№2-4264/17-2012
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
07 июня 2012 г. г. Петрозаводск
Петрозаводский городской суд Республики Карелия в составе председательствующего судьи Коваленко В.В., с участием прокурора Ивановой О.Л. при секретаре Колосковой И.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Кашина В.И. об оспаривании нормативного правового акта,
у с т а н о в и л:
Кашин В.С. обратился в суд с заявлением об оспаривании нормативно-правового акта Петрозаводского городского Совета. Заявление мотивировано по тем, что заявитель является пенсионером, инвалидом 2-ой группы, в настоящее время не работает, депутат Петрозаводского городского Совета XXY11созыва (2011-2016г.); с 09 декабря 2004г. по августа 2010г. включительно Кашин В.С. получал в Петрозаводском городском Совете ежемесячную доплату к пенсии по старости (инвалидности) в размере 80% от должностного оклада заместителя Председателя Петрозаводского городского Совета с начислением районного коэффициента и процентной надбавки за работу в районах, приравненных к Крайнему Северу, в размере 65%. Заявитель полагает, что решение Петрозаводского городского Совета от 28.09.2011г. №27/04-88 «Об утверждении Порядка назначения, перерасчеты и выплаты ежемесячной доплаты к трудовой пенсии по старости, трудовой пенсии по инвалидности лицам, замещавшим муниципальные должности на постоянной основе в органах местного самоуправления Петрозаводского городского округа» нарушает его права, свободы и законные интересы на получение ежемесячной доплаты к трудовой пенсии по старости как лицу замещавшему муниципальную должность. Заявитель просит признать незаконными п.п. 3, 4 «Порядка назначения, перерасчета и выплаты ежемесячной доплаты к трудовой пенсии по старости, трудовой пенсии по инвалидности лицам, замещавшим муниципальные должности на постоянной основе в органах местного самоуправления Петрозаводского городского округа» не соответствующим ЗРК от 12.07.2010г. №1410 «О внесении изменений в статью 4 Закона Республики Карелия «О некоторых гарантиях обеспечения деятельности лиц, замещающих муниципальные должности в органах местного самоуправления в Республике Карелия» от 12.11.2007г. №1128-ЗРК; п. 2 Решения Петрозаводского городского Совета от 28.09.2011г. №27/04-88 «Об утверждении Порядка назначения, перерасчета и выплаты ежемесячной доплаты к трудовой пенсии по старости, трудовой пенсии по инвалидности лицам, замещавшим муниципальные должности на постоянной основе в органах местного самоуправления Петрозаводского городского округа», нарушающие права Кашина В.И., свободы и законные интересы на получение ежемесячной доплаты к трудовой пенсии по старости (инвалидности); отменить Решение Петрозаводского городского Совета от 28.09.2011г. №27/04-88 «Об утверждении Порядка назначения, перерасчета и выплаты ежемесячной доплаты к трудовой пенсии по старости, трудовой пенсии по инвалидности лицам, замещавшим муниципальные должности на постоянной основе в органах местного самоуправления Петрозаводского городского округа».
Заявитель Кашин В.И., его представитель Переплеснина С.В., действующая по ордеру, в судебном заседании поддержали заявленные требования по основаниям, изложенным в заявлении.
Представитель заинтересованного лица Петрозаводского городского Совета Бурлакова В.Л., действующая по доверенности, в судебном не согласилась с заявлением по основаниям, изложенным в письменном отзыве.
Администрация Петрозаводского городского округа, привлеченная к участию в деле определением суда в качестве заинтересованного лица, в судебное заседание своего представителя не направила, о месте и времени рассмотрения дела извещена, в письменном ходатайстве просит о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя.
Заслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы гражданского дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего, что в удовлетворении заявления следует отказать, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со статьи 7 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
В силу п.4 ст. 7 Федерального закона от 06.10.2003 N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Согласно п.5.1 ст.40 Федерального закона от 06.10.2003 N131-ФЗ гарантии осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления устанавливаются уставами муниципальных образований в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Статьей 4 Закона Республики Карелия от 12.11.2007 № 1128-ЗРК «О некоторых гарантиях обеспечения деятельности лиц, замещающих муниципальные должности в органах местного самоуправления в Республике Карелия» установлено, что лицам, замещавшим муниципальные должности, вышедшим на трудовую пенсию по старости (инвалидности), в установленном уставом муниципального образования порядке могут предусматриваться за счет средств местного бюджета дополнительные гарантии в виде ежемесячной доплаты к трудовой пенсии по старости (инвалидности) (далее - ежемесячная доплата).
Решением Петрозаводского городского Совета от 02.09.2010 № 26/44-875 Устав Петрозаводского городского округа был дополнен Главой 5.1, устанавливающей гарантии для лиц, замещающих муниципальные должности. В соответствии с частью 2 статьи 56.1 Главы 5.1 Устава Петрозаводского городского округа лицам, замещавшим муниципальные должности, вышедшим на трудовую пенсию по старости (инвалидности), устанавливается ежемесячная доплата к трудовой пенсии по старости (инвалидности), порядок назначения и выплаты которой устанавливается Решением Петрозаводского городского Совета.
28 сентября 2011 года Петрозаводским городским Советом принято Решение №27/04-88 «Об утверждении Порядка назначения, перерасчета и выплаты ежемесячной к трудовой пенсии по старости, трудовой пенсии по инвалидности лицам, замещавшим муниципальные должности на постоянной основе в органах местного самоуправления Петрозаводского городского округа», которое было официально опубликовано в газете «Петрозаводские городские страницы» №74 от 30.09.2011г.
Таким образом, суд полагает оспариваемые Решение и утвержденный Порядок принятыми в пределах компетенции Петрозаводского городского Совета на основании действующих федерального закона, Закона Республики Карелия и Устава Петрозаводского городского округа.
Кашин В.И. в обоснование заявленных требований полагает, что при принятии решения от 28.09.2011 №27/04-88 был нарушен порядок внесения и рассмотрения проекта указанного Решения, в частности пункты 16.1, 17.1, 17.2, 17.3 Регламента Петрозаводского городского Совета (далее также - Регламент), утвержденного Решением Петрозаводского городского Совета от 23.04.2009 № XXVI/XXIX-593.
В то же время согласно пункта 16.4 Регламента субъекты нрава правотворческой инициативы вправе дополнительно вносить проекты решений в повестку дня сессии, в том числе за несколько дней до сессии. Проект оспариваемого Решения был внесен в повестку дня сессии 28 сентября 2011 года Главой Петрозаводского городского округа – Н.И. Левиным 26 сентября 2011 года. В соответствии с пунктом 17.3 Регламента постоянные комиссии Петрозаводского городского Совета начинают рассматривать поступившие проекты решений не ранее чем через 9 дней со дня их поступления. За 4 дня до сессии Совета заседания постоянных комиссий проводятся в исключительных случаях. Рассмотрение норм Регламента во взаимосвязи и с учетом даты внесения проекта оспариваемого Решения - 26 сентября 2011 года позволяет сделать вывод об отсутствии нарушения порядка внесения и рассмотрения проекта обжалуемого заявителем Решения. Кроме того, при рассмотрении вопроса о принятии проекта оспариваемого Решения, депутатами не выражалось мнения о его несоответствии каким-либо правовым нормам, имеющим большую юридическую силу или о нарушении процедуры внесения и рассмотрения проекта, о чем свидетельствует выписка из протокола заседания 4 сессии Петрозаводского городского Света 27 созыва.
Как указывает представитель заинтересованного лица, экспертное заключение юридического отдела аппарата Петрозаводского городски за проект оспариваемого Решения не давалось с учетом сроков, установленных 17.1 Регламента Петрозаводского городского Совета и датой внесения данного проекта.
С учетом конкретных обстоятельств дела суд считает, что указанное обстоятельство не является препятствием к рассмотрению и принятию проекта на сессии Петрозаводского городского Совета.
Ссылка заявителя на отсутствие в оспариваемом Решении упоминания Закона Республики Карелия от 12.07.2010г. №1410 ЗРК представляется несостоятельной, поскольку данным законом были внесены изменения в статью 4 Закона Республики Карелия от 12.11.2007 № 1128-ЗРК «О некоторых гарантиях обеспечения деятельности лиц, замещающих муниципальные должности в органах местного самоуправления в Республике Карелия», указание на которую имеется в оспариваемом нормативном правовом акте.
Довод заявителя о том, что пункт 3 Порядка назначения, перерасчета и выплаты ежемесячной доплаты к трудовой пенсии по старости, трудовой пенсии по инвалидности лицам, замещавшим муниципальные должности на постоянной основе в органах местного давления Петрозаводского городского округа (далее - Порядок), противоречит статье 4 Закона Республики Карелия от 12.11.2007 № 1128-ЗРК, имеющего большую юридическую силу, суд не принимает во внимание, поскольку вышеуказанная статья Закона устанавливает только предельные размеры ежемесячной доплаты к трудовой пенсии (пенсии по инвалидности), которые можно выплачивать лицам, замещавшим муниципальные должности, - от двух до трех лет включительно - 55 процентов, свыше трех лет - 80 процентов месячного должностного оклада с начислением районного коэффициента и процентной надбавки за работу в районах Крайнего Севера и сравненных к ним местностях. Конкретные размеры указанной доплаты должны быть установлены согласно ст. 56.1. Устава Петрозаводского городского округа решением Петрозаводского городского Совета.
При этом, пункт 4 Порядка предусматривает механизм увеличения размера ежемесячной доплаты к трудовой пенсии (пенсии по инвалидности) лицам, замещавшим муниципальные должности на постоянной основе в органах местного самоуправления Петрозаводского городского округа, в случае замещения указанной должности более двух календарных лет, не возлагая каких-либо обязанностей на лиц, в отношении которых направлено действие оспариваемого нормативного правового акта.
Пунктом 2 Решения Петрозаводского городского Совета от 28.09.2011 №27/04-88 установлено, что данное Решение вступает в силу с 01 октября 2010 года.
Суд находит ошибочным довод заявителя о том, что данная правовая норма противоречит Законам Российской Федерации и Республики Карелия, полагая, что п.2 оспариваемого Решения соответствует принципам осуществления полномочий законодателя, поскольку улучшает положение лиц, на которых направлено действие нормативного правового акта. В частности, предполагается, что размер ежемесячной доплаты к трудовой пенсии по старости и по инвалидности лицам, замещавшим муниципальные должности на постоянной основе в органах местного самоуправления Петрозаводского городского округа в денежном выражении, исчисленном в соответствии с порядком, утвержденным оспариваемым Решением, будет выше, чем размер доплаты, рассчитанный исходя из процента оклада с учетом получаемой пенсии. Вместе с тем, в целях сохранения предоставленных социальных гарантий лицам, замещавшим муниципальные должности постоянной основе в органах местного самоуправления Петрозаводского городского округа, пунктом 3 оспариваемого Решения установлено, что размер ежемесячной доплаты трудовой пенсии по старости, трудовой пенсии по инвалидности, установленный в соответствии с данным Решением, не может быть меньше размера ежемесячной доплаты к трудовой пенсии по старости, трудовой пенсии по инвалидности, установленного на 1 сентября 2010 года.
Правомерность такого подхода подтверждается правовой позицией Конституционного суда Республики Карелия в Определении от 27.09.2011 об отказе в принятии к рассмотрению в связи с неподведомственностью обращения граждан о проверке соответствия Конституции Республики Карелия пункта 3 Порядка назначения, перерасчета и выплаты ежемесячной доплаты к трудовой пенсии по старости, трудовой пенсии по инвалидности лицам, имеющим стаж муниципальной службы в органах местного самоуправления Петрозаводского городского округа, утвержденного Решением Петрозаводского городского Совета от 27.04.2011 N 27/02-39.
С учетом изложенного, суд полагает Решение Петрозаводского городского Совета от 28.09.2011г. №27/04-88 «Об утверждении Порядка назначения, перерасчета и выплаты ежемесячной платы к трудовой пенсии по старости, трудовой пенсии по инвалидности лицам, замещавшим муниципальные должности на постоянной основе в органах местного самоуправления Петрозаводского городского округа», а также положения утвержденного Порядка принятыми в пределах компетенции представительного органа Петрозаводского городского округа и не противоречащими федеральным законам, законам Республики Карелия и иным нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Доводы заявителя суд считает ошибочными и не свидетельствующими о необходимости удовлетворения заявления.
С учетом установленных по делу обстоятельств, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Руководствуясь ст. ст. 194-199, 251-253 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
В удовлетворении заявления Кашина В.И. об оспаривании нормативного правового акта отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия через Петрозаводский городской суд Республики Карелия в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья В.В. Коваленко