гражданское дело № 2-678/2016
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
27 мая 2016 года г.Енисейск
Енисейский районный суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи Антоненко К.Г.
с участием истца Коробейниковой Ю.А.,
представителя ответчика администрации города Енисейска – Евланова О.О.,
при секретаре Смолячковой Н.Э.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Коробейниковой Ю.А. к администрации города Енисейска о возложении обязанности предоставить жилое помещение специализированного жилищного фонда,
УСТАНОВИЛ:
Коробейникова Ю.А. обратилась с иском к администрации Енисейского района о возложении обязанности предоставить жилое помещение специализированного жилищного фонда, пригодное для проживания, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, благоустроенное применительно к условиям населенного пункта.
Требования мотивированы тем, что истец родилась ДД.ММ.ГГГГ и является лицом из категории детей оставшихся без попечения родителей, поскольку решением Енисейского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ ее родители ФИО4 (отец) и ФИО5 (мать) лишены родительских прав в отношении всех детей. До 11 лет Коробейникова Ю.А. проживала в Верхнепашинском детском доме, затем в приемной семье. В 2001 году за всеми детьми, в том числе за истцом, было закреплено жилое помещение ее матери, расположенное по адресу: <адрес>, в котором истец зарегистрирована с 2006 года. Вместе с ней по указанному адресу также зарегистрированы шесть человек, однако состояние указанной квартиры требует капитального ремонта, в связи с чем проживание в ней невозможно. Неоднократные обращения с заявлением о предоставлении жилья к главе п.Высокогорский, в орган опеки и попечительства администрации Енисейского района, в прокуратуру, министерство образования и науки Красноярского края, результатов не принесли. В настоящее время Коробейникова Ю.А. проживает в арендуемом жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>, сохраняя регистрацию в закрепленном жилом помещении. Поскольку Коробейникова Ю.А. не обеспечена надлежащим образом жилым помещением как лицо, из категории детей оставшихся без попечения родителей, она имеет право в соответствии с положениями Федерального закона от 21 декабря 1996 года №159 «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и Закона Красноярского края от 02 ноября 2000 года №12-961 «О защите прав ребёнка», на обеспечение благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, размером не ниже установленных норм предоставления, в связи с чем просит обязать администрацию Енисейского района предоставить ей по договору найма специализированного жилого помещения изолированное, благоустроенное, применительно к условиям населенного пункта, жилое помещение специализированного жилищного фонда (л.д.4-5).
Определением Енисейского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ на основании заявления истца произведена замена ненадлежащего ответчика администрации Енисейского района на надлежащего – администрацию города Енисейска (л.д.36).
В судебном заседании истец Коробейникова Ю.А. на удовлетворении требований настаивала в полном объеме по изложенным в иске основаниям.
Представитель ответчика администрации города Енисейска Евланов О.О. в судебном заседании возражал против удовлетворения требований истца мотивируя тем, что согласно действующему законодательству не предусмотрено внеочередное предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа.
Третьи лица министерство образования и науки Красноярского края и отдел опеки и попечительства администрации города Енисейска, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства в судебное заседание представителей не направили, возражений по существу требований не представили.
С учетом положений ст.167 ГПК РФ и мнения участвующих в деле лиц, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса.
Исследовав материалы дела, заслушав позицию истца и представителя ответчика, суд приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище.
Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (часть 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации).
До 1 января 2013 года в соответствии с требованиями ст.57 Жилищного Кодекса РФ детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы жилые помещения предоставлялись по договорам социального найма.
Согласно ст.8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года №159 «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции от 28 ноября 2015 года) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным, если это противоречит интересам указанных лиц, в том числе в случае их проживания на любом законном основании в жилом помещении общая площадь которого, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, менее учетной нормы площади жилого помещения, в том числе, если такое уменьшение произойдет в результате вселения в данное жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
При этом законодатель предусмотрел, что право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены указанным Законом, сохраняется за лицами, которые ранее относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до обеспечения их жилыми помещениями.
