Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-1001/2021 ~ М-277/2021 от 01.02.2021

63RS0039-01-2021-000468-80

2а-1001/2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

26 апреля 2021 года                            г. Самара

Ленинский районный суд г. Самары в составе судьи Ивановой А.И., рассмотрев в порядке упрощённого (письменного) производства административное дело № 2а-1001/21 по иску МИФНС России № 18 по Самарской области к Зенкину Константину Владимировичу о взыскании задолженности по транспортному налогу,

установил:

МИФНС России № 18 по Самарской области обратилась в Ленинский районный суд г. Самары с иском к Зенкину К.В. о взыскании задолженности по транспортному налогу.

В обоснование требования указывает, что ответчик является плательщиком транспортного налога в связи с наличием объектов налогообложения в 2015-2018 гг. Обязанность по уплате налогов в установленный срок ответчик не исполнил, в связи с чем ему начислены пени, для уплаты которых налогоплательщику направлены требования №62378 и №77702. Данные требования оставлены без внимания, вынесенный мировым судьей судебный приказ о взыскании недоимки отменен в связи с поступившими возражениями ответчика относительно его исполнения.

Ссылаясь на указанные обстоятельства, просит взыскать с Зенкина К.В. задолженность по пени по транспортному налогу за 2015-2018 гг. в размере 4 717,82 руб. Также просит восстановить срок для подачи административного иска, ссылаясь на то, что пропуск срока обращения в суд вызван администрированием большого количества заявлений на взыскание задолженности по налогам и собором необходимого пакета документов.

Ответчик о рассмотрении дела извещен в соответствии с положениями п.2 ст.100 КАС РФ, п.1 ст.165.1 ГК РФ, возражений относительного заявленных требований не представил (л.д. 37, 45).

Изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно статье 57 Конституции Российской Федерации и пункту 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

В соответствии с пунктом 1 статьи 357 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.

Согласно ст. 69 НК РФ требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога. Требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.

В соответствии со ст.75 НК РФ в случае неуплаты в установленный срок сумм налога, подлежат начислению пени в размере одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования ЦБ РФ за каждый день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством дня уплаты налога.

В силу ч.6 ст.289 КАС РФ при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.

В соответствии с ч.2 ст.286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.

Из материалов дела следует, что Зенкин К.В. является плательщиком транспортного налога в связи с наличием в его собственности в проверяемые налоговые периоды (2015-2018 гг.) объектов налогообложения – транспортного средства марки <данные изъяты>, что подтверждается сведениями РЭО ГИБДД У МВД России по г. Самаре и карточкой учета транспортного средства (л.д. 46-48).

На основании сведений о зарегистрированных объектах налогообложения административному ответчику направлены налоговые уведомления: №124001164 от 04.09.2016 о суммах налога за 2015 год со сроком уплаты до 01.12.2016, №31077430 от 21.09.2017 о суммах налога за 2016 год со сроком уплаты до 01.12.2017, №55803068 от 23.08.2018 о суммах налога за 2017 год со сроком уплаты до 03.12.2018, №43538588 от 20.08.2019 о суммах налога за 2018 год со сроком уплаты до 02.12.2019 (л.д. 17, 20, 23, 26).

В связи с неуплатой налога в установленный в налоговом уведомлении срок налоговым органом начислены пени на недоимку по транспортному налогу за период с 2015 по 2018 гг. и выставлено требование № 62378 по состоянию на 11.07.2019 с предложением в срок до 25.10.2019 погасить недоимку по налогу и начисленные пени (л.д. 12-13), а также требование № 77702 от 23.12.2019 со сроком уплаты до 10.02.2020 (л.д. 8-9).

Вышеназванные требования направлены в адрес административного ответчика в электронной форме посредством размещения в личном кабинете налогоплательщика, что подтверждается скриншотом базы данных налогового органа (л.д. 10, 14), и на момент подачи настоящего административного искового заявления ответчиком не исполнены.

Положениями ст. 48 НК РФ определено, что заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.

Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций в порядке главы 32 КАС РФ может быть подано только в случае отмены судебного приказа о взыскании обязательных платежей и санкций либо отказа в принятии заявления о вынесении судебного приказа.

Срок исполнения требования № 62378 от 11.07.2019 установлен до 25.10.2019, требования № 77702 от 23.12.2019 - до 10.02.2020. Следовательно, шестимесячный срок для обращения к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа истек 25.04.2020 года и 10.08.2020 года соответственно.30.04.2020 мировым судьей судебного участка №26 Ленинского судебного района г. Самары вынесен судебный приказ № 2а-1263/2020 о взыскании с Зенкина К.В. задолженности по транспортному налогу в размере 57 060 руб., пени в размере 4 717,82 руб. за 2018 год, задолженности по налогу на имущество физических лиц в размере 27 989 руб., пени в размере 126,04 руб. за 2018 год.

17.07.2020 определением мирового судьи судебного участка № 26 Ленинского судебного района г. Самары указанный судебный приказ № 2а-1263/2020 от 30.04.2020 отменен в связи с поступившими возражениями ответчика относительно его исполнения (л.д.7). Следовательно, срок для обращения в суд с данным административным исковым заявлением истек 17.01.2021 года.

Административное исковое заявление согласно штампу на почтовом конверте подано в суд 29.01.2021 года.

Таким образом, налоговым органом нарушен шестимесячный срок для обращения в суд с административным исковым заявлением.

Административным истцом указанное обстоятельство не оспаривается, заявлено ходатайство о восстановлении процессуального срока на обращение в суд с данным административным исковым заявлением по причине администрирования большого количества заявлений на взыскание задолженности по налогам с физических лиц, а также сбором необходимого пакета документов для обращения в суд.

