Иванов С. В., Крамаровой А. Л. – 1982 г.р., Иванов М. С. – 2012 г.р., Иванов К. С. – 2007 г.р. сняты с регистрационного учета по указанному адресу.
На основании сведений, полученных из Единого государственного реестра недвижимости, с 28.08.2015 собственником жилого помещения по адресу <адрес>А, <адрес>, является бывшая супруга Иванова С. В. – Иванова Н.Н., 12.07.1963 г.р.
С 22.05.2014 Иванов С. В. утратил право пользования вышеуказанным жилым помещением, оставив его бывшей супруге и детям.
По мнению ответчика, данными действиями Иванов С. В. распорядился полученным им от государства жилым помещением в виде двухкомнатной квартиры.
Обращает внимание суда, что решением Городского Собрания Сочи от 14.02.2006 г. № (действовавшего на момент признания Иванова С. В. в качестве нуждающегося в жилом помещении) для граждан, проживающих в отдельных квартирах (жилых домах), установлена учетная норма общей площади жилого помещения на одного человека в размере 10 и менее квадратных метров.
Учитывая, что площадь жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>А, <адрес> превышает учетную норму по г. Сочи, следовательно, следует, что Иванов С. В. ранее был обеспечен общей площадью жилого помещения в соответствии с установленными учетными нормами (51.8 кв.м. / 4 = 12.95 кв.м. на одного человека).
Согласно ч.2 ст.19 Жилищного кодекса РФ в зависимости от формы собственности жилищный фонд подразделяется на частный, государственный и муниципальный жилищные фонды, при этом непосредственно государственный жилищный фонд есть совокупность жилищных помещений, принадлежащих на праве собственности Российской Федерации (жилищный фонд Российской Федерации), и жилых помещений, принадлежащих на праве собственности субъектам Российской Федерации (жилищный фонд субъектов Российской Федерации).
В соответствии со ст.6 Жилищного кодекса РСФСР, действовавшего до 1 марта 2005 года, к государственному жилищному фонду относились жилые помещения, находившиеся в ведении местных Советов народных депутатов (жилищный фонд местных Советов) и в ведении министерств, государственных комитетов и ведомств (ведомственный жилищный фонд).
Поэтому, в случае получения жилого помещения из государственного жилищного фонда, а до 1 марта 2005 года – из фонда местных Советов народных депутатов и ведомственного жилищного фонда, гражданин считается обеспеченным жильем за счет государства.
Таким образом, Иванов С. В.по мнению ответчика ранее уже был обеспечен по договору социального найма жильем, относящимся к государственному жилищному фонду в соответствии с установленной учетной нормой, после чего добровольно утратил право пользования жилым помещением, оставив его бывшим членам семьи.
Предоставляя военнослужащим и членам их семьи гарантии обеспечения жильем для постоянного проживания (в собственность бесплатно или по договору социального найма), Федеральный закон от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ возлагает на Министерство обороны Российской Федерации обязанность по предоставлению им такого жилья только один раз за все время военной службы, что в свою очередь, предполагает обязанность военнослужащего и членов его семьи сдать выделенное ему по месту прохождения военной службы жилое помещение для последующего обеспечения жильем по избранному военнослужащих, обеспеченных жильем для постоянного проживания в период прохождения военной службы, законом не предусмотрено.
В случае, если военнослужащий либо член его семьи распорядился поученным ранее от Государства по установленным нормам жилым помещением и не может представить документы о его освобождении, то он не имеет права требовать повторного предоставления жилого помещения (по договору социального найма, в собственность бесплатно или предоставления жилищной субсидии), даже по истечении срока, предусмотренного статьей 53 ЖК РФ).
Так же ссылается на положения об однократном обеспечении гражданина жилым помещением на безвозмездной основе подтверждаются положениями ст.11 Закон Российской Федерации от 04.07.1991 N1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», согласно которым каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз. Исключением в данном случае является несовершеннолетние, ставшие собственниками занимаемого жилого помещения в порядке его приватизации, за которым сохраняется право на однократную бесплатную приватизацию жилого помещения в государственном или муниципальном жилищном фонде после достижения ими совершеннолетия. Считает решение (действия) ФГКУ «Южное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации обоснованными и соответствующими требованиям нормативно-правовых актов, регулирующих вопросы жилищного обеспечения военнослужащих. Просит отказать в удовлетворении требований Иванова С. В. в полном объеме.
В судебное заседание истец не явился. Его представитель по доверенности явился, исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в иске, дал пояснения согласно описательной части решения, просит исковые требования удовлетворить в полном объеме.
Представитель ответчика в судебное заседание не явился, сведений об уважительности причин неявки суду не предоставил, согласно ч. 4 ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Выслушав доводы представителя истца, исследовав материалы дела, дав им надлежащую оценку, суд приходит к выводу, что исковые требования Иванова С.В. подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Судом установлено и сторонами не оспаривается, что в результате рассмотрения документов учетного дела капитана Иванова С.В., в целях предоставления жилищной субсидии для приобретения или строительства жилого помещения (жилых помещений) установлено, что в период прохождения военной службы в войсковой части 54987 (дислокация <адрес>) Иванову С. В. – 04.02.1964 г.р., в соответствии с распоряжением главы администрации <адрес> Республики Адыгея от 07.03.1996 №-р и на основании ордера №, выданного 12.03.1996 г., было предоставлено жилое помещение по договору социального найма – двухкомнатная квартира общей площадью 51.8 кв.м., расположенная по адресу <адрес>А, <адрес>. Состав семьи четыре человека: Иванов <данные изъяты>, Иванова <данные изъяты> (жена), Иванов <данные изъяты> 30.04.1987 г.р. (сын), Иванова <данные изъяты> 06.05.1989 г.р. (дочь).
На основании решения мирового судьи судебного участка № <адрес> Республики Адыгея от 09.07.2008 г., брак между Ивановым С. В. и Ивановой Н. Н. был расторгнут.
С 12.09.2008 г. истец состоит в браке с Крамаровой А.Л., 25.08.1982 г.р., имеют двоих детей Иванова К.С., 29.10.2007 г.р., Иванова М.С., 22.03.2012 г.р.
В жилом помещении по адресу: <адрес>А, <адрес> числилась зарегистрированными семь человек: Иванов С. В. – 1964 г.р., Иванова Н. Н. – 1963 г.р., Иванов А. С. – 1987 г.р., Иванова В. С. – 1989 г.р., Крамаровой А. Л. – 1982 г.р., Иванов М. С. – 2012 г.р., Иванов К. С. – 2007 г.р.
На основании вступившего в законную силу решения Майкопского городского суда Республики Адыгея от 14.02.2014 г. Иванов С. В. признан утратившим право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес>А, <адрес>.
С 22.05.2014 Иванов С. В. утратил право пользования вышеуказанным жилым помещением. Иванов С. В., Крамаровой А. Л. – 1982 г.р., Иванов М. С. – 2012 г.р., Иванов К. С. – 2007 г.р. сняты с регистрационного учета по указанному адресу.
На основании сведений, полученных из Единого государственного реестра недвижимости, с 28.08.2015 г. собственником жилого помещения по адресу <адрес>А, <адрес>, является бывшая супруга истца Иванова Н.Н., 12.07.1963 г.р.
При этом ответчик, возражая против удовлетворения иска, ссылается на положения об однократном обеспечении гражданина жилым помещением на безвозмездной основе, что, по мнению ответчика, подтверждаются положениями ст.11 Закон Российской Федерации от 04.07.1991 N1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», согласно которым каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз.
Вместе с тем доказательств того, что истец приватизировал предоставленное ему жилое помещение по договору социального найма ответчиком не представлено.
17.05.2017 г. решением № о снятии с учёта нуждающихся в жилых помещениях заместитель начальника ФГКУ «Южное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ решил снять Иванова С.В. 04.02.1964г.р., с учета нуждающихся в жилых помещениях, с составом семьи: супруга Крамарова А.Л., 25.08.1982г.р., сын Иванов К.С., 29.10.2007г.р., сын Иванов М.С., 22.03.2012 г.р.
Основанием для снятия истца с учета нуждающихся в жилых помещениях послужило то обстоятельство, что на основании решения Майкопского городского суда РА от 14.02.2014 Иванов С.В. признан утратившим права пользования жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес>А кВ.19 <адрес>. После вступления в законную силу названного решения суда Иванов С.В., Иванова А.Л. – 1982г.р., Иванов М.С. – 2012г.р., а также Иванов К.С. – 2007г.р. сняты с регистрационного учета по указанному адресу.
Иванов С.В. в 2008г. обратился с исковым заявлением к бывшей супруге Ивановой Н.Н. об изменении договора социального найма, разделе лицевых счетов и определении порядка пользования квартирой, расположенной по адресу: <адрес>А кВ.19. Решением мирового судьи судебного участка № <адрес> от 20.06.2008г. его исковые требования были удовлетворены частично, суд определил порядок пользования указанной квартирой, закрепив за Ивановым С.В. комнату общей площадью 10,8 кв.м в указанной квартире, а за Ивановой Н.Н. комнату общей площадью 19,3 кв.м в указанной квартире, оставив в их общем пользовании коридор, туалет, ванную комнату и кухню.
Таким образом, суд, учитывая, что на основании решения Майкопского городского суда от 14.02.2014г. Иванов С.В. признан утратившим право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес>А кВ.19 <адрес>, РА (площадью 10,8 кв.м.) принимая во внимание решение мирового судьи судебного участка № <адрес> от 20.06.2008г., суд полагает, что ответчик должен был принять во внимание, что при вынесении оспариваемого решения истец утерял право пользования жилым помещением именно на основании судебных актов и из расчета 10,8 кв.м.
В соответствии с ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» военнослужащий не может быть уволен из рядов МО РФ без выплаты всех видов денежного довольствия. Без соблюдений данных норм закона увольнение истца из МО РФ было бы невозможным, ввиду прямого указания закона. Более того, ответчик на момент увольнения истца из рядов МО РФ признавал право истца на получение субсидий (решение от 20.01.17 г. №), а после увольнения установил отсутствие такого права.
Согласно п. 1 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» военнослужащим - гражданам, заключившим контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года (за исключением курсантов военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования), и совместно проживающим с ними членам их семей, признанным нуждающимися в жилых помещениях, федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются субсидия для приобретения или строительства жилого помещения либо жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по месту военной службы, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более - по избранному месту жительства в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 названного Федерального закона.
Пунктом 14 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» определено, что обеспечение жилым помещением вышеуказанных военнослужащих осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов. Право на обеспечение жилым помещением на данных условиях предоставляется указанным гражданам один раз. Документы о сдаче жилых помещений Министерству обороны Российской Федерации (иному федеральному органу исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) и снятии с регистрационного учета по прежнему месту жительства представляются указанными гражданами и совместно проживающими с ними членами их семей при получении жилого помещения по избранному месту жительства.
Абзацем 2 пункта 4 Правил расчета субсидии для приобретения или строительства жилого помещения (жилых помещений), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 3 февраля 2014 г. N 76, установлено, что норматив общей площади жилого помещения, установленный в соответствии с пунктом 3 Правил, уменьшается на общую площадь жилых помещений, принадлежащих военнослужащему и (или) членам его семьи на праве собственности.
Таким образом, приведенные правовые нормы устанавливают, что, претендуя на получение жилого помещения на основании п. 14 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих», соответствующие военнослужащие в любом случае обязаны сдать ранее предоставленное им от государства жилое помещение. При невозможности сдачи такого помещения по различным причинам, в частности, из-за обращения их в свою собственность в порядке приватизации, реализация их права на получение нового жилого помещения путем предоставления жилищной субсидии производится с зачетом ранее полученного от государства жилья.
При этом совершение военнослужащим действий по отчуждению такого жилья не влечет аннулирование необходимости его учета при решении вопроса о возможности получении им жилых помещений от государства в последующем. Таким образом объем субсидии на которую имеет право истец должен рассчитываться из расчета 4 х 18 кв.м – 10,8 кв.м = 61,2 кв.м.
Такое истолкование материального закона корреспондируется с пп. «д» п. 10 Правил учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 1998 N 1054, согласно которому не признаются нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий военнослужащие и граждане, уволенные с военной службы, в случае, если их жилищные условия ухудшились в результате обмена, мены, купли-продажи или дарения ранее полученного от государства жилья.
При вынесении обжалуемого решения ответчиком не установлено, что истец ухудшил жилищные условия в результате обмена, мены, купли-продажи или дарения.
Суд учитывает также то обстоятельство, что в результате рассмотрения документов учетного дела капитана Иванова С.В., в целях предоставления жилищной субсидии для приобретения или строительства жилого помещения (жилых помещений) установлено, что Иванов С.В., с 01.04.2009г. признан нуждающимся на улучшение жилищных условий жилищной комиссией войсковой части 54987 (протокол № от 01.04.2009г., рапорт от 20.10.2008). Состав семьи четыре человека: (военнослужащий, супруга Крамарова А.Л. – 25.08.1982г.р., сын Иванов К.С.– 29.10.2007г.р., сын Иванов М.С.– 22.03.2012г.р.), избранное место жительства г.Сочи, форма обеспечения жилищная субсидия.
Решение жилищно-бытовой комиссии воинской части 54987 (протокол № от 01.04.2009 г.) ответчиком не отменено, сохраняет свою законную силу и является основанием для обеспечения Иванова С.В. жилым помещением.
Статьей 53 ЖК РФ установлено, что граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
Согласно п.14 ст.15 Федерального закона от 27.05.1998г. №76-ФЗ «О статусе военнослужащих» - обеспечение жилым помещением военнослужащих граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов.
Статьей 31 ЖК РФ установлено, что к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.
Члены семьи собственника жилого помещения имеют право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи. Члены семьи собственника жилого помещения обязаны использовать данное жилое помещение по назначению, обеспечивать его сохранность.
Истец и члены его семьи жена Крамарова А.Л., сын Иванов К.С., сын Иванов М.С., обеспечены жилым помещением в указанном порядке не были.
В соответствии со ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.
По смыслу ст. 59 и п. «т» ст. 71 Конституции РФ военная служба представляет собой особый вид федеральной государственной службы, что обусловливает и правовой статус военнослужащих, выражающийся в частности, в особом порядке реализации их конституционного права на жилище, которое осуществляется на основе, как общего, так и специального законодательства и по специальным правилам.
Согласно ч. 1 ст. 1 ЖК РФ жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище.
Реализуя вышеуказанные правомочия в рамках специального правового регулирования, законодатель в Федеральном законе от 27.05.1998 года N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» установил основы государственной политики в области правовой и социальной защиты военнослужащих и членов их семей, предусмотрев механизм реализации ими права на жилище и определив источники и формы обеспечения их жильем.
Пунктом 1 ст. 15 ФЗ N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» установлено, что государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
В соответствии с абз. 12 п. 1 ст. 15 ФЗ от 27.05.1998 года N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», военнослужащим - гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются жилищная субсидия или жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными ст. 15.1 настоящего Федерального закона.
В соответствии с п. 4 ст. 15.1 ФЗ от 27.05.1998 года N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», норматив общей площади жилого помещения при предоставлении в соответствии с настоящим Федеральным законом жилищной субсидии, норматив общей площади жилого помещения при предоставлении в соответствии с настоящим Федеральным законом единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения и норматив общей площади жилого помещения при выдаче в соответствии с настоящим Федеральным законом государственных жилищных сертификатов определяются Правительством Российской Федерации с учетом права на дополнительную общую площадь жилого помещения, предусмотренного пунктом 2 настоящей статьи.
Норматив общей площади жилого помещения при предоставлении жилищной субсидии определен Правилами расчета субсидии для приобретения или строительства жилого помещения (жилых помещений), предоставляемой военнослужащим-гражданам Российской Федерации и иным лицам в соответствии с Федеральным законом «О статусе военнослужащих», утвержденными Постановлением Правительства РФ N 76 от 03.02.2014.
Порядок предоставления субсидии регламентирован Порядком предоставления субсидии для приобретения или строительства жилого помещения военнослужащим - гражданам РФ, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных силах РФ и гражданам РФ, уволенным с военной службы, утвержденным приказом Министра обороны РФ N 510 от 21.07.2014 года.
Как следует из п. 1 Правил, настоящие Правила определяют порядок расчета субсидии для приобретения или строительства жилого помещения (жилых помещений), предоставляемой военнослужащим - гражданам Российской Федерации, а также гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы, признанным в установленном порядке нуждающимися в жилых помещениях (улучшении жилищных условий) (далее - военнослужащие), и иным лицам в соответствии с Федеральным законом «О статусе военнослужащих»
В силу п. 2 Правил, расчет субсидии осуществляется федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, по следующей формуле:
Н = 18 кв.м х 4, где Н - норматив общей площади жилого помещения, определяемый в соответствии с пунктами 3 - 6 настоящих Правил.
Истец с 01.04.2009 г. по 17.05.2017 г. состоял на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом для постоянного проживания.
По состоянию на 17.05.2017 года, т.е. на дату принятия оспариваемого решения об отказе в предоставлении субсидии с момента, как полагает ответчик, ухудшения жилищных условий прошло более 9 лет.
Поскольку с момента совершения указанных действий прошло более 9 лет, вынесенное зам. начальником ФГКУ «Южное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ решение не соответствовало вышеуказанным положениям Правил о том, что такое уменьшение производится в течение 5 лет со дня совершения указанных действий или гражданско-правовых сделок.
В период прохождения военной службы в войсковой части 54987 (дислокация <адрес> РА) Иванову С.В. – 04.02.1964г.р., в соответствии с распоряжением главы администрации <адрес> РА от 07.03.1996 №-р и на основании ордера №, выданного 12.03.1996, было предоставлено жилое помещение по договору социального найма – двухкомнатная квартира общей площадью – 51,8 кв.м, расположенная по адресу: <адрес>А кВ.19 <адрес>. Состав семьи четыре человека: Иванов <данные изъяты>, Иванова <данные изъяты> Иванов <данные изъяты> 30.04.1987г.р. (сын), Иванова <данные изъяты> 06.05.1989г.р. (дочь).
Последующее (после предоставления жилого помещения по договору социального найма в 1996г.) признание его ЖБК в/ч нуждающимся в улучшении жилищных условий с 01.04.2009г. ввиду обеспеченности жилым помещением ниже учетной нормы предполагало, что такое улучшение может состояться с учетом данного жилья.
Что касается обязанности государства по обеспечению истца жильем по установленным нормам, то она в полной мере должно быть реализовано путем предоставления ему жилищной субсидии в размере, на который он был вправе претендовать с учетом ранее предоставленного от государства жилья, на распоряжение которым он имел право в соответствии с решением мирового судьи судебного участка № от 20.06.2008г. в размере 10.8 м.кв.
Учитывая изложенное, суд полагает, что требования истца подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Иск Иванова <данные изъяты> к ФГКУ «Южное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ о признании права на получение субсидии на приобретение жилого помещения удовлетворить.
Признать незаконным и отменить решение № от 17.05.2017 г. о снятии с учета нуждающихся в жилых помещениях ФГКУ «Южное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ, которым установлено снять Иванова С.В. 04.02.1964г.р. с учета нуждающихся в жилых помещениях, с составом семьи супруга Крамарова <данные изъяты>, 25.08.1982 г.р., сын Иванов Кирилл Сергеевич, 29.10.2007г.р., сын Иванов <данные изъяты>, 22.03.2012 г.р.
Признать за Ивановым <данные изъяты> право на получение субсидии на приобретение жилого помещения в порядке, предусмотренном действующим законодательством, в размере 61,2 кв.м.
Обязать ФГКУ «Южное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ обеспечить Иванова С.В. и членов его семьи составом семьи 4 человека жилищной субсидией для приобретения или строительства жилья согласно очередности в соответствии с действующим законодательством.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Верховный суд Республики Адыгея через Майкопский городской суд Республики Адыгея в течение месяца.
Председательствующий <данные изъяты> П.Ю. Агафонов