Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
09 апреля 2015 года город Минусинск
Минусинский городской суд в составе:
председательствующего: Сергеева Ю.С.
при секретаре: Чернюговой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Коротеева А.С. к Управлению Пенсионного фонда в городе Минусинске и Минусинском районе Красноярского края о взыскании суммы процентов по ст. 395 ГК РФ,
У С Т А Н О В И Л:
истец предъявил в Минусинском городском суде иск к Управлению Пенсионного фонда РФ (ГУ) в г. Минусинске и Минусинском районе о взыскании суммы процентов в порядке ст. 395 ГК РФ на сумму невыплаченной в срок задолженности по доплате к пенсии членам летных экипажей воздушных судов гражданской авиации за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме <данные изъяты> рубля <данные изъяты> копейку и за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копеек.
Свои требования истец мотивировал тем, что вступившим в законную силу Апелляционным определением Красноярского краевого суда от 04 июня 2014 года в пользу истца с ответчика взыскана сумма задолженности по доплате к пенсии членам летных экипажей воздушных судов гражданской авиации за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ всего в размере <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копейки.
Истец полагает, что в соответствии с требованиями ст. 395 ГК РФ на указанную сумму подлежат взысканию проценты за пользование чужими денежными средствами в следствии их неправомерного удержания всего в сумме <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копеек.
В судебное заседание истец не явился, о времени и месте судебного слушания был извещен надлежащим образом, представителя не направил, в телефонном режиме пояснил, что желает рассмотрения дела в его отсуствиии, от исковых требований не отказывался.
Представитель ответчика по доверенности Рамбургер О.А. возражала против удовлетворения заявленных требований, по существу спора представила в суд письменные возражения по доводам иска.
Выслушав представителя ответчика, исследовав материалы гражданского дела, суд считает, что исковые требования Коротеева А.С. не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Апелляционным определением от 04 июня 2014 года по делу № 33-3767/2014 А-27 (л.д. 6-8) с Управления Пенсионного фонда в городе Минусинске и Минусинском районе Красноярского края в пользу Коротеева А.С. взыскана задолженность доплаты к пенсии членам летных экипажей воздушных судов гражданской авиации за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (включительно) в размере <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копейки.
В соответствии с п. п. 1 и 3 ст. 2 ГК РФ гражданское законодательство регулирует договорные и иные обязательства, а также другие имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения, основанные на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников. К имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе к налоговым и другим финансовым и административным отношениям, гражданское законодательство не применяется, если иное не предусмотрено законодательством.
При этом исходя из анализа приведенного в п. 3 ст. 2 ГК РФ перечня примеров отношений, регулирование которых с помощью применения норм гражданского законодательства ограничено законом, можно сделать вывод, что речь идет о такого рода отношениях, которые основаны на прямом указании закона, а не на добровольном подчинении, вытекающем из свободного волеизъявления подчиненной стороны.
Конституция Российской Федерации в соответствии с целями социального государства, закрепленными в ч. 1 ст. 7 Конституции РФ, гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (ч. 1 ст. 39).
При этом для обеспечения конституционного права каждого на получение пенсии законодатель вправе, как это вытекает из ч. 2 ст. 39 Конституции Российской Федерации, определять механизм его реализации, включая закрепление в законе различных видов социальных пособий, правовых оснований назначения пенсий и установление их размеров.
Реализация субъективного права граждан на пенсионное обеспечение ставится в зависимость от соблюдения ими условий действующего законодательства и от выполнения возложенных на орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, обязанностей в части проверки соблюдения предусмотренных условий, необходимых для назначения и выплаты пенсии.
При таком положении, с учетом того, что пенсионное обеспечение граждан регулируется самостоятельной отраслью законодательства, то в силу положений ст. 2 ГК РФ нормы ГК Российской Федерации могут быть применены полностью либо в части только в случае прямого указания на это в специальном законе.
Учитывая, что действующее пенсионное законодательство не содержит нормы, предусматривающие основания для взыскания с пенсионного органа процентов за пользование чужими денежными средствами в случае задержки выплаты пенсии, то основания для применения положений ст. 395 ГК РФ в рамках разрешения спорных правоотношений отсутствуют.
Таким образом, учитывая, что правоотношения между ответчиком по делу Управлением Пенсионного фонда в городе Минусинске и Минусинском районе Красноярского края и истцом Коротеевым А.С. не носят гражданско-правовой характер, а являются публично-правовыми отношениями по социальному обеспечению, следовательно, оснований для удовлетворения требований истца не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении требований Коротеева А.С. к Управлению Пенсионного фонда в городе Минусинске и Минусинском районе Красноярского края о взыскании суммы процентов по ст. 395 ГК РФ - отказать.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Минусинский городской суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного текста решения суда.
Председательствующий:
Мотивированный текст решения суда изготовлен 15 апреля 2015 года.