Дело №
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
<адрес> 12 марта 2013 года
Сковородинский районный суд Амурской области в составе:
председательствующего судьи Сушко Е.Ю.,
с участием помощника прокурора Сковородинского района Мужевой Е.В.,
представителя администрации Сковородинского района – Рябовой В.С.,
при секретаре Бей О.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора <адрес> в интересах Макеевой <данные изъяты> к <адрес> о возложении обязанности по предоставлению жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения,
УСТАНОВИЛ:
<адрес> в интересах Макеевой <данные изъяты> обратился в суд с иском к администрации <адрес> о возложении обязанности по предоставлению жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.
В обоснование заявленного требования помощник прокурора Сковородинского района Мужева Е.В. суду пояснила, что в прокуратуру <адрес> поступило обращение Макеевой <данные изъяты> с просьбой о защите ее жилищных прав и интересов как лица из числа - детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Проведенной проверкой установлено.
Макеева <данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является лицом, оставшимся без попечения родителей. Мать Кондратьева <данные изъяты>, решением Сковородинского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ, лишена родительских прав; отец Макеев <данные изъяты> <данные изъяты> лишен родительских прав решением Находкинского городского суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ.
Постановлением главы муниципального образования <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ Макеева <данные изъяты> <данные изъяты> определена в социальную группу на базе детского сада № <адрес>.
Постановлением главы района № от ДД.ММ.ГГГГ Макеева Т.Ю. определена в Детское Государственное учреждение для детей сирот.
На основании постановления Администрации <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ Макеева Т.Ю. поставлена на льготную очередь на получение жилого помещения.
По окончанию учебы в государственном образовательном автономном учреждении начального профессионального образования <адрес> «Профессиональный лицей сервиса и торговли» <адрес> Макеева Т.Ю. в 2012 году вернулась на постоянное место жительства в <адрес>.
В настоящее время Макеева <данные изъяты> включена в список граждан - лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обратившихся с заявлением в качестве нуждающейся в жилье.
В соответствии со ст.40 Конституции РФ, каждый имеет право на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за достойную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
На основании ст. 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дополнительные гарантий по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством.
Согласно ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений г о договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Срок действия договора найма специализированного жилого помещения составляет пять лет (п.6 ст. 8 Закона № 159-ФЗ).
По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в пункте 1 ст. 8, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.
Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.
В силу положений ст. <адрес> ДД.ММ.ГГГГ № «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов наделяются государственными полномочиями на неограниченный срок по предоставлению социальной поддержки, установленной ч. 1 ст. 4 настоящего Закона (однократное предоставляются органами местного самоуправления за счет средств областного бюджета благоустроенные применительно к условиям соответствующего населенного пункта жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в соответствии с нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленной органами местного самоуправления).
Из смысла вышеприведенных правовых норм следует, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей после окончания обучения в учебных заведениях должны быть обеспечены жилыми помещениями органами исполнительной власти по месту жительства немедленно, вне очереди, независимо от каких-либо списков и очередей.
Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Макеева Т.Ю. относится к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В соответствий со ст. 10 Федерального закона от 21,12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В соответствии с ч.1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.
На основании изложенного, руководствуясь ст.45 ГПК РФ, ст.35 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации», просил суд обязать <адрес> предоставить Макеевой <данные изъяты> благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения применительно к условиям соответствующего населенного пункта - <адрес>, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.
Макеева Т.Ю., надлежащим образом уведомленная о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явилась. Согласно заявлению, поступившему от Макеевой Т.Ю., она просит рассмотреть дело в ее отсутствие. На исковых требованиях настаивает в полном объеме.
Представитель ответчика – <адрес> -Рябова В.С. исковые требования прокурора <адрес> не признала, суду пояснила, что в статье 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», отсутствует такое полномочие муниципального района по вопросам местного значения, как обеспечение жильём по договору социального найма детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В соответствии со ст. 19 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» полномочия органов местного самоуправления, установленные федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, по вопросам, не отнесенным настоящим Федеральным законом к вопросам местного значения, являются отдельными государственными полномочиями, передаваемыми для осуществления органам местного самоуправления, п. 5 ст. 19 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» говорит о том, что Финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов.
