РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
город Чита 21 февраля 2012 года
Читинский гарнизонный военный суд в составе председательствующего – судьи Леонтьева О.В., при секретаре Мининой Н.А., с участием заявителя Рамазанова З.А., представителя военного комиссара Забайкальского края Ситникова В.Ф., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по заявлению военнослужащего военного комиссариата Забайкальского края майора Рамазанова З.А. об оспаривании действий военного комиссара Забайкальского края, связанных с невыплатой единовременного денежного вознаграждения (далее ЕДВ) по итогам 2011 года, а также дополнительного материального стимулирования, предусмотренного приказом Министра обороны РФ от 26 июля 2010 года № 1010,
установил:
Рамазанов З.А. обратился в суд с заявлением, в котором указал, что на основании приказа командующего войсками Сибирского военного округа от 30 июня 2009 года № он освобожден от занимаемой воинской должности <данные изъяты> и зачислен в распоряжение военного комиссара Забайкальского края в связи с организационно-штатными мероприятиями. По итогам 2011 года военным комиссаром Забайкальского края было принято решение об уменьшении ему размера ЕДВ за добросовестное исполнение обязанностей военной службы до 10%, а также не выплачено дополнительное материальное стимулирование, предусмотренное приказом Министра обороны РФ от 26 июля 2010 года № 1010 за 2011 год.
Полагая действия военного комиссара Забайкальского края, связанные с уменьшением ЕДВ по итогам 2011 года и невыплатой дополнительного материального стимулирования, предусмотренного приказом Министра обороны РФ от 26 июля 2010 года № 1010 за 2011 год незаконными, заявитель просил признать их таковыми, обязав указанное должностное лицо выплатить оспариваемые денежные средства в полном объеме. Кроме того, заявитель просил возместить ему судебные расходы, связанные с уплатой государственной пошлины, в сумме 200 рублей.
В судебном заседании заявитель Рамазанов З.А. требования, изложенные в заявлении, поддержал, пояснив, что весной и осенью 2011 года исполнял обязанности во временном штате администрации сборного пункта Забайкальского края на период призыва граждан на военную службу. Поскольку его никто не обязывал прибывать к месту службы ежедневно, он лишь периодически в течение года исполнял обязанности ответственного по третьему этажу сборного пункта и заступал на дежурство в выходные дни в апреле и мае и одно дежурство в октябре 2011 года, после чего убыл в основной отпуск.
Военный комиссар Забайкальского края, надлежащим образом извещенный о месте и времени судебного заседания, в суд не явился. Поскольку о причинах неявки он суду не сообщил и не ходатайствовал о рассмотрении дела исключительно в его присутствии, суд, в соответствии с п. 2 ст. 257 ГПК РФ, полагал возможным рассмотреть данное дело в его отсутствие.
Представитель военного комиссара Забайкальского края Ситников В.Ф., действующий на основании доверенности, требования заявителя не признал, пояснив, что военным комиссаром Забайкальского края размер выплаты ЕДВ в отношении заявителя был уменьшен ввиду упущений по службе, выразившихся в неоднократном, на протяжении 2011 года, отсутствии на службе. Заявитель, зная о необходимости исполнения общих обязанностей военной службы, в том числе заключающихся в необходимости присутствия на служебном месте, ежедневно в комиссариат не прибывал, при этом на сборном пункте за указанный период он заступал на дежурства в апреле и мае три раза, а в октябре один раз. Кроме того денежные средства на дополнительное материальное стимулирование военнослужащих, находящихся в распоряжении военного комиссара Забайкальского края, в 2010-2011 годах не выделялись.
Выслушав доводы сторон, исследовав доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии с п.1 ст.13 Федерального закона от 27 мая 1998 года №76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (в редакции от 21 апреля 2011 года) военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, добросовестно исполняющим обязанности военной службы, по итогам календарного года по решению командира воинской части может быть выплачено единовременное денежное вознаграждение в размере, установленном Правительством РФ, но не менее трех окладов денежного содержания.
