2-4498/17-2012
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
27 сентября 2012 года г. Петрозаводск
Петрозаводский городской суд Республики Карелия в составе председательствующего судьи Коваленко В.В., при секретаре Хуттунен О.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Карельского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Петрозаводского городского округа, Ридаль С.И., Рыбаха А.И., ООО "Прионежтранс" о понуждении к ликвидации несанкционированной свалки,
установил:
Иск заявлен по тем основаниям, что Карельской межрайонной природоохранной прокуратурой при проведении проверки соблюдения законодательства об отходах производства и потребления установлено, что на территории Петрозаводского городского округа в районе пересечения <адрес> (в 10 метрах от <адрес>) на земельном участке с кадастровым номером №, а также на территории непосредственно прилегающей к указанному земельному участку расположена несанкционированная свалка строительного и бытового мусора. Поскольку ответственность за ликвидацию указанной несанкционированной свалки несет Администрация Петрозаводского городского округа, Карельский межрайонный природоохранный прокурор, действующий в интересах неопределенного круга лиц, просит обязать ответчика ликвидировать несанкционированную свалку, расположенную в районе пересечения <адрес> (в 10 метрах от <адрес>) на земельном участке с кадастровым номером №, а также на территории непосредственно прилегающей к указанному земельному участку.
Определением суда к участию в деле в качестве соответчиков привлечены Ридаль С.И., Рыбаха А.И., ООО «Прионежтранс», в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования, ПМУП «Автоспецтранс», Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Карелия.
В судебном заседании помощник прокурора Миронова Д.Ю. исковые требования поддержала в полном объеме.
Ответчик Ридаль С.И. в судебном заседании не участвовала, о дате, времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом, просила о рассмотрении дела в её отсутствие. Представитель ответчика Ридаль А.У, действующий по доверенности, в судебном заседании исковые требования не признал, пояснил, что на земельном участке ведутся работы по выравниванию территории.
Представитель третьего лица ПМУП «Автоспецтранс» Юрчук Т.В., действующая по доверенности, в судебном заседании пояснила, что исковые требования заявлены обоснованно.
Представитель третьего лица Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Карелия Никитина М.С., действующая по доверенности, в судебном заседании полагала исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Представитель ответчика Администрации Петрозаводского городского округа в судебном заседании не участвовал, о дате, времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, в письменном отзыве указал о своем несогласии с иском.
Представитель ответчика ООО «Прионежтранс» в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, ранее в судебном заседании с иском не согласился.
Ответчик Рыбаха А.И. в судебном заседании не участвовал, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Суд, заслушав участвующих в деле лиц, специалиста, исследовав письменные материалы дела, материалы гражданского дела №, считает иск подлежащим частичному удовлетворению по следующим основаниям.
Судом установлено, что Карельской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка соблюдения природоохранного законодательства в сфере обращения с отходами производства и потребления.
В ходе проверки установлено, что на территории Петрозаводского городского округа в районе пересечения <адрес> (в 10 метрах от <адрес>) на земельном участке с кадастровым номером № а также на территории непосредственно прилегающей к указанному земельному участку расположена несанкционированная свалка строительного и бытового мусора.
Решением Петрозаводского городского суда от <адрес> № удовлетворены исковые требования Карельского межрайонного природоохранного прокурора в защиту неопределенного круга лиц к Администрации Петрозаводского городского округа о понуждении к ликвидации несанкционированной свалки, Администрация Петрозаводского городского округа обязана была ликвидировать несанкционированную свалку, расположенную в Петрозаводске на пересечении <адрес> (в 10 метрах от <адрес>) в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно акту совершения исполнительных действий от ДД.ММ.ГГГГ., письму Межрайонного отдела судебных приставов по особым исполнительным производствам УФССП России по РК от ДД.ММ.ГГГГ., в рамках исполнительного производства судебным приставом-исполнителем установлено, что свалка по вышеуказанному адресу ликвидирована.
Проведенной впоследствии проверкой установлено повторное появление свалки в виде несанкционированного размещения отходов производства и потребления, что подтверждается актом обследования земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ фотоматериалами, письмом Администрации Петрозаводского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ, а также показаниями свидетеля ФИО2., допрошенной в судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ, показаниями специалиста ФИО1, справкой специалиста ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ и иными доказательствами по делу.
Согласно справке государственного инспектора РК в области охраны окружающей среды Министерства по природопользованию и экологии Республики Карелия ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ Министерством по природопользованию и экологии РК и Карельской межрайонной природоохранной прокуратурой был произведен совместный выезд в район размещения земельного участка на пересечении <адрес>. В результате обследования было установлено, что эта территория размером ориентировочно 6 соток представляет собой площадку, подготовленную для строительства. Предварительно на указную площадку свозился различный промышленный и строительный мусор, который в последствии был утрамбован и засыпан сверху грунтом. На складирование мусора указывают разнородные включения, как на территории самой площадки, так и по ее периметру (пакеты с бытовым мусором, автомобильные шины, куски линолеума, растительные остатки, окол от камнеобработки, доски и проч.). Край площадки имеет резкий обрыв. При разравнивании слоя мусора его часть осыпалась, о чем свидетельствует большое количество отходов внизу (деревянные щиты, старая бытовая техника, бытовой мусор, разнородные строительные отходы). На обследуемой территории практически произведено размещение (захоронение) несортированных отходов, в том числе мусора строительного от разборки зданий, мусора от бытовых помещений организаций несортированного (исключая крупногабаритный), отходов из жилищ несортированных (исключая крупногабаритный), покрышек отработанных и прочих отходов, опасные свойства которых требуют выявления (паспортизации), относятся к 4 классу опасности (малоопасные отходы, экологическая система нарушена, период самовосстановления не менее трех лет), подлежат размещению (захоронению) на свалке, требуется лицензия на размещение (захоронение). В последствии, в результате разложения (химических реакций) органических и неорганических веществ, присутствующих в несортированном мусоре, могут образоваться химические соединения (загрязняющие вещества), миграция которых с грунтовыми и поверхностными водами в окружающую среду сделает данный участок и примыкающие к нему непригодными для проживания людей.
Допрошенная в судебном заседании в качестве специалиста ФИО1 поддержала обоснованность составленной справки.
Оснований не доверять имеющимся по делу доказательствам не имеется.
Согласно договору аренды от ДД.ММ.ГГГГ земельный участок с кадастровым номером №, общей площадью <данные изъяты> кв.м, расположенный по адресу: <адрес> в районе <адрес> передан арендатору Ридаль С.И. с установлением арендной платы в размере <данные изъяты> руб. в год.
В соответствии со ст. 42 Конституции РФ, ст.11 Федерального закона «Об охране окружающей среды» и ст. 8 Федерального закона «О санитарно-эпидимиологическом благополучии населения» каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
В соответствии с требованиями статьи 3 Федерального закона «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду, обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека. Принцип охраны здоровья человека, поддержания или восстановления благоприятного состояния окружающей природной среды и сохранения биологического разнообразия установлен статьей 3 Федерального закона «Об отходах производства и потребления».
В статье 4 указанного выше Закона указано, что объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются, в том числе, земли, недра, почвы; поверхностные и подземные воды; леса и иная растительность, животные и другие организмы и их генетический фонд; атмосферный воздух.
Согласно требованиям статьи 51 Закона «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. При этом запрещается сброс отходов производства и потребления в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.
Согласно ст. 13 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Пунктом 18 части 1 статьи 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения поселения, решение которых возложено на органы местного самоуправления, отнесена организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
Пунктом 24 части 1 статьи 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», к вопросам местного значения городского округа, решение которых возложено на органы местного самоуправления, отнесена организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
В силу п. 11 части 1 статьи 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» в предмет ведения органов местного самоуправления городского округа входит организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа.
Согласно п.1 ч. 1 ст. 39 Устава Петрозаводского городского округа к полномочиям Администрации Петрозаводского городского округа относится исполнение полномочий органов местного самоуправления Петрозаводского городского округа по решению вопросов местного значения Петрозаводского городского округа в соответствии с федеральными законами, нормативными правовыми актами Петрозаводского городского Совета.
В соответствии с ч. 2 ст. 5 Правил благоустройства, обеспечения и чистоты и порядка в Петрозаводском городском округе, утвержденными Решением Петрозаводского городского совета от 27.04.2010г. №26/41-813 организации и физические лица обязаны обеспечить уборку принадлежащих им на праве собственности и ином праве земельных участков и прилегающих к ним территорий с учетом требований о размере территорий, установленных пунктами 9, 10, 13, 15, 16, 17 статьи 5, пунктом 6 статьи 21 настоящих Правил.
Пунктом 17 статьи 5 Правил благоустройства, обеспечения и чистоты и порядка в Петрозаводском городском округе закреплено, что уборку принадлежащих на праве собственности или ином праве организациям и физическим лицам земельных участков и прилегающей к ним тридцатиметровой зоны (от границ участков, ограждений, зданий, строений, сооружений), если иное не предусмотрено настоящими Правилами, и подъездов к ним производят указанные организации и физические лица или уполномоченные ими лица.
В силу ст. 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий.
Согласно п.4.2.13 договора аренды от 07.02.2012г. арендатор обязан осуществлять комплекс мероприятий по благоустройству и уборке земельного участка, а также уборке прилегающей территории, предусмотренных Правилами благоустройства, обеспечения чистоты и порядка в Петрозаводском городском округе, утвержденными решением Петрозаводского городского Совета от 27.04.2010г. №26/41-813. В соответствии с п.4.2.14 договора аренды арендатор должен не допускать на арендуемом земельном участке действий, которые могут повлечь ухудшение экологической обстановки или нанести ущерб архитектурно-планировочным решениям арендодателя и привести к снижению ценности арендуемого земельного участка. В силу п.п 4.2.15 арендатор обязан осуществлять текущее обслуживание закрепленной территории путем заключения договоров с соответствующими эксплуатационными службами.
Учитывая вышеизложенное, суд полагает, что обязанность по ликвидации вышеуказанной несанкционированной свалки на земельном участке с кадастровым номером №, а также на территории непосредственно прилегающей к указанному земельному участку, следует возложить на Администрацию Петрозаводского городского округа (арендодатель земельного участка) и Ридаль С.И. (арендатора земельного участка). При этом, суд не считает необходимым устанавливать конкретный срок исполнения судебного решения, имея в виду, что в случае неисполнения решения суда после вступления в законную силу, судебное решение подлежит принудительному исполнению в порядке и сроки, установленные Федеральным законом «Об исполнительном производстве».
Указанные в письменном отзыве доводы Администрации Петрозаводского городского округа о том, что она является ненадлежащими ответчиком, судом не принимаются, поскольку в силу приведенных выше нормативных положений, на Администрацию Петрозаводского городского округа возложено решение вопроса организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
Доводы представителя ответчика Ридаль С.И. судом также не принимаются во внимание, поскольку в ходе судебного разбирательства достоверно установлено наличие на спорном земельном участке несанкционированной свалки строительного и бытового мусора, требующей ликвидации.
В иске к ответчикам Рыбаха А.И. и ООО «Прионежтранс» следует отказать, как к ненадлежащим ответчикам, поскольку в судебном заседании установлено, что привоз мусора на спорный земельный участок осуществлялся по поручению представителя ответчика Ридаль А.У., действующего на основании доверенности в интересах арендатора земельного участка Ридаль С.И., что подтверждено показаниями свидетеля ФИО3., пояснениями представителя ООО «Прионежтранс» в судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ., пояснениями представителя ответчика Ридаль А.У.
Обращение прокурора в суд обусловлено необходимостью защиты конституционных прав населения на благоприятную окружающую среду, предусмотренных статьей 42 Конституции Российской Федерации, ст.11 Федерального закона "Об охране окружающей среды", ст.8 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", так как наличие несанкционированной свалки повлекло за собой загрязнение природной среды, а в дальнейшем может повлечь и иные тяжкие последствия, что нарушает законные интересы и права населения, в связи с чем, прокурором подается иск в соответствии со статьей 45 ГПК РФ в интересах неопределенного круга лиц.
Руководствуясь ст.ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковое заявление Карельского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Петрозаводского городского округа, Ридаль С.И., Рыбаха А.И., ООО "Прионежтранс" о понуждении к ликвидации несанкционированной свалки удовлетворить частично.
Обязать Администрацию Петрозаводского городского округа, Ридаль С.И. ликвидировать несанкционированную свалку, расположенную на территории Петрозаводского городского округа Республики Карелия в районе пересечения <адрес> (в 10 метрах от <адрес>) на земельном участке с кадастровым номером №, а также на территории непосредственно прилегающей к указанному земельному участку.
В удовлетворении иска к Рыбаха А.И., ООО "Прионежтранс" отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Карелия через Петрозаводский городской суд РК в течение месяца после принятии решения в окончательной форме.
Судья В.В. Коваленко