Дело № 2-319/2018
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
13 февраля 2018 года г. Алушта
Алуштинский городской суд Республики Крым, в составе председательствующего судьи Изотенко Д.А., при секретаре судебного заседания Доценко А.А.,
с участием истца Кожуховой Т.И., представителя ответчика Реброва А.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кожуховой Т.И., Кожуховой А.И. к Администрации г. Алушты о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации,
УСТАНОВИЛ:
Истцы обратились в суд с иском к Администрации города Алушта Республики Крым, в котором просят признать право общей долевой собственности в порядке приватизации на жилое помещение по адресу: <адрес>, за ними в равных долях.
Исковые требования мотивированны тем, что истцы проживают по адресу: <адрес>, с ними заключен договор социального найма.
Истица обратилась в Администрацию <адрес> Республики Крым с заявлением о приватизации жилья, однако им дан ответ, что договор безвозмездной передаче жилого помещения в собственность будет заключен после перевода вышеуказанного здания общежития в статус многоквартирного жилого дома, о чем будет дополнительно сообщено дополнительно.
На основании изложенного истцы полагают что им фактически отказано в праве на приобретение в собственность жилого помещения, поскольку Администрация <адрес> уклоняется от оформления передачи квартиры в порядке приватизации.
На основании изложенного просят суд признать за ними право общей долевой собственности в порядке приватизации на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>.
В судебном заседании истец, Кожуховой Т.И. иск поддержала в полном объеме, по основаниям изложенным в нем. Истец ФИО7 в с удебное заседание не явилась, представила заявление в котором просила рассмотреть дело в ее отсутствие.
Представитель ответчика против удовлетворения иска возражал.
Суд, выслушав мнение сторон, исследовав материалы дела установил следующие обстоятельства и соответствующие им правоотношения.
Судом установлено, что на основании ордера № от ДД.ММ.ГГГГ Кожуховой Т.И. предоставлено право на занятие в общежитии Алуштинского военного санатория по адресу: <адрес> комнаты №. (л.д. 8).
Соистец доводится Кожуховой Т.И. членом семьи. Кожуховой А.И. зарегистрирована по адресу: <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ между Администрацией <адрес> и Кожуховой Т.И., заключен договор социального найма жилого помещения № (л.д. 9-10), согласно которого ей и Кожуховой А.И. передано в бессрочное владение и пользование изолированное жилое помещение, находящееся в муниципальной собственности, состоящее из одной комнаты общей площадью 38,6 кв. метров, в том числе жилой 17,9 кв. метров по адресу: <адрес>.
Указанный договор найма жилого помещения по настоящее время никем не оспорен и не отменен.
Управлением капитального строительства и жилищно-коммунального хозяйства Администрации <адрес> на имя Кожуховой Т.И. дан ответ № от ДД.ММ.ГГГГ, из которого следует, что на заявление о заключении договора безвозмездной передачи занимаемого жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, сообщено, что договор о безвозмездной передаче жилого помещения в собственность будет заключен после перевода вышеуказанного здания общежития в статус многоквартирного жилого дома.
Суд полагает несостоятельными доводы представителя ответчика о том, что спорное помещение имеет статус общежития и до изменения данного статуса в установленном законом порядке ответчик лишен возможности осуществить приватизацию данного помещения.
На основании – распоряжения Совета Министров Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ №-р, передаточного акта от ДД.ММ.ГГГГ между Министерством имущественных и земельных отношений Республики Крым и Администрацией <адрес> Республики Крым, решения Алуштинского городского совета № от ДД.ММ.ГГГГ общежитие по <адрес>, принято в муниципальную собственность муниципального образования городской округ Алушта Республики Крым из государственной собственности Республики Крым, за исключением жилых и нежилых помещений, принадлежащих на праве частной собственности третьим лицам.
Согласно частям 1 и 2 статьи 60 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных данным кодексом. Договор социального найма жилого помещения заключается без установления срока его действия.
В соответствии с частью 1 статьи 62 Жилищного кодекса Российской Федерации предметом договора социального найма жилого помещения должно быть жилое помещение (жилой дом, квартира, часть жилого дома или квартиры).
В силу статьи 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, вне зависимости от даты передачи этих жилых помещений и от даты их предоставления гражданам на законных основаниях применяются нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма.
Из указанной статьи следует, что общежития, которые принадлежали государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и были переданы в ведение органов местного самоуправления, утрачивают статус общежитий в силу закона и к ним применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма.
Ввиду утраты указанными домами статуса общежития в силу закона, а также с учетом требований действующего законодательства о применении к жилым помещениям, расположенным в таких домах, положений о договоре социального найма, граждане, занимавшие жилое помещение приобретают право пользования им на условиях договора социального найма, поскольку статья 7 Вводного закона предусматривает применение норм Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма к отношениям по пользованию жилыми помещениями, расположенными в жилых домах, ранее принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, без каких-либо изъятий и ограничений.
Жилые помещения, переданные в пользование таким гражданам по договору социального найма, подлежат последующей приватизации на основании Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" в равных долях при условии согласия каждого из них на получение жилья в собственность.
Судом учтена имеющаяся судебная практика Верховного Суда Российской Федерации, которая соответствует вышеизложенному (например, определение от ДД.ММ.ГГГГ №-КГ17-19)
В соответствии со ст. 217 ГК Российской Федерации, имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества. При приватизации государственного и муниципального имущества предусмотренные настоящим Кодексом положения, регулирующие порядок приобретения и прекращения права собственности, применяются, если законами о приватизации не предусмотрено иное.
Порядок осуществления приватизации государственного и муниципального жилищного фонда социального использования урегулирован Законом РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О приватизации жилищного фонда в РФ».
Согласно ст. 2 указанного Закона, граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе приобрести их на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в общую собственность либо в собственность одного лица, в том числе несовершеннолетнего, с согласия всех имеющих право на приватизацию данных жилых помещений совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.
В соответствии с п. 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.08.1993 N 8, требования граждан о бесплатной передаче жилого помещения в общую собственность всех проживающих в нем лиц либо в собственность одного или некоторых из них (в соответствии с достигнутым между этими лицами соглашением) подлежат удовлетворению независимо от воли лиц, на которых законом возложена обязанность по передаче жилья в собственность граждан, так как ст. 2 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" наделила граждан, занимающих жилые помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда по договору социального найма, правом с согласия всех проживающих совершеннолетних членов семьи и проживающих с ними несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в общую собственность (долевую или совместную). При этом за гражданами, выразившими согласие на приобретение другими проживающими с ними лицами занимаемого помещения, сохраняется право на бесплатное приобретение в собственность в порядке приватизации другого впоследствии полученного жилого помещения, поскольку в указанном случае предоставленная этим лицам ст. 11 названного Закона возможность приватизировать бесплатно занимаемое жилое помещение только один раз не была реализована при даче согласия на приватизацию жилья другими лицами.
При этом, судом также не принимаются во внимание возражения представителя ответчика о том, что Администрация города Алушта не отказывала истцам в заключении с ними договора о приватизации жилого помещения, а лишь разъяснила, что в настоящее время это невозможно, поскольку такими действиями ответчик фактически препятствует истцам в реализации предоставленного им законом права на приватизацию жилого помещения.
Поскольку судом достоверно установлено, что истцы вселились в спорную квартиру в установленном законом порядке на основании ордера, с истицами заключен договор социального найма, в настоящее время спорное жилое помещение находиться в муниципальной собственности и не является специализированным жильем, Администрация <адрес> ограничивает права истцов в реализации их права на безвозмездную передачу в собственность жилого помещения, таким образом, суд приходит у убеждению что за истцами возможно признать право собственности на <адрес> по адресу: <адрес> в порядке приватизации.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.11,12,194-199 ГПК Российской Федерации, суд,
РЕШИЛ:
Иск Кожуховой Т.И., Кожуховой А.И. к Администрации г. Алушты о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации - удовлетворить.
Признать право общей долевой собственности в порядке приватизации на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> за Кожуховой Т.И., Кожуховой А.И. по 1/2 доли за каждым.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Крым путем подачи апелляционной жалобы через Алуштинский городской суд в течение месяца со дня принятия решения.
Судья Алуштинского
городского суда Д.А. Изотенко