Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1041/2016 ~ М-1029/2016 от 21.03.2016

№2-1041/16

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

18 мая 2016 года Кировский районный суд г.Томска в составе:

Председательствующего        Корнеевой Т.С.

При секретаре             Захаровой А.И.,

Рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Томске гражданское дело по иску Кузнецовой Л.Ю. к ПАО «Томскэнергосбыт», ООО «Горсети» о признании незаконной установку прибора учета, признании незаконными начисления, возложении обязанности исключить начисления, компенсации морального вреда,

У С Т А Н О В И Л:

Кузнецова Л.Ю. обратились в суд с иском к ПАО «Томскэнергосбыт», ООО «Горсети», в котором просит признать незаконной установку в доме, расположенным по адресу: /________/, прибора учета – счетчика РИМ 114.01 ток – 5-100, номер 837239, кл.т.1, дата поверки 2010 г 1 кв., оформленной актом №25-11-03-03 допуска (осмотра) измерительного комплекса электроэнергии (ИК) от 03.11.2015, составленным ООО «Горсети»; признать незаконными выставляемые Кузнецовой Л.Ю. ПАО «Томскэнергосбыт» начисления за электроэнергию на общедомовые нужды за период с декабря 2015 года; возложить обязанность на ПАО «Томскэнергосбыт» исключить из счет-квитанций, выставляемых Кузнецовой Л.Ю., лицевого счета Кузнецовой Л.Ю. начисление за электроэнергию на общедомовые нужды за период с декабря 2015 года по настоящее время; взыскать с ПАО «Томскэнергосбыт»компенсацию морального вреда в размере 10 000 руб.

В обоснование заявленных требований указала, что является собственником квартиры № /________/ расположенной по адресу: /________/. Дом, расположенный по указанному адресу, не является многоквартирным домом. Согласно справке Администрации Зональненского сельского поселения Томского района Томской области, жилой дом, расположенный по адресу: /________/, относится к блокированному типу. В указанном многоквартирном доме отсутствуют места общего пользования. Все квартиры оборудованы отдельными входами. Электрическое оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри квартир и обслуживающее более одного помещения, также отсутствует. Между Кузнецовой Л.Ю. и ПАО «Томская энергосбытовая компания» заключен договор энергоснабжения № 05007010 от 14.10.2002, согласно п. 3.1 которого - количество поданной и используемой потребителем электроэнергии определяется в соответствии с данными учета его фактического потребления, который осуществляется по показаниям расчетного счетчика, установленного у абонента. В квартире установлен прибор учета и поэтому количество поданной и используемой потребителем электроэнергии определяется по показаниям расчетного счетчика в соответствии с условиями договора. В указанном договоре отсутствует условие оплаты за электроэнергию на ОДН, а
определен только порядок оплаты электроэнергии, потребленной в жилом помещении. Полагает, что ПАО «Томская энергосбытовая компания» незаконно производит начисления за ОДН.

Кроме того, ООО «Горсети» незаконно установили в указанном доме общедомовой прибор учета при отсутствии мест общего пользования в доме. Акт приемки электроучета от 03.11.2015г. № 25-11-03-03 (тип счетчика РИМ 614.01 № 857239) подписан только представителем ООО «Горсети». Истец, как собственник помещения, не согласна с начислением услуги на общедомовое содержание имущества, поскольку наш дом не относится к многоквартирному дому. Указанный акт нельзя принять для расчета, поскольку он подписан в одностороннем порядке. В указанном акте необоснованно указан объект: многоквартирный жилой дом. Действиями ответчиков нарушаются права истца, как потребителя, гарантированные Законом РФ «О защите прав потребителя», ЖК РФ.

В рамках выездной проверки, ранее проведенной Департаментом ЖКХ и государственного жилищного надзора Томской области, установлено, что места общего пользования в указанном доме отсутствуют. Все квартиры оборудованы отдельными входами. Электрическое оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри квартир и обслуживающее более одного помещения, также отсутствует. Правовые основания для выставления в счетах-квитанциях ПАО «Томскэнергосбыт» собственникам квартир по указанному адресу платы за коммунальную услугу по электроснабжению на общедомовые нужды отсутствуют и тем самым установлен факт предоставления потребителю в платежном документе недостоверной информации об услуге «электроснабжение на ОДН».