Таким образом, изменения в соответствии с требованиями ст.4 данного закона распространяются и на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу этого закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
С 1 января 2013 года в соответствии со ст.109.1 ЖК РФ детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставление жилых помещений осуществляется только по договорам найма специализированных жилых помещений.
Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями (ст.1 Федеральный закон от 29 февраля 2012 года №15 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»).
Согласно ст.92 ЖК РФ к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В соответствии со статьей 98.1 ЖК РФ жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предназначены для их проживания в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
Гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на жилое помещение на территории Красноярского края закреплены ст.17 Закона Красноярского края от 02 ноября 2000 года №12-961 «О защите прав ребенка» (ред. от 10.03.2016).
Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не являющимся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являющимся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным в связи с наличием обстоятельств, установленных в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются этим лицам по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия (п.4 ст.17 указанного Закона).
По заявлению, поданному в письменной форме в уполномоченный орган местного самоуправления лицами, указанными в пункте 1 настоящей статьи, достигшими возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, прохождения военной службы по призыву, отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Предоставление жилых помещений лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, осуществляется в порядке очередности, сформированной в соответствии со списком.
Уполномоченные органы местного самоуправления наделяются государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, отдельным законом края.
Обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется путем приобретения в муниципальную собственность (строительства) жилых домов или квартир, благоустроенных применительно к условиям населенного пункта, в котором они предоставляются. Приобретенные (построенные) жилые помещения включаются в муниципальный специализированный жилищный фонд.
Жилые помещения, предоставляемые перечисленным категориям граждан по договорам найма специализированных жилых помещений должны быть пригодными для постоянного проживания, отвечать установленным санитарным и техническим требованиям, благоустроенными применительно к условиям населенного пункта, в котором они предоставляются, не обременены правами третьих лиц и не находиться под арестом.
Общая площадь жилых помещений, предоставляемых по договорам найма специализированных жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, определяется исходя из нормы предоставления площади жилого помещения - 33 квадратных метра общей площади жилого помещения на одного человека (далее - норма предоставления).
С учетом конструктивных особенностей жилого помещения допускается предоставление жилого помещения общей площадью, превышающей размер общей площади, определенный исходя из нормы предоставления, но не более чем на 9 квадратных метров.
С учетом конструктивных особенностей жилого помещения допускается предоставление жилого помещения общей площадью менее размера общей площади, определенного исходя из нормы предоставления, но не более чем на 11 квадратных метров.
При предоставлении индивидуального жилого дома, расположенного на территории сельского населенного пункта, допускается превышение размера общей площади жилого помещения, определенного исходя из нормы предоставления, но не более чем в два раза.
В соответствии с правовой позицией Верховного Суда РФ, выраженной в определении от 15 января 2013 года №18-КГПР12-84, предоставление вне очереди жилых помещений по договорам социального найма вышеуказанной категории граждан не ставится законом в зависимость от каких-либо условий, в том числе от наличия или отсутствия денежных средств на приобретение жилых помещений, наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом, от времени постановки на учет, от включения в список внеочередников, от соблюдения порядка очередности лиц равной категории, а также от иных условий. Положения вышеперечисленных правовых норм не содержат указания и на срок предоставления данной категории граждан жилого помещения по договору социального найма, что предполагает возможность осуществления такого права незамедлительно после его возникновения.
В судебном заседании установлено, что Коробейникова Ю.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения относится к числу детей, оставшихся без попечения родителей, так как решением Енисейского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ ее мать ФИО7 и отец ФИО4 лишены родительских прав в отношении детей: сыновей ФИО8, ФИО9, ФИО1, дочерей ФИО11, ФИО1 (л.д.16).
Постановлением главы администрации <адрес> №-п от ДД.ММ.ГГГГ истец, а также остальные дети в несовершеннолетнем возрасте были определены в детский дом <адрес>. Этим же постановлением за детьми было закреплено жилое помещение, расположенное по адресу <адрес> (л.д.48). В связи с непригодностью указанного жилья к проживанию, в 2001 году ФИО7 (матери истца) было предоставлено муниципальное жилое помещение по адресу <адрес>. Постановлением администрации Высокогорского сельсовета № от ДД.ММ.ГГГГ указанное жилое помещение закреплено за ФИО1, Коробейниковой Ю.А. (истцом), ФИО10 (л.д.28).
