Дело №2-860/2015
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
01 июля 2015 года п. Копьёво
Орджоникидзевский районный суд Республики Хакасия в составе судьи Орджоникидзевского районного суда Республики Хакасия Гладких Р.А.,
при секретаре судебного заседания Соликовой А.Ш.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Карпова В.В. и Карповой Ю.В. к Министерству труда и социального развития Республики Хакасия, Государственному казенному учреждению Республики Хакасия «Управление социальной поддержки населения Орджоникидзевского района», Администрации Устинкинского сельсовета Орджоникидзевского района Республики Хакасия о признании пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, включении в список граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи и финансовой помощи, возложении обязанности произвести выплату единовременной материальной помощи и финансовой помощи,
УСТАНОВИЛ:
Карпов В.В., действующий в своих интересах и интересах несовершеннолетней Карповой Ю.В., обратился в суд с иском к Министерству труда и социального развития Республики Хакасия, Государственному казенному учреждению Республики Хакасия «Управление социальной поддержки населения Орджоникидзевского района», Администрации Устинкинского сельсовета Орджоникидзевского района Республики Хакасия о признании пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, включении в список граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи и финансовой помощи, возложении обязанности произвести выплату материальной и финансовой помощи.
В обоснование своих требований Карпов В.В. указал на то, что с 2003 года он постоянно проживал в жилом помещении, расположенном по адресу: Республика Хакасия, Орджоникидзевский район, деревня ... Совместно с ним проживала его несовершеннолетняя дочь Карпова Ю.В. Домовладение, в котором они проживали, оказалось в зоне чрезвычайной ситуации, сложившейся 12 апреля 2015 года вследствие пожара, произошедшего на территории Орджоникидзевского района Республики Хакасия. В результате стихийного бедствия принадлежащее им имущество было частично уничтожено. Он обратился в Администрацию Устинкинского сельсовета Орджоникидзевского района Республики Хакасия с заявлением о включении в список граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи и финансовой помощи. Однако орган местного самоуправления отказался включить его и несовершеннолетнего ребенка в список на выплату материальной и финансовой помощи, ссылаясь на отсутствие регистрации по месту жительства.
В ходе судебного разбирательства Карпов В.В. обратился с заявлением о прекращении производства по делу в связи с отказом от заявленных исковых требований в части возложения обязанности на Администрацию Устинкинского сельсовета Орджоникидзевского района Республики Хакасия включения его и несовершеннолетнего ребенка в список граждан, нуждающихся в оказании финансовой помощи, а также выплате финансовой помощи, поскольку принадлежащее им имущество первой необходимости не пострадало.
Истец Карпов В.В. в зал судебного заседания не явился, однако, настаивая на удовлетворении исковых требований в части признания его и его несовершеннолетнего ребенка пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, включения их в список граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи, а также возложении на соответствующие органы государственной власти обязанность произвести выплату единовременной материальной помощи, просил о рассмотрении настоящего гражданского дела в его отсутствие.
Представитель Администрации Устинкинского сельсовета Орджоникидзевского района Республики Хакасия в зал судебного заседания не явился, однако просил о рассмотрении гражданского дела в его отсутствие. Против удовлетворения иска не возражал.
Представитель Министерства труда и социального развития Республики Хакасия в судебное заседание не явился, однако о дате, времени и месте рассмотрения гражданского дела был извещен надлежащим образом. Письменных возражений на иск не представил.
Представитель Государственного казенного учреждения Республики Хакасия «Управление социальной поддержки населения Орджоникидзевского района» в зал судебного заседания не явился, однако просил о рассмотрении гражданского дела в его отсутствие. Письменных возражений на иск не представила.
Представитель Министерства финансов Российской Федерации Ульчугачева Н.В., привлеченная к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчиков, действующая на основании доверенности, в судебное заседание не явилась, однако о дате, времени и месте рассмотрения гражданского дела была извещена надлежащим образом. В письменном объяснении Ульчугачева Н.В. просила разрешить гражданское дело с учетом требований Правил выделения бюджетных ассигнований, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.02.2014 № 110 и Положением о порядке расходования средств резервного фонда Правительства Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 08.07.1997 №838.
В соответствии со статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд рассмотрел гражданское дело в отсутствие неявившихся лиц.
Исследовав приобщенные к делу документы, суд находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с постановлением Правительства Республики Хакасия от 12.04.2015 № 24-ПП на территории Республики Хакасия с 12 апреля 2015 года был введен режим чрезвычайной ситуации.
На основании распоряжения главы Орджоникидзевского района Республики Хакасия от 12.04.2015 № 50-р режим чрезвычайной ситуации природного характера с 12 апреля 2015 года был также введен на территории Орджоникидзевского района Республики Хакасия.
Согласно пункту 1 статьи 18 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», граждане Российской Федерации имеют право на защиту личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций, на возмещение ущерба, причиненного их имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций, а также на медицинское обслуживание, компенсации и социальные гарантии за проживание в зонах чрезвычайных ситуаций.
Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 статьи 18 указанного Федерального закона, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (пункт 2 этой же статьи).
Статьей 10 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» предусмотрено, что принятие решения о выплате единовременной материальной помощи гражданам Российской Федерации в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, определение случаев оказания единовременной
материальной помощи, а также круга лиц, которым указанная помощь будет оказана, относится к полномочиям Правительства Российской Федерации.
В соответствии с Правилами выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 15.02.2014 № 110, федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации из резервного фонда Правительства Российской Федерации выделяются бюджетные ассигнования для частичного покрытия расходов на финансовое обеспечение мероприятий, связанных с ликвидацией чрезвычайных ситуаций, в том числе на оказание гражданам единовременной материальной помощи в размере 10 тысяч рублей на человека, а также на оказание гражданам финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости (из расчета за частично утраченное имущество - 50 тысяч рублей на человека, за полностью утраченное имущество - 100 тысяч рублей на человека).
Постановлением Правительства Республики Хакасия от 17.04.2015 № 158 «Об утверждении Порядка организации выплаты гражданам, пострадавшим от чрезвычайной ситуации, возникшей в результате природных пожаров, возникших 12 апреля 2015 года на территории Республики Хакасия...» предусмотрено, что выплаты гражданам, пострадавшим от чрезвычайной ситуации, предоставляются в размере, установленном вышеуказанными Правилами выделения бюджетных ассигнований, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 15.02.2014 № 110.
Таким образом, законодательством Российской Федерации и Республики Хакасия предусмотрена возможность оказания гражданам, пострадавшим от чрезвычайной ситуации, вследствие возникших 12 апреля 2015 года на территории Республики Хакасия природных пожаров, единовременной материальной помощи в размере 10 тысяч рублей на человека, а также финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости (из расчета за частично утраченное имущество - 50 тысяч рублей на человека, за полностью утраченное имущество -100 тысяч рублей на человека).
При этом из смысла вышеуказанных нормативных правовых актов следует, что право на получение единовременной материальной помощи может быть признано за пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, имеющими гражданство Российской Федерации, утратившими имущество вследствие его повреждения или уничтожения и нуждающимися в оказании единовременной материальной помощи. Право на получение финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости может быть признано за пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, имеющими гражданство Российской Федерации, постоянно проживавшими в жилом помещении, оказавшемся в зоне чрезвычайной ситуации, утратившими имущество первой необходимости вследствие его повреждения или уничтожения и нуждающимися в оказании финансовой помощи.
Карпов В.В. является гражданином Российской Федерации, что подтверждается приобщенной к делу копией паспорта гражданина Российской Федерации.
Несовершеннолетняя Карпова Ю.В. в силу пункта «а» части первой статьи 12 Федерального закона от 31.05.2002 N 62-ФЗ (ред. от 31.12:2014) «О гражданстве Российской Федерации» является гражданкой Российской Федерации, поскольку из приобщенного к делу свидетельства о рождении ребенка видно, что оба родителя имеют гражданство Российской Федерации.
Как было установлено в судебном заседании и сторонами не оспаривалось, Карпов В.В., а также его несовершеннолетняя дочь Карпова Ю.В. постоянно проживали по адресу: Республика Хакасия, Орджоникидзевский район, деревня ...
Факт постоянного проживания истцов по указанному адресу подтверждается совокупностью приобщенных к делу документов: копией похозяйственной книги, которая ведется органом местного самоуправления; справкой о составе семьи; выпиской из
финансово-лицевого счета на имя Карпова В.В. об оплате электроэнергии; справкой МКП
«... ЖКХ».
Кроме того, в соответствии с пунктом 2 статьи 20 Гражданского кодекса Российской Федерации местом жительства несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет, признается место жительства их родителей.
Согласно справке начальника Отдела надзорной деятельности Ширинского и Орджоникидзевского районов МЧС России № 1082-2-11-20, в жилом доме, расположенном по адресу: Республика Хакасия, Орджоникидзевский район, деревня ..., произошел пожар 12 апреля 2015 года.
Доводы истцов относительно того, что произошедший по указанному адресу пожар был связан с чрезвычайной ситуацией, сложившейся 12 апреля 2015 года вследствие пожара, произошедшего на территории Орджоникидзевского района Республики Хакасия, ответчиками не оспаривались.
Домовладение, расположенное по указанному адресу, входит в список пострадавших домовладений по Орджоникидзевскому району, о чем следует из приложения № 6 к постановлению Главы Орджоникидзевского района Республики Хакасия от 16.04.2015 № 248 «Об установлении границ зон чрезвычайной ситуации, возникшей 12 апреля 2015 года в результате природных пожаров...» (в ред. Постановления от 14.05.2015 №277).
Как следует из приобщенных к делу документов, в том числе акта обследования, составленного комиссией, созданной органом местного самоуправления в порядке, предусмотренном приказом МЧС России от 29.08.2014 № 470, в результате чрезвычайной ситуации, возникшей 12 апреля 2015 года, были уничтожены стайки для содержания скота, ограждение огорода и палисадника, которые находились на территории домовладения, расположенного по указанному адресу. Отраженные в данных документах обстоятельства ответчиками не оспаривались.
Таким образом, в судебном заседании было установлено, что в результате чрезвычайной ситуации было уничтожено принадлежащее истцам имущество.
В соответствии с Государственным стандартом Российской Федерации ГОСТ Р 22.0.02-94 "Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Термины и определения основных понятий", утвержденным постановлением Госстандарта Российской Федерации от 22.12.1994 N 327, пострадавшим в чрезвычайной ситуации является человек, понесший материальные убытки в результате возникновения чрезвычайной ситуации.
Установленные судом обстоятельства свидетельствуют о том, что граждане Российской Федерации Карпов В.В. и Карпова Ю.В., постоянно проживавшие в жилом доме, оказавшемся в зоне чрезвычайной ситуации, утратили принадлежащее им имущество и нуждаются в оказании единовременной материальной помощи.
В соответствии с Правилами выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 15.02.2014 № 110, бюджетные ассигнования на оказание гражданам единовременной материальной помощи в размере 10 тысяч рублей выделяются на каждого человека.
Таким образом, исковые требования истцов о признании пострадавшими от чрезвычайной ситуации, вследствие возникших 12 апреля 2015 года на территории Республики Хакасия природных пожаров, подлежат удовлетворению.
В соответствии с пунктом 12 Правил выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.02.2014 N 110, порядок подготовки документов для обоснования размеров запрашиваемых бюджетных ассигнований утверждается Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации и другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти.
Пунктом 7 Порядка подготовки документов для обоснования размеров запрашиваемых бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, утвержденного приказом МЧС России от 29.08.2014 N 470, предусмотрено, что после сверки сведений, указанных в заявлениях граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, органом местного самоуправления подготавливаются списки граждан на получение единовременной материальной помощи, которые направляются в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
В соответствии с Порядком организации выплаты гражданам, пострадавшим от чрезвычайной ситуации..., утвержденным постановлением Правительства Республики Хакасия от 17.04.2015 N 158, главы муниципальных образований после составления списков граждан, нуждающихся в оказании материальной помощи, представляют указанные списки в государственные казенные учреждения Республики Хакасия - управления социальной поддержки населения городов и районов. После этого государственные казенные учреждения Республики Хакасия - управления социальной поддержки населения городов и районов передают сведения в Министерство труда и социального развития Республики Хакасия.
Как указано в пункте 5 вышеприведенного Порядка, на основании поступивших списков граждан Министерство труда и социального развития Республики Хакасия непосредственно, а также через государственные казенные учреждения Республики Хакасия - управления социальной поддержки населения городов и районов, осуществляет выплату единовременной материальной помощи.
Согласно распоряжению Правительства Российской Федерации от 16.04.2015 № 662-р, бюджетные ассигнования на оказание гражданам единовременной материальной помощи выделяются из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий.
При таких обстоятельствах исковые требования истцов о возложении на Администрацию Устинкинского сельсовета Орджоникидзевского района Республики Хакасия обязанности включить в список граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи, и о возложении на Министерство труда и социального развития Республики Хакасия и на ГКУ РХ «Управление социальной поддержки населения Орджоникидзевского района» обязанности выплатить указанную помощь за счет средств резервного фонда Правительства Российской Федерации подлежат удовлетворению.
Принимая во внимание, что в результате чрезвычайной ситуации было уничтожено принадлежащее истцам имущество, вследствие чего они нуждаются в оказании материальной помощи, суд приходит к твердому убеждению в том, что вследствие особых обстоятельств замедление исполнения решения суда может привести к значительному ущербу для взыскателей.
При таких обстоятельствах суд считает необходимым в соответствии со статьей 212 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обратить настоящее решение к немедленному исполнению.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 196-199, 212 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
РЕШИЛ:
Исковые требования Карпова В.В. и Карповой Ю.В. удовлетворить.
Признать Карпова В.В., родившегося ../../.. года, и Карпову Ю.В., родившуюся ../../.. года, постоянно проживавшими по состоянию на 12 апреля 2015 года по адресу: Республика Хакасия, Орджоникидзевский район, деревня ..., а также пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, возникшей 12 апреля 2015 года вследствие природных пожаров на территории Республики Хакасия.
Обязать Администрацию Устинкинского сельсовета Орджоникидзевского района Республики Хакасия включить Карпова В.В. и Карпову Ю.В. в список граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи в размере 10 тысяч рублей.
Обязать Министерство труда и социального развития Республики Хакасия непосредственно либо через Государственное казенное учреждение Республики Хакасия «Управление социальной поддержки населения Орджоникидзевского района» на основании вышеназванных списков выплатить Карпову В.В. и Карповой Ю.В. за счет средств резервного фонда Правительства Российской Федерации единовременную материальную помощь в размере 10000 (десяти тысяч) рублей каждому.
В соответствии со статьей 212 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации настоящее решение обратить к немедленному исполнению.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в соответствии с правилами, предусмотренными главой 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в Верховный Суд Республики Хакасия в течение месяца со дня принятия решения. Апелляционная жалоба подается через Орджоникидзевский районный суд Республики Хакасия.
Судья
Орджоникидзевского районного суда
Республики Хакасия
Гладких Р.А.