Дело № 2а-2686/2016
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
29 июля 2016 г. г. Канск
Канский городской суд Красноярского края в составе
председательствующего судьи Глущенко Ю.В.,
при секретаре Шохиной А.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление Криворотовой СС, Криворотова ВВ, действующих в своих интересах и интересах несовершеннолетних детей об оспаривании решения администрации г. Канска,
у с т а н о в и л:
Криворотов В.В., Криворотова С.С. обратились в суд в своих интересах и интересах несовершеннолетних детей об оспаривании постановления органа местного самоуправления.
Свои требования мотивировали тем, что 28 января 2015 года Канским городским судом вынесено решение об оспаривании постановления органа местного самоуправления, которым суд признал постановление администрации г. Канска от 01.08.2014 года №1197 «Об отказе в принятии на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий для участия в муниципальной програмее г. Канска «Обеспечение доступным и комфортным жильем жителей г. Канска на 2014-2016 годы» - незаконным и обязал администрацию г. Канска принять их семью на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий для участия в муниципальной программе г. Канска. 17 апреля 2016 года администрация г. Канска повторно рассмотрела их заявление и прияла его на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий для участия в муниципальной программе г. Канска «Обеспечение доступным и комфортным жильем жителей г. Канска на 2014-2016 годы». Ранее 30.05.2014 года администрация г. Канска приняла противоположное решение, ссылаясь на те же нормы. В связи с этим полагает, что администрация г. Канска была обязана поставить их на учет по первому их обращению, начиная с даты 06.05.2014 года. В связи с чем просит признать незаконным постановление администрации г. Канска №17/570 от 17.04.2015 года в части даты постановки на учет, включить в период нахождения на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий для участия в муниципальной программе г. Канска «Обеспечение доступным и комфортным жильем жителей г. Канска на 2014-2016 годы» период с 06.05.2014 года по 17.04.2016 года. Обязать администрацию г. Канска внести дополнение в п. 1 постановления от 17.04.2016 года в части принятия на учет семьи Криворотовых с 06.05.2014 года.
Впоследствии уточнили требования, просили признать незаконным постановление администрации г. Канска от 30.05.2014 года незаконным, обязать администрацию г. Канска внести изменения в списки молодых семей – участников подпрограммы согласно дате принятия решения о признании молодой семьи Криворотовых нуждающейся в жилых помещениях 06.05.2014 года, поскольку изначально администрация г. Канска нарушила их права, отказав в принятии их на учет
В судебном заседании административный истец Криворотов В.В. требования поддержал, суду пояснил, что из-за неправомерности отказа администрации г. Канска в постановке их на учет они потеряли год. Поэтому их семья должна была стоять на учете с даты первоначальной подачи документов, тогда как сейчас они поставлены в менее выгодные условия тем, что не стояли в очереди с самого начала.
Административный истец Криворотова С.С. поддержала требования по тем же основаниям.
Представитель административного ответчика Неретина Е.А. требования не признала, суду пояснила, что истец пропустил срок для обжалования постановлений администрации, установленный КАС РФ. Дата постановки на учет семьи Криворотовых не может быть изменена произвольно, поскольку устанавливается только после принятия положительного решения администрацией г. Канска. Кроме того, в сентябре 2016 года истцу исполняется 36 лет, поэтому он автоматически исключается из программы «доступное жилье для молодых семей», однако состоять на учете как нуждающиеся в улучшении жилищных условий семья будет продолжать, поэтому их права ничем не нарушены.
Заслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, суд полагает, что требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
В соответствии со ст. 254 ГПК РФ гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считает, что нарушены его права и свободы. Гражданин вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.
К решениям, действиям (бездействиям) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
Согласно ст. 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.
В соответствии с п. 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 2 от 10.02.2009 г. «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» суд удовлетворяет заявления, если установит, что оспариваемое решение (действие или бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а так же не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.
Согласно ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются
1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;
2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования.
Согласно ст. 52 ЖК РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства либо через многофункциональный центр в соответствии с заключенным ими в установленном Правительством РФ порядке соглашением о взаимодействии. В случаях и в порядке, которые установлены законодательством, граждане могут подать заявления о принятии на учет не по месту своего жительства. Принятие на указанный учет недееспособных граждан осуществляется на основании заявлений о принятии на учет, поданных их законными представителями.
Решение о принятии на учет или об отказе в принятии на учет должно быть принято по результатам рассмотрения заявления о принятии на учет и иных представленных или полученных по межведомственным запросам в соответствии с частью 4 настоящей статьи документов органом, осуществляющим принятие на учет, не позднее чем через тридцать рабочих дней со дня представления документов, обязанность по представлению которых возложена на заявителя, в данный орган.
В соответствии со ст. 53 ЖК РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.В соответствии со ст. 54 ЖК РФ отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если:
1) не представлены предусмотренные частью 4 статьи 52 настоящего Кодекса документы, обязанность по представлению которых возложена на заявителя;
2) представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
3) не истек предусмотренный ст. 53 ЖК РФ.
2. Решение об отказе в принятии на учет должно содержать основания такого отказа с обязательной ссылкой на нарушения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи.
Постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 г. № 1050 «О федеральной целевой программе «Жилище» на 2011 - 2015 годы» утверждена подпрограмма «Обеспечение жильем молодых семей в Красноярском крае». Целями и задачами подпрограммы являются поддержка в решении жилищной проблемы молодых семей, признанных в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий.