Указанное жилое помещение является муниципальной собственностью Енисейского района. В соответствии с договором социального найма жилого помещения № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенным главой администрации Высокогорского сельсовета с ФИО7, последней как нанимателю, предоставлено муниципальное жилое помещение – двухкомнатная квартира общей площадью <данные изъяты> кв.м, расположенное по адресу: <адрес>, на состав семьи из пяти человек: ФИО11 (дочь), ФИО12 (зять), ФИО13 (внучка), Коробейникова Ю.А. (дочь), ФИО1 (сын) (л.д.49-51).
В соответствии с представленной выпиской из домовой книги, в настоящее время по указанному адресу зарегистрированы: ФИО7 (наниматель), Коробейникова Ю.А. (истец), ФИО14 (внук нанимателя (сын истца)), ФИО1 (сын нанимателя) (л.д.26).
Со слов истца, фактически в указанной квартире в настоящее время никто не проживает, мать истца ФИО7 временно не проживает по причине отбывания наказания в местах лишения свободы; брат истца ФИО1 обучается в образовательном учреждении в <адрес> и проживает в общежитии.
Решением Енисейского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, вступившим в законную силу, исковые требования ФИО11 к администрации <адрес> о возложении обязанности по предоставлению жилого помещения удовлетворены. Указанным решением суда установлено, что жилое помещение по адресу: <адрес> не соответствует установленным техническим нормам, в связи с чем проживание в нем невозможно, что также подтверждено техническим заключением по результатам обследования строительных конструкций квартиры, составленное ООО «Простор» ДД.ММ.ГГГГ (л.д.12-15, 54-76).
На основании заявления Коробейниковой Ю.А. от ДД.ММ.ГГГГ, последняя включена в список детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей для рассмотрения краевой комиссией по вопросам предоставления жилых помещений детям-сиротам, и детям, оставшимся без попечения родителей. По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ очередность Коробейниковой Ю.А. в указанном списке № (л.д.77, 82-83).
В настоящее время Коробейникова Ю.А. проживает в арендуемом жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>, имеет регистрацию в закрепленном за ней жилом помещении (л.д.8).
Каких-либо объектов недвижимого имущества на праве собственности или ином вещном праве за Коробейниковой Ю.А. не зарегистрировано, что подтверждается уведомлением об отсутствии сведений в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (л.д.33).
Оценивая в совокупности и взаимосвязи представленные доказательства, принимая во внимание, что Коробейникова Ю.А. является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, вышеприведенные нормы закона, в соответствии с которыми обязанность по предоставлению жилья возложена на органы местного самоуправления, учитывая, что администрацией <адрес> данная обязанность до настоящего времени не исполнена, суд находит требования истца законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о возложении на ответчика обязанности по предоставлению Коробейниковой Ю.А. жилого помещения из муниципального специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, пригодного для постоянного проживания, отвечающего установленным санитарным и техническим требованиям, благоустроенное применительно к условиям населенного пункта, в котором оно будет предоставляться, не обремененное правами третьих лиц, не находящееся под арестом, общей площадью не менее 33 квадратных метров, с допусками, установленными ст.17 Закона Красноярского края от 02 ноября 2000 года № 12-961 «О защите прав ребенка».
На основании изложенного, руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Коробейниковой Ю.А. удовлетворить.
Обязать администрацию города Енисейска Красноярского края предоставить Коробейниковой Ю.А. жилое помещение из муниципального специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, пригодное для постоянного проживания, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, благоустроенное применительно к условиям населенного пункта, в котором оно будет предоставляться, не обремененное правами третьих лиц, не находящееся под арестом, общей площадью не менее 33 квадратных метров, с допусками, установленными ст.17 Закона Красноярского края от 02 ноября 2000 года № 12-961 «О защите прав ребенка».
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Енисейский районный суд.
Судья К.Г. Антоненко
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.