Под субвенциями бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам субъектов Российской Федерации в целях финансового обеспечения расходных обязательств субъектов Российской Федерации и (или) муниципальных образований, возникающих при выполнении полномочий Российской Федерации, переданных для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации и (или) органам местного самоуправления в установленном порядке.
В соответствии с п. 3 ст. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, дети, находящиеся под опекой (попечительством), дети, переданные в приемную семью, детские дома семейного типа, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, принятые на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания их пребывания в образовательном учреждении, иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказания в виде лишения свободы, однократно обеспечиваются органами местного самоуправления по месту жительства за счет средств областного бюджета вне очереди жилой площадью по договору социального найма в соответствии с нормой предоставления площади жилого помещения, установленной органами местного самоуправления, и в порядке, определенном губернатором области.
Согласно ст. 15 Бюджетного кодекса Российской Федерации каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет. Бюджет муниципального образования (местный бюджет) предназначен для исполнения расходных обязательств муниципального образования. Использование органами местного самоуправления иных форм образования и расходования денежных средств для исполнения расходных обязательств муниципальных образований не допускается. В местных бюджетах в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации раздельно предусматриваются средства, направляемые на исполнение расходных обязательств муниципальных образований, возникающих в связи с осуществлением органами местного самоуправления полномочий по вопросам местного значения, и расходных обязательств муниципальных образований, исполняемых за счет субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации для осуществления отдельных государственных полномочий.
В соответствии со ст. 84 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходными обязательствами Российской Федерации является предоставление субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации для предоставления субвенций местным бюджетам на исполнение расходных обязательств муниципальных образований в связи с наделением органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Российской Федерации.
Учитывая вышесказанное, <адрес> не может предоставить Макеевой Т.Ю. жилое помещение, без предоставления субвенций из областного бюджета.
Третье лицо на стороне ответчика - Министерство образования и науки <адрес>, должным образом извещенное о месте и времени проведения судебного заседания, своего представителя в суд не направило, представило в суд отзыв на исковое заявление, в котором просит рассмотреть дело в отсутствие представителя Министерства образования и науки <адрес>.
Суд, руководствуясь положениями ч.5 ст.167 ГПК РФ, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие третьего лица - Министерства образования и науки <адрес>.
Согласно представленному в суд отзыву на исковое заявление Министерства образования и науки <адрес> следует, что в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в ред. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ № от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ № (ред. ДД.ММ.ГГГГ), от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ №) (далее - Закон) органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов, в том числе администрация <адрес> наделяются государственными полномочиями на неограниченный срок по предоставлению детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых ими жилых помещениях признается невозможным, за счет средств областного бюджета благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в соответствии с нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленной органами местного самоуправления. Согласно ч. 2 статьи 5 вышеуказанного закона финансовое обеспечение расходов по предоставлению дополнительных гарантий по социальной поддержке осуществляется за счет средств областного бюджета в составе фонда компенсаций в виде субвенции.
Порядок обеспечения жилой площадью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся под опекой (попечительством), детей, переданных в приемную семью, детские дома семейного типа, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, утвержденный постановлением губернатора области от ДД.ММ.ГГГГ № (в ред. постановлений губернатора <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ №), определяет главным распорядителем средств, выделяемых для финансового обеспечения жилой площадью указанных лиц в пределах средств, предусмотренных законом <адрес> об областном бюджете на очередной финансовый год, министерство образования и науки <адрес>.
Согласно приложению №.1 к <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «Об областном бюджете на 2011 год» (в ред. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ №) муниципальному образованию <адрес> предусмотрена субвенция на обеспечение жильем детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения в размере 2036,1 тысяч рублей. По итогам 2011 года на счета финансового управления администрации <адрес> вышеуказанная сумма перечислена в полном объеме.
В приложении №.1 к <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «Об областном бюджете на 2012 год и плановый период 2013 и 2014 годов» (в ред. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № З-ОЗ, от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ №) - распределение субвенции бюджетам муниципальных образований на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, за счет средств областного бюджета на 2012 год муниципальному образованию <адрес> предусмотрена субвенция на соответствующие цели в сумме 3286,8 тысяч рублей. В 2012 году на счета финансового управления администрации <адрес> вышеуказанная сумма перечислена в полном объеме.
В приложении № к <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 123-03 «Об областном бюджете на 2013 год и плановый период 2014 и 2015 годов» муниципальному образованию <адрес> предусмотрена субвенция на 2013 год за счет средств областного бюджета на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, в сумме 1 095,6 тысяч рублей. По мере поступления финансирования, при условии исполнения администрацией <адрес>, обязанностей, предусмотренных пунктом 4 порядка обеспечения жилой площадью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся под опекой (попечительством), детей, переданных в приемную семью, детские дома семейного типа, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, утвержденный постановлением губернатора области от ДД.ММ.ГГГГ № (в ред. постановлений губернатора <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ №), министерством образования и науки <адрес> финансирование по заявленным суммам будет произведено.
Таким образом, обязанности министерства образования и науки <адрес>, как главного распорядителя средств субвенции на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, по перечислению субвенции в 2011 и 2012 годах перед муниципальным образованием <адрес> исполнены надлежащим образом.
Третье лицо - Министерство финансов <адрес>, должным образом извещенное о месте и времени проведения судебного заседания, своего представителя в суд не направило, о причинах неявки не сообщило.
Суд, руководствуясь положениями ч.3 ст.167 ГПК РФ, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - Министерства финансов <адрес>.
Третье лицо - Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства <адрес>, должным образом извещенное о месте и времени проведения судебного заседания, своего представителя в суд не направило, о причинах неявки не сообщило.
Суд, руководствуясь положениями ч.3 ст.167 ГПК РФ, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства <адрес>.
Третье лицо - Отдел образования администрации <адрес>, должным образом извещенное о месте и времени проведения судебного заседания, своего представителя в суд не направило, о причинах неявки не сообщило.
Суд, руководствуясь положениями ч.3 ст.167 ГПК РФ, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - Отдела образования администрации <адрес>.
Судом исследованы материалы дела, из которых установлено следующее.
Из заявления Макеевой Т.Ю. прокурору <адрес> следует, что она состоит на очереди на жилье с начала мая 2012 года. По окончанию учебного заведения должна была получить квартиру в <адрес>, просит рассмотреть ее заявление.
Из копии свидетельства о рождении видно, что Макеева <данные изъяты> родилась ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>, ее родителями являются Макеев <данные изъяты> и Игонина <данные изъяты>.
Из копии решения Сковородинского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ следует, что Кондратьева <данные изъяты> <данные изъяты> лишена родительских прав в отношении Макеевой <данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
Из постановления главы района № об определении в Детское Государственное учреждение для детей-сирот несовершеннолетней Макеевой Т.Ю. от ДД.ММ.ГГГГ видно, что Макеева Т.Ю. определена в Детское Государственное учреждение для детей-сирот, так как родители: мать Кондратьева <данные изъяты>, лишена родительских прав решением Сковородинского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ, отец - Макеев <данные изъяты>, лишен родительских прав решением Находкинского городского суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ.
Из справки начальника отдела образования от ДД.ММ.ГГГГ следует, что родственниками несовершеннолетних Макеевой <данные изъяты> и Кондратьева <данные изъяты> является бабушка со стороны матери - Сираева <данные изъяты>, выехала за пределы <адрес>, точное место проживания не известно.