Как установлено в судебном заседании, Криворотов В.В. и Криворотова С.С. имеют двоих несовершеннолетних детей.
06 мая 2014 г. Криворотов В.В. обратился с заявлением в администрацию г. Канска о принятии на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий для участия в муниципальной программе г. Канска «Обеспечение доступным и комфортным жильем жителей города на 2014-2016 годы».
30.05.2014 г. постановлением администрации г. Канска от № 961 Криворотову В.В. отказано в принятии на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий для участия в муниципальной программе города Канска «Обеспечение доступным и комфортным жильем жителей города на 2014-2016 годы» на основании п.2 ч.1 ст. 51 ЖК РФ.
10.06.2014 г. Криворотов В.В. повторно обратился с заявлением в администрацию г. Канска о принятии на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий для участия в муниципальной программе города Канска «Обеспечение доступным и комфортным жильем жителей города на 2014-2016 годы». 01.08.2014 г. постановлением администрации г. Канска № 1197 от 01.08.2014 г. Криворотову В.В. отказано в принятии на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий для участия в муниципальной программе города Канска «Обеспечение доступным и комфортным жильем жителей города на 2014-2016 годы» на основании п.3 ч.1 ст.54 ЖК РФ.
Решением суда от 28.01.2015 года постановлено: признать постановление администрации г. Канска от 01.08.2014 г. № 1192 «Об отказе в принятии на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий для участия в муниципальной программе города Канска «Обеспечение доступным и комфортным жильем жителей города Канска на 2014-2015 годы» - незаконным. Обязать администрацию г. Канска повторно рассмотреть заявление Криворотова ВВ о принятии на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий для участия в муниципальной программе г. Канска в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Криворотов, соглашаясь с решением суда, тем не менее просит обязать администрацию г. Канска установить дату его принятия на учет для участия в программе – с 06.05.2014 года, то есть с даты первоначальной подачи заявления о принятии на учет.
Суд полагает, что данные требования Криворотова В.В. не основаны на законе.
Согласно п. 9 Постановления администрации г. Канска Красноярского края от 28.10.2013 N 1522 (ред. от 03.02.2016) "Об утверждении муниципальной программы города Канска "Обеспечение доступным и комфортным жильем жителей города" администрация города Канска формирует списки молодых семей - участников подпрограммы в хронологическом порядке согласно дате принятия решения о признании молодой семьи нуждающейся в жилых помещениях.
В первую очередь в указанные списки включаются молодые семьи - участники подпрограммы, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 года, - по дате такой постановки, а также молодые семьи, имеющие 3 и более детей, - по дате принятия решения о признании молодой семьи нуждающейся в жилых помещениях.
Таким образом, в силу закона принятие на учет со дня подачи заявления о постановке на учет не допускается, иначе это будет нарушать права и законные интересы молодых семей, решение о принятии на учет которых было принято ранее, чем решение о постановке на учет семьи Криворотовых.
Кроме того, согласно пункту 6 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 N 1050 "О федеральной целевой программе "Жилище", участником подпрограммы может быть молодая семья, в том числе неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя и одного и более детей, соответствующая следующим условиям: возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет; семья признана нуждающейся в жилом помещении в соответствии с пунктом 7 настоящих Правил; наличие у семьи доходов, позволяющих получить кредит, либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.
Согласно п. 13 Постановления администрации г. Канска Красноярского края от 28.10.2013 N 1522 (ред. от 03.02.2016) "Об утверждении муниципальной программы города Канска "Обеспечение доступным и комфортным жильем жителей города" в случае если на день утверждения министерством списка молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в текущем году одному из супругов (обоим супругам) молодой семьи исполняется 36 лет, данная семья не подлежит включению в указанный список как не соответствующая требованиям, установленным абзацем вторым пункта 6 подраздела 2.3.1 подпрограммы.
Суд учитывает, что 29.09.2016 года Криворотову В.В исполняется 36 лет, в связи с чем он в связи с достижением данного возраста перестает подходить под требования подпрограммы «обеспечение жильем молодых семей», следовательно, в рамках этой подпрограммы семья не сможет получить жилье. Тем не менее семья продолжит оставаться на учете как нуждающиеся в улучшении жилищных условий.
Кроме того, суд учитывает возражения представителя администрации г. Канска о том, что административным истцом пропущен срок обращения в суд, предусмотренный ст. 219 КАС РФ.
В соответствии с п. 1 ст. 219 КАС РФ если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Решение суда о восстановлении прав семьи Криворотовых в виде понуждения администрации г. Канска постановки на учет семьи принято 28 января 2015 года, 17 апреля 2015 года вынесено постановление администрации г. Канска о принятии семьи на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий (л.д. 7). Таким образом, на момент вынесения постановления Криворотову В.В. было известно о том, что они приняты на учет и с какой даты, поэтому срок для обращения в суд с обжалованием данного постановления истек 17.07.2015 года, что также является самостоятельным основанием для отказа в исковых требованиях.
Руководствуясь 175-180 КАС РФ,
РЕШИЛ:
в удовлетворении требований Криворотовой СС, Криворотова ВВ, действующих в своих интересах и интересах несовершеннолетних детей об оспаривании решения администрации г. Канска – отказать.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Канский городской суд в течение тридцати дней со дня вынесения решения в окончательной форме.
Судья Глущенко Ю.В.
<данные изъяты>