Указанные обстоятельства суд не находит уважительными ввиду следующего.

Под уважительными должны пониматься любые причины, которые действительно или с большой долей вероятности могли повлиять на возможность лица совершить соответствующее процессуальное действие.

Установление временных пределов осуществления мер государственного принуждения, как неоднократно отмечал Конституционный Суд Российской Федерации, направлено на защиту таких конституционных ценностей, как стабильность и определенность публичных правоотношений, обеспечение стабильности условий хозяйствования, поддержание баланса публичных интересов государства и частных интересов субъектов гражданско-правовых отношений (постановления от 27 апреля 2001 года N 7-П, от 10 апреля 2003 года N 5-П, от 14 июля 2005 года N 9-П; определение от 21 апреля 2005 года N 191-О).

В пункте 3 Определения N 381-О-П от 8 февраля 2007 года Конституционный Суд Российской Федерации указал, что установление в качестве одного из элементов налогообложения срока уплаты налога (пункт 1 статьи 17 Налогового кодекса Российской Федерации) предполагает его обязательность для обеих сторон налогового правоотношения (публично-правового образования и налогоплательщика), направлено на обеспечение справедливого баланса публичных и частных интересов. Поэтому допущение не ограниченного временными рамками принудительного погашения задолженности по налогам и сборам вступает в противоречие с конституционными принципами, лежащими в основе правового регулирования отношений в области государственного принуждения и исполнения имущественных обязанностей.

В Налоговом кодексе Российской Федерации содержатся общие положения, устанавливающие сроки реализации прав налоговых органов, которые подлежат применению.

Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, Налоговый кодекс Российской Федерации исчерпывающим образом определяет правила исполнения обязанности по уплате налогов и сборов, механизмы ее принудительного исполнения, порядок принятия решений налоговым органом, их обжалования и отмены, в том числе в связи с возникновением у физического лица недоимки при уплате транспортного налога. Принудительное взыскание налога с физического лица по общему правилу возможно лишь в судебном порядке, в течение ограниченных сроков, установленных законодательством (пункт 2 статьи 48). Налоговый кодекс Российской Федерации, определяя порядок принудительного взыскания налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица, устанавливает шестимесячный срок на заявление налоговым органом соответствующего требования в суд после отмены судебного приказа в отношении данного налогоплательщика, а также порядок и основания восстановления срока, пропущенного налоговым органом. При этом срок на обращение в суд с заявлением о выдаче судебного приказа, выносимого по бесспорным требованиям, также урегулирован Налоговым кодексом Российской Федерации. Данный срок может быть восстановлен по ходатайству налогового органа при наличии уважительной причины. Рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве (пункты 1 - 3 статьи 48). Нормы Налогового кодекса Российской Федерации не предполагают возможности бессрочного взыскания с налогоплательщика налоговой задолженности, направлены на установление надлежащего механизма реализации налогоплательщиками налоговой обязанности (определения N 12-О и N 20-О от 30 января 2020 года).

В соответствии с подпунктами 1, 2 пункта 1 статьи 32 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые органы обязаны соблюдать законодательство о налогах и сборах; осуществлять контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов.

Пунктом 3 статьи 35 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что за неправомерные действия или бездействие должностные лица и другие работники органов, указанных в пункте 1 настоящей статьи, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

С учетом изложенного, большая загруженность в работе инспекции и сбор необходимого пакета документов для обращения в суд не являются основанием для восстановления срока обращения в суд с административным иском, поскольку указанные обстоятельства носят организационный характер и потому не могут быть признаны уважительными причинами.

Каких-либо причин, объективно препятствующих административному истцу своевременно обратиться с административным иском, не установлено.

Пропуск срока на обращение в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении заявления (ч.8 ст.219 КАС РФ).

Согласно ч.5 ст.180 КАС РФ в случае отказа в удовлетворении административного иска в связи с пропуском срока обращения в суд без уважительной причины и невозможностью восстановить пропущенный срок в предусмотренных настоящим Кодексом случаях в мотивировочной части решения суда может быть указано только на установление судом данных обстоятельств.

При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу, что требование МИФНС России №18 по Самарской области о взыскании с Зенкина К.В. задолженности по пени по транспортному налогу за 2015-2018 гг. в размере 4 717,82 руб. удовлетворению не подлежит в связи с пропуском без уважительных причин срока на обращение в суд с административным иском.

На оснрвании изложенного, руководствуясь ст.ст.175, 178-180, 293 КАС РФ, суд

решил:

В удовлетворении административного искового заявления МИФНС России № 18 по Самарской области о взыскании с Зенкина Константина Владимировича задолженности по пени по транспортному налогу за 2015-2018 гг. в размере 4 717,82 руб. – отказать.

Настоящее решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Самарского областного суда через Ленинский районный суд г. Самары в течение 15 дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.

Судья            (подпись)                 А.И. Иванова

Копия верна: судья

Мотивированное решение изготовлено 26.04.2021.

2а-1001/2021 ~ М-277/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
МИФНС России № 18 по Самарской области
Ответчики
Зенкин К.В.
Суд
Ленинский районный суд г. Самары
Судья
Иванова А. И.
Дело на странице суда
leninsky--sam.sudrf.ru
01.02.2021Регистрация административного искового заявления
02.02.2021Передача материалов судье
04.02.2021Решение вопроса о принятии к производству
04.02.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
04.02.2021Опр. о рассмотрении дела в порядке упрощенного производства
26.04.2021Принятие решения в порядке упрощенного (письменного) производства
26.04.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
05.05.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее