Дело № 12-171/2021
РЕШЕНИЕ
город Красноярск 5 октября 2021 года
Судья Кировского районного суда г. Красноярска ФИО5, рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 5.63 КоАП РФ, в отношении начальника МИФНС № 24 по Красноярскому краю ФИО6 по его жалобе на постановление мирового судьи судебного участка № 51 в Кировском районе г. Красноярска от 15.07.2021,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением мирового судьи судебного участка № 51 в Кировском районе г. Красноярска от 15.07.2021 начальник МИФНС № 24 по Красноярскому краю Сторожев В.Б. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 5.63 КоАП РФ, выразившегося в нарушение должностным лицом федерального органа исполнительной власти порядка предоставления государственной услуги, предоставляемой федеральным органом исполнительной власти, повлекшем непредоставление государственной услуги заявителю, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния.
Не согласившись с вышеуказанным постановлением, Сторожев В.Б. обратился в суд с жалобой, в которой просит постановление мирового судьи отменить, поскольку в его действиях отсутствует состав правонарушения.
В судебном заседании защитник Зайцева Е.В. поддержала доводы жалобы.
Заместитель прокурора Ленинского района г. Красноярска Че М.А. полагала постановление законным, возражала против удовлетворения жалобы.
Иные лица, участвующие в деле, не явились, извещены надлежащим образом, что не препятствует рассмотрению дела по существу.
Изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 1 ст. 5.63 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение должностным лицом федерального органа исполнительной власти или органа государственного внебюджетного фонда Российской Федерации, работником многофункционального центра, работником иной организации, осуществляющей в соответствии с законодательством Российской Федерации функции многофункционального центра, или работником государственного учреждения, осуществляющего деятельность по предоставлению государственных услуг в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним и государственного кадастрового учета недвижимого имущества, порядка предоставления государственной услуги, предоставляемой федеральным органом исполнительной власти или государственным внебюджетным фондом Российской Федерации, повлекшее непредоставление государственной услуги заявителю либо предоставление государственной услуги заявителю с нарушением установленных сроков, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц федеральных органов исполнительной власти или органов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей.
В соответствии с требованиями ст. 30.6 КоАП РФ суд при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении, проверяет на основании имеющихся и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления, при этом судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
Согласно ст. 24.1 КоАП РФ, задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В соответствии со ст. ст. 26.2, 26.11 КоАП РФ судья при производстве по делу об административном правонарушении устанавливает наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица в его совершении на основании доказательств, оценка которых производится на основании всестороннего, полного и объективного исследования всех обстоятельств дела в совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.
Как указано в постановлении мирового судьи, 15.04.2021 по <адрес> Сторожев В.Б,. являясь должностным лицом – <данные изъяты>, в нарушение порядка предоставления государственной услуги, отказал ООО «СпецТехЦентр» в приеме налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость за 1 квартал 2021 года, направленной по телекоммуникационным каналам связи, поставив электронную подпись.
Как следует из материалов дела, 04.04.2021 в МИФНС № 24 по Красноярскому краю по телекоммуникационным каналам связи поступила налоговая декларация ООО «СпецТехЦентр» по налогу на добавленную стоимость за 1 квартал 2021 года. В тот же день налоговая декларация принята налоговым органом. В дальнейшем по данной налоговой декларации проведена камеральная налоговая проверка, нарушений не установлено.
Кроме того, 15.04.2021 ООО «СпецТехЦентр» в МИФНС № 24 по Красноярскому краю по телекоммуникационным каналам связи направлена аналогичная налоговая декларация по налогу на добавленную стоимость за 1 квартал 2021 года. В тот же день налоговым органом отказано в приеме налоговой декларации в связи с ошибкой при заполнении декларации, а именно указанием номера корректировки – 0.
Согласно пп. 4 п. 1 ст. 23 НК РФ, налогоплательщик обязан представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета налоговые декларации (расчеты), если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах.
В силу п. 3 ст. 80 НК РФ, налоговая декларация (расчет) представляется в налоговый орган по месту учета налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента) по установленной форме на бумажном носителе или по установленным форматам в электронной форме вместе с документами, которые в соответствии с настоящим Кодексом должны прилагаться к налоговой декларации (расчету). Налогоплательщики, плательщики страховых взносов вправе представить документы, которые в соответствии с настоящим Кодексом должны прилагаться к налоговой декларации (расчету), в электронной форме.
Формы и порядок заполнения форм налоговых деклараций (расчетов), а также форматы и порядок представления налоговых деклараций (расчетов) и прилагаемых к ним документов в соответствии с настоящим Кодексом в электронной форме утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации (п. 7 ст. 80 НК РФ).
Приказом ФНС России от 08.07.2019 № ММВ-7-19/343@ утвержден Административный регламент Федеральной налоговой службы по предоставлению государственной услуги по бесплатному информированию (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков, плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов и налоговых агентов о действующих налогах, сборах и страховых взносах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов, сборов и страховых взносов, правах и обязанностях налогоплательщиков, плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов и налоговых агентов, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также по приему налоговых деклараций (расчетов).
Согласно п. 19 данного регламента основаниями для отказа в приеме документов, необходимых для предоставления государственной услуги в части приема налоговых деклараций (расчетов), является, в том числе представление налоговой декларации (расчета) не по установленной форме (установленному формату).
Приказом ФНС России от 29.10.2014 № ММВ-7-3/558@ утверждена форма налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, порядок ее заполнения, а также формат представления налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость в электронной форме.
В таблице 4.2 «Состав и структура документа» приказа указаны реквизиты заполнения электронной налоговой декларации, в том числе «номер корректировки». Указано, что номер «0» соответствует первичному документу.
Поскольку 04.04.2021 в МИФНС № 24 по Красноярскому краю по телекоммуникационным каналам связи поступила налоговая декларация ООО «СпецТехЦентр» по налогу на добавленную стоимость за 1 квартал 2021 года, и она была принята налоговым органом, оснований для повторного принятия аналогичной по содержанию декларации с проставленным номером корректировки «0» не имелось. Данная декларация не могла являться первичной.
Объективная сторона ч. 1 ст. 5.63 КоАП РФ состоит в нарушении должностным лицом федерального органа исполнительной власти порядка предоставления государственной услуги, предоставляемой федеральным органом исполнительной власти, повлекшем непредоставление государственной услуги заявителю.
Нарушений требований приказов ФНС России от 08.07.2019 № ММВ-7-19/343@ и от 29.10.2014 № ММВ-7-3/558@ должностным лицом не допущено.
Кроме того, согласно пояснениям защитника в судебном заседании и приказу ФНС России от 31.07.2014 № ММВ-7-6/398@ «Об утверждении Методических рекомендаций по организации электронного документооборота при представлении налоговых деклараций (расчетов) в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи» программно-аппаратные средства приема налоговых деклараций функционируют круглосуточно и в автоматическом режиме. Документы, направляемые налоговым органом, подписываются с использованием средств электронной подписи, применяющихся для автоматического создания электронных подписей. Проверка уникальности признака вида документа налоговой декларации (расчета) включает проверку по данным информационных ресурсов налогового органа на отсутствие налоговой декларации данного налогоплательщика с аналогичными реквизитами (отчетный год, налоговый/отчетный период, первичная, корректирующая, номер корректировки) и осуществляется программным комплексом налогового органа, осуществляющего налоговое администрирование (п. 1.10, 1.12, Приложение № 1).
Согласно ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело.
Учитывая, что проверка налоговой декларации, принятие решения об отказе в ее принятии, формирование уведомления об отказе в приеме налоговой декларации, его подписание электронной цифровой подписью, направление уведомления в адрес ООО «СпецТехЦентр» производились в автоматическом режиме, с использованием установленного программного обеспечения, оснований полагать, что в данном случае имеется вина конкретного должностного лица, не имеется.
Таким образом, постановление мирового судьи подлежит отмене, а производство по данному делу об административном правонарушении прекращению на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ - в связи с отсутствием в действиях лица состава административного правонарушения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.30.1-30.8 КоАП РФ,
РЕШИЛ:
Постановление мирового судьи судебного участка № 51 в Кировском районе г. Красноярска от 15.07.2021 по ч. 1 ст. 5.63 КоАП РФ в отношении ФИО7. отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Решение вступает в силу с момента вынесения.
Судья М.Д. Мугако