Из справки начальника отдела образования от ДД.ММ.ГГГГ следует, что несовершеннолетние Макеева <данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ.р. и Кондратьев <данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ. имущества не имеют.
Из справки директора школы – интернат № от ДД.ММ.ГГГГ видно, что Макеева <данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является воспитанницей Государственного образовательного учреждения для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, школы-интерната № для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в связи с лишением родителей родительских прав. Основание: Путевка Министерства образования и науки <адрес> №-М-2007г. Приказ о поступлении № от ДД.ММ.ГГГГ.
Из уведомления управления Росреестра по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ видно, что в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствуют сведения на Макееву <данные изъяты>.
Из копии диплома о начальном профессиональном образовании от ДД.ММ.ГГГГ видно, что Макеева <данные изъяты> закончила Государственное образовательное автономное учреждение начального профессионального образования <адрес> «Профессиональный лицей сервиса и торговли» <адрес>, ей присвоена квалификация закройщик 4 разряда, портной 3 разряда.
Согласно отношению главы <адрес> Тарасова А.А. от ДД.ММ.ГГГГ исполняющему обязанности Министра финансов <адрес> следует, что в отношении администрации <адрес> в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Сковородинским районным судом вынесены решения о предоставлении сиротам Далакян М.Г., Тарасовой B.C., Сиротиной А.А. благоустроенных жилых помещений. До настоящего времени решения суда не исполнены, в связи с тем, что выделенные из областного бюджета денежные средства на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в августе 2012 года были возвращены в областной бюджет с целью их направления на строительство 8-квартирного дома для указанной категории лиц, окончание строительства планировалось на октябрь 2012 года. <адрес> обращалась в суд с заявлением о предоставлении отсрочки исполнения решения, однако ДД.ММ.ГГГГ апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Амурского областного суда отменено определение Сковородинского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ, которым администрации была предоставлена отсрочка. Статьей 15 Федерального Закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», отсутствует такое полномочие муниципального района по вопросам местного значения, как обеспечение жильем по договору социального найма детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В соответствии со ст. 19 указанного Федерального закона, полномочия органов местного самоуправления, установленные федеральными законами и законами субъектов РФ, по вопросам, не отнесенным настоящим Федеральным законом к вопросам местного значения, являются отдельными государственными полномочиями, передаваемыми для осуществления органами местного самоуправления. П. 5 ст. 19 указанного Федерального закона говорит о том, что финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов. В соответствии с п. 3 ст. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей...обеспечиваются органами местного самоуправления по месту жительства за счет средств областного бюджета вне очереди жилой площадью по договору социального найма... Таким образом, положения ст.ст. 15. 18, 19 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления РФ», ст. <адрес> «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», вопреки мнению суда апелляционной инстанции, препятствуют исполнению решения Сковородинского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ за счет средств местного бюджета. В соответствии с частью 2 статьи 18 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов (за исключением субвенций, предоставляемых местным бюджетам из федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ). В случаях и порядке, установленных федеральными законами и законами субъектов РФ, указанные обязательства могут дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета, федеральных государственных внебюджетных фондов и бюджетов субъектов РФ. Возложение на муниципальные образования обязанности финансирования расходов, возникших в связи с осуществлением органами государственной власти и (или) органами местного самоуправления иных муниципальных образований своих полномочий, не допускается (часть 4 статьи 18 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ). В настоящее время по неисполненным решениям суда возбуждено исполнительное производство, администрация района предупреждена о штрафных санкциях, предусмотренных за неисполнение решения суда. В бюджете муниципального образования <адрес> отсутствуют денежные средства на приобретение жилых помещений для детей-сирот, в связи с этим исполнить решения Сковородинского районного суда без финансовой помощи из областного бюджета не представляется возможным.
Заслушав позицию представителя истца, изучив доводы представителя ответчика, позицию третьего лица, исследовав представленные письменные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст.40 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на жилище.
