дело №
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
<дата> Красноглинский районный суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Ромасловской И.М.,
при секретаре Салмановой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Козловой <данные изъяты> о признании незаконным решения Нижне-Волжского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов в лице отдела водных ресурсов по Самарской области о необходимости проведения аукциона по приобретению права на заключение договора водопользования,
при участии в судебном заседании:
заявитель Козлова Г.В. не явилась, о дне и времени рассмотрения дела извещена надлежащим образом, ходатайств об отложении дела не заявляла,
представителя заявителя – Танаевой Л.В., действующей на основании доверенности от <дата> года,
представитель заинтересованного лица отдела водных ресурсов по Самарской области Нижне - Волжского БВУ не явился, о дне и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие,
представитель заинтересованного лица Нижне – Волжского Бассейнового Водного Управления не явился, о дне и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, ходатайств об отложении дела не заявлял,
УСТАНОВИЛ:
Заявитель Козлова Г.В. обратилась в суд заявлением о признании незаконным решения Нижне-Волжского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов о необходимости проведения аукциона, выраженное в извещении от <дата> № Отдела водных ресурсов по Самарской области «О необходимости проведения аукциона по приобретению права на заключение договора водопользования», в котором просила признать незаконным решение заинтересованного лица о необходимости проведения аукциона по заключению договора водопользования на испрашиваемую акваторию и обязать Нижне-Волжское бассейновое водное управление Федерального агентства водных ресурсов в лице Отдела водных ресурсов по Самарской области НВ БВУ заключить с Козловой <данные изъяты> договор водопользования в порядке и сроки, установленные «Правилами подготовки и заключения договора водопользования, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 12.03.2008 года №165 «О подготовке и заключении договора водопользования» без публикации сообщения о приеме документов от иных лиц, на водный объект река Волга (Саратовского водохранилища), <данные изъяты> водохозяйственный участок № площадью <данные изъяты> кв.км, расположенного: <адрес>, мотивируя свои требования тем, что <дата> заявителем, в порядке, соответствующем действующему законодательству, было подано заявление по форме, утвержденной Приказом Минприроды России от <дата> №, в отдел водных ресурсов по Самарской области Нижне – Волжского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов о предоставлении в пользование участка акватории водного объекта – река Волга (Саратовского водохранилища), <данные изъяты> водохозяйственный участок № площадью <данные изъяты> кв.км, расположенного: <адрес>. Испрашиваемая акватория имеет следующие географические координаты:
С.Ш. |
В.Д. |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
Участок акватории необходим заявителю для размещения сооружений для отстоя маломерных судов возле земельных участков, находящихся во владении заявителя на праве собственности. Однако получила Извещение № от <дата> «О необходимости проведения аукциона по приобретению права на заключение договора водопользования». В качестве основания отказа от дальнейшего проведения процедуры предоставления части водного объекта в пользование заинтересованным лицом указано, что данная акватория должна быть предоставлена по результатам аукциона в соответствии с требованиями Постановления Правительства РФ от 14.04.2007 года №230 «О договоре водопользования, право на заключение которого приобретается на аукционе, и о проведении аукциона». Считает решение заинтересованного лица незаконным, нарушающим права и законные интересы заявителя.
В судебном заседании представитель заявителя Танаева Л.В. заявленные требования поддержала, дала пояснения аналогичные изложенным в заявлении.
Заслушав представителя заявителя, изучив и исследовав материалы дела, суд приходит к следующему:
Согласно ст. 12 Водного Кодекса РФ по договору водопользования одна сторона – исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные частью ст. 11 настоящего Кодекса, обязуется предоставить другой стороне – водопользователю водный объект или его часть в пользование за плату.
Согласно ст.16 Водного Кодекса РФ договор водопользования заключается в соответствии с гражданским законодательством, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии с Водным Кодексом РФ (№ от <дата> года) Отдел водных ресурсов по Самарской области, как структурное подразделение НВ БВУ Федерального агентства водных ресурсов, является органом, уполномоченным государством на заключение договоров водопользования с физическими и юридическими лицами. Порядок заключения договора водопользования (ст.16 ВК РФ) определен «Правилами подготовки и заключения договора водопользования, утвержденными Постановлением Правительства РФ от <дата> № «О подготовке и заключении договора водопользования». Правилами Постановления № определено, что основанием для начала действия является поступление заявления о предоставлении водного объекта в пользование с прилагаемыми к заявлению документами. Форма заявления утверждена Приказом МПР России от <дата> № «Об утверждении формы заявления о предоставлении водного объекта в пользование».
В случае, если подано заявление о предоставлении водного объекта в пользование для использования акватории водного объекта, после проверки документов на комплектность, на соответствие их требованиям законодательства РФ, а также положительной оценки возможности использования водного объекта под заявленные цели, уполномоченный орган обеспечивает размещение на официальном сайте территориального органа Росводресурсов в сети Интернет или опубликование в официальном печатном издании сообщения о приеме документов от других претендентов, которые могут подать заявление в течение 30 дней с момента извещения или опубликования. Если заявлений от других претендентов нет, договор заключается с заявителем в течение 5 дней с даты окончания срока подачи документов (п.п.22, 23 Правил Постановления №165).
В случае если имеется несколько претендентов на право заключения договора водопользования для предоставления в пользование акватории водного объекта, он подготавливается к заключению в порядке, установленном «Правилами подготовки и заключения договора водопользования, право на заключение которого приобретается на аукционе», утвержденными Постановлением Правительства РФ от <дата> №.
Как видно из материалов дела, Козлова Г.В. обратилась в Нижне – Волжское бассейновое водное управление Федерального агентства водных ресурсов отдел водных ресурсов по Самарской области с заявлением по форме, утвержденной Приказом МПР РФ от <дата> года№ «Об утверждении формы заявления о предоставлении водного объекта в пользование».
Судом установлено, что Козловой Г.В. представлен полный комплект необходимой документации, предусмотренной правилами Постановления №. Материалами дела подтверждается, что заинтересованное лицо в нарушение требований Правил не провело процедуру рассмотрения заявления, как того требуют п.п.22, 23 Правил.
Доводы заинтересованного лица о том, что запрашиваемая акватория должна предоставляться в пользование исключительно по результатам аукциона, не могут быть приняты судом во внимание, по следующим основаниям:
Так, заинтересованное лицо ссылается на Правила Постановления №, которыми определены случаи подачи заявления о предоставлении акватории водного объекта в пользование для использования акватории водного объекта, в том числе для рекреационных целей, когда договором водопользования предусматриваются разметка границ акватории водного объекта, размещение на ней зданий, строений, плавательных средств, других объектов и сооружений, а также случаев, предусматривающих иное обустройство акватории водного объекта, в соответствии с водным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности.
Однако, критерием, определяющим порядок предоставления акватории согласно постановлению Правительства №, является «разметка границ акватории водного объекта при размещении на ней чего – либо», а также случаи «предусматривающие обустройство акватории в соответствии с водным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности», а не просто любое обустройство.
Цели Козловой Г.В. и порядок использования акватории не отвечает вышеуказанным критериям, разметка акватории и ее обустройство в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности не предусматриваются.
Соответственно заявитель вправе был подать заявление по форме, утвержденной Приказом МПР России от <дата> № «Об утверждении формы заявления о предоставлении водного объекта в пользование», которое инициирует в свою очередь порядок предоставления акватории, установленный постановлением Правительства №.
Анализ содержания и требований водного законодательства не содержит запрет на предоставление части акватории по результатам рассмотрения заявлений, поданных соответствующим лицом согласно положениям Правил «Подготовки и заключения договора водопользования», утвержденных Постановлением Правительства РФ от <дата> №
В соответствии с правилами Постановления №, водные объекты или их части, находящиеся в федеральной собственности, собственности субъектов РФ или собственности муниципальных образований, предоставляются для:
а) забора (изъятия) водных ресурсов из поверхностных водных объектов;
б) использования акватории водных объектов, в том числе для рекреационных целей;
в) использования водных объектов без забора (изъятия) водных ресурсов для производства электрической энергии.
Таким образом, порядок, установленный правилами Постановления №, предполагает заключение договора водопользования для использования акваторий водных объектов, в том числе для размещения на этой акватории сооружений. А само заявление по форме № содержит графы «с размещением на водном объекте», «площадь акватории, в пределах которой намечается использование водного объекта, км2» и т.д.
Таким образом, возможность применения Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от <дата> №, возникает лишь в случае наличия нескольких претендентов на право заключения договора водопользования для предоставления в пользование акватории водного объекта.
Из пояснений представителя заявителя и материалов дела следует, что Козлова Г.В. является собственником земельных участков, расположенных вдоль испрашиваемой акватории и необходимыми для осуществления водопользования для испрашиваемой цели – отстоя судов, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права серии № от <дата> и серии № от <дата> года.
То есть оспариваемое решение не соответствует требованиям Постановления Правительства РФ № от <дата> года, ст.ст.12, 16 Водного Кодекса РФ и нарушает права и законные интересы заявителя, так как передача акватории прилегающего водного участка в пользование третьим лицам может повлечь незаконное обременение прав заявителя на находящиеся в его владении земельные участки, что согласно ст. 258 ГПК РФ является основанием для признания этого решения незаконным.
Согласно ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается, как на основание своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В ходе судебного разбирательства заявитель представил суду доказательства несоответствия оспариваемого решения, принятого заинтересованным лицом, закону и нарушение данным решением его прав.
Согласно ст.249 ГПК РФ обязанность по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для принятия нормативного правового акта, его законности, а также законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагаются на орган, принявший нормативный правовой акт, органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).
В ходе судебного разбирательства заинтересованным лицом не представлены суду надлежащие доказательства законности, правомерности и обоснованности принятого им решения, отраженного в Извещении от <дата> № «О необходимости проведения аукциона по приобретению права на заключение договора водопользования».
Принимая во внимание обстоятельства установленные в судебном заседании, нормы материального права, суд приходит к выводу о том, что требования Козловой Г.В., являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного, и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Заявление Козловой <данные изъяты> удовлетворить.
Признать незаконным решение Нижне – Волжского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов о необходимости проведения аукциона по приобретению права на заключение договора водопользования, выраженное в Извещении от <дата> № Отдела водных ресурсов по Самарской области НВ БВУ.
Обязать Нижне – Волжское бассейновое водное управление Федерального агентства водных ресурсов в лице Отдела водных ресурсов по Самарской области НВ БВУ заключить с Козловой <данные изъяты> договор водопользования в порядке, установленном Постановлением Правительства РФ от <дата> № «О подготовке и заключении договора водопользования» без размещения на сайте сообщения о приеме документов от иных лиц, на водный объект река Волга (Саратовского водохранилища), № водохозяйственный участок <данные изъяты> площадью <данные изъяты> кв.км, расположенный: <адрес>, со следующими географическими координатами:
С.Ш. |
В.Д. |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
для размещения сооружений для отстоя маломерных судов.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Красноглинский районный суд г.Самары в течении месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Судья И.М.Ромасловская
Мотивированное решение изготовлено <дата>.
Судья И.М.Ромасловская