Ранее в связи с выявленными нарушениями Департаментом материалы проверки были направлены в адрес Управления Роспотребнадзора по Томской области. Рассмотрев материалы проверки, главным специалистом-экспертом Управления Роспотребнадзора по Томской области 27.03.2014 было выдано предписание № 47. Указанное предписание было обжаловано ПАО «Томская энергосбытовая компания». Решением Арбитражного суда Томской области от 20.01.2015 по делу №А67-2415/2014 в удовлетворении требований ПАО «Томскэнерго» отказано. Предписание признано законным. Постановлением Седьмого арбитражного апелляционного суда от 27.03.2015 по делу №А67-2415/2014 решение Арбитражного суда Томской области оставлено без изменения, апелляционная жалоба ПАО «Томскэнергосбыт» без удовлетворения. Учитывая возможность взимания платы за ОДН только за потребленную в местах общего пользования электроэнергию, правовые основания для выставления в счет - квитанциях ПАО «Томскэнергосбыт» собственникам квартир по указанному адресу платы за коммунальную услугу по электроснабжению на общедомовые нужды отсутствуют. Также решением мирового судьи судебного участка № 2 Кировского судебного участка от 02.02.2016 в мою пользу с ответчика взысканы суммы, ранее оплаченные, в том числе за ОДН. На основании стст.16, 154, 155, 157 ЖК РФ просит удовлетворить свои требования.

Истец Кузнецова Л.Ю. в судебном заседании заявленные требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении, с доводами ответчиков не согласна. Дополнила, что общедомовой приор учета был установлен в нарушение действующего законодательства, поскольку установка была осуществлена без согласования с собственниками и без принятия указанного прибора ими в качестве расчетного. Акт приемки электроучета от 03.11.2015, составленный ООО «Горсети», собственники жилых помещений по адресу: /________/, не подписывали, Кузнецова Л.Ю. указала свои замечания, поэтому данный прибор учета не может быть принят в качестве расчетного. В доме по ул./________/ нет электрического оборудования, находящегося в данном доме за пределами или внутри помещений, и обслуживающего более одного помещения. Полагает, что у ПАО «Томскэнергосбыт» нет оснований для начисления платы за электроэнергию на ОДН.

В судебное заседание представитель ответчика ПАО «Томскэнергосбыт» не явилась, о месте и времени рассмотрения дела была извещена, ранее исковые требования не признала по основаниям, изложенным в письменном отзыве на исковое заявление, в котором указала, что поскольку дом относится к многоквартирным и в нем установлен общедомовой прибор учета, разницу между показаниями ИПУ и ОДПУ следует относить к общедомовым нуждам, распределять обязанности по ее оплате между собственниками жилых помещений пропорционально площади жилых помещений, вне зависимости, имеется потребление электроэнергии на общедомовые нужды или нет. Общедомовой прибор учета установлен ООО «Горсети» в рамках оснащения многоквартирных домов расчетными общедомовыми приборами учета для определения объема электрической энергии, поставляемой в многоквартирный дом, взамен ранее установленного. Расчет объема потребленной электрической энергии производился ПАО «Томскэнергосбыт» в соответствии с действующим законодательством, иного порядка расчета не предусмотрено. Просила в иске отказать.

Представитель ООО «Горсети», - Люсая Г.В., действующая на основании доверенности №333 от 18.02.2016, с иском не согласилась, указала, что ООО «Горсети», как сетевая организация, обязано в силу действующего законодательства обеспечивать сбор данных коммерческого учета электрической энергии на границах балансовой принадлежности своих электрических сетей и энергопринимающих устройств потребителей. Прибор учета РиМ 114.01, смонтированный ООО «Горсети» на границе балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сетей сетевой организации многоквартирного /________/ станция соответствует всем требованиям действующего законодательства. Нормами законодательства об энергетике не предусмотрено наличие решения собрания собственников жилья или иного волеизъявления собственников помещений в многоквартирном доме, как условия, необходимого для установки либо замены прибора учета сетевой организации, в целях осуществления деятельности на розничном рынке. Данный прибор общего имущества собственников жилья не касается и не препятствует пользоваться общим имуществом дома. Просила в иске отказать.