Пунктом 3 ст.40 Конституции РФ предусмотрено, что малоимущим, иным, указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
В судебном заседании на основе исследованных доказательств достоверно установлено, что Макеева Т.Ю. является ребенком, оставшимся без попечения родителей, с 2007 года, отец Макеевой Т.Ю. – Макеев Ю.А. лишен родительских прав решением Находкинского городского суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ; мать Макеевой Т.Ю. – Кондратьева Л.П. была лишена родительских прав решением Сковородинского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно статье 155.3 СК РФ дети, оставшиеся без попечения родителей и находящиеся в организациях для детей-сирот и дети, оставшиеся без попечения родителей, имеют право на сохранение права собственности на жилое помещение или права пользования жилым помещением либо, если отсутствует жилое помещение, получение жилого помещения в соответствии с жилищным законодательством.
Согласно п. 8 ч.1 ст. 92 Жилищного кодекса РФ, к жилым помещениям специализированного жилищного фонда (далее - специализированные жилые помещения) относятся жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Кроме того, в судебном заседании установлено, что несовершеннолетняя Макеева Т.Ю. постановлением главы <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ поставлена на льготную очередь на получение жилой площади. В настоящее время Макеева Т.Ю. включена в список граждан - лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обратившихся с заявлением в качестве нуждающейся в жилье.
Согласно ст.8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Срок действия договора найма специализированного жилого помещения составляет 5 лет (п.6 ст.8 Закона № 159-ФЗ).
По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.
Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.
Право на обеспечение жильем по договорам найма специализированных жилых помещений указанной категории граждан закреплено и в пункте 8 части 1 статьи 92 ЖК РФ.
Исходя из буквального понимания требований п.8 ч.1 92 ЖК РФ и ст.8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", предусматривающих предоставление вне очереди жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений, суд считает, что требование о предоставлении Макеевой Т.Ю. благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения применительно к условиям соответствующего населенного пункта – <адрес>, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма не выполнено ответчиком, в связи с чем, усматривает наличие законных оснований для его удовлетворения.
При этом, системное толкование приведенных норм материального права не предусматривают возможность ограничения прав Макеевой Т.Ю. в предоставлении жилой площади во внеочередном порядке от наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом.
Согласно ч.1 ст.<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О дополнительных гарантиях о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых ими жилых помещениях признается невозможным, однократно предоставляются органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов области (далее - органы местного самоуправления) за счет средств областного бюджета благоустроенные применительно к условиям соответствующего населенного пункта жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в соответствии с нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленной органами местного самоуправления, в порядке, определенном <адрес>.
Из статьи <адрес> «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» следует, что государственными полномочиями по предоставлению социальной поддержки, установленной частью 1 статьи 4 настоящего Закона, наделены органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов.
Финансовое обеспечение расходов по предоставлению дополнительных гарантий по социальной поддержке осуществляется за счет средств областного бюджета. Средства на реализацию полномочий, а также расходы на оплату услуг почтовой связи и банковских услуг предусматриваются в составе фонда компенсаций областного бюджета в виде субвенции. Порядок расходования субвенций устанавливается <адрес>. Субвенции зачисляются в установленном для исполнения областного бюджета порядке на счета бюджетов муниципальных районов и городских округов. Объем субвенции на реализацию полномочий, установленных пунктом 4 части 1 настоящей статьи, определяется в соответствии с методикой формирования объема субвенции бюджетам муниципальных районов и городских округов на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения.
Перечень материальных средств, необходимых для исполнения полномочий (далее - перечень), формируется исполнительным органом государственной власти области, уполномоченным в сфере имущественных отношений, с учетом заявок органов местного самоуправления, наделенных государственными полномочиями. В перечень включаются наименование, адрес местонахождения, балансовая стоимость, а также иные индивидуальные характеристики имущества. Перечень, а также формы документов, необходимых для его формирования, утверждаются <адрес>. Стоимость приобретаемого в муниципальную собственность жилья, а также размер возмещения расходов местных бюджетов на предоставление жилых помещений из муниципального жилищного фонда в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 51 настоящего Закона определяются исходя из средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилья в муниципальном образовании, на территории которого предоставляется жилое помещение.
Для реализации полномочий, установленных частью 1 статьи 4 настоящего Закона, исполнительным органом государственной власти области, осуществляющим функции в сфере управления государственным имуществом, в собственность муниципальных образований могут передаваться жилые помещения, построенные за счет средств областного бюджета.
Средства на реализацию указанных полномочий носят целевой характер и не могут быть использованы на другие цели. В случае использования средств не по целевому назначению <адрес> вправе осуществить изъятие указанных средств в порядке, установленном законодательством.
Пунктом 4 Порядка расходования субвенции, предоставляемой бюджетам муниципальных районов и городских округов на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, утв. постановлением правительства <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что юридически значимые действия по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закреплённого жилого помещения осуществляют органы местного самоуправления, в соответствии с Порядком обеспечения жилой площадью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся под опекой (попечительством), детей, переданных в приёмную семью, детские дома семейного типа, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закреплённого жилого помещения, утвержденным постановлением губернатора области от ДД.ММ.ГГГГ N222.
В соответствии с пунктом 9 названного Порядка обеспечения жилой площадью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей органы местного самоуправления муниципальных районов, действуя в интересах детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих в административных центрах муниципальных районов, а также в городских и сельских поселениях, территориально входящих в состав данных районов, предоставляют жилые помещения по месту жительства указанных категорий граждан.
Правовой анализ приведённых положений нормативных правовых актов свидетельствует о том, что именно органы местного самоуправления муниципальных районов или городских округов наделены государственными полномочиями по предоставлению социальной поддержки детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, и именно на данные органы местного самоуправления возлагается обязанность по предоставлению жилых помещений указанной категории граждан, проживающих в административных центрах муниципальных районов, а также в городских и сельских поселениях, территориально входящих в состав данных районов.
Вопросы финансирования и предоставления субвенций из областного бюджета органам местного самоуправления для приобретения жилья детям - сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, касаются отношений между субъектом РФ и органом местного самоуправления. То обстоятельство, что обеспечение должно производиться за счет средств областного бюджета, которые не выделяются либо которых недостаточно для приобретения жилья, не может служить основанием для ограничения прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на обеспечение их жильём органами местного самоуправления.
Согласно п. 8 Порядка обеспечения жилой площадью детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закреплённого жилого помещения, утв. постановлением губернатора <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, орган местного самоуправления вправе предоставлять жилые помещения лицам, указанным в пункте 1 настоящего Порядка, из муниципального жилищного фонда, формируемого за счёт средств местных бюджетов, с последующим возмещением данных расходов за счёт субвенции на реализацию соответствующих государственных полномочий.
Кроме того, в силу ст.1 и 152 Бюджетного кодекса Российской Федерации, гражданин не является субъектом бюджетных правоотношений, в связи с чем, право Макеевой Т.Ю. не может быть поставлено в зависимость от распределения денежных средств, предусмотренных на реализацию мероприятий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, в разные уровни бюджетной системы Российской Федерации.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что исковые требования прокурора <адрес> в интересах Макеевой <данные изъяты> к <адрес> о возложении обязанности по предоставлению благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения применительно к условиям соответствующего населенного пункта – <адрес>, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ суд,
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора <адрес> в интересах Макеевой <данные изъяты> к <адрес> о возложении обязанности по предоставлению благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда применительно к условиям соответствующего населенного пункта – <адрес>, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма удовлетворить.Обязать <адрес> предоставить Макеевой <данные изъяты>благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения применительно к условиям соответствующего населенного пункта – <адрес>, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Сковородинский районный суд в течение одного месяца со дня его вынесения в окончательной форме, то есть, с ДД.ММ.ГГГГ.
Председательствующий Е.Ю.Сушко