Судебный акт #1 (Решение) по делу № 3а-79/2019 ~ М-67/2019 от 28.06.2019

Дело № 3а-79/2019

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

            

29 июля 2019 года город Орёл

Орловский областной суд в составе:

председательствующего судьи Георгиновой Н.А.,

при секретаре Флоря Д.В.,

с участием представителя административного истца Золотухиной О.Н.- Грабровой Д.А., действующей на основании доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении областного суда административное дело по административному исковому заявлению Золотухиной Ольги Николаевны к Правительству Орловской области, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Орловской области и Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии» в лице филиала по Орловской области об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере рыночной стоимости,

установил:

Золотухина О.Н. обратилась в областной суд с административным исковым заявлением к Правительству Орловской области, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Орловской области (далее по тексту - Управление Росреестра по Орловской области) и Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии» в лице филиала по Орловской области (далее по тексту - филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Орловской области) об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере рыночной стоимости.

В обоснование заявленных требований указано, что Золотухина О.Н. на основании договора аренды земельного участка от <дата> является арендатором земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу:<адрес>.

Кадастровая стоимость земельного участка, установленная по состоянию на 17 ноября 2015 г., значительно превышает его рыночную стоимость, установленную в соответствии с отчетом об оценке от 24 мая 2019 г. -ОЛ/2019, составленным оценщиком общества с ограниченной ответственностью «<...>» (далее - ООО «<...>») ФИО5, тем самым, затронуты права и обязанности Золотухиной О.Н., уплачивающей арендную плату, рассчитанную исходя из кадастровой стоимости объекта недвижимости.

По изложенным основаниям, Золотухина О.Н. просила суд установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером , общей площадью <...> кв.м, категория земель: земли населённых пунктов, разрешенное использование: магазин товаров первой необходимости, расположенного по адресу: <адрес>, в размере его рыночной стоимости <...>. по состоянию на 17 ноября 2015 г., датой обращения с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости считать 28 июня 2019 г.

Административный истец Золотухина О.Н., представители административных ответчиков Правительства Орловской области, Управления Росреестра по Орловской области, ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала по Орловской области, представитель заинтересованного лица на стороне административных ответчиков Управления муниципального имущества администрации города Ливны Орловской области о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, в судебное заседание не явились, об отложении судебного разбирательства не просили.

В соответствии со статьями 150 и 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту- КАС РФ) судом постановлено рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Заслушав объяснения представителя административного истца Грабровой Д.А., поддержавшей заявленные требования, показания свидетеля ФИО5, подтвердившей выводы, изложенные в отчете об оценке рыночной стоимости земельного участка от 24 мая 2019 г., исследовав отзыв на административный иск, представленный Правительством Орловской области, полагавшимся при разрешении спора на усмотрение суда, письменные доказательства, суд приходит к выводу об удовлетворении административного иска, по следующим основаниям.

Согласно части 1 статьи 245 КАС РФ граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.

В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.

В силу пункта 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.

Абзацем 1 пункта 2 и пунктом 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.

В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

Статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее по тексту - Закон об оценочной деятельности) предусмотрено, что результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии.

В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

Одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости в силу абзаца 3 части 11 статьи 24.18 названного Федерального закона является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

Как видно из материалов административного дела, Золотухина О.Н. является арендатором земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, что подтверждается договором аренды земельного участка от <дата>, заключенным между Управлением муниципального имущества администрации г. Ливны Орловской области и Золотухиной О.Н. на срок с <дата> по <дата> (л.д.11-14).

По условиям договора аренды земельного участка и приложенного к нему расчета арендной платы, арендная плата исчисляется в том числе, исходя из кадастровой стоимости земельного участка, и уплачивается на счет Управления муниципального имущества администрации г.Ливны.

Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости, выданной филиалом ФГБУ «ФКП Росреестра» по Орловской области, кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером , определенная по состоянию на 17 ноября 2015 г., составляет <...>.(л.д.23).

В соответствии с частью 1 статьи 62, частью 5 статьи 247 и статьей 248 КАС РФ обязанность доказывания наличия основания для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости законодателем возложена на административного истца, тогда как на административного ответчика возлагается обязанность доказывания своих возражений.

В подтверждение наличия оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости Золотухина О.Н. представила суду отчет об оценке рыночной стоимости объекта недвижимого имущества от 24 мая 2019 г. -ОЛ/2019, согласно которому, рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером определена по состоянию на 17 ноября 2015 г. в размере <...>. (л.д.24-81).

Отчёт об определении рыночной стоимости земельного участка выполнен оценщиком ООО «<...>» ФИО5, являющейся членом Общероссийской общественной организации «Российское общество оценщиков», имеющей квалификационный аттестат в области оценочной деятельности, на даты, по состоянию на которые сведения об этих объектах имеются в государственном кадастре недвижимости, соответствует требованиям Закона об оценочной деятельности, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно - правовому регулированию оценочной деятельности.

При составлении отчета оценщик применил сравнительный подход, мотивированно отказался от использования доходного и затратного подходов, провел анализ рынка предложений по продаже объектов-аналогов земельных участков, проанализировал каждый сравниваемый объект-аналог на основании всех характеристик, произвел необходимые корректировки стоимости каждого объекта-аналога и привел подробное обоснование поправок и расчет их значений.