Представитель третьего лица Департамента ЖКХ и государственного жилищного надзора Томской области – Лизнева Д.С., действующая на основании доверенности №14 от 10.09.2015, пояснила, что исковые требования обоснованны, поддержала доводы истца.

Лица, участвующие в деле, несут процессуальные обязанности, установленные ГПК РФ и федеральными законами.

В силу ч.1 ст.167 ГПК РФ лица, участвующие в деле, обязаны известить суд о причинах неявки и предоставить доказательства уважительности этих причин.

    Лица, участвующие в деле, должны добросовестно пользоваться всеми принадлежащими им процессуальными правами – ст.35 ГПК РФ.

Неявка лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве дела и иных процессуальных прав, поэтому не является преградой для рассмотрения судом дела.

Суд на основании ст.167 ГПК РФ определил рассмотреть дело в отсутствие представителя третьего лиц ПАО «Томскэнергосбыт».

Выслушав участников процесса, свидетеля, исследовав материалы дела, заключение Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Томской области, полагавшего исковые требования, подлежащими удовлетворению, суд находит исковые требования, не подлежащими удовлетворению.

Судом установлено и следует из материалов дела, что истец Кузнецова Л.Ю. является собственником /________/ доме, расположенном по /________/ станция Томского района Томской области, проживает по данному адресу, также является потребителем электроэнергии поставляемой ПАО «Томскэнергосбыт» - договор 05007010, что не оспаривалось сторонами в ходе рассмотрения дела по существу.

В указанном жилом помещении установлен индивидуальный прибор учета энергии, истец является потребителем электроэнергии по индивидуальному счетчику №354091 (счета-квитанции об оплате за период с декабря 2015 года по апрель 2016 года в материалах дела).

Жилой дом представляет собой одноэтажный с цокольным этажом, шестиквартирный, деревянный жилой дом. Оборудованный центральными системами холодного водоснабжения, электроснабжения. Печное отопление. Электроснабжение жилого дома осуществляется по двум кабельным линиям от опоры № 1-24 ВЛ-0,4кВ ТП 91. На стене установлены два общедомовых прибора учета электрической энергии - ДЦМ РИМ 614.01 № 857239, № 857232. Индивидуальные приборы учета электрической энергии установлены внутри жилых помещений. Электрического оборудования, используемого для обслуживания мест общего пользования, не имеется, наличия несанкционированного подключения не установлено – акт от 14.02.2014, от 03.02.2016 Департамента ЖКХ и государственного жилищного надзора ТО.

Изложенное подтверждается и предоставленными фотографиями, а кроме того, в ходе рассмотрения дела не оспаривалось, не опровергалось.

ПАО «Томскэнергосбыт» является ресурсоснабжающей организацией, а также производит расчет оплаты потребленной электроэнергии.

На изоляторах жилого /________/ станция Томского района Томской области ООО «Горсети» в рамках оснащения многоквартирных домов расчетными общедомовыми приборами учета в целях реализации Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» установлен общедомовой прибор учета Рим 114.01 ток - 5-100, номер счетчика - 837239, (акт от 03.11.2015).

По результатам осмотра по обращению Кузнецовой Л.Ю. Департаментом ЖКХ и государственного жилищного надзора Томской области ПАО «Томскэнергосбыт» было дано предписание, поскольку были установлены нарушения законодательства при начислении по ОДН.

Данное предписание было оспорено в судебном порядке. Решением Арбитражного суда Томской области от 20.01.15 в удовлетворении требований ОАО «Томскэнергосбыт» о признании незаконным вышеуказанного предписания было отказано. Постановлением Седьмого Арбитражного апелляционного суда от 27.03.2015 вышеуказанное решение оставлено без изменения.

Иных доказательств не предоставлено.

Согласно ст. 153 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает, в том числе, у нанимателя жилого помещения по договору социального найма и договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда с момента заключена такого договора. Плата за коммунальные услуги включает в себя, в том числе, плату за электроснабжение (ч. 4 ст. 154 ЖК РФ).

В соответствии с ч. 1 ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг. Правила предоставления коммунальных услуг гражданам устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Спорным по настоящему делу является период 03.11.15 – дата установки общедомовой прибор учета РИМ 114.01 № 837239, а также период образования задолженности по оплате электроэнергии с декабря 2015 года по настоящее время.

Согласно Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденные постановлением Правительства РФ от 23.06.2006 №307, которые регулировали, в том числе, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, а именно абзац 2 пункта 7, установлены специальные требования к установлению размера платы собственниками помещений в многоквартирном доме, предусматривающие плату за приобретенные у ресурсоснабжающей организации объемы электрической энергии исходя из показаний приборов учета, установленных на границе сетей, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме. Пункт 22 названных Правил предусматривал, что при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета потребители коммунальных услуг в многоквартирном доме несут обязательства по оплате коммунальных услуг исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета. В случае отсутствия коллективных (общедомовых) приборов учета расчет размера платы производился в порядке, установленном пунктом 19 Правил, т.е. по нормативу потребления. С 01.09.2012 Правила утратили силу (за исключением положений, касающихся порядка расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению, которые утрачивают силу с 01.01.2015) в связи с введением в действие Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354, которыми установлен порядок расчета размера платы отдельно за коммунальные услуги, предоставляемые потребителю в жилом и нежилом помещении, и за коммунальные услуги, предоставляемые на общедомовые нужды. Согласно п. 44 новых Правил размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета, определяется в соответствии с формулой 10 приложения №2 к настоящим Правилам; объем коммунальной услуги, предоставленной за расчетный период на общедомовые нужды, рассчитывается и распределяется между потребителями пропорционально размеру общей площади принадлежащего каждому потребителю (находящегося в его пользовании) жилого или нежилого помещения в многоквартирном доме в соответствии с формулами 11, 12, 13, 14 приложения №2 к настоящим Правилам.

В соответствии с изменениями в Правила в ред. постановления Правительства РФ от 16.04.2013 N 344 распределяемый между потребителями объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период, не может превышать объема коммунальной услуги, рассчитанного исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, за исключением случаев, когда общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, проведенным в установленном порядке, принято решение о распределении объема коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, между всеми жилыми и нежилыми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого жилого и нежилого помещения (абз.2 п.44 Правил).

Таким образом, из действующего законодательства следует, что расчет потребления электроэнергии производится по установленной формуле с учетом показаний общедомового и индивидуальных приборов учета, установленных в доме. Возможность учета наличия или отсутствия энергопотребляющих устройств в общем имуществе в многоквартирного дома при расчете платы за потребленную электроэнергию не предусмотрена.

Расчет потребления электроэнергии собственникам квартир в /________/ станция производится в установленном законом порядке по формуле. Обратного материалы дела не содержат, возражений этим доводам ответчиков и доказательств, их опровергающих, истцом не представлено.

С учетом изложенного, оснований для удовлетворения заявленных истцом требований о признании незаконной установки в доме, расположенным по адресу: /________/, прибора учета – счетчика РИМ 114.01 ток – 5-100, номер 837239, кл.т.1, дата поверки 2010 г 1 кв., оформленной актом №25-11-03-03 допуска (осмотра) измерительного комплекса электроэнергии (ИК) от 03.11.2015, составленным ООО «Горсети»; признании незаконными выставляемые Кузнецовой Л.Ю. ПАО «Томскэнергосбыт» начисления за электроэнергию на общедомовые нужды за период с декабря 2015 года; возложении обязанности на ПАО «Томскэнергосбыт» исключить из счет-квитанций, выставляемых Кузнецовой Л.Ю., лицевого счета Кузнецовой Л.Ю. начисление за электроэнергию на общедомовые нужды за период с декабря 2015 года по настоящее время; взыскании с ПАО «Томскэнергосбыт» компенсации морального вреда в размере 10 000 руб. – нет.

В соответствии с разъяснениями, содержащимися в п. 2 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.05.1997 N 14 фактическое пользование потребителем услугами обязанной стороны следует считать в соответствии с п. 3 ст. 438 ГК РФ как акцепт абонентом оферты, предложенной стороной, оказывающей услуги (выполняющей работы).

Согласно п. 1 ст. 541 ГК РФ количество поданной абоненту и использованной им энергии определяется в соответствии с данными учета о ее фактическом потреблении.

На основании п. 1 ст. 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.

Согласно пункту 1 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги определяется на основании показаний приборов учета, а при их отсутствии - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления.

Проверяя обоснованность заявленных требований, суд установил, что размер задолженности за общедомовое потребление определен истцу на основании показаний общедомового прибора учета, установленного в спорном жилом фонде, и находящимся на обслуживании ООО «Горсети», а также на основании индивидуальных приборов учета каждого потребителя.

В соответствии с пунктом 89 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 N 530 (действовавших в спорный период, далее - Правила N 530) исполнитель коммунальных услуг на основании договора энергоснабжения (договора купли-продажи (поставки) электрической энергии) и в соответствии с настоящим документом приобретает электрическую энергию у гарантирующего поставщика (энергосбытовой организации) для целей оказания собственникам и нанимателям жилых помещений в многоквартирном доме и собственникам жилых домов коммунальной услуги электроснабжения, использования на общедомовые нужды (освещение и иное обслуживание с использованием электрической энергии межквартирных лестничных площадок, лестниц, лифтов и иного общего имущества в многоквартирном доме), а также для компенсации потерь электроэнергии во внутридомовых электрических сетях. При этом количество приобретаемой исполнителем коммунальных услуг у гарантирующего поставщика (энергосбытовой организации) электрической энергии определяется на границе балансовой принадлежности электрических сетей сетевой организации и внутридомовых электрических сетей.

Пунктом 90 Правил N 530 предусмотрено право гарантирующего поставщика (энергосбытовой организации) на получение платы за потребленную проживающими в жилых помещениях лицами электрическую энергию непосредственно от собственников и нанимателей соответствующих жилых помещений, а также право на уведомление исполнителя коммунальных услуг о потребителях, которые не исполняют или ненадлежащим образом исполняют обязательства по оплате электрической энергии, и о необходимости введения в отношении таких потребителей ограничения режима потребления электрической энергии.

Частью 5 ст.13 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» на собственников помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, возложена обязанность до 01 июля 2012 года обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии.

Согласно ч.9 ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ с 01.07.2010 организации, которые осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями настоящей статьи оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют. Указанные организации не вправе отказать обратившимся к ним лицам в заключении договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют. Цена такого договора определяется соглашением сторон. Порядок заключения и существенные условия такого договора утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Договор, регулирующий условия установки коллективного или индивидуального (общего для коммунальной квартиры) прибора учета используемого энергетического ресурса (снабжение которым или передачу которого осуществляют указанные организации) и заключаемый с гражданином - собственником помещения в многоквартирном доме или лицом, ответственным за содержание многоквартирного дома, в целях выполнения ими обязанностей, предусмотренных частями 5-6.1 настоящей статьи, должен содержать условие об оплате цены, определенной таким договором, равными долями в течение пяти лет с даты его заключения, за исключением случая, если потребитель выразил намерение оплатить цену, определенную таким договором, единовременно или с меньшим периодом рассрочки.

Как следует из ч. 10 ст.13 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ, до 01.07.2013 организации, указанные в ч.9 настоящей статьи, обязаны предоставить собственникам помещений в многоквартирных домах, лицам, ответственным за содержание многоквартирных домов, лицам, представляющим интересы собственников, предложения об оснащении объектов, приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых осуществляют указанные организации.

В силу ч. 12 ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ (в редакции закона от 23.11.2009) до 01.07.2013 (в отношении объектов, предусмотренных частью 5 настоящей статьи, в части оснащения их приборами учета используемой электрической энергии, в том числе оснащения многоквартирных домов коллективными (общедомовыми) приборами учета используемой электрической энергии, а также индивидуальными приборами учета используемой электрической энергии) организации, указанные в части 9 настоящей статьи, обязаны совершить действия по оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми и передачу которых указанные организации осуществляют, объектов, инженерно-техническое оборудование которых непосредственно присоединено к принадлежащим им сетям инженерно-технического обеспечения и которые в нарушение требований частей 3-6.1 настоящей статьи не были оснащены приборами учета используемых энергетических ресурсов в установленный срок. После 1 июля 2013 года (в отношении предусмотренных частью 5 настоящей статьи объектов в части оснащения их приборами учета используемой электрической энергии, в том числе оснащения многоквартирных домов коллективными (общедомовыми) приборами учета используемой электрической энергии, а также индивидуальными приборами учета используемой электрической энергии) положения настоящей части должны выполняться во всех случаях выявления указанными организациями фактов нарушений установленных настоящей статьей требований об учете используемых энергетических ресурсов с применением приборов их учета и неустранения таких нарушений совершившим их лицом до истечения двух месяцев с момента их выявления.

Как видно из дела, спорный жилой дом для расчета с ПАО «Томскэнергосбыт» оснащен коллективным (общедомовым) прибором учета используемой электрической энергии за счет средств ООО «Горсети», является собственностью сетевой организации ООО «Горсети», собственники помещений вышеуказанных многоквартирных домов освобождены от обязанности за свой счет оплатить расходы по оснащению жилых домов указанными приборами учета электроэнергии.

Из вышеприведенных положений закона следует, что законом установлена необходимость определения размера платы за коммунальные услуги, исходя из их фактического потребления; на установку и замену приборов учета, принадлежащих энергосбытовым организациям, обязательного согласия собственников жилых помещений в многоквартирном доме действующим законодательством не предусмотрена, процедура принятия решений об установке и замене таких приборов учета, принадлежащих энергосбытовым организациям, о нарушении которой указывает истец, вышеприведенными положениями закона не предусмотрена.

В ходе рассмотрения дела свидетель Рычков А.С., являющийся начальником службы учета ООО «Горсети» пояснил, что жильцы указанного дома заблаговременно были извещены об установке измерительного прибора, которая осуществлялась в рамках ФЗ №261. Счетчик был установлен за счет ООО «Горсети», ущерб собственникам жилых помещений не причинен.

Учитывая изложенное, суд полагает, что общедомовой прибор учета установлен и введен в эксплуатацию без нарушения норм действующего законодательства, в связи с чем, является правомерным начисление потребителям коммунальной услуги за электроснабжение платы (с учетом показаний общедомовых приборов учета).

С доводами истца о том, что дом по /________/ не является многоквартирным, суд не может согласиться по следующим доводам.

Перечень видов жилых помещений и признаки каждого из них определены статьей 16 Жилищного кодекса Российской Федерации.

В соответствии с частью 2 статьи 16 Жилищного кодекса Российской Федерации жилым домом признается индивидуально-определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании.

Квартирой признается структурно обособленное помещение в многоквартирном доме, обеспечивающее возможность прямого доступа к помещениям общего пользования в таком доме и состоящее из одной или нескольких комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком обособленном помещении.

Таким образом, квалифицирующим признаком жилого дома является наличие в нем комнат (а не квартир).

В соответствии с пунктом 6 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным (пригодным) для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. N 47, многоквартирным домом признается совокупность двух и более квартир, имеющих самостоятельные выходы либо на прилегающий к жилому дому земельный участок, либо в помещения общего пользования.

Понятие индивидуального жилого дома содержится в части 3 статьи 48 и части 2 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации, согласно которым под индивидуальным домом понимается отдельно стоящий жилой дом с количеством этажей не более чем три, предназначенный для проживания одной семьи.

Таким образом, основным критерием отнесения жилого дома к многоквартирному дому является совокупность нескольких квартир, имеющих самостоятельные выходы на прилегающий земельный участок, либо в помещения общего пользования, а также наличие элементов общего имущества.

При этом наличие отдельного входа и капитальных перегородок не являются критериями для отнесения жилого помещения к жилому дому или его части.

Согласно пункту 1 статьи 290 Гражданского кодекса Российской Федерации собственникам квартир в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование за пределами или внутри квартиры, обслуживающее более одной квартиры.

Пунктами 1 - 4 части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации к общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме отнесены: - помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы); - иные помещения в данном доме, не принадлежащие отдельным собственникам и предназначенные для удовлетворения социально-бытовых потребностей собственников помещений в данном доме, включая помещения, предназначенные для организации досуга, культурного развития, детского творчества, занятий физической культурой и спортом и подобных мероприятий; - крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения; - земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты.

Как следует из материалов дела, дом по указанному выше адресу содержит в себе элементы общего имущества: несущие конструкции, стены, крышу, фундамент, следовательно, жилой дом по /________/ является многоквартирным.

Рассматривая доводы о преюдициальном значении для разрешения настоящего спора решения мирового судьи судебного участка №2 Кировского судебного района г.Томска от 02.02.2016 и решения Арбитражного суда Томской области от 20.01.2015 по делу №А67-2415/2014, с учетом постановлением Седьмого арбитражного апелляционного суда от 27.03.2015 по делу №А67-2415/2014, суд полагает, что правовая оценка, которая дана действиям юридического лица ПАО «Томскэнергосбыт» в указанных решениях, не может рассматриваться в качестве обстоятельства, имеющего преюдициальное значение по настоящему делу.

Распределение обязанностей по доказыванию определено в ст. 56 ГПК РФ - каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений.

    Иных доказательств не предоставлено.

При таких обстоятельствах истцу в удовлетворении исковых требований следует отказать в полном объеме.

Оснований для взыскания судебных издержек на основании ст.94, 98 ГРК РФ не усматривается.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Кузнецовой Л.Ю. в удовлетворении исковых требований к ПАО «Томскэнергосбыт», ООО «Горсети» о признании незаконной установку в доме, расположенным по адресу: /________/, прибора учета – счетчика РИМ 114.01 ток – 5-100, номер 837239, кл.т.1, дата поверки 2010 г 1 кв., оформленной актом №25-11-03-03 допуска (осмотра) измерительного комплекса электроэнергии (ИК) от 03.11.2015, составленным ООО «Горсети»; признании незаконными выставляемые Кузнецовой Л.Ю. ПАО «Томскэнергосбыт» начисления за электроэнергию на общедомовые нужды за период с декабря 2015 года; возложении обязанности на ПАО «Томскэнергосбыт» исключить из счет-квитанций, выставляемых Кузнецовой Л.Ю., лицевого счета Кузнецовой Л.Ю. начисление за электроэнергию на общедомовые нужды за период с декабря 2015 года по настоящее время; взыскании с ПАО «Томскэнергосбыт»компенсацию морального вреда в размере 10 000 руб. – отказать в полном объеме.

    Решение может быть обжаловано в Томский областной суд в течение месяца.

    Судья:                подпись            Т.С.Корнеева

    Копия верна.

Судья:

Секретарь:

2-1041/2016 ~ М-1029/2016

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Кузнецова Людмила Юрьевна
Ответчики
ООО "Горсети"
ПАО "Томская энергосбытовая компания"
Другие
Департамент ЖКХ и государственного жилищного надзора Томской области
Суд
Кировский районный суд г. Томска
Судья
Корнеева Т.С.
Дело на странице суда
kirovsky--tms.sudrf.ru
21.03.2016Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
21.03.2016Передача материалов судье
24.03.2016Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
24.03.2016Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
13.04.2016Подготовка дела (собеседование)
13.04.2016Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
04.05.2016Судебное заседание
17.05.2016Судебное заседание
18.05.2016Судебное заседание
23.05.2016Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
26.05.2016Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
23.10.2016Дело оформлено
24.10.2016Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее