Дело №
УИД №
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
30 июня 2021 года <адрес>
Кочевский районный суд Пермского края в составе судьи Шерстюкова И.В., при секретаре судебного заседания Шаньшеровой Л.В.,
с участием истца прокурора Бусовой Н.А.,
представителя ответчика Администрации Кочевского муниципального округа, действующего по доверенности Павловой А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Кочевский муниципальный округ Пермского края» о возложении обязанности устранить нарушения жилищного законодательства в части выбора управляющей организации по управлению многоквартирными домами, расположенными в с. Кочево,
у с т а н о в и л:
Прокурор Кочевского района Пермского края в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к администрации муниципального образования «Кочевский муниципальный округ Пермского края» о возложении обязанности устранить нарушения жилищного законодательства в части выбора управляющей организации по управлению многоквартирными домами, расположенными в с. Кочево.
В обосновании заявленных требований указано, что прокуратурой Кочевского района проведена проверка по исполнению администрацией Кочевского муниципального округа требований жилищного законодательства в части обеспечения управления многоквартирными домами.
По результатам проверки установлено, что на территории Кочевского муниципального округа расположено 38 многоквартирных дома, которые находятся в <адрес> по адресам: <адрес>, способ управления в которых выбран - непосредственное управление собственниками. В указанных домах проживает более 630 человек, в том числе 200 несовершеннолетних граждан.
Исходя из положений Жилищного кодекса Российской Федерации на орган местного самоуправления возложена прямая обязанность по проведению открытого конкурса по отбору управляющей организации и установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения. В нарушение законодательства органом местного самоуправления открытый конкурс до настоящего времени по отбору управляющей организации не проведен. Прокуратурой района ДД.ММ.ГГГГ главе администрации округа внесено представление, которое рассмотрено и признано обоснованным и указано, что будет проведен конкурс о выборе способа управления многоквартирными домами. Вместе с тем меры по исполнению полномочий, предусмотренных жилищным законодательством не приняты.
С учетом уточненных исковых требований просят возложить на администрацию Кочевского муниципального округа Пермского края в течение двух месяцев со дня вступления решения в законную силу провести мероприятия по выбору управляющей организации по управлению многоквартирными домами в <адрес> с заключением договора по управлению многоквартирными домами по адресам: <адрес>
В судебном заседании прокурор Бусова Н.А. исковые требования поддержала.
Представитель ответчика Администрации Кочевского муниципального района Пермского края Павлова А.С. поддержала доводы отзыва на исковое заявление от ДД.ММ.ГГГГ, входящий №, просила предоставить срок исполнения до ДД.ММ.ГГГГ.
В отзыве отмечают, что на территории Кочевского муниципального округа Пермского края расположено 38 многоквартирных дома, 6 из них являются блокированными застройками. Жилой дом блокированной застройки не имеет выходы в помещение общего пользования, а также отсутствует придомовая территория. В соответствии с Постановлением администрации Кочевского муниципального района Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ № «Об исключении из региональной программы капитального ремонта многоквартирные дома», исключены из региональной программы капитального ремонта дома блокированной застройки по адресам: <адрес>. В настоящий момент разработана конкурсная документация по проведению аукциона по выбору управляющей организации по управлению многоквартирными домами, расположенными в <адрес> Просят отказать в удовлетворении исковых требований в части выбора управляющей организации по управлению многоквартирными домами, расположенными по адресам: <адрес> По остальным многоквартирным домам после проведения аукциона будет заключен договор с управляющей компанией, в связи с чем разрешение требований оставляют на усмотрение суда.
Третье лицо Инспекция государственного жилищного надзора Пермского края представителя в суд не направила, извещены, в суд направлен отзыв, согласно которого проверочных мероприятий в части заявленных исковых требований Инспекцией не проводилось. Указывают что выбранный способ управления - непосредственное управление многоквартирным домом в обязательном порядке должен быть реализован путем заключения договора.
Отмечают, что в соответствии с.4 ст. 161 ЖК РФ, орган местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, проводит открытый конкурс по отбору управляющей организации в случаях, указанных в части 13 настоящей статьи и части 5 статьи 200 настоящего Кодекса, а также в случае, если в течение шести месяцев до дня проведения указанного конкурса собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано. Открытый конкурс проводится также в случае, если до окончания срока действия договора управления многоквартирным домом, заключенного по результатам открытого конкурса, не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано.
Также, согласно ч.17 ст. 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом, в отношении которого собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления таким домом в порядке, установленном настоящим Кодексом, или выбранный способ управления не реализован, не определена управляющая организация, в том числе по причине признания несостоявшимся открытого конкурса по отбору управляющей организации, проводимого органом местного самоуправления в соответствии с настоящим Кодексом, осуществляется управляющей организацией, имеющей лицензию на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, определенной решением органа местного самоуправления в порядке и на условиях, которые установлены Правительством Российской Федерации. Такая управляющая организация осуществляет деятельность по управлению многоквартирным домом до выбора собственниками помещений в многоквартирном доме способа управления многоквартирным домом или до заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией, определенной собственниками помещений в многоквартирном доме или по результатам открытого конкурса, предусмотренного частью 4 настоящей статьи, но не более одного года. Орган местного самоуправления в течение пяти рабочих дней со дня принятия решения об определении управляющей организации, предусмотренного настоящей частью, письменно уведомляет всех собственников помещений в многоквартирном доме о принятии указанного решения, об условиях договора управления этим домом и об условиях прекращения договора управления с данной управляющей организацией. Договор управления многоквартирным домом между управляющей организацией и собственниками помещений в многоквартирном доме считается заключенным со дня принятия органом местного самоуправления решения об определении управляющей организации.
В силу ч.8 ст. 161 ЖК РФ, ч.6 ст. 200 ЖК РФ, заключение договора управления многоквартирным домом без проведения открытого конкурса допускается, если указанный конкурс в соответствии с законодательством признан несостоявшимся.
Согласно п.2 Правил определения управляющей организации для управления многоквартирным домом, в отношении которого собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления таким домом или выбранный способ управления не реализован, не определена управляющая организация, определение управляющей организации осуществляется решением органа местного самоуправления, если законом соответствующего субъекта Российской Федерации не предусмотрено иное.
Выслушав лиц, участвующих в судебном заседании, изучив представленные доказательства, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно статье 40 Конституции России каждый имеет право на жилище.
В силу ст. 1 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура Российской Федерации осуществляет надзор за исполнением законов органами местного самоуправления.
В силу ст. 17 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ЖК РФ) пользование жилым помещением осуществляется с учетом соблюдения прав и законных интересов проживающих в этом жилом помещении граждан, соседей, требований пожарной безопасности, санитарно-гигиенических, экологических и иных требований законодательства, а также в соответствии с правилами пользования жилыми помещениями, утвержденными уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Согласно ч.1 ст. 39 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.
В силу ч.1 ст. 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, постоянную готовность инженерных коммуникаций и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к предоставлению коммунальных услуг (далее - обеспечение готовности инженерных систем). Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
Исходя из положений ч.2 ст. 161 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом.
Согласно ч.3 вышеуказанной статьи способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме.
Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491 утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность (далее по тексту - Правила).
Согласно п.16 Правил надлежащее содержание общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом обеспечивается собственниками помещений путем заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией - в соответствии с частью 5 статьи 161 и статьей 162 ЖК РФ, либо путем заключения договора о содержании и ремонте общего имущества с лицами, оказывающими услуги и (или) выполняющими работы (при непосредственном управлении многоквартирным домом), - в соответствии со статьей 164 ЖК РФ.
В силу п.28 Правил, собственники помещений обязаны нести бремя расходов на содержание общего имущества соразмерно своим долям в праве общей собственности на это имущество путем внесения: платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме - в случае управления многоквартирным домом управляющей организацией или непосредственно собственниками помещений; обязательных платежей и взносов собственников помещений, являющихся членами товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива. При этом собственники помещений, не являющиеся членами указанных организаций, вносят плату за содержание жилого помещения в соответствии с частью 6 статьи 155 ЖК РФ.
Согласно п. 32 Правил, при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений размер платы за содержание жилого помещения соответствует размеру платы за услуги и работы в соответствии с договорами, заключенными собственниками помещений с лицами, оказывающими услуги и (или) выполняющими работы на основании решения (решений) общего собрания собственников помещений.
В силу ч.1 ст. 44 ЖК РФ, общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме является органом управления многоквартирным домом. Общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме проводится в целях управления многоквартирным домом путем обсуждения вопросов повестки дня и принятия решений по вопросам, поставленным на голосование.
Согласно ч.2 ст. 44 ЖК РФ к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме относятся в том числе, выбор способа управления многоквартирным домом.
Пунктом 36 Правил установлено, что в случае если собственники помещений на общем собрании выбрали способ непосредственного управления многоквартирным домом, но не приняли решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, органы местного самоуправления в соответствии с частью 4 статьи 158 ЖК РФ устанавливают размер платы за содержание и ремонт жилого помещения, вносимой собственниками помещений, исходя из стоимости услуг и работ, входящих в утвержденные решением общего собрания собственников помещений перечни услуг и работ, выполняемых лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.
Согласно ч. 5 ст. 200 ЖК РФ в случае, если решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, проведенного в соответствии с требованиями части 4 настоящей статьи, о выборе способа управления таким домом не принято или не реализовано либо общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме, проведение которого орган местного самоуправления обязан инициировать в соответствии с частью 4 настоящей статьи, не проведено или не имело кворума, орган местного самоуправления в течение трех дней со дня проведения данного общего собрания или по истечении указанного в части 4 настоящей статьи срока обязан объявить о проведении открытого конкурса по отбору управляющей организации и провести этот конкурс в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в соответствии с частью 4 статьи 161 настоящего Кодекса в течение одного месяца со дня объявления о проведении этого конкурса.
В силу ч.4 ст. 161 ЖК РФ орган местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, проводит открытый конкурс по отбору управляющей организации в случаях, указанных в части 13 настоящей статьи и части 5 статьи 200 ЖК РФ, а также в случае, если в течение шести месяцев до дня проведения указанного конкурса собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано. Открытый конкурс проводится также в случае, если до окончания срока действия договора управления многоквартирным домом, заключенного по результатам открытого конкурса, не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано.
Постановлением Правительства РФ от 06.02.2006 № 75 утвержден порядок проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом (далее по тексту - Порядок).
Пунктом 3 Порядка установлено, что принятое собственниками помещений в многоквартирном доме решение о выборе способа управления домом не реализовано, в том случае, если не заключены договоры управления многоквартирным домом, предусмотренные статьей 162 ЖК РФ.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что прокуратурой района проведена проверка соблюдения администрацией Кочевского муниципального округа Пермского края требований жилищного законодательства в части обеспечения управления многоквартирными домами.
По результатам проверки в адрес Главы администрации Кочевского муниципального округа внесено представление об устранении нарушений жилищного законодательства.
Администрацией Кочевского муниципального округа данное представление рассмотрено ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно реестра многоквартирных жилых домов <адрес> на территории Кочевского муниципального округа расположено 38 многоквартирных дома, которые находятся в <адрес> по адресам: <адрес>, способ управления в которых выбран - непосредственное управление собственниками.
Постановлением администрации Кочевского муниципального района Пермского края от 09.07.2019 года №482-293-01-01 «Об исключении из региональной программы капитального ремонта многоквартирные дома», исключены из региональной программы капитального ремонта дома блокированной застройки по адресам: <адрес>.
До настоящего времени конкурс по отбору управляющей организации администрацией Кочевского муниципального округа не проведен.
Таким образом, непринятие мер к организации и проведению конкурса по отбору управляющей компании способствует нарушению прав жителей домов на благоприятные и безопасные условия проживания, получения коммунальных услуг.
Учитывая вышеизложенное, у суда имеются все основания для удовлетворения заявленных требований прокурора и возложения на ответчика обязанности устранить нарушения жилищного законодательства.
При этом суд принимает во внимание, что для осуществления возложенной на ответчика обязанности необходим временной период в связи с чем, считает возможным установить срок исполнения возложенной судом обязанности - в течение 4 месяцев со дня вступления решения в законную силу.
Руководствуясь статьями 194 - 199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Исковые требования прокурора Кочевского района Пермского края в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Кочевский муниципальный округ Пермского края» о возложении обязанности устранить нарушения жилищного законодательства в сфере содержания муниципального жилья, удовлетворить.
Возложить на администрацию муниципального образования «Кочевский муниципальный округ Пермского края» обязанность в течение 4 (четырех) месяцев со дня вступления в законную силу решения суда провести открытый конкурс по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домами расположенными в <адрес>
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Пермского краевого суда через Кочевский районный суд Пермского края в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме (с 09 часов 00 минут ДД.ММ.ГГГГ).
Судья И.В. Шерстюков