Дело № 2а-6513/2020-31
10RS0011-01-2020-012718-73
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
30 октября 2020 года г. Петрозаводск
Петрозаводский городской суд Республики Карелия в составе председательствующего судьи Тарабриной Н.Н. при секретаре Паласеловой О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Прокурора Прионежского района, поданному в защиту прав, свобод неопределенного круга лиц и интересов Российской Федерации, о признании информации, размещенной в информационно-коммуникационной сети «Интернет» информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Прионежского района обратился в Петрозаводский городской суд РК с административным исковым заявлением в защиту интересов неопределенного круга лиц о признании сайта в информационно-коммуникационной сети «Интернет» с URL-адресом: https://mos.oformit-medspravki.com информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Помощник прокурора Прионежского района РК Накрошаева М.А. в ходе рассмотрения дела на требованиях настаивала.
Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций в лице Управления Роскомнадзора по Республике Карелия, извещенная о месте и времени слушания дела, своего представителя в суд не направила, представила письменный отзыв.
Заслушав административного истца, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Регулируемые Законом № 149-ФЗ общественные отношения, связанные с ограничением и запрещением доступа к информации в силу взаимосвязанных положений пп. 17, 18 ст. 2, ч. 1, п. 4 ч. 3 ст. 5, ч. 6 ст. 10, ст. 15.1 Закона № 149-ФЗ, как не основанные на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников, предполагающие реализацию публично-властных полномочий по исполнению и применению законов и подзаконных актов по отношению к лицам, обладающим, производящим, распространяющим (в том числе, владельцам сайтов), ищущим и получающим информацию, а равно содействующим им в этом (в том числе, провайдерам хостингов и оператор связи, оказывающий услуги по предоставлению доступа к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет») являются объектом регулирования публичных правоотношений, в связи с чем вопрос о признании информации распространение которой в Российской Федерации запрещено, подлежит рассмотрению в порядке, предусмотренном Кодексом административного судопроизводства РФ.
В соответствие с взаимосвязанными положениями ч. 2 ст. 17, ч. 4 ст. 29 Конституции РФ право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом неотчуждаемо и принадлежит каждому от рождения.
В силу п. 5 ст. 15 ФЗ от 27.07.2006 года N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.
В соответствие с п. 1 ч. 1 ст. 1, п. 1 ст. 3 ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее – Закон № 149-ФЗ) указанным Федеральным законом регулируются отношения, возникающие при осуществлении права на поиск, получение, передачу, производство и распространение информации, правовое регулирование которых основывается на принципах свободы поиска, получения, передачи, производства и распространения информации любым законным способом.
Согласно ст.ст. 5,18,78 Федерального закона РФ от 21.11.2011 № 323- ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" государство обеспечивает гражданам охрану здоровья независимо от пола, расы, возраста, национальности, языка, наличия заболеваний, состояний, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и от других обстоятельств; каждый имеет право на охрану здоровья. Право на охрану здоровья обеспечивается охраной окружающей среды, созданием безопасных условий труда, благоприятных условий труда, быта, отдыха, воспитания и обучения граждан, производством и реализацией продуктов питания соответствующего качества, качественных, безопасных и доступных лекарственных препаратов, а также оказанием доступной и качественной медицинской помощи; медицинская организация имеет право выдавать медицинские заключения, справки, рецепты на лекарственные препараты и медицинские изделия на бумажном носителе и (или) с согласия пациента или его законного представителя в форме электронных документов с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи медицинского работника в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти; выдавать листки нетрудоспособности в порядке, установленном в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития России №441н от 02.05.2012 года утвержден Порядок выдачи медицинскими организациями справок и медицинских заключений (далее - Порядок), согласно которому, справки и медицинские заключения выдаются гражданам при их личном обращении за получением указанных документов в медицинскую организацию.
В соответствии с п.п. 7,8 Порядка справки выдаются лечащим врачом или другими врачами-специалистами, принимающими непосредственное участие в медицинском обследовании и лечении гражданина, на основании записей в медицинской документации гражданина либо по результатам медицинского обследования в случаях, если проведение такого обследования необходимо.
Фельдшер, акушерка вправе выдавать справки в случае возложения на них в установленном порядке отдельных функций лечащего врача по непосредственному оказанию медицинской помощи пациенту в период наблюдения за ним и его лечения, в том числе по назначению и применению лекарственных препаратов, включая наркотические лекарственные препараты и психотропные лекарственные препараты, при организации оказания первичной медико-санитарной помощи и скорой медицинской помощи.
Проведенной прокуратурой Прионежского района проверкой установлено, что на интернет странице с URL-адресом https://mos.oformit-medspravki.com в информационно-коммуникационной сети Интернет размещена информация об оказании услуг по приобретению медицинских справок для получения и замены в органах ГИБДД МВД России водительского удостоверения, в том числе указана стоимость медицинских документов, порядок их приобретения, гарантируются предоставление оригинальных бланков медицинских документов, а также указан контактный номер телефона, с помощью которого можно осуществить заказ.
Таким образом, сайт содержит сведения, пропагандирующие такие противоправные действия, как подделка медицинских документов, их дальнейшая реализация и использование.
Данная информация фактически способствует совершению уголовно наказуемых деяний, посягающих на авторитет государственной власти, нарушает установленный порядок создания, приобретения и оборота документов, таких как незаконное приобретение или сбыт официальных документов, а также подделка, изготовление или сбыт поддельных документов, государственных наград, штампов, печатей, бланков в целях их использования, ответственность за которые предусмотрена ст.ст. 324 и 327 Уголовного кодекса Российской Федерации.
Нахождение в открытом доступе в сети «Интернет» информации о приобретении медицинских документов за плату нарушает публичные интересы Российской Федерации и права неопределенного круга лиц в сфере предоставления медицинской помощи.
В целях установления правообладателя сайта https://mos.oformit-medspravki.com проведен мониторинг whois-сервисов (https://danesconames.com, https://2ip.ru, https://whois-service.ru) и установлены регистраторы сайта (https://mos.oformit-medspravki.com) – Cloudflare.Inc, страна США, однако установить его место нахождения, а также установить администратора (владельца) сайта и его место нахождения не представилось возможным, так как на указанных сервисах имеется лишь информация о стране регистратора (США), информация о каком-либо представительстве территории Российской Федерации отсутствует.
В силу ст. 15.1 Закона № 149-ФЗ в целях ограничения доступа к сайтам в сети "Интернет", содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено"; создание, формирование и ведение реестра осуществляются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии с п.3 Постановления Правительства РФ от 26.10.2012 N 1101 "О единой автоматизированной информационной системе "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено" формирование и ведение единого реестра осуществляются Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций и оператором реестра - организацией, зарегистрированной на территории Российской Федерации, которая может привлекаться к формированию и ведению единого реестра в соответствии с критериями, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Полномочия по созданию, формированию и ведению единого реестра отнесены к компетенции Роскомнадзора в соответствии с п.5.1.7 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, утвержденного постановление Правительства Российской Федерации от 16.03.2009 № 228.
Учитывая изложенное, суд полагает необходимым признать информацию, распространяемую посредством сети «Интернет», размещенную в информационно-коммуникационной сети «Интернет» на странице https://mos.oformit-medspravki.com информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено, решение суда направить в Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций для включения указателя интернет страницы с URL-адресом: https://mos.oformit-medspravki.com в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 227, 228, 295-298 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Административный иск удовлетворить.
Признать информацию, распространяемую посредством сети «Интернет», размещенную в информационно-коммуникационной сети «Интернет» на странице с URL-адресом: https://mos.oformit-medspravki.com информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Решение суда направить в Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций для включения указателя интернет страницы с URL-адресом: https://mos.oformit-medspravki.com в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Решение может быть обжаловано через Петрозаводский городской суд Республики Карелия:
– в апелляционном порядке – в Верховный Суд Республики Карелия в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме;
– в кассационном порядке – в Третий кассационный суд общей юрисдикции в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу при условии, что ранее решение было предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции.
Судья Н.Н. Тарабрина
Мотивированное решение
изготовлено 05.11.2020.