Выводы, изложенные в названном отчете об оценке рыночной стоимости земельного участка, подтвердила свидетель ФИО5

Согласно статье 12 Закона об оценочной деятельности итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены данным Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.

Доказательств, которые опровергали бы рыночную стоимость земельного участка, приведенную в отчете об оценке от 24 мая 2019 г., свидетельствовали бы о его рыночной стоимости в ином размере, административными ответчиками и заинтересованным лицом не представлено, ходатайства о назначении судебной экспертизы по определению рыночной стоимости земельного участка заявлены не были.

Суд, исследовав отчёт об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости, сопоставив его содержание с иными имеющимися в деле доказательствами, оценив показания свидетеля ФИО5, считает, что указанный выше отчет и показания свидетеля отвечают требованиям относимости, допустимости и достаточности, не вызывают сомнений в их достоверности.

При таких обстоятельствах, административное исковое заявление Золотухиной О.Н. об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости, подлежит удовлетворению.

В силу статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

Исходя из разъяснений, приведенных в пункте 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г.№ 28, датой подачи физическим лицом заявления о пересмотре кадастровой стоимости объекта недвижимости считается дата обращения в суд или Комиссию, если имело место обращение этого лица в Комиссию.

Поскольку из материалов административного дела усматривается, что в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Орловской области административный истец с заявлением о пересмотре результата определения кадастровой стоимости объекта недвижимости не обращалась, а датой обращения Золотухиной О.Н. в суд является 28 июня 2019 г., то указанную дату следует считать датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости.

Руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административное исковое заявление Золотухиной Ольги Николаевны об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере рыночной стоимости удовлетворить.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером , общей площадью <...> кв.м, категория земель: земли населённых пунктов, разрешенное использование: магазин товаров первой необходимости, расположенного по адресу: <адрес>, в размере его рыночной стоимости <...> по состоянию на 17 ноября 2015 г.

Датой подачи заявления Золотухиной О.Н. о пересмотре кадастровой стоимости считать 28 июня 2019 г.

Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Орловского областного суда в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Мотивированное решение суда составлено 1 августа 2019 г.

Председательствующий Н.А. Георгинова

Дело № 3а-79/2019

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

            

29 июля 2019 года город Орёл

Орловский областной суд в составе:

председательствующего судьи Георгиновой Н.А.,

при секретаре Флоря Д.В.,

с участием представителя административного истца Золотухиной О.Н.- Грабровой Д.А., действующей на основании доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении областного суда административное дело по административному исковому заявлению Золотухиной Ольги Николаевны к Правительству Орловской области, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Орловской области и Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии» в лице филиала по Орловской области об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере рыночной стоимости,

установил:

Золотухина О.Н. обратилась в областной суд с административным исковым заявлением к Правительству Орловской области, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Орловской области (далее по тексту - Управление Росреестра по Орловской области) и Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии» в лице филиала по Орловской области (далее по тексту - филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Орловской области) об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере рыночной стоимости.

В обоснование заявленных требований указано, что Золотухина О.Н. на основании договора аренды земельного участка от <дата> является арендатором земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу:<адрес>.

Кадастровая стоимость земельного участка, установленная по состоянию на 17 ноября 2015 г., значительно превышает его рыночную стоимость, установленную в соответствии с отчетом об оценке от 24 мая 2019 г. -ОЛ/2019, составленным оценщиком общества с ограниченной ответственностью «<...>» (далее - ООО «<...>») ФИО5, тем самым, затронуты права и обязанности Золотухиной О.Н., уплачивающей арендную плату, рассчитанную исходя из кадастровой стоимости объекта недвижимости.

По изложенным основаниям, Золотухина О.Н. просила суд установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером , общей площадью <...> кв.м, категория земель: земли населённых пунктов, разрешенное использование: магазин товаров первой необходимости, расположенного по адресу: <адрес>, в размере его рыночной стоимости <...>. по состоянию на 17 ноября 2015 г., датой обращения с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости считать 28 июня 2019 г.

Административный истец Золотухина О.Н., представители административных ответчиков Правительства Орловской области, Управления Росреестра по Орловской области, ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала по Орловской области, представитель заинтересованного лица на стороне административных ответчиков Управления муниципального имущества администрации города Ливны Орловской области о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, в судебное заседание не явились, об отложении судебного разбирательства не просили.

В соответствии со статьями 150 и 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту- КАС РФ) судом постановлено рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Заслушав объяснения представителя административного истца Грабровой Д.А., поддержавшей заявленные требования, показания свидетеля ФИО5, подтвердившей выводы, изложенные в отчете об оценке рыночной стоимости земельного участка от 24 мая 2019 г., исследовав отзыв на административный иск, представленный Правительством Орловской области, полагавшимся при разрешении спора на усмотрение суда, письменные доказательства, суд приходит к выводу об удовлетворении административного иска, по следующим основаниям.

Согласно части 1 статьи 245 КАС РФ граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.

