Дело № 2а – 72/2016
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
13 января 2016 г. г. Свободный Амурской области
Свободненский городской суд Амурской области в составе:
председательствующего судьи М.
при секретаре Я.
с участием административного истца И. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по административному иску И. к Отделу военного комиссариата Амурской области по городу Свободному, Военному комиссариату Амурской области, Призывной комиссии -- -- города Владивосток о признании незаконным решения призывной комиссии и отмене решения призывной комиссии, о признании бездействия незаконным,
УСТАНОВИЛ:
И. обратился в Свободненский городской суд Амурской области с иском к Отделу военного комиссариата Амурской области по городу Свободному, Военному комиссариату Амурской области, Призывной комиссии -- -- города Владивосток о признании незаконным решения призывной комиссии и отмене решения призывной комиссии, о признании бездействия незаконным.
В судебном заседании И. от исковых требованиях к Отделу военного комиссариата -- по городу Свободному, Военному комиссариату Амурской области отказался, настаивал признании незаконным решения призывной комиссии и отмене решения призывной комиссии Советского и -- --. В обосновании заявленных требований указал, что в 2004 году поступил в университет и встал на воинский учёт в Первореченский военный комиссариат --. В 2010 году после окончания университета ДГТРУ в городе Владивостоке поступил в аспирантуру в данном университете. В Первореченский военкомат были предоставлены все необходимые подтверждающие документы. В 2013 году приехал в город Свободный Амурской области - место постоянного проживания и регистрации. С учета в Первореченском военкомате не снимался ввиду запланированного краткосрочного пребывания в городе Свободном, а также обучения на очной форме Аспирантуры ДГТРУ. С -- отчислен с аспирантуры ФГБОУ ВПО «Дальрыбвтуз». От отдела по ЖКХ и Благоустройству администрации города направлялись сведения о месте его нахождения и работы, а также направлялись обращения по факсу от него лично о месте его нахождения. -- ему позвонили из Отдела военного комиссариата Амурской области по городу Свободному и сообщили, что из Владивостока получено его личное дело, из которого следует, что -- решением призывной комиссии его признали гражданином, не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований. Данное решение вы учета» Отдел ВКПК по -- -- -- сняли его с учета дано --. При этом никаких извещений и повесток не поступало, его не разыскивали. Он не уклонялся от службы, предпринимал все возможные меры для постановки на воинский учет по месту постоянного проживания и регистрации. Кроме этого, указал, что из материалов личного дела раздел VII «Прием на воинский учет и снятие с --. А спустя три месяца -- проводят заседание и принимают решение о признании гражданина не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований в соответствии с п.1.1. ст.28 Федерального закона от -- N 53-ФЗ (ред. от --) "О воинской обязанности и военной службе". Считает, что Отдел ВКПК по -- -- -- не призывали его на военную службу в установленном законом порядке, никаких документов ему не вручалось. Расписок о получении повесток или иных извещений нет. Просил требования удовлетворить.
Представители административных ответчиков Отдела военного комиссариата Амурской области по городу Свободному, Военного комиссариата Амурской области, Военного комиссариата -- отдела по -- -- не явились, извещены надлежащим образом просили рассмотреть дело в их отсутствие.
В материалах дела имеется письменные возражения представителя Военного комиссариата Амурской области относительно заявленных требований, из которых следует, что с требованиями не согласны, поскольку И. с воинского учёта по прежнему месту жительства не снялся и в 2-недельный срок по прибытии на новое место жительства не встал, а также не сообщил о месте работы и должности. Считают, что И. уклонялся от прохождения военной службы, просили административный иск оставить без удовлетворения.
В материалах дела имеется ответ отдела военного комиссариата по -- -- --, из содержания которого следует, что гражданин И., 1987г.р. состоял на воинском учете призывных ресурсов в отделе военного комиссариата по Советскому и --м -- с -- по --. Снят в воинского учета -- по запросу отдела военного комиссариата -- за исх.-- от --. Так же указано, что решением призывной комиссии по -- -- протокол -- от --, гражданин И. признан не прошедшим военную службу не имея на то законных оснований в соответствии с п. 1.1. ст. 28 Федерального закона от -- №53-ФЗ (в редакции 14.10.2014г.); п. 11 ст. 1 Федерального закона от 02.07.2013 года № 170-ФЗ ; ст. 34 раздел 3 Постановления Правительства РФ от 11.11.2006 года № 663 ( в редакции от 20.05.2014 года). Гражданин И. грубо нарушил требование Федерального закона РФ от 28.03.1998 года № 53 - ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» пп. 4, 5 п. 1 ст. 10 и п. 2 ст. 10, тем самым уклонился от военной службы. Розыскной и призывной материалы в отношении И. имеются в личном деле призывника ( в ОВК --).
Решение призывной комиссии по -- -- вынесено обоснованно в соответствии требованиями Федерального закона от 28.03.1998 года п. 1.1 ст. 28 № 53 - ФЗ ; п. 1_1 ст. 1 Федерального закона от 02.07.2013 года № 170 - ФЗ; ст. 34 раздел 3 Постановления Правительства РФ от 11.11.2006 года № 663. Считают, что ст.35 Постановления правительства № 663 от 11.11.2006 года, в отношении гражданина И. неприемлема, так как он на заседание призывной комиссии ни прибыл, место жительство сменил, выехал за пределы --. Его местонахождение на дату заседания призывной комиссии по Советскому и -- -- было неизвестно.
В личном деле призывника И., имеется весь необходимый призывной и розыскной материал, подтверждающий уклонение его от воинской службы намеренно, а так же правомерность призывной комиссии по Советскому и --м -- о признании его не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований.
Выслушав административного истца, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Из положений ст. 8 КАС РФ следует, что правосудие по административным делам осуществляется на основе принципа равенства всех перед законом и судом.
Статьей 14 КАС РФ предусмотрено, что административное судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
В силу ч. 2 Статья 62 КАС РФ обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений. По таким административным делам административный истец, прокурор, органы, организации и граждане, обратившиеся в суд в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц или неопределенного круга лиц, не обязаны доказывать незаконность оспариваемых ими нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия), но обязаны:
1) указывать, каким нормативным правовым актам, по их мнению, противоречат данные акты, решения, действия (бездействие);
2) подтверждать сведения о том, что оспариваемым нормативным правовым актом, решением, действием (бездействием) нарушены или могут быть нарушены права, свободы и законные интересы административного истца или неопределенного круга лиц либо возникла реальная угроза их нарушения;
3) подтверждать иные факты, на которые административный истец, прокурор, органы, организации и граждане ссылаются как на основания своих требований.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" воинская обязанность граждан Российской Федерации предусматривает: воинский учет; обязательную подготовку к военной службе; призыв на военную службу; прохождение военной службы по призыву; пребывание в запасе; призыв на военные сборы и прохождение военных сборов в период пребывания в запасе.
Пунктом 1.1 статьи 28 названного Федерального закона, вступившего в силу с 01 января 2014 г., предусмотрено, что при зачислении в запас граждан, подлежавших призыву на военную службу и не прошедших ее до достижения ими возраста 27 лет (за исключением граждан, не прошедших военную службу по призыву по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2, пунктом 4 статьи 23, статьей 24 этого Федерального закона, либо в связи с отменой призывной комиссией субъекта Российской Федерации решения нижестоящей призывной комиссии), призывная комиссия выносит заключение о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований.
В силу пункта 34 Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации (утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2006 г. N 663) при зачислении в запас граждан, не прошедших до достижения ими возраста 27 лет военную службу по призыву (за исключением граждан, не прошедших военную службу по призыву по основаниям, предусмотренным п. п. 1 и 2, подпунктом "в" пункта 3, пунктом 4 статьи 23 и статьей 24 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", либо в связи с отменой призывной комиссией субъекта Российской Федерации решения нижестоящей призывной комиссии), призывная комиссия на основании документов воинского учета, хранящихся в отделе (муниципальном) (личное дело призывника, учетно-алфавитная книга), а для граждан, не состоявших на воинском учете, на основании справок соответствующих отделов (муниципальных) выносит заключение о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований. Такое заключение выносится, если гражданин не проходил военную службу, не имея на то законных оснований, начиная с 1 января 2014 г., при этом состоял (обязан был состоять) на воинском учете и подлежал призыву на военную службу.
По общему правилу, предусмотренному пунктом 1 статьи 25 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, осуществляется два раза в год с 01 апреля по 15 июля и с 01 октября по 31 декабря на основании указов Президента Российской Федерации.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 31 марта 2014 г. N 189 призыв на военную службу граждан Российской Федерации в возрасте от 18 до 27 лет, не пребывающих в запасе и подлежащих призыву на военную службу, осуществлялся с 01 апреля по 15 июля 2014 г.
Положение о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утвержденное Постановлением Правительства РФ № 663 от 11.11.2006 определяет порядок призыва на военную службу граждан Российской Федерации мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящих или обязанных состоять на воинском учете и не пребывающих в запасе (далее - призывники).
Из вышеуказанного Положения следует, что призыв на военную службу призывников организует военный комиссариат посредством структурных подразделений, в том числе отделов по муниципальным образованиям военного комиссариата (далее - отдел (муниципальный), при содействии местной администрации (п.2).
В целях реализации задач по проведению призыва на военную службу начальник отдела (муниципального): организует учет призывников, уклоняющихся от призыва на военную службу, и в случае необходимости направляет в органы внутренних дел материалы на этих призывников; (пп ж п. 4)
Оповещение призывников о явке на медицинское освидетельствование, заседание призывной комиссии или для отправки в воинскую часть для прохождения военной службы осуществляется повестками отдела (муниципального).(п.6).
Вручение повесток призывникам производится под расписку работниками отделов (муниципальных) (органов местного самоуправления поселений и органов местного самоуправления городских округов на территориях, на которых отсутствуют отделы (муниципальные) или по месту работы (учебы) призывника руководителями, другими должностными лицами (работниками) организаций, как правило, не позднее чем за 3 дня до срока, указанного в повестке.
Оповещение призывников осуществляется на протяжении всего периода подготовки и проведения мероприятий, связанных с призывом на военную службу. Вызову на медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии подлежат все призывники, кроме имеющих отсрочку от призыва. (п.7)
Розыск граждан, не исполняющих воинскую обязанность, и их привод в отдел (муниципальный) (орган местного самоуправления) осуществляется органами внутренних дел в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. (п.10)
В случае уклонения призывника от призыва на военную службу призывная комиссия или начальник отдела (муниципального) направляет соответствующие материалы руководителю следственного органа Следственного комитета Российской Федерации по месту жительства призывника для решения вопроса о привлечении его в соответствии с законодательством Российской Федерации к ответственности.(п.12).
Решение призывной комиссии в отношении каждого призывника в тот же день заносится в протокол заседания призывной комиссии, подписываемый председателем призывной комиссии и ее членами, а также в удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу, и учетную карту призывника.(п.15)
Призывник, не прошедший военную службу в связи с предоставлением ему отсрочки от призыва на военную службу или не призванный на военную службу по каким-либо другим причинам, по достижении им возраста 27 лет в установленном порядке снимается с воинского учета граждан, подлежащих призыву на военную службу и не пребывающих в запасе.(п.20).
Из личного дела призывника И. следует, что первоначально И. был поставлен на учет в Военном комиссариате по --. Затем после поступления на дневное отделение мореходного института Дальрыбвтуза был принят на учет в военный комиссариат -- края --.
Решением призывной комиссии от -- предоставлена отсрочка до --, затем предоставлена отсрочка до --.
-- решением призывной комиссии -- И. признан гражданином не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, в соответствии с п.1.1 ст. 28 ФЗ № 53ФЗЗ от 28.03.1998 года.
Также из материалов личного дела следует, что Ректору Дальрыбвтуза направлено обращение -- о необходимости вручить повестку И. для явки на --.
Также из материалов личного дела следует, что -- вынесено определение о принудительном приводе И..
Однако материалы личного дела не содержат копий материалов дела об административном правонарушении, а также копий протоколов и постановлений о привлечении к административной ответственности нем.
Также материалы личного дела не содержат информации о направлении повесток в период с -- до -- по адресу постоянной регистрации в городе Свободном, также отсутствуют доказательства, свидетельствующие о направлении повестки по адресу -- общежитие --.
Таким образом, суд полагает, что Военным комиссариатом -- отделом по -- -- -- не приняты меры по оповещению призывника на протяжении всего периода подготовки и проведения мероприятий, связанных с призывом на военную службу, не осуществлен должный контроль, а также не приняты меры по розыску призывника.
Суд считает, что доводы ответчика о том, что И., уклонялся от призыва на военную службу, а также о том, что Имшенецкий А. О. не исполнил обязанность по снятию с учета и постановке на учет не состоятельны, поскольку материалами дела также подтверждаются, и не оспорено сторонами, что Имшенецкий А. О. принимал меры для снятия с учета в Военном комиссариате по -- --, однако с учета снят не был, кроме этого воинская обязанность граждан Российской Федерации предусматривает, в том числе обязанности военных комиссариатов по призыву граждан в соответствии с требованиями Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации.
Кроме этого, суд считает, что уклонение от призыва на военную службу может быть совершено путем неявки без уважительных причин по повесткам военного комиссариата на медицинское освидетельствование, заседание призывной комиссии или в военный комиссариат (военный комиссариат субъекта Российской Федерации) для отправки к месту прохождения военной службы.
Кроме этого, военным комиссариатом не приняты меры по привлечению призывника к ответственности, предусмотренной законодательством, за уклонения от призыва на военную службу, что еще раз подтверждает отсутствие надлежащего исполнения обязанности по призыву со стороны ответчика.
В нарушение ст. ст. 62, 227 КАС РФ стороной ответчика не предоставлены доказательства о направлении, вручении, розыска призывника И..
Кроме этого, суд считает, что ранее вынесенное судом решение об отказе в удовлетворении требований И. не имеет преюдициального значения, поскольку изменен предмет исковых требований.
В связи с чем, суд считает возможным требования И. о признании решения призывной комиссии Военного комиссариата -- отдела по -- --м -- не законным и об отмене указанного решения - удовлетворить.
Руководствуясь ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования И. к Военному комиссариату -- отделу -- -- -- о признании незаконным решения призывной комиссии и отмене решения призывной комиссии удовлетворить.
Признать незаконным и отменить решение призывной комиссии Военного комиссариата -- отдела по Советскому и --ов -- от -- -- о признании И., 1987 года рождения, в соответствии с п.1.1. ст. 28 ФЗ № 53-ФЗ от 28.03.1998, не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований.
Председательствующий судья И. Р. Бородина
Мотивированное решение суда составлено 18 января 2016 года.