Постановлением Правительства РФ от 19 апреля 1993 года №340 «О денежном довольствии военнослужащих, а также лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел» определено выплачивать военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, по итогам календарного года единовременное денежное вознаграждение за добросовестное исполнение обязанностей военной службы в размере трех окладов денежного содержания.
Во исполнение Федерального закона «О статусе военнослужащих» от 27 мая 1998 года №76-ФЗ и Постановления Правительства РФ от 19 апреля 1993 года №340, Министр обороны РФ в пунктах 224-232 Порядка обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных Сил РФ, утвержденного приказом от 30 июня 2006 года №200, определил механизм выплаты указанного вознаграждения.
Согласно п.224 Порядка военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, по итогам календарного года выплачивается единовременное денежное вознаграждение за добросовестное исполнение обязанностей военной службы в размере трех окладов денежного содержания.
В соответствии с п.п. 226, 227 Порядка командиры воинских частей имеют право уменьшать военнослужащим размер вознаграждения или лишать вознаграждения полностью за упущения по службе, нарушения воинской дисциплины. При этом выплата вознаграждения военнослужащим производится на основании приказа командира воинской части, в котором указывается, кому и в какой сумме подлежит выплате вознаграждение, а также причины уменьшения вознаграждения или лишения его полностью.
По смыслу приведенных нормативных положений решение вопроса об уменьшении (лишении) единовременного денежного вознаграждения военнослужащему отдано на усмотрение соответствующего командира (начальника). Принимая подобное решение, командир оценивает качество выполнения военнослужащим обязанностей военной службы, строго руководствуясь основаниями, указанными в законе: наличие у военнослужащего упущений по службе и нарушений воинской дисциплины.
Согласно выписке из приказа командующего войсками Сибирского военного округа от 30 июня 2009 года № Рамазанов З.А. освобожден от занимаемой воинской должности <данные изъяты> и зачислен в распоряжение военного комиссара Забайкальского края в связи с организационно-штатными мероприятиями.
В соответствие с графиками дежурств по сборному пункту военного комиссариата Забайкальского края заявитель заступал на дежурство в апреле один раз, в мае два раза и в октябре один раз.
Как видно из копий рапортов начальников отдела подготовки, призыва и набора граждан на военную службу по контракту (непосредственного начальника заявителя) и строевого отделения военного комиссариата Забайкальского края они просят установить выплату Рамазанову З.А. ЕДВ по итогам 2011 года в размере 0 и 10 процентов, соответственно.
Из выписки из приказа военного комиссара Забайкальского края от 23 декабря 2011 года № следует, что Рамазанову З.А. определено к выплате ЕДВ за добросовестное исполнение обязанностей военной службы по итогам 2011 года в размере <данные изъяты>, то есть 10 процентов. При этом основаниями для издания приказа явились рапорты начальников строевого отделения и отдела подготовки, призыва и набора граждан на военную службу по контракту военного комиссариата Забайкальского края.
При таких обстоятельствах суд не усматривает со стороны должностного лица нарушений прав заявителя, поскольку в соответствии с приведенными правовыми актами командирам предоставлено право уменьшать военнослужащим размер оспариваемого вознаграждения как за упущения по службе, так и за нарушения воинской дисциплины. Поскольку заявитель в течение 2011 года имел упущения по службе, сопряженные с неприбытием на службу в установленное время, то у воинского должностного лица имелись достаточные законные основания для уменьшения размера ЕДВ военнослужащему.
Таким образом, суд находит действия военного комиссара, связанные с уменьшением Рамазанову З.А. размера ЕДВ за добросовестное исполнение обязанностей военной службы по итогам 2011 года, правомерными, а требования заявителя необоснованными и не подлежащими удовлетворению.
Что касается требований заявителя о невыплате ему дополнительного материального стимулирования, предусмотренного приказом МО РФ от 26 июля 2010 года № 1010, то суд исходит из следующего.
Из пункта 7 Указа Президента Российской Федерации от 26 декабря 2006 года № 1459 «О дополнительных мерах по повышению эффективности использования средств на оплату труда работников федеральных органов исполнительной власти» усматривается, что Министру обороны Российской Федерации, предоставлено право использовать разницу между средствами, выделяемыми из федерального бюджета на соответствующий год на денежное довольствие военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, и средствами федерального бюджета, предназначенными на содержание фактической численности указанных военнослужащих, имеющейся на 1 января соответствующего года, на материальное стимулирование военнослужащих в виде дополнительной выплаты наряду с дополнительными выплатами, установленными законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно п. 2 приказа Министра обороны РФ от 26 июля 2010 года № 1010 установлены дополнительные выплаты по результатам службы (далее именуется - дополнительное материальное стимулирование) за счет бюджетных средств, выделенных на денежное довольствие военнослужащих, проходящих военную службу по контракту Вооруженных Сил в соответствии с Порядком «Определения и расходования объемов бюджетных средств направляемых на дополнительные выплаты военнослужащим, проходящим военную службу по контракту» (далее Порядка).
В соответствии с пунктом 1 Порядка дополнительные выплаты военнослужащим выплачиваются ежеквартально в пределах сумм, доведенных на эти цели до органов военного управления, видов Вооруженных Сил, военных округов, флотов, родов войск Вооруженных Сил, объединений, соединений, воинских частей и организаций Вооруженных Сил.
Как видно из п. 2 того же Порядка расходы на дополнительное материальное стимулирование осуществляются за счет экономии бюджетных средств в результате сокращения численности личного состава Вооруженных Сил в пределах доводимых Министерству обороны на соответствующий финансовый год лимитов бюджетных обязательств на выплату денежного довольствия военнослужащим и оплату труда лиц гражданского персонала.
Из п. 3 Порядка следует, что размер экономии бюджетных средств, направляемых на материальное стимулирование, определяется финансово-экономическими органами по результатам использования лимитов бюджетных обязательств на соответствующий квартал с учетом анализа свободных, не использованных по итогам квартала остатков лимитов бюджетных обязательств, включая остатки наличных денежных средств в кассах воинских частей и организаций Вооруженных Сил, отвечающих за начисление и выплату денежного довольствия военнослужащим, после осуществления в установленном порядке всех выплат денежного довольствия военнослужащим и иных выплат, установленных законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
При этом истребование дополнительных средств на выплату денежного довольствия военнослужащим сверх утвержденных лимитов бюджетных обязательств на эти цели не допускается.
Согласно п. 6 Порядка дополнительное материальное стимулирование личного состава в пределах объемов бюджетных средств, установленных в соответствии с пунктом 4 настоящего Порядка в объединениях, соединениях, воинских частях и организациях Вооруженных Сил производится на основании приказов командиров (начальников, руководителей).
Как усматривается из п.7 Порядка конкретные размеры дополнительного материального стимулирования определяются в пределах объемов бюджетных средств, доведенных на указанные цели, по результатам исполнения военнослужащими должностных обязанностей в период, за который производится дополнительное материальное стимулирование.
Таким образом, анализ перечисленных правовых норм, указывает на то, что материальное стимулирование за счет экономии бюджетных средств, производится военнослужащим, на основании приказов командиров (начальников) в зависимости от результатов исполнения ими должностных обязанностей, в пределах сумм, доведенных на эти цели.
Согласно справке ВрИО военного комиссара Забайкальского края от 20 января 2012 года № лимиты бюджетных обязательств на дополнительное материальное стимулирование в соответствии с требованиями приказа Министра обороны РФ от 2010 года № 1010 для военнослужащих, состоящих в распоряжении военного комиссара Забайкальского края в 2010-2011 годах не выделялись. Денежные средства по вышеуказанной выплате на лицевой счет военного комиссариата Забайкальского края не поступали.
При таких обстоятельствах, поскольку в 2011 году до военного комиссариата Забайкальского края денежные средства на дополнительное материальное стимулирование военнослужащих не выделялись и соответствующие приказы военным комиссаром Забайкальского края о их выплате не издавались, то данное требование заявителя является необоснованным, а поэтому удовлетворению не подлежит.
Разрешая вопрос, связанный с возмещением судебных расходов по делу, суд, руководствуясь положениями ст. 98 ГПК РФ, не усматривает оснований для их возмещения заявителю.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 98, 194-199 ГПК РФ суд,
решил:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░-░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░
░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░