В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.

В силу пункта 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.

Абзацем 1 пункта 2 и пунктом 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.

В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

Статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее по тексту - Закон об оценочной деятельности) предусмотрено, что результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии.

В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

Одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости в силу абзаца 3 части 11 статьи 24.18 названного Федерального закона является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

Как видно из материалов административного дела, Золотухина О.Н. является арендатором земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, что подтверждается договором аренды земельного участка от <дата>, заключенным между Управлением муниципального имущества администрации г. Ливны Орловской области и Золотухиной О.Н. на срок с <дата> по <дата> (л.д.11-14).

По условиям договора аренды земельного участка и приложенного к нему расчета арендной платы, арендная плата исчисляется в том числе, исходя из кадастровой стоимости земельного участка, и уплачивается на счет Управления муниципального имущества администрации г.Ливны.

Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости, выданной филиалом ФГБУ «ФКП Росреестра» по Орловской области, кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером , определенная по состоянию на 17 ноября 2015 г., составляет <...>.(л.д.23).

В соответствии с частью 1 статьи 62, частью 5 статьи 247 и статьей 248 КАС РФ обязанность доказывания наличия основания для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости законодателем возложена на административного истца, тогда как на административного ответчика возлагается обязанность доказывания своих возражений.

В подтверждение наличия оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости Золотухина О.Н. представила суду отчет об оценке рыночной стоимости объекта недвижимого имущества от 24 мая 2019 г. -ОЛ/2019, согласно которому, рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером определена по состоянию на 17 ноября 2015 г. в размере <...>. (л.д.24-81).

Отчёт об определении рыночной стоимости земельного участка выполнен оценщиком ООО «<...>» ФИО5, являющейся членом Общероссийской общественной организации «Российское общество оценщиков», имеющей квалификационный аттестат в области оценочной деятельности, на даты, по состоянию на которые сведения об этих объектах имеются в государственном кадастре недвижимости, соответствует требованиям Закона об оценочной деятельности, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно - правовому регулированию оценочной деятельности.

При составлении отчета оценщик применил сравнительный подход, мотивированно отказался от использования доходного и затратного подходов, провел анализ рынка предложений по продаже объектов-аналогов земельных участков, проанализировал каждый сравниваемый объект-аналог на основании всех характеристик, произвел необходимые корректировки стоимости каждого объекта-аналога и привел подробное обоснование поправок и расчет их значений.

Выводы, изложенные в названном отчете об оценке рыночной стоимости земельного участка, подтвердила свидетель ФИО5

Согласно статье 12 Закона об оценочной деятельности итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены данным Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.

Доказательств, которые опровергали бы рыночную стоимость земельного участка, приведенную в отчете об оценке от 24 мая 2019 г., свидетельствовали бы о его рыночной стоимости в ином размере, административными ответчиками и заинтересованным лицом не представлено, ходатайства о назначении судебной экспертизы по определению рыночной стоимости земельного участка заявлены не были.

Суд, исследовав отчёт об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости, сопоставив его содержание с иными имеющимися в деле доказательствами, оценив показания свидетеля ФИО5, считает, что указанный выше отчет и показания свидетеля отвечают требованиям относимости, допустимости и достаточности, не вызывают сомнений в их достоверности.

При таких обстоятельствах, административное исковое заявление Золотухиной О.Н. об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости, подлежит удовлетворению.

В силу статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

Исходя из разъяснений, приведенных в пункте 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г.№ 28, датой подачи физическим лицом заявления о пересмотре кадастровой стоимости объекта недвижимости считается дата обращения в суд или Комиссию, если имело место обращение этого лица в Комиссию.

Поскольку из материалов административного дела усматривается, что в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Орловской области административный истец с заявлением о пересмотре результата определения кадастровой стоимости объекта недвижимости не обращалась, а датой обращения Золотухиной О.Н. в суд является 28 июня 2019 г., то указанную дату следует считать датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости.

Руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административное исковое заявление Золотухиной Ольги Николаевны об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере рыночной стоимости удовлетворить.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером , общей площадью <...> кв.м, категория земель: земли населённых пунктов, разрешенное использование: магазин товаров первой необходимости, расположенного по адресу: <адрес>, в размере его рыночной стоимости <...> по состоянию на 17 ноября 2015 г.

Датой подачи заявления Золотухиной О.Н. о пересмотре кадастровой стоимости считать 28 июня 2019 г.

Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Орловского областного суда в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Мотивированное решение суда составлено 1 августа 2019 г.

Председательствующий Н.А. Георгинова

1версия для печати

3а-79/2019 ~ М-67/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Золотухина Ольга Николаевна
Ответчики
Правительство Орловской области
ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии"
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Орловской области
Другие
Управление муниципального имущества администрации г. Ливны
Суд
Орловский областной суд
Дело на странице суда
oblsud--orl.sudrf.ru
28.06.2019Регистрация административного искового заявления
01.07.2019Передача материалов судье
01.07.2019Решение вопроса о принятии к производству
01.07.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
01.07.2019Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
15.07.2019Предварительное судебное заседание
29.07.2019Судебное заседание